Темы статей
Выбрать темы

Анализ ключевых изменений в сфере государственных закупок

Дуброва Ярослава, главный специалист отдела операционного аудита Управления операционного анализа Департамента внутреннего финансового контроля и аудита исполнительного органа Киевского городского совета (Киевской городской государственной администрации)
Этот материал является комментарием к Закону Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины в сфере государственных закупок относительно приведения их в соответствие с международными стандартами и принятия мер по преодолению коррупции» от 15.09.2015 г. № 679-VIII (см. с. 4).

С 30 сентября этого года госзакупочное сообщество живет по-новому, ведь с этого дня вступил в силу Закон № 679. Этим Законом, среди прочего, внесены изменения в законы № 1197 и 4851.

Одним из самых актуальных вопросов для многих заказчиков, начавших процедуры закупок до 30.09.2015 г., был такой: каким образом продолжать/завершать торги, начатые до этой даты? Какой редакцией Закона № 1197 руководствоваться — предыдущей или с учетом изменений, внесенных Законом № 679?

Почему-то такой вопрос возникает в госзакупочном сообществе постоянно, как только мы получаем новые существенные изменения к Закону № 1197 (ср. ). При этом каждый раз мнения участников сообщества (как заказчиков и консультантов, так и контролеров) отличаются. Итак, разбираемся в этой ситуации.

Так, в п. 1 разд. ІІ «Заключительные и переходные положения» Закона № 679 определено следующее: этот Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования, кроме абз. 3 и 4 п.п. 11 п. 1 разд. I данного Закона, которые вступают в силу с момента начала функционирования Единого государственного реестра лиц, совершивших коррупционные или связанные с коррупцией правонарушения.

Поскольку Закон № 679 был официально опубликован в газете «Голос України» от 29.09.2015 г. № 180, то осуществление государственных закупок в порядке, установленном этим Законом, начинается со дня его вступления в силу, т. е. с 30.09.2015 г.

Конституцией Украины (ст. 58) предусмотрено: законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица. При этом согласно решению Конституционного Суда Украины от 09.02.99 г. № 1-рп/99 предоставление обратного действия во времени нормативно-правовым актам может быть предусмотрено путем прямого указания об этом в законе или в другом нормативно-правовом акте.

Следовательно, учитывая то, что в Законе № 679 нет такого указания, делаем вывод: его действие не распространяется на правоотношения субъектов сферы государственных закупок, возникшие до 30.09.2015 г.

Одновременно следует заметить: п. 3 разд. ІІ «Заключительные и переходные положения» Закона № 679 предусмотрено, что Кабмин в трехмесячный срок со дня вступления в силу этого Закона должен привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с этим Законом, а также обеспечить приведение министерствами, другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов в соответствие с Законом № 679 и обеспечить принятие нормативно-правовых актов, необходимых для реализации положений этого Закона. Следовательно, если нормативно-правовые акты будут противоречить требованиям Закона № 1197, то необходимо руководствоваться нормами данного Закона и ожидать, пока Кабмин и Минэкономразвития устранят такие противоречия.

Дальше проанализируем ключевые госзакупочные новации Закона № 679.

Увеличены стоимостные пороги применения процедур госзакупок

Законодателем увеличены пороги как для заказчиков в понимании Закона № 1197, так и для заказчиков согласно Закону № 4851.

Так, если раньше Закон № 1197 применялся в случае ожидаемой стоимости закупки товаров (услуг) в сумме 100 тыс. грн. (без НДС), а работ — 1 млн грн. (без НДС), то в настоящее время для товаров (услуг) порог применения Закона № 1197 составляет 200 тыс. грн., а для работ — 1,5 млн грн.

Внимание! Измененный стоимостный предел включает сумму НДС, т. е. 200 тыс. грн. — это стоимость предмета закупки с учетом НДС.

Раньше стоимостный порог применения Закона № 1197 не включал НДС.

Одновременно увеличен порог для проведения такой процедуры, как запрос ценовых предложений: с 300 тыс. грн. (с НДС) до 500 тыс. грн. (с НДС). Как видите, новый порог для применения этой процедуры закупки также определен с учетом НДС.

Кроме того, изменились пороги для обнародования заказчиком объявлений на английском языке. Для наглядности приведем их в таблице.

Объявления о проведении процедуры закупки и о результатах процедуры закупки

обязательно дополнительно обнародуются на веб-портале на английском языке,

если ожидаемая стоимость закупки превышает сумму, эквивалентную:

до 30.09.2015 г.

после 30.09.2015 г.

для товаров — 200 тыс. евро для услуг — 300 тыс. евро для работ — 500 тыс. евро

для товаров и услуг133 тыс. евро для работ5 млн 150 тыс. евро

Курс евро определяется согласно официальному курсу Национального банка Украины, установленному на день подачи объявления о проведении процедуры закупки для обнародования на веб-портале Уполномоченного органа

Как видим, для товаров и услуг порог уменьшился, а для работ в разы увеличился (больше чем в 10 раз!). Интересно, имеет ли такое изменение стоимости работ какое-либо отношение к цели Закона № 679, презентованной реформаторами госзакупочной сферы, в частности, к увеличению уровня конкуренции путем упрощения участия в процедурах закупки для бизнеса? Наверное, вопрос риторический для иностранного бизнеса. Поэтому нерезидентам, которые хотят приобщиться к госзакупкам в Украине в части закупки работ, посоветовали бы изучать украинский язык и мониторить информацию веб-портала Уполномоченного органа по вопросам государственных закупок — Минэкономразвития.

Также законодатель увеличил пороги и для закупок, которые полностью или частично осуществляются за счет бюджетных средств, проводимых заказчиками согласно Закону № 4851. А именно установлены такие стоимостные пределы:

для товаров и услуг 200 тыс. грн.;

для работ — 1,5 млн грн.

Предыдущий стоимостный порог для товаров (услуг) был на уровне 100 тыс. грн., а для работ — 1 млн грн. Указанные пороги, как и раньше, включают сумму НДС.

Как планировать закупки

Как раньше, так и теперь согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 1197 заказчики осуществляют закупку в соответствии с годовым планом. Однако требования, касающиеся обнародования годового плана, претерпели существенные изменения. Давайте сравним эти требования в таблице (см. с. 15).

Как видим, законодатель исключил норму о том, что годовой план состоит из основного плана, содержащего перечень закупок, по которым будут проводиться процедуры закупки, и приложения, в котором указываются закупки, которые будут осуществляться без проведения процедур закупки в соответствии с Законом № 1197.

Следует обратить внимание на то, что предыдущая редакция ч. 1 ст. 4 Закона № 1197 просуществовала недолго. Так, 12.09.2015 г. вступили в силу изменения в ч. 1 ст. 4 этого Закона, внесенные Законом Украины «Об открытости использования публичных средств» от 11.02.2015 г. № 183-VIII. В частности, в результате этих изменений с целью обеспечения доступа к информации об использовании публичных средств заказчиками торгов законодатель предусмотрел на уровне закона требование о том, что заказчик должен составлять приложение к годовому плану. И только заказчики начали с 12 сентября анализировать вопрос: как, где, когда им стоит обнародовать приложение к годовому плану, как вот вам сюрприз: нардепы уже через три дня, а именно 15 сентября, благодаря Закону № 679 голосуют за исключение указанного требования из Закона № 1197.

Статья 4. Планирование закупок и другие предпосылки осуществления процедур закупок

до 30.09.2015 г.

после 30.09.2015 г.

1. Закупка осуществляется в соответствии с годовым планом, составленным по форме, утвержденной уполномоченным органом. Годовой план состоит из основного плана, содержащего перечень закупок, по которым будут проводиться процедуры закупки, и из приложения, в котором указываются закупки, которые будут осуществляться без проведения процедур закупки в соответствии с законом. Годовой план, изменения к нему направляются органам, осуществляющим казначейское обслуживание бюджетных средств, или обслуживающему банку по месту обслуживания заказчика в течение 5 рабочих дней со дня их утверждения. 2. Годовой план, изменения к нему обязательно бесплатно обнародуются на веб-портале Уполномоченного органа по вопросам закупок в течение 5 рабочих дней со дня утверждения годового плана или изменений к нему. Годовой план и изменения к нему также обнародуются заказчиком на собственном веб-сайте или при его отсутствии на веб-сайте главного распорядителя бюджетных средств.

1. Закупка осуществляется в соответствии с годовым планом. Годовой план и изменения к нему бесплатно обнародуются на веб-портале Уполномоченного органа по вопросам закупок в течение 5 рабочих дней со дня утверждения годового плана или изменений к нему.

Одновременно заметим: требования к составлению заказчиками приложения к годовому плану как были, так и остались в приказе № 1106. Напомним, что те закупки, которые не подпадают у заказчика под применение Закона № 1197, в случае, если их ожидаемая стоимость ниже стоимостных порогов, установленных в ч. 1 ст. 2 данного Закона, заказчик должен отразить в приложении к годовому плану. Кстати, в приказе № 1106 предусмотрено, что приложение является неотъемлемой частью годового плана и составляется по форме годового плана закупок, осуществляемых без проведения процедур закупок.

При этом с учетом новаций годовой план и изменения к нему заказчик обнародует только на веб-портале Уполномоченного органа по вопросам закупок (Минэкономразвития) в течение 5 рабочих дней со дня утверждения годового плана или изменений к нему. Благодаря внесенным изменениям исключено требование об обнародовании годового плана и изменений к нему на собственном веб-сайте или, при его отсутствии, — на веб-сайте главного распорядителя бюджетных средств, как это было предусмотрено раньше.

Внимание! Годовой план, изменения к нему заказчики теперь не должны направлять Казначейству.

В связи с этим функции органов Государственной казначейской службы значительно сокращены. Так, казначейство до осуществления оплаты по договору о закупке проверяет наличие оригинала договора о закупке, предоставленного заказчиком, годового плана закупок и отчета о результатах проведения процедуры закупки, которые подтверждают проведение процедуры закупки, по результатам которой заключен договор о закупке. Что касается годового плана, то Казначейство только должно проверять наличие годового плана (а также отчета о результатах проведения процедуры закупки), с целью подтверждения проведения процедуры закупки, путем их просмотра на веб-портале Уполномоченного органа.

Функции Минэкономразвития сокращены

Благодаря Закону № 679 перечень функций и полномочий Минэкономразвития несколько сокращен, а именно:

1) отныне функции мониторинга государственных закупок будет осуществлять Государственная финансовая инспекция и ее органы на местах. В связи с этим Минэкономразвития не будет разрабатывать и утверждать порядок осуществления мониторинга закупок. Соответственно, полномочия по определению такого порядка возложены на Госфининспекцию.

Наряду с этими изменениями понятие «мониторинг» закупок изложено в новой редакции. Так, под мониторингом необходимо понимать анализ соблюдения заказчиком законодательства в сфере государственных закупок на всех стадиях процедуры закупки путем систематического наблюдения (в том числе с применением электронных средств) по информации, размещенной на официальном веб-портале Уполномоченного органа по вопросам закупок, или получения от заказчика соответствующей информации;

2) в настоящее время Минэкономразвития должно осуществлять подготовку и подачу в Кабмин и Счетную палату отчетов о состоянии закупок не ежеквартально, как это было предусмотрено предыдущей редакцией Закона № 1197, а за год.

Ключевые новации в обнародовании документов

Законом № 679 внесены изменения, касающиеся порядка обнародования некоторых документов о закупке. Рассмотрим самые существенные из них.

1. Объявление о проведении торгов

Законодатель изменил сроки подачи заказчиком для обнародования на веб-портале Уполномоченного органа объявления о проведении процедуры закупки.

При этом общие положения ст. 10 Закона № 1197 по этому вопросу остались неизменными (не позднее чем за 20 рабочих дней до дня раскрытия предложений конкурсных торгов или квалификационных предложений, если этим Законом для отдельных процедур закупки не установлен иной срок). Каких процедур закупки это касается?

В связи с этим напомним: Закон № 1197 для таких процедур, как двухступенчатые торги/предварительная квалификация, устанавливает срок подачи участниками предварительных предложений конкурсных торгов/квалификационных предложений не меньше чем 30 календарных дней со дня обнародования объявления о проведении торгов на веб-портале Уполномоченного органа.

Обратите внимание: законодателем увеличены сроки обнародования указанного объявления в случае, если объявление о проведении процедуры закупки обнародуется в соответствии с положениями ч. 4 ст. 10 Закона № 1197. Поэтому срок для подачи предложений конкурсных торгов при открытых торгах (предварительных предложений конкурсных торгов на первом этапе двухступенчатых торгов, квалификационных предложений в случае проведения процедуры предварительной квалификации) не может быть меньше 40 дней со дня обнародования объявления о проведении процедуры закупки.

То есть в случае если ожидаемая стоимость закупки превышает пределы, установленные Законом № 1197 для обнародования объявления о проведении торгов на английском языке (привлечение к торгам нерезидентов), заказчик должен обнародовать объявление о проведении процедуры закупки на веб-портале Уполномоченного органа не позднее чем за 40 календарных дней до дня раскрытия предложений конкурсных торгов (квалификационных предложений).

Одновременно обращаем внимание, что обновленным Законом № 1197 не предусмотрено право заказчика осуществлять сокращенную процедуру закупки в случае проведения двухступенчатых торгов или процедуры предварительной квалификации. Поэтому заказчикам следует готовиться к тому, что их торги растянутся во времени проведения.

2. Изменения к документации

Благодаря изменениям, внесенным в абз. 5 ч. 1 ст. 10 Закона № 1197, изменения в документацию конкурсных торгов, квалификационную документацию или запрос ценовых предложений и разъяснения к ним (в случае наличия) заказчик бесплатно подает для обнародования на веб-портале Уполномоченного органа в течение 1 рабочего дня со дня принятия решения об их внесении или предоставления разъяснений.

Раньше срок был таким: в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о внесении изменений, но не позднее чем за 7 календарных дней до даты раскрытия предложений конкурсных торгов или квалификационных предложений.

Таким образом, надеемся, что с порядком расчета срока подачи для обнародования изменений к документации вопросов не должно возникнуть, поскольку законодатель четко прописал измененную норму в ч. 1 ст. 10 Закона № 1197. Вместе с тем как рассчитать новый срок подачи и раскрытия предложений конкурсных торгов в случае, если заказчик вносит изменения в документацию конкурсных торгов, не совсем понятно.

Так, абз. 1 ч. 2 ст. 23 Закона № 1197 предусмотрено, что заказчик имеет право по собственной инициативе или по результатам обращений внести изменения в документацию конкурсных торгов, продлив срок подачи и раскрытия предложений конкурсных торгов не меньше чем на 7 рабочих дней со дня обнародования таких изменений на веб-портале Уполномоченного органа, и уведомить в письменном виде в течение 1 рабочего дня со дня принятия решения о внесении указанных изменений всех лиц, которым была выдана документация конкурсных торгов.

Учитывая указанные изменения, заказчик еще при принятии решения о внесении изменений в документацию на заседании конкурсного комитета должен заранее предусмотреть, когда же именно государственное предприятие «Внешторгиздат Украины» (далее — предприятие) обнародует такие изменения, т. е. вычислить каким-то образом день обнародования. Это нужно сделать заказчику для того, чтобы иметь возможность правильно рассчитать новый срок подачи и раскрытия предложений конкурсных торгов и принять соответствующее решение о его продлении.

Одновременно напомним: п. 9 Порядка № 743 предусмотрено, что предприятие обеспечивает обнародование на веб-портале поданной заказчиком информации для обнародования в течение 3 рабочих дней со следующего дня после предоставления заказчиком такой информации.

Следовательно, заранее определить, в какой же именно день из трех рабочих после получения от заказчика таких изменений предприятие их обнародует, нельзя. Как свидетельствует практика, в основном такие изменения обнародуют на третий рабочий день. Но не забываем, что указанная норма предоставляет право обнародовать изменения и в первый рабочий день после их получения.

Поэтому отныне членам конкурсного комитета придется быть еще и экстрасенсами!

В то же время есть еще один нюанс. Например, заказчик вносит изменения не в конце срока подачи предложений, когда для продления этого срока будет ориентироваться на день обнародования изменений, и действительно-таки, продлит предварительный срок подачи предложений, а, скажем, в начале или в середине предварительно установленного в документации срока. В этой ситуации, если отсчет 7 рабочих дней вести от дня обнародования изменений, то новый срок подачи и раскрытия предложений априори будет меньше предусмотренного Законом № 1197. Рассмотрим такую ситуацию на примере.

Пример. Объявление о проведении процедуры открытых торгов обнародовано 21.10.2015 г. Раскрытие конкурсных предложений назначено на 19.11.2015 г. Заказчик вносит изменения в конкурсную документацию 28 октября, а 29 октября подает такие изменения для обнародования. Эти изменения следует обнародовать не позже 3 ноября (в соответствии с требованиями Порядка № 743).

Если продлить срок подачи и раскрытия предложений конкурсных торгов на 7 полных рабочих дней, осуществляя отсчет от дня обнародования изменений к конкурсной документации, то новым сроком раскрытия предложений является:

03.11.2015 г. + 7 раб. дн. = 13.11.2015 г., т. е. раньше, чем изначально предусмотренный срок раскрытия (19.11.2015 г.).

Как следствие, имеем ситуацию несоблюдения требований абз. 1 ч. 3 ст. 21 Закона № 1197 в части сокращения срока подачи конкурсных предложений.

Справка. В соответствии с абз. 1 ч. 3 ст. 21 Закона № 1197 срок для подачи предложений конкурсных торгов не может быть меньше 20 рабочих дней со дня обнародования объявления о проведении процедуры открытых торгов на веб-портале Уполномоченного органа.

При этом заметим, что Закон № 1197 не содержит исключений относительно внесения изменений в тот или иной период закупки. То есть отсутствует право заказчиков не продлевать указанный срок в случае, если изменения вносятся в начале торгов или в середине, а при добавлении 7 рабочих дней до дня обнародования заказчик не выйдет за рамки начального дня раскрытия.

Поэтому, чтобы действовать в правовом поле, советуем заказчикам при внесении изменений в конкурсную документацию действовать так:

— во-первых, срок подачи и раскрытия предложений обязательно продлевать, однако не меньше чем на 7 рабочих дней со дня обнародования изменений на веб-портале Уполномоченного органа;

— во-вторых, продлевать указанный срок с учетом требований ч. 1 ст. 3 Закона № 1197 в части соблюдения принципов открытости и прозрачности на всех стадиях закупок, недискриминации участников, предотвращения коррупционных действий и злоупотреблений, и требований абз. 1 ч. 3 ст. 21 этого Закона.

Таким образом, в случае внесения изменений в документацию заказчик должен обеспечить участникам возможность подать предложения в срок не менее 27 рабочих дней со дня обнародования объявления о проведении торгов.

Интересно, что указанная новация вызывала особый интерес и разные точки зрения в госзакупочном сообществе. Поэтому ожидаем по этому поводу разъяснений Уполномоченного органа.

3. Изменения в запрос ценовых предложений

Также новацией Закона № 679 является то, что в настоящее время заказчик может внести изменения в запрос ценовых предложений (раньше такое право отсутствовало). Но и здесь при расчете нового срока подачи ценовых предложений заказчику следует быть внимательным.

Обратите внимание: в соответствии с абз. 13 ч. 2 ст. 36 Закона 1197 заказчик имеет право по собственной инициативе или по результатам обращений внести изменения в запрос ценовых предложений, продлив срок подачи и раскрытия ценовых предложений не меньше чем на 5 рабочих дней с даты обнародования таких изменений, и сообщить в течение 1 рабочего дня со дня принятия решения о внесении указанных изменений всем лицам, которым был направлен запрос ценовых предложений.

4. Протокол оценки предложений

Учитывая изменения, в настоящее время заказчики обязаны подавать для обнародования протокол оценки предложений конкурсных торгов (ценовых предложений), а также предоставлять участнику, предложение которого не акцептовано, письменный ответ с информацией о преимуществах победителя по сравнению с предложением неакцептованного участника, направившего обращение. Срок для обнародования — в течение 3 дней со дня принятия решения об определении победителя процедуры закупки.

5. Объявление о результатах процедуры закупки

Уточнен срок для обнародования объявления о результатах процедуры закупки — не позднее чем через 7 дней со дня заключения (незаключения) договора о закупке или принятия решения об отмене торгов (переговорной процедуры закупки) или признании их несостоявшимися.

Следовательно, в случае, если по каким-либо причинам договор закупки не был заключен, объявление о результатах процедуры закупки заказчик обнародует в общем порядке.

Другие изменения

Среди других изменений, внесенных Законом № 679, выделим следующие:

1) определено, какие ошибки в документации конкурсных торгов можно считать формальными (несущественными).

Так, формальными (несущественными) считаются ошибки, которые связаны с оформлением предложения конкурсных торгов и не влияют на содержание предложения, а именно: отсутствие нумерации страниц, подписей, печатей на отдельных документах, технические ошибки и описки.

При этом документация конкурсных торгов должна содержать описание и примеры формальных (несущественных) ошибок, допущение которых участниками не приведет к отклонению их предложений;

2) новым требованием является то, что участник, предложение которого отклонили, имеет право обратиться к заказчику с требованием предоставить информацию, дополнительную к той, которая указана в сообщении об отклонении, о причинах несоответствия его предложения условиям документации. В свою очередь, заказчик должен предоставить такой ответ этому участнику не позже чем через 5 календарных дней со дня поступления от него обращения.

Благодаря внесенным изменениям секретарь конкурсного комитета заказчика будет иметь еще больший объем заданий;

3) во время раскрытия предложений конкурсных торгов проверяется, объявляется наличие или отсутствие всех необходимых документов, предусмотренных документацией конкурсных торгов, а также объявляются наименование и местонахождение каждого участника, цена каждого предложения конкурсных торгов или части предмета закупки (лота). По требованию субъектов, указанных в ч. 2 ст. 27 Закона № 1197, заказчик обязан продемонстрировать содержание документа, содержащего информацию о цене, наличии или отсутствии всех необходимых документов, предусмотренных документацией конкурсных торгов.

Указанную информацию необходимо внести в протокол раскрытия предложений конкурсных торгов;

4) обновлены причины, по которым заказчик отменяет переговорную процедуру закупки ( ч. 5 ст. 39 Закона № 1197):

— если заказчик допустил нарушение порядка обнародования информации о применении переговорной процедуры закупки, определенного Законом № 1197, и/или нарушения, которые повлияли на объективность определения победителя процедуры закупки;

— невозможность устранения нарушений, возникших из-за выявленных нарушений законодательства по вопросам государственных закупок;

— отсутствие дальнейшей необходимости в закупке товаров, работ и услуг;

— сокращение расходов на осуществление закупки товаров, работ и услуг;

— неподписание участником договора о закупке в срок, установленный заказчиком в ходе проведения переговоров с участником (участниками) переговорной процедуры закупки.

Как и раньше, переговорная процедура закупки может быть отменена заказчиком частично (по лоту).

В этом материале мы обратили внимание на самые актуальные новации для госзакупщиков. Приведут ли принятые законодателями изменения к снижению уровня коррупции в сфере государственных закупок, на что постоянно указывали реформаторы этой сферы, очевидно, покажет время.

Нормативные документы

Закон № 679 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины в сфере государственных закупок относительно приведения их в соответствие с международными стандартами и принятия мер по преодолению коррупции» от 15.09.2015 г. № 679-VIII.

Закон № 1197 — Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 10.04.2014 г. № 1197-VII.

Закон № 4851 — Закон Украины «Об особенностях осуществления закупок в отдельных сферах хозяйственной деятельности» от 24.05.2012 г. № 4851-VI.

Приказ № 1106 — приказ Минэкономразвития «Об утверждении форм документов в сфере государственных закупок» от 15.09.2014 г. № 1106.

Порядок № 743 — Порядок размещения информации для обнародования на веб-портале Уполномоченного органа по вопросам государственных закупок, утвержденный приказом Минэкономразвития от 25.06.2014 г. № 743.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше