Темы статей
Выбрать темы

Вопросы компенсации среднего заработка призванным работникам

Левичев Александр, заведующий сектором контроля учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, Харьковской объединенной государственной финансовой инспекции
В связи с принятием Порядка выплаты компенсации предприятиям, учреждениям, организациям в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву в ходе мобилизации, на особый период, просим ответить на такие вопросы:
1. Какую информацию нужно указать в графе «Наименование военного комиссариата, дата и номер приказа о призыве, увольнении» Отчета о фактических расходах на выплату среднего заработка работникам, призванным на военную службу по призыву в ходе мобилизации, на особый период, если в 2014 году в военных комиссариатах не были изданы приказы о призыве?
2. За счет каких средств следует производить расходы на выплату среднего заработка работнику во время прохождения им медосмотра и уточнения учетных данных?
3. Как согласовать Отчет с военным комиссариатом, если этот комиссариат находится в другом городе?
4. Какие могут быть последствия несвоевременной подачи Отчета?
5. Что делать со средствами, которые уже запланированы на выплату заработной платы и ЕСВ призванным работникам?

Прежде всего напомним, что 17.03.2015 г. вступил в силу Порядок выплаты компенсации предприятиям, учреждениям, организациям в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву в ходе мобилизации, на особый период, утвержденный постановлением КМУ от 04.03.2015 г. № 105 (далее — Порядок № 105) (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 13, с. 5). Этим Порядком определен механизм компенсации работодателям расходов на выплату среднего заработка, сохраненного за мобилизованными работниками. Компенсация среднего заработка согласно требованиям указанного Порядка производится за счет средств государственного бюджета. Главным распорядителем при этом является Минсоцполитики.

Де-юре до 17.03.2015 г., т. е. до даты вступления в силу Порядка № 105, оснований для проведения компенсаций из госбюджета нет.

Де-факто в госбюджете текущего года средства на выплату компенсации заложены на весь год и управления труда и социальной защиты населения принимают отчеты и за январь — март 2015 года и проводят компенсацию выплат.

Отметим, что компенсации подлежит только средний заработок работника, рассчитанный в соответствии с требованиями Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100. ЕСВ, НДФЛ и военный сбор с таких выплат не взимается.

Также с принятием Порядка № 105 у многих работодателей возник вопрос: следует сначала выплатить средний заработок мобилизованному работнику, а затем ожидать компенсацию и восстанавливать свои расходы либо же необходимо дождаться компенсации, а затем за ее счет осуществить выплату среднего заработка?

Порядок не дает четкого ответа на этот вопрос.

Так, если читать п. 3 Порядка № 105Бюджетные средства направляются предприятиям, учреждениям, организациям на компенсацию расходов на выплату среднего заработка работникам...»), то кажется, что речь идет именно о компенсации. То есть расходы на выплату среднего заработка должны быть произведены, а затем компенсированы.

В то же время исходя из п. 6 Порядка № 105Выплата компенсации производится предприятиями, учреждениями, организациями в сроки, определенные ст. 115 Кодекса законов о труде Украины.») выплатить компенсацию можно и после ее получения, соблюдая сроки, установленные ст. 115 КЗоТ.

Так, в этой статье, в частности, определено, что заработная плата выплачивается не реже двух раз в месяц через промежуток времени, не превышающий 16 календарных дней, и не позже 7 дней по окончании периода, за который осуществляется выплата.

Поэтому в такие сроки можно вложиться и после получения компенсации.

Будем надеяться, что Минсоцполитики в ближайшее время предоставит разъяснение относительно того какой же из этих вариантов правильный.

Теперь ответим на вопросы читателя по порядку.

1. В соответствии с п. 4 Порядка № 105 для выплаты компенсации предприятие, учреждение или организация подает ежемесячно до 15-го числа органу социальной защиты населения Отчет о фактических расходах на выплату среднего заработка работникам, призванным на военную службу по призыву в ходе мобилизации, на особый период (далее — Отчет), согласно приложению 1, согласованный районным (городским) военным комиссариатом, осуществлявшим призыв работника на военную службу, в части подтверждения призыва и прохождения военной службы, для представления до 19-го числа их копий, а также сводных отчетов о фактических расходах на выплату среднего заработка работникам, призванным на военную службу по призыву в ходе мобилизации, на особый период, согласно приложению 2 структурным подразделениям социальной защиты населения.

Действительно, форма Отчета, приведенная в приложении 1 к Порядку № 105, предусматривает заполнение графы «Наименования военного комиссариата, дата и номер приказа о призыве, увольнении».

Если же такие приказы не были изданы в 2014 году, а работник после мобилизации продолжает служить, то составить данные приказы «задним числом», конечно, нельзя. В военном билете таких работников указана информация о приказе о прибытии в воинскую часть, и такие данные получить, когда лицо уже несет службу, достаточно сложно.

Поэтому в данном случае считаем целесообразным обратиться в письменном виде в соответствующее управление труда и социальной защиты населения по поводу информации о лицах, относительно которых не были составлены приказы в 2014 году, и приложить списки таких лиц.

2. Расходы на выплату среднего заработка работникам при прохождении ими медосмотра и уточнении учетных данных следует проводить в соответствии с Инструкцией об условиях выплаты денежного обеспечения и поощрения военнообязанных и резервистов, утвержденной приказом Министра обороны Украины от 12.03.2007 г. № 80 (далее — Инструкция № 80).

Так, согласно п. 7 этой Инструкции за военнообязанными, призванными на сборы, сохраняются на весь период сборов, включая время проезда к месту их проведения и обратно, место работы, занимаемая должность и средний заработок как на основной работе, так и на работах по совместительству.

Указанные лица не подлежат увольнению с работы по инициативе собственника или уполномоченного им органа независимо от подчиненности и форм собственности со дня получения повестки о призыве и до возвращения, кроме случаев ликвидации учреждения, предприятия, организации и т. п., где они работали.

Предприятия, учреждения и организации для покрытия расходов на выплату средней заработной платы военнообязанным, призванным на сборы, подают в районный военный комиссариат, где находятся на учете военнообязанные, счета, которые акцептуются и передаются в областной военный комиссариат для оплаты. Возмещению подлежат все расходы, связанные с выплатой среднего заработка (в том числе и единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование) (п. 12 Инструкции № 80).

Таким образом, время от призыва (прохождения медосмотра, уточнения учетных данных и т. п.) до непосредственной службы оплачивается работнику военным комиссариатом в соответствии с Инструкцией № 80, а время службы в 2015 году — органом соцзащиты населения согласно Порядку № 105.

3. В соответствии с п. 4 Порядка № 105 Отчет необходимо согласовать с районным (городским) военным комиссариатом, осуществлявшим призыв работника на военную службу, в части подтверждения призыва и прохождения военной службы.

Действительно, могут иметь место случаи, когда работник работает в одном населенном пункте, а прописан и соответственно призван на службу — в другом. Такая ситуация возможна и в разных областях, где расстояния между местом работы и местом призыва очень большие.

Ответа на вопрос, как при этом согласовать Отчет, Порядок № 105 нам не дает.

Поэтому считаем, что в таком случае целесообразно будет направить Отчет на согласование комиссариату заказным письмом. Командировать ради этого работника в другую местность — довольно дорогое удовольствие, приводящее к неэффективному и излишнему расходованию бюджетных средств.

Не забывайте, что сроки подачи Отчета в орган соцзащиты населения — ежемесячно до 15-го числа.

Поэтому все это следует осуществить заранее.

4. Как мы уже отмечали, для выплаты компенсации предприятие, учреждение или организация подают ежемесячно до 15-го числа органу соцзащиты населения Отчет.

Если в учреждении принято решение сначала производить выплаты за счет собственных средств, а затем восстанавливать расходы за счет полученного возмещения, ситуация будет такова — учреждение произведет расходы, но начислить дебиторскую задолженность органу соцзащиты населения не будет оснований, ведь Отчет еще не подан по вине самого учреждения.

В случае же если в учреждении принято решение производить выплаты только после получения средств от органа соцзащиты населения, призванные работники вообще не получат надлежащих им выплат.

Руководителем учреждения должно быть определено лицо, ответственное за своевременную подачу Отчета. Поэтому в случае, если он не подан в срок, именно это лицо должно отвечать за последствия.

5. Как уже стало понятно, выплаты призванным работникам в 2015 году производятся за счет средств государственного бюджета через органы соцзащиты населения. То есть расходование средств бюджетных учреждений на выплату среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву в ходе мобилизации, на особый период, является незаконным. Средства на указанные цели не должны планироваться в сметах бюджетных учреждений.

Напомним: в соответствии с п. 20 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228, при определении объемов расходов бюджета и/или предоставлении кредитов из бюджета распорядителей низшего уровня главные распорядители должны учитывать объективную потребность в средствах каждого учреждения исходя из его основных производственных показателей и контингентов, которые устанавливаются для учреждений, объема выполняемой работы, штатной численности, необходимости погашения дебиторской и кредиторской задолженности и реализации отдельных программ и намеченных мероприятий по сокращению расходов в плановом периоде.

Однако на сегодняшний день сложилась такая ситуация, что средства на выплату зарплаты призванным работникам уже были запланированы в сметах на 2015 год по КЭКР 2111 «Заработная плата». Кроме того, были запланированы средства на уплату ЕСВ по КЭКР 2120 «Начисления на оплату труда».

Поэтому такие расходы в 2015 году подлежат сокращению.

Если в январе — марте 2015 года расходы на выплату среднего заработка призывников уже произведены за счет средств бюджетного учреждения, то после получения возмещения от органа соцзащиты населения их нужно восстановить и вернуть в бюджет, из которого такое учреждение финансируется. Остальные же запланированные средства (за период апрель — декабрь 2015 года) по КЭКР 2111 и 2120 следует сократить.

Не нужно думать, что эти средства останутся и создадут экономию фонда оплаты труда. Такая экономия будет искусственной и все равно будет сокращена при проведении ревизии специалистами Госфининспекции.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше