Темы статей
Выбрать темы

Методрекомендации по бухучету: ожидаемые изменения

Матвеева Виктория, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Минфин продолжает вносить изменения и дополнения в нормативно-правовые акты по бухгалтерскому учету. Итак, на этот раз очередь дошла до Методрекомендаций по бухучету. Указанные изменения утверждены приказом Минфина от 25.09.2015 г. № 840 (см. с. 4). В этом материале подробно рассмотрим эти изменения.

Недавно Минфин приказом № 664 внес изменения в некоторые НП(С)БУ, которые вступили в силу с 04.09.2015 г. С этим приказом и комментарием к нему можно ознакомиться в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 34.

Следует отметить, что после принятия этого приказа определенное время между измененными НП(С)БУ и Методрекомендациями по бухучету существовали некоторые противоречия. Конечно, вас волновал вопрос: какому из документов отдать предпочтение? Но мы предупреждали наших читателей о том, что в ближайшее время будут внесены соответствующие изменения в Методрекомендации по бухучету. Поэтому мы советовали: до внесения изменений в Методрекомендации по бухучету руководствоваться ими только в части, не противоречащей требованиям НП(С)БУ. И вот только теперь имеем приказ № 840, которым утверждены изменения к Методрекомендациям по бухучету.

Сразу успокоим вас, что каких-либо существенных изменений приказ № 840 не принес. Вообще он практически тождественен приказу № 664. Но это и вполне понятно, поскольку Методрекомендации идут как дополнительные документы к НП(С)БУ. Они подробнее объясняют порядок их применения и требования. Итак, дальше сделаем акценты на основных измененных нормах Методрекомендаций по бухучету.

Основные средства все-таки учитываем с копейками

Наверное, вы помните, какой шум поднялся по поводу того, что Минфин определил новый подход к учету объектов основных средств (далее — ОС). Имеется в виду требование, определенное в п. 7 разд. II НП(С)БУ 121, а именно:

«После первоначального признания объекта основных средств как актива его учет ведется по первоначальной стоимости.»

То есть, руководствуясь этим требованием, учет объектов ОС бюджетные учреждения должны вести в гривнях с копейками, а не в полных гривнях.

Знаем, что многие из вас сомневались в правильном толковании этого требования, ведь все давно привыкли к тому, что ОС учитываются в полных гривнях без копеек. Последняя надежда была на Методрекомендации ОС, где все-таки было предусмотрено требование о том, что учет ОС ведется в гривнях без копеек.

Но благодаря приказу № 840 это противоречие между НП(С)БУ 121 и Методрекомендациями ОС устранено. Поэтому, чтобы расставить все точки над «і» в этом вопросе, определим, как нужно выполнять это требование:

1) все расходы на приобретение ОС и малоценных необоротных материальных активов (далее — МНМА) учитываем на субсчетах 141 и 142. При вводе в эксплуатацию объектов ОС и МНМА стоимость, накопленную на субсчетах 141 и 142, в полной сумме относим на счета 10 и 11. Таким образом, первоначальная стоимость объектов ОС и МНМА формируется в гривнях с копейками;

2) требование относительно учета первоначальной стоимости в гривнях с копейками распространяется на все объекты необоротных активов, т. е. как на ОС, так и на прочие необоротные материальных активы, зачисляемые на счета 10 и 11;

3) учет объектов в гривнях с копейками касается не только формирования первоначальной стоимости ОС и МНМА, но и начисления амортизации, т. е. такие суммы исчисляем в гривнях с копейками. Поэтому при начислении амортизации за III квартал 2015 года определяем сумму в гривнях с копейками (т. е. не применяем хорошо известное правило округления до полных гривень);

4) такой же подход применяем при начислении амортизации на МНМА (в частности, на объекты, учитываемые на субсчетах 112 и 113).

Пример. Приобретена карта памяти micro SDHC 32Gb стоимостью 285 грн., которая подлежит зачислению на субсчет 113 «Малоценные необоротные материальные активы».

При вводе в эксплуатацию на такой объект МНМА начисляем амортизацию: 285 грн. х х 50 % = 142,50 грн.

В месяце списания его с баланса начисляем остальные 50 % амортизации, т. е. 142,50 грн.

Необоротные материальные активы специального назначения: объекты с особым статусом

Уточнен п. 3 разд. II Методрекомендаций ОС, в котором предусмотрено: каждому объекту ОС (кроме белья, постельных принадлежностей, одежды, обуви, библиотечных фондов, МНМА, материалов длительного использования) присваивается инвентарный номер. Раньше такое исключение из порядка присвоения инвентарных номеров касалось не только белья, постельных принадлежностей, одежды, обуви, библиотечных фондов, МНМА, материалов длительного использования, но и активов, имеющих специфическое назначение. В настоящее время упоминание о таких активах специфического назначения исключено.

Также приказом № 840 предусмотрено, что для необоротных материальных активов специального назначения бюджетное учреждение может присваивать инвентарные или номенклатурные номера. То есть учреждение самостоятельно решает, какие номера (инвентарные или номенклатурные) будет устанавливать на такие активы. По нашему мнению, порядок присвоения таких номеров целесообразно определить в отдельном распорядительном документе (например, в приказе об организации бухгалтерского учета или в приказе об учетной политике).

Кроме того, для такого вида необоротных материальных активов, как необоротные материальные активы специального назначения (субсчет 119), учреждения используют прямолинейный метод начисления амортизации.

Такие уточнения в порядке начисления амортизации на указанные объекты определены в п. 6 разд. V Методрекомендаций ОС и в измененном п. 7 разд. IV НП(С)БУ 121.

Временные нетитульные сооружения: как начислять амортизацию

Достаточно интересная ситуация сложилась вокруг порядка начисления амортизации на такие объекты, как временные нетитульные сооружения.

Дело в том, что эти объекты входят в состав прочих необоротных материальных активов. Для учета таких объектов в Плане счетов предусмотрен субсчет 115 «Временные нетитульные сооружения». На этом субсчете учитывают временные (нетитульные) сооружения, приспособления и устройства, сезонные дороги, временные ответвления лесовозных дорог и временные строения в лесу (передвижные домики, котлопункты, пилозаточные мастерские, бензозаправки и т. п.), малые архитектурные формы.

В соответствии с НП(С)БУ 121 и Методрекомендациями ОС такие объекты отнесены в состав прочих необоротных материальных активов. Но об указанных сооружениях упоминалось только в приложении 1 к Методрекомендациям УП. В частности, для таких объектов был установлен срок полезного использования — 5 лет.

После изменений, внесенных приказом № 840 (ср. ), такие объекты вообще исключены из приложения 1 к Методрекомендациям УП. Однако временные нетитульные сооружения не указаны среди объектов ОС, не подлежащих амортизации ( п. 2 разд. IV НП(С)БУ 121, п. 7 разд. V Методрекомендаций ОС ).

По нашему мнению, это означает, что на временные нетитульные сооружения необходимо начислять амортизацию согласно требованиям п. 7 разд. IV НП(С)БУ 121, а именно: амортизацию начисляют в первом месяце передачи в использование объекта необоротных активов в размере 50 % его первоначальной стоимости и остальные 50 % первоначальной стоимости — в месяце изъятия из активов (списания с баланса). При этом перечень таких активов, которые бюджетные учреждения включают в состав необоротных материальных активов, приведен в п.п. 3.2 разд. II НП(С)БУ 121. В частности, в этот перечень включены прочие необоротные материальные активы, в состав которых и зачисляют временные нетитульные сооружения.

Таким образом, Минфин устранил противоречие: исключил временные нетитульные сооружения из перечня объектов, по которым используется прямолинейный метод начисления амортизации. В настоящее время такие сооружения подлежат амортизации по методу 50 на 50 %.

О бесплатно полученных основных средствах

Во-первых, в п. 5 разд. ІІІ Методрекомендаций ОС внесены изменения, касающиеся определения первоначальной стоимости бесплатно полученных ОС от физических и юридических лиц (кроме субъектов государственного сектора). Напомним: аналогичные изменения были внесены в п. 7 разд. ІІ НП(С)БУ 121.

Так, первоначальной стоимостью основных средств, полученных бесплатно от физических и юридических лиц (кроме субъектов государственного сектора), может быть стоимость, по которой существует достоверная информация, в частности согласно соответствующим первичным документам. Отметим, что при формировании этой стоимости относительно бесплатно полученных объектов ОС необходимо учесть:

— расходы на транспортировку, установку, монтаж, наладку ОС;

— другие расходы, непосредственно связанные с доведением ОС до состояния, в котором они пригодны для использования с запланированной целью.

Кстати, аналогичный порядок определения первоначальной стоимости бесплатно полученных активов распространяется не только на основные средства, но и на нематериальные активы и запасы.

Во-вторых, из п. 5 разд. ІІІ Методрекомендаций ОС исключен абз. 4, в котором было приведено следующее требование:

«Передача получателями средств и предметов гуманитарной помощи осуществляется по доверенности приобретателей или документам, удостоверяющим физическое лицо — приобретателя, и оформляется соответствующими расходными документами (ордерами, накладными, поручениями и т. п.).»

Исключение этого абзаца является вполне уместным, поскольку его содержание очень устарело и не отвечало порядку оформления передачи гуманитарной помощи.

В-третьих, уточнен порядок оприходования ОС, полученных бесплатно в виде безвозвратной помощи или подарка. Такие объекты принимает комиссия, созданная приказом руководителя бюджетного учреждения, в состав которой обязательно входит работник бухгалтерской службы. Раньше в состав такой комиссии для нижестоящих распорядителей бюджетных средств необходимо было включать еще и представителя бюджетного учреждения вышестоящего уровня.

Определение ликвидационной стоимости

Методрекомендации ОС дополнены требованиями относительно определения ликвидационной стоимости. Напомним, что под ликвидационной стоимостью понимают сумму средств или стоимость других активов, которую бюджетное учреждение ожидает получить от реализации (ликвидации) необоротных активов после окончания срока их полезного использования (эксплуатации), за вычетом расходов, связанных с ликвидацией (продажей).

Необходимость в определении ликвидационной стоимости основных средств возникает в том случае, когда остаточная стоимость объектов основных средств равняется нулю и они продолжают использоваться в учреждении.

Благодаря изменениям, внесенным приказом № 840, в п. 1 разд. V Методрекомендаций ОС добавлено требование, касающееся порядка определения ликвидационной стоимости, а именно:

«Ликвидационная стоимость определяется комиссией, созданной приказом руководителя субъекта государственного сектора, при вводе объекта в эксплуатацию или в случае, когда остаточная стоимость объекта основных средств равняется нулю, но объект еще пригоден к эксплуатации.»

Также обратите внимание: в п. 4 разд. II Методрекомендаций ОС появилось важное дополнение: определение ликвидационной стоимости не является переоценкой объекта ОС.

Таким образом, в случае когда на балансе учреждения учитываются объекты ОС, остаточная стоимость которых равняется нулю, но они вполне пригодны для дальнейшей эксплуатации, на такие объекты устанавливают ликвидационную стоимость. При этом определять такую стоимость имеет право комиссия бюджетного учреждения, а следовательно, нет необходимости обращаться с этим вопросом к субъектам оценочной деятельности.

Кстати, аналогичные разъяснения Минфина по этому вопросу были предоставлены в письме от 07.04.2015 г. № 31-11420-07-5/12145 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 15, с. 4). Теперь же эти советы Минфина воплощены в Методрекомендациях ОС.

Для удобства в работе приведем алгоритм действий при определении ликвидационной стоимости:

Шаг 1. Комиссия учреждения устанавливает ликвидационную стоимость на объекты ОС, амортизация на которые начислена в размере 100 %.

Шаг 2. По результатам работы комиссия составляет Акт об установлении ликвидационной стоимости (произвольной формы), в котором указывает:

— наименование каждого актива с 100 % начисленной амортизацией, его инвентарный и заводской номер, год выпуска и дату ввода в эксплуатацию;

— перечень материальных средств, которые могут быть получены при ликвидации актива, их количество, цену и стоимость;

— общую ликвидационную стоимость по каждому активу.

Шаг 3. Руководитель учреждения издает приказ о внесении изменений в регистры бухгалтерского учета.

Шаг 4. В бухгалтерском учете отражают увеличение первоначальной стоимости объекта ОС: Дт 101 — 119 — Кт 401.

Внимание! Сумму начисленной амортизации оставляем без изменений. При этом амортизируемая стоимость объекта равняется нулю. То есть на ликвидационную стоимость амортизацию уже не начисляют.

Изменения в правилах начисления амортизации

Следом за приказом № 664 внесены изменения в правила начисления амортизации и приказом № 840:

1) дополнен перечень объектов ОС, на которые бюджетные учреждения не начисляют амортизацию, а именно добавлены такие объекты:

— редкие и особо ценные документы, предметы и коллекции, являющиеся частью библиотечных фондов, которые внесены (подлежат внесению) в Государственный реестр национального культурного достояния Украины;

— объекты ОС, доступ к которым ограничен в связи с тем, что они находятся на временно оккупированной территории и/или на территории проведения антитеррористической операции;

2) бюджетным учреждениям разрешено начислять амортизацию один раз в год (на годовую дату баланса) или ежеквартально.

Выбранную периодичность начисления амортизации нужно указать в приказе об учетной политике учреждения;

3) уточнен порядок начисления амортизации в случае выбытия ОС ( п. 4 разд. V Методрекомендаций ОС). Для наглядности сравним такую информацию в таблице.

До изменений

После изменений

При передаче объекта основных средств в случаях, предусмотренных законодательством, субъект государственного сектора, который его передает, начисляет амортизацию в месяце его передачи за полное количество календарных месяцев пребывания его в эксплуатации в отчетном квартале. При этом месячная сумма амортизации определяется делением годовой суммы амортизации на 12

При выбытии объекта основных средств субъект государственного сектора начисляет амортизацию в месяце его выбытия.

При этом месячная сумма амортизации определяется делением годовой суммы амортизации на 12

Следовательно, при выбытии объекта ОС (т. е. в случае ликвидации, выбытия в результате продажи, передачи без оплаты, недостачи или несоответствия критериям признания активом) амортизацию необходимо начислять в месяце выбытия такого объекта. Подробнее о начислении амортизации на ОС, которые выбывают из учреждения (т. е. списываются с баланса по различным причинам), мы рассказывали в своих материалах и приводили примеры расчета амортизации («Амортизация — 2015: начисляем по новым правилам», см. «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 11, с. 6; «Начисляем амортизацию: решаем рабочие задачи», см. «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 21, с. 19).

Уточнен порядок распределения ТЗР

По аналогии с НП(С)БУ 123, в Методрекомендациях по запасам уточнен порядок применения методов распределения транспортно-заготовительных расходов (далее — ТЗР). Давайте сравним в таблице, как такие требования выглядели раньше и как выглядят теперь ( п. 9 разд. II Методрекомендаций по запасам).

До изменений

После изменений

1

2

Сумма транспортно-заготовительных расходов, обобщаемая на отдельном субсчете учета запасов, ежемесячно распределяется между суммой остатка запасов по состоянию на конец отчетного месяца и суммой выбывших (использованных, реализованных, бесплатно переданных и т. п.) запасов за отчетный месяц. Сумма транспортно-заготовительных расходов, относящаяся к выбывшим запасам, определяется как произведение среднего процента транспортно-заготовительных расходов и стоимости выбывших запасов, с отражением ее на тех же счетах учета, в корреспонденции с которыми отражено выбытие этих запасов

Сумма транспортно-заготовительных расходов, обобщаемая на отдельном субсчете счетов учета запасов или аналитическом счете, ежемесячно может распределяться такими способами: пропорционально относится на сумму выбывших (использованных, реализованных, бесплатно переданных и т. п.) запасов. В случае использования этого способа на конец месяца на отдельном субсчете счетов учета запасов или аналитическом счете может быть остаток суммы транспортно-заготовительных расходов;

распределяется между суммой остатка запасов по состоянию на конец отчетного месяца и суммой выбывших (использованных, реализованных, бесплатно переданных и т. п.) запасов за отчетный месяц. В случае использования этого способа на конец месяца весь остаток на отдельном субсчете счетов учета запасов или аналитическом счете суммы транспортно-заготовительных расходов полностью распределяется

Средний процент транспортно- заготовительных расходов определяется делением суммы остатков транспортно-заготовительных расходов на начало отчетного месяца и транспортно-заготовительных расходов за отчетный месяц на сумму остатка запасов на начало месяца и запасов, поступивших за отчетный месяц

Сумма транспортно-заготовительных расходов, которая относится (распределяется) к выбывшим запасам, определяется как произведение среднего процента транспортно-заготовительных расходов и стоимости выбывших запасов, с отражением ее на тех же счетах учета, в корреспонденции с которыми отражено выбытие этих запасов.

Средний процент транспортно-заготовительных расходов определяется делением суммы остатков транспортно-заготовительных расходов на начало отчетного месяца и транспортно-заготовительных расходов за отчетный месяц на сумму остатка запасов на начало месяца и запасов, поступивших за отчетный месяц

Следовательно, как и раньше, для включения суммы ТЗР бюджетные учреждения применяют один из методов учета таких расходов:

1) прямой;

2) по среднему проценту.

Однако теперь указано, когда учреждение может иметь остаток на отдельном субсчете счетов учета запасов или аналитическом счете суммы ТЗР, а когда и не может. Кроме того, определено, что в случае применения прямого метода сумму ТЗР ежемесячно пропорционально относят на сумму стоимости выбывших запасов в течение месяца.

Для того чтобы вы смогли наглядно ознакомиться с порядком применения каждого из методов распределения ТЗР, а также определить их преимущества и недостатки, в одном из следующих номеров газеты «Бюджетная бухгалтерия» мы приведем соответствующие примеры.

Учетная политика: утвержден ориентировочный пример

Наверное только мы с вами знаем, сколько копьев было сломано в начале года при составлении такого документа, как приказ об учетной политике. И только по окончании III квартала Минфин предложил для бюджетных учреждений пример Положения об учетной политике ( приложение 3 к Методрекомендациям УП). По нашему мнению, ориентировочный пример этого приказа выглядит, мягко говоря, не очень… Поэтому надеемся, что наши читатели все же отдадут предпочтение примерам приказов об учетной политике, которые мы приводили в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 7, с. 16 и № 16, с. 20.

Нормативные документы

Приказ № 840 — приказ Минфина «Об утверждении Изменений к некоторым Методическим рекомендациям по бухгалтерскому учету для субъектов государственного сектора» от 25.09.2015 г. № 840.

Приказ № 664 — приказ Минфина «Об утверждении Изменений к некоторым нормативно-правовым актам Министерства финансов Украины по бухгалтерскому учету» от 23.07.2015 г. № 664.

НП(С)БУ 121 Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202.

НП(С)БУ 123 — Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 123 «Запасы», утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202.

План счетов — План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденный приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611.

Методрекомендации ОС Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

Методрекомендации по запасам Методические рекомендации по бухгалтерскому учету запасов субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

Методрекомендации УП Методические рекомендации по учетной политике субъекта государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

Теги бухучет
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше