Темы статей
Выбрать темы

Место и роль системы дистанционного обслуживания в жизни бюджетного учреждения

Маловица Наталия, начальник управления — главный бухгалтер управления бухгалтерского учета операций по выполнению бюджетов Главного управления Государственной казначейской службы Украины в Харьковской области
Система казначейского обслуживания бюджетных средств и средств других клиентов играет ведущую роль в системе управления государственными финансами. Принципы и механизмы, лежащие в ее основе, являются эффективным инструментом государственного регулирования финансами страны.

История развития системы казначейского обслуживания — это, собственно, и есть история структурных изменений, происходивших в финансовой сфере за время развития государства.

Постепенно создавалась организационная структура органов Государственной казначейской службы, перераспределялись функции как между банковской и финансовой системами, так и между структурными подразделениями Министерства финансов Украины, местными финансовыми органами и органами казначейства. Казначейская служба вошла в систему электронных платежей Национального банка Украины, на казначейское обслуживание переведены распорядители и получатели средств государственного и местного бюджетов.

Однако современные тенденции развития требуют постоянного совершенствования. И казначейство не стоит на месте.

Настоящим прорывом в этом направлении было внедрение автоматизированной системы учета выполнения бюджетов — АС «Є-Казна», которая стала эффективным инструментом обслуживания доходной и расходной частей бюджетов и управления бюджетными средствами. На сегодняшний день созданы современная аппаратная платформа казначейства на базе сети Интернет, система телекоммуникаций на уровнях «район — область», «область — центр», многоуровневая система защиты информации, которая может обеспечить казначейское обслуживание средств бюджетов и других клиентов с учетом современных информационных технологий, особенностей экономического развития Украины и международных требований и стандартов.

В соответствии с Бюджетным кодексом Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI, ст. 18 Закона Украины «О центральных органах исполнительной власти» от 17.03.2011 г. № 3166-VI с целью определения стратегических целей и путей модернизации и для обеспечения гармоничного развития системы казначейского обслуживания разработана Стратегия развития Государственной казначейской службы Украины.

Одним из приоритетных направлений развития системы казначейства является внедрение электронного документооборота с применением электронно-цифровой подписи. И первым шагом на пути его реализации является внедрение системы дистанционного обслуживания с помощью программно-технического комплекса «Клиент Казначейства — Казначейство», которая предназначена для предоставления распорядителям, получателям бюджетных средств и другим клиентам удаленного доступа с помощью сети Интернет к информационным ресурсам ГКСУ для автоматизации процесса выполнения бюджетов всех уровней.

Что же дает система дистанционного обслуживания как для бюджетного учреждения в частности, так и для государства в целом? Каковы общие выгоды от ее внедрения? Чтобы узнать преимущества, необходимо определить возможные расходы, которые несет учреждение на бумажный документооборот, с точки зрения ресурсов, израсходованных на поддержание такого порядка, и предоставить руководству поле для размышлений.

Определить точные расходы для любого учреждения нереально — слишком много различных факторов и неопределенности. И все же для принятия управленческого решения, касающегося подключения к системе дистанционного обслуживания, такие расчеты полезны. Они помогут привыкнуть к мысли, что существующее положение вещей наносит реальные убытки не только бюджетному учреждению, но и государству в целом. А это, в свою очередь, позволит убедиться самому и доказать другим следующее: существующий порядок документооборота надо устранять, а не терпеть. Еще одна причина пытаться перевести эти расходы в денежное выражение заключается в том, что в наше время в бюджетной сфере, где считается каждая копейка, не важно, насколько убедителен список недостатков и преимуществ — здесь тон задают люди финансов, бухгалтерии и других «количественных» сфер деятельности. А они преимущественно принимают решения не на основе голых призывов, а на базе финансовой оценки. И не важно, насколько приблизительной будет эта оценка.

Рассмотрим некоторые расходы, которые несет бюджетное учреждение при бумажном документообороте, предоставляя и получая в органах казначейства документы, необходимые для обеспечения выполнения функций, возложенных государством. К ним можно отнести как средства на оплату проезда и средства, необходимые для печатания, так и рабочее время работников. В частности, поездка только одного работника в орган казначейства в городе Харькове обходится бюджетному учреждению от 5 до 10 грн., по Харьковской области эта цифра достигает 30 грн., а то и больше. А теперь посчитайте средства, которые вы расходуете на печать необходимого количества документов, и время, которое тратится на дорогу. Если вы хотите хотя бы приблизительно оценить список возможных расходов, укажите самое меньшее для вас значение по каждому пункту и добавьте упущенные факторы.

В системе органов казначейства создан современный, эффективный, доступный и безопасный механизм, который позволит оперативно получать необходимую и достоверную информацию каждому работнику бюджетной сферы, который привык ценить и бюджетные средства, и свое время при принятии управленческих решений. Эффективность очевидна. Для оперативного управления бюджетным процессом учреждение через защищенный канал связи будет получать информацию о движении средств в реальном режиме времени не только по регистрационным счетам, но и по счетам учета плановых показателей, финансовых обязательств и открытых ассигнований, оплачивать платежные поручения, проводить финансирование подотчетных учреждений и предоставлять изменения к плановым показателям. Возможность предоставления смет по системе дистанционного обслуживания клиентов позволит обеспечить оперативность реагирования распорядителями средств на изменение бюджетных назначений главным распорядителем и обеспечить тождественность этих показателей в отчетности. Получение информации о движении средств в электронном виде, в свою очередь, позволит автоматизировать процесс отражения данных в регистрах бухгалтерского учета.

Такая система сэкономит ресурсы и повысит эффективность работы и органов казначейства. Так, на сверку соответствия образцов подписей, приведенных в карточке с образцами подписей, подписям платежного поручения, предоставленного в бумажном виде, на проверку соответствия файлов платежных поручений, предоставленных на внешнем носителе информации, требованиям программного обеспечения, на сверку бумажной и электронной версий платежных поручений распорядителей (получателей) средств и других клиентов только при приеме и наложении электронно-цифровой подписи для оплаты их в системе электронных платежей, по управлению казначейской службы, которое проводит до 1000 платежных поручений в пределах операционного дня, ежедневно в среднем расходуется до 50 часов рабочего времени. Все эти операции может заменить электронно-цифровая подпись, которой завизировано платежное поручение клиента, направленное им по системе дистанционного обслуживания.

На сегодняшний день система реально работает и позволяет получать выписки в электронном виде в режиме on-line (по всем счетам) и оплачивать платежные поручения со счетов раздела 37. Комплекс на данный момент дорабатывается с целью подключения к работе счетов класса 9 и раздела 35 до конца 2015 года. По Харьковской области уже 61 учреждение заключило договоры на подключение, 4 учреждения получают выписки по счетам, 3 — проводят оплату.

Вся информация, необходимая для клиентов, о возможности и условиях подключения к ПТК «Клиент Казначейства — Казначейство» размещена в разделах «Электронные сервисы», «АЦСК» на сайте ГКСУ по адресу: http://www.treasury.gov.ua.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше