Давайте сначала уточним, какие именно платные услуги по повышению квалификации и кому могут предоставлять учебные заведения государственной и коммунальной форм собственности.
Так, в соответствии с п.п. 3 п. 1 Перечня платных услуг, которые могут предоставляться учебными заведениями, другими учреждениями и заведениями системы образования, относящимися к государственной и коммунальной форме собственности, утвержденного постановлением КМУ от 27.08.2010 г. № 796, учебные заведения могут предоставлять такие виды платных услуг, как подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров, обучение для получения гражданами последипломного образования сверх государственного заказа в пределах лицензионного объема.
При этом формирование и размещение государственного заказа регулирует Закон Украины «О формировании и размещении государственного заказа на подготовку специалистов, научных, научно-педагогических и рабочих кадров, повышение квалификации и переподготовку кадров» от 20.11.2012 г. № 5499-VI.
Исходя из ст. 1 этого Закона, государственный заказ на подготовку специалистов, научных, научно-педагогических и рабочих кадров, повышение квалификации и переподготовку кадров — это способ государственного регулирования удовлетворения потребностей экономики и общества в квалифицированных кадрах, повышения образовательного и научного потенциала нации, обеспечения конституционного права граждан на получение образования в соответствии с их призваниями, интересами и способностями.
Порядок формирования государственного заказа утверждается Кабмином. На сегодняшний день действует Порядок формирования государственного заказа на подготовку специалистов, научных, научно-педагогических и рабочих кадров, повышение квалификации и переподготовку кадров, утвержденный постановлением КМУ от 15.04.2013 г. № 306.
В соответствии с п. 2 этого Порядка государственный заказ формируется Минэкономразвития по представлению МОН и других государственных заказчиков с учетом среднесрочного прогноза потребности в специалистах и рабочих кадрах на рынке труда и объемов расходов государственного бюджета на указанные цели.
Так, например, объемы государственного заказа на подготовку специалистов, научных, научно-педагогических и рабочих кадров, на повышение квалификации и переподготовку кадров для государственных нужд в 2014 году утверждены постановлением КМУ от 11.06.2014 г. № 212.
В этом документе указаны объемы государственного заказа на повышение квалификации и переподготовку кадров на 2014 год.
При этом государственными заказчиками повышения квалификации являются государственные органы и министерства, в частности, Государственное управление делами, Верховный Суд Украины, Генеральная прокуратура Украины, Минэкономразвития, МОН, Минздрав и т. п.
То есть государственный заказ касается только кадров, работающих в этих государственных органах и подчиненных им бюджетных учреждениях.
В связи с этим проверяющие правы, ведь специалисты, которые направлялись с различных предприятий негосударственной формы собственности и частных предприятий, не подпадают под государственный заказ и, соответственно, должны были проходить обучение за плату.
Плата за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями согласно их основной деятельности, в соответствии с п. 4 ст. 13 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI относится к первой подгруппе первой группы собственных поступлений бюджетных учреждений.
Расходовать средства этой подгруппы можно на покрытие расходов, связанных с организацией и предоставлением услуг.