Темы статей
Выбрать темы

Осваиваем новации в госзакупках, или Продолжаем танцы с бубнами

Дуброва Ярослава, главный специалист отдела операционного аудита Управления операционного анализа Департамента внутреннего финансового контроля и аудита исполнительного органа Киевского городского совета (Киевской городской государственной администрации)
В одном из предыдущих номеров нашей газеты мы комментировали изменения в законодательстве, которые недавно получило госзакупочное сообщество (см. статью «Анализ ключевых изменений в сфере государственных закупок» // «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 38, с. 13). В этом материале продолжим комментировать упомянутые изменения.

Прежде всего напомним, что 30.09.2015 г. вступил в силу Закон № 679, которым внесены изменения в Закон № 1197. Итак, уже почти месяц госзакупочное сообщество работает по новым правилам. Однако обсуждение новых госзакупочных изменений не только не утихает, но и набирает все больших оборотов.

И причина тому не только изменения, касающиеся порядка осуществления государственных закупок, но и разная трактовка отдельных новаций Закона № 1197 участниками сферы закупок. К сожалению, на сегодняшний день отсутствуют разъяснения Уполномоченного органа по вопросам государственных закупок (Минэкономразвития) по наиболее спорным вопросам, касающимся изменений, внесенных Законом № 679.

Поэтому в дополнение к нашему предыдущему материалу по поводу изменений, внесенных этим Законом, сегодня мы проанализируем неоднозначные новации новых госзакупочных изменений и дадим читателям практические рекомендации относительно того, каким образом действовать уже сейчас в рамках действующего законодательства.

Наверное, наиболее существенных изменений претерпел подход к реализации правового института отказа участнику в участии в торгах. Так, изменились требования к заказчику относительно указания в документации конкурсных торгов оснований для отказа участнику и определения способа документального подтверждения отсутствия таких оснований.

Победители «танцуют на бис», чтобы заказчик не отказал

Документацию конкурсных торгов составляют при проведении:

— открытых торгов;

— двухступенчатых торгов;

— предварительной квалификации (после проведения квалификационного отбора).

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона № 1197 заказчик должен указать в документации конкурсных торгов требования, установленные в ст. 17 этого Закона (за исключением пп. 1 и 6 ч. 1 этой статьи), и информацию о способе документального подтверждения соответствия участников требованиям согласно законодательству.

Относительно указанных исключений нужно обратить внимание на следующее.

Справка. Пунктами 1 и 6 ч. 1 ст. 17 Закона № 1197 предусмотрена обязанность заказчика отказать участнику в участии в торгах в таких случаях:

— заказчик имеет неопровержимые доказательства того, что участник или участник предварительной квалификации предлагает, выдает либо соглашается выдать прямо или опосредствованно любому должностному лицу заказчика, другого государственного органа вознаграждение в любой форме (предложение найма на работу, ценная вещь, услуга и т. п.) с целью повлиять на принятие решения по определению победителя процедуры закупки или применению заказчиком определенной процедуры закупки;

— предложение конкурсных торгов (квалификационное, ценовое предложение) подано участником процедуры закупки, который является связанным лицом с другими участниками процедуры закупки и/или с членом (членами) комитета по конкурсным торгам заказчика.

Заметим, что обновленная ст. 17 Закона № 1197 также содержит определенные несогласованности. Так, в п. 19 ч. 1 ст. 1 этого Закона приведено определение термина «связанное лицо», которое так и осталось без каких-либо изменений. Возникает логичный вопрос: почему в таком случае не исключены пп. 1 и 6 ч. 1 ст. 17 из текста Закона № 1197 и зачем оставлено определение связанности лиц?

Анализ указанных положений дает основания считать, что заказчик должен сам проверять наличие/отсутствие оснований для отказа участникам, указанным выше, и отклонения их предложений. И больше всего нюансов здесь возникает именно с анализом связанности лиц. Ведь на практике может сложиться ситуация, когда заказчик не откажет участникам по причине связанности, а контролер в ходе контрольного мероприятия установит, что участники связаны между собой или с членом конкурсного комитета заказчика (например, член семьи члена конкурсного комитета владеет пакетом акций в размере 30 % уставного капитала участника процедуры закупки). В таком случае можно будет говорить не только о нарушении заказчиком законодательства в части неотклонения предложений связанных участников (в случае наличия состава правонарушения), но и о наличии в действиях связанного члена комитета конфликта интересов, определение которого предусмотрено в Законе № 1700.

Поэтому заказчикам советуем быть внимательными в этих вопросах!

Теперь об указании заказчиком в конкурсной документации информации о способе документального подтверждения отсутствия оснований, предусмотренных в ст. 17 Закона № 1197 (ср. ). Как определено в ч. 3 этой статьи, заказчик в настоящее время должен указать в конкурсной документации, что такая информация предоставляется участниками в произвольной форме.

Обратите внимание: если в настоящее время такая информация есть в открытых единых государственных реестрах, доступ к которым свободен, заказчик даже в произвольной форме не требует от участников указанную информацию.

Справка. Уполномоченный орган по вопросам государственных закупок (Минэкономразвития) ежегодно до 20 января должен обнародовать информацию о перечне открытых единых государственных реестров, доступ к которым является свободным, на собственном веб-портале. При этом Кабмин устанавливает Порядок выдачи единого документа, подтверждающего соответствие участника требованиям, определенным ч. 1 и 2 ст. 17 Закона № 1197.

Таким образом, если заказчик осуществляет процедуру закупки по новым правилам, т. е. с 30.09.2015 г., то в конкурсной документации он указывает, что все участники подтверждают отсутствие оснований для отказа им в участии в торгах в произвольной форме (например, общая справка по всем основаниям или же отдельные справки по каждому основанию, информация о которых отсутствует в единых государственных реестрах).

А вот победителю торгов, кроме произвольного подтверждения его как участника на этапе до акцепта, в настоящее время придется повторно подтверждать отсутствие оснований для отказа ему в участии в торгах. При этом законодатель предусмотрел, что заказчик должен обязательно указать в конкурсной документации способ такого документального подтверждения отсутствия оснований, а именно: предусмотренных пп. 11, 2, 4, 5 и 7 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 17 Закона № 1197. Поэтому не забываем, что повторное подтверждение должно быть уже не в произвольной форме, а способом, определенным заказчиком в документации.

Кроме того, установлен и срок такого подтверждения победителем: не больше 10 календарных дней (5 календарных дней при проведении закупки по сокращенной процедуре) с даты обнародования на веб-портале Уполномоченного органа сообщения об акцепте предложения конкурсных торгов ( ч. 3 ст. 17 Закона № 1197).

Поэтому обращаем внимание участников торгов: нужно следить за информацией, которую обнародует ГП «Внешторгиздат» на веб-портале Уполномоченного органа (www.tender.me.gov.ua), чтобы не пропустить срок повторного подтверждения отсутствия оснований для отклонения их предложения и не проворонить такое желанное заключение договора о закупке.

Внимание! В соответствии с обновленной ч. 3 ст. 31 Закона № 1197 в случае неподачи победителем документов, подтверждающих отсутствие оснований, предусмотренных ст. 17 этого Закона, заказчик определяет наиболее экономически выгодное предложение конкурсных торгов из тех, срок действия которых еще не истек.

Дальше в таблице рассмотрим основания для отказа участнику, которые с учетом внесенных изменений предусмотрены Законом № 1197, и способ документального подтверждения отсутствия таких оснований.

Основание для отказа участнику

Способ документального подтверждения для участника (победителя)

1

2

П. 1 ч. 1 ст. 17 Закона № 1197

Заказчик имеет неопровержимые доказательства того, что участник или участник предварительной квалификации предлагает, выдает или соглашается выдать прямо или опосредствованно любому должностному лицу заказчика, другого государственного органа вознаграждение в любой форме (предложение найма на работу, ценная вещь, услуга и т. п.) с целью повлиять на принятие решения по определению победителя процедуры закупки или применению заказчиком определенной процедуры закупки

Не определяется

Основание не изменилось, но в настоящее время согласно п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона № 1197 не устанавливается

П. 11 ч. 1 ст. 17 Закона № 1197

Сведения о юридическом лице, являющемся участником или участником предварительной квалификации, внесены в Единый государственный реестр лиц, совершивших коррупционные или связанные с коррупцией правонарушения (далее — Реестр), или указанное юридическое лицо не имеет антикоррупционной программы либо Уполномоченного по антикоррупционной программе юридического лица в случае, когда они являются обязательными в соответствии с законом

В произвольной форме от всех участников.

Для победителя повторное подтверждение способом, установленным в документации. Таким способом может быть:

— справка, заполненная по форме, определенной заказчиком;

— надлежащим образом удостоверенные копии антикоррупционной программы, документа о назначении Уполномоченного по антикоррупционной программе юридического лица.

Формирует и ведет Реестр Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (далее — Национальное агентство).

В настоящее время Реестр еще не действует, а Национальное агентство еще не является правомочным, поскольку не назначено больше половины его общего количественного состава. По прогнозам аналитиков такие назначения, возможно, завершатся до конца этого года.

Случаи, когда антикоррупционная программа должна быть утверждена руководителями организации в обязательном порядке, предусмотрены в ч. 2 ст. 62 Закона № 1700. При этом п. 2 ч. 2 этой статьи изложен в новой редакции согласно Закону № 679.

Так, с учетом изменений в обязательном порядке антикоррупционная программа утверждается руководителями:

1) государственных, коммунальных предприятий, хозяйственных обществ (у которых государственная или коммунальная часть превышает 50 %), где среднеучетная численность работающих за отчетный (финансовый) год превышает 50 человек, а объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за этот период превышает 70 млн грн.;

2) юридических лиц, являющихся участниками предварительной квалификации, участниками процедуры закупки в соответствии с Законом № 1197, если стоимость закупки товара (товаров), услуги (услуг), работ равна или превышает 20 млн грн.

Для реализации антикоррупционной программы указанные юридические лица назначают лицо, являющееся ответственным за реализацию программы, — Уполномоченного по антикоррупционной программе юридического лица, правовой статус которого определен Законом № 1700

Основание не изменилось.

При этом с момента начала функционирования Реестра п. 11 ч. 1 ст. 17 Закона № 1197 будет изложен в следующей редакции:

«11) сведения о юридическом лице, являющемся участником или участником предварительной квалификации, внесены в Единый государственный реестр лиц, совершивших коррупционные или связанные с коррупцией правонарушения»

П. 2 ч. 1 ст. 17 Закона № 1197

Служебное (должностное) лицо участника или участника предварительной квалификации, которое уполномочено участником или участником предварительной квалификации представлять его интересы во время проведения процедуры закупки, физическое лицо, являющееся участником или участником предварительной квалификации, было привлечено согласно закону к ответственности за совершение в сфере государственных закупок коррупционного правонарушения

Не требуется.

Такие сведения размещены в Едином реестре лиц, совершивших коррупционные правонарушения. В соответствии с Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реализации государственной антикоррупционной политики» от 14.05.2013 г. № 224-VII начиная с 01.01.2014 г. Минюст обеспечивает обнародование на своем официальном веб-сайте сведений из этого Реестра. На официальном веб-сайте подлежат обнародованию сведения о лицах, которые привлечены к ответственности за совершение коррупционных правонарушений (относительно которых судами приняты соответствующие решения, вступившие в законную силу), а также сведения о наложении дисциплинарных взысканий за коррупционные правонарушения начиная с 1 января 2014 года.

Заметим: бесплатный круглосуточный доступ к сведениям из такого Реестра осуществляется путем поиска по фамилии, имени, отчеству лица через официальный веб-сайт Минюста по адресу: http://corrupt.informjust.ua/main/result

Основание не изменилось

П. 3 ч. 1 ст. 17 Закона № 1197

Субъект хозяйствования (участник или участник предварительной квалификации) в течение последних трех лет привлекался к ответственности за нарушение, предусмотренное п. 4 ч. 2 ст. 6, п. 1 ст. 50 Закона № 2210, в виде совершения антиконкурентных согласованных действий, касающихся искажения результатов торгов (тендеров)

В произвольной форме устанавливается для всех участников, но от победителя повторно не требуется.

Заметим: заказчик может проверить, предоставил ли участник достоверную информацию, путем пересмотра информации в Сводных сведениях о решениях органов АМКУ относительно признания совершения субъектами хозяйствования нарушений законодательства о защите экономической конкуренции в виде антиконкурентных согласованных действий, которые касались искажения результатов торгов (тендеров), а также относительно возможного дальнейшего судебного разбирательства этих решений, их проверки, пересмотра органами АМКУ, которые размещены на официальном сайте Комитета по адресу:

http://www.amc.gov.ua/amku/control/main/uk/publish/article/104485.

Как мы отмечали выше, ч. 3 ст. 17 Закона № 1197 предусмотрено: заказчик не требует от участника информацию, содержащуюся в открытых единых государственных реестрах, доступ к которым является свободным. Поскольку такие Сводные сведения о решениях органов АМКУ не являются единым государственным реестром, считаем, что заказчик должен требовать от участников предоставления информации относительно подтверждения отсутствия основания, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона № 1197, в произвольной форме.

Справка. Антиконкурентные согласованные действия — это, в частности, согласованные действия, касающиеся искажения результатов торгов, аукционов, конкурсов, тендеров (п. 4 ч. 2 ст. 6 Закона № 2210). Этим Законом предусмотрено, что по результатам рассмотрения дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции органы АМКУ принимают соответствующие решения

Основание не изменилось

П. 4 ч. 1 ст. 17 Закона № 1197

Физическое лицо, являющееся участником или участником предварительной квалификации, было осуждено за преступление, совершенное из корыстных побуждений, судимость с которого не снята или не погашена в установленном законом порядке

Для всех участников в произвольной форме.

Для победителя заказчик устанавливает способ подтверждения

Таким способом может быть оригинал справки из МВД о том, что физическое лицо, являющееся участником, не было осуждено за преступление, совершенное из корыстных побуждений, судимость с которого не снята или не погашена в установленном законом порядке (для физических лиц) не более месячной давности по отношению к дате раскрытия предложения конкурсных торгов.

Справка. Информацию о судимости (несудимости) по личным обращениям граждан предоставляют территориальные управления (отделы) оперативной информации МВД по месту последнего постоянного проживания этих граждан с учетом требований ст. 5, 89 и 108 Уголовного кодекса Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III. Справку предоставляют на бланке установленного образца за подписью руководителя и удостоверяют печатью подразделения, обязательно регистрируют в органе МВД

Основание не изменилось

П. 5 ч. 1 ст. 17 Закона № 1197

Служебное (должностное) лицо участника или участника предварительной квалификации, которое уполномочено участником или участником предварительной квалификации представлять его интересы во время проведения процедуры закупки, было осуждено за преступление, совершенное из корыстных побуждений, судимость с которого не снята или не погашена в установленном законом порядке

Для всех участников в произвольной форме.

Для победителя заказчик устанавливает способ подтверждения.

Таким способом может быть оригинал справки из МВД о том, что служебное (должностное) лицо участника, которое уполномочено участником представлять его интересы во время проведения процедуры закупки, не было осуждено за преступление, совершенное из корыстных побуждений, судимость с которого не снята или не погашена в установленном законом порядке (для юридических лиц) не более месячной давности по отношению к дате раскрытия предложения конкурсных торгов

Основание не изменилось

П. 6 ч. 1 ст. 17 Закона № 1197

Предложение конкурсных торгов (квалификационное, ценовое предложение) подано участником процедуры закупки, являющимся связанным лицом с другими участниками процедуры закупки и/или с членом (членами) комитета по конкурсным торгам заказчика

Не требуется

Основание не изменилось, но в настоящее время не устанавливается согласно п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона № 1197

П. 7 ч. 1 ст. 17 Закона № 1197

Участник или участник предварительной квалификации признан в установленном законом порядке банкротом и в отношении него открыта ликвидационная процедура

Не требуется.

Содержится в Едином реестре предприятий, в отношении которых возбуждено производство по делу о банкротстве (далее — Единый реестр предприятий), размещенном на официальном сайте Минюста: http://old.minjust.gov.ua/section/366.

Основание не изменилось

Для получения информационной справки из Единого реестра предприятий в электронной форме необходимо произвести такие действия:

1) на официальном веб-сайте Минюста перейти по ссылкам: Электронные сервисы ОН-ЛАЙН → Кабинет административных услуг;

2) в Кабинете электронных сервисов выбрать нужный реестр по ссылкам: Услуги → Единый реестр предприятий, в отношении которых возбуждено производство по делу о банкротстве → получить информационную справку;

3) авторизоваться (зарегистрироваться);

4) проверить личные данные (или данные организации, от имени которой будет сформирован запрос);

5) указать параметры поиска:

— код должника по ЕГРПОУ (для юридических лиц);

— дату и номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц — предпринимателей о проведении государственной регистрации (для физических лиц — предпринимателей);

6) информационная справка будет выведена на экран, а также отправлена на электронный адрес: mail.gov.ua.

Информационные справки из Единого реестра предприятий предоставляются бесплатно по адресу: https://kap.minjust.gov.ua/

П. 8 ч. 1 ст. 17 Закона № 1197

В Едином реестре юридических лиц и физических лиц — предпринимателей отсутствует информация, предусмотренная ч. 2 ст. 17 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV, о конечном бенефициарном собственнике (контролере) юридического лица — резидента Украины, являющегося участником (участником предварительной квалификации)

Для всех участников в произвольной форме

Новое основание

П. 9 ч. 1 ст. 17 Закона № 1197

Юридическое лицо, являющееся участником или участником предварительной квалификации, не имеет антикоррупционной программы или Уполномоченного по реализации антикоррупционной программы, если стоимость закупки товара (товаров), услуги (услуг) или работ равна либо превышает 20 млн грн.

Для всех участников в произвольной форме

Новое основание

Кроме того, если заказчику необходимо проверить подробную информацию о юридическом лице, он может воспользоваться данными из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей. Поиск в указанном реестре происходит:

— по коду ЕГРПОУ или наименованию юридического лица;

— по регистрационному номеру учетной карточки налогоплательщика или Ф. И. О. физического лица — предпринимателя.

Реестр размещен по адресу: https://usr.minjust.gov.ua/ua/freesearch.

В вышеприведенной таблице мы проанализировали изменения оснований для отказа в участии в торгах, предусмотренные ч. 1 ст. 17 Закона № 1197.

Следует отметить, что Закон № 1197 содержит также основания, когда заказчик может отказать участнику, но не обязан. Таких оснований всего три, и предусмотрены они ч. 2 ст. 17 этого Закона. Заметим, что формулировка самих оснований в настоящее время не изменилась. Однако, как мы отмечали, законодатель изменил подход к определению заказчиком способа документального подтверждения отсутствия таких оснований.

Таким образом, если заказчик желает установить в конкурсной документации основания, предусмотренные ч. 2 ст. 17 Закона № 1197, то для всех участников подтверждением отсутствия оснований для отказа должна быть произвольная форма.

Что касается основания, предусмотренного п. 1 ч. 2 ст. 17 Закона № 1197 (участник или участник предварительной квалификации имеет задолженность по уплате налогов и сборов (обязательных платежей)), заказчик должен определить в документации отдельно для победителя торгов способ документального подтверждения. То есть сначала такой участник предоставляет информацию в произвольной форме, а затем — по форме, определенной заказчиком. Например, это может быть оригинал или нотариально удостоверенная копия справки из фискальной службы о наличии (отсутствии) задолженности по обязательным платежам в бюджет, действительная на дату раскрытия предложений конкурсных торгов.

Таким образом, мы проанализировали новации, касающиеся оснований отказа участнику и определения способа документального подтверждения отсутствия таких оснований. При этом ст. 36 Закона № 1197, в которой определены особенности проведения процедуры запроса ценовых предложений, не содержит положений об указании в запросе требований ст. 17 этого Закона и способа документального подтверждения для участников.

Однако все вышеупомянутые требования в полной мере касаются и запроса ценовых предложений. Во-первых, об этом свидетельствует обновленная редакция ч. 3 ст. 17 Закона № 1197. А во-вторых, учитывая положения ч. 6 ст. 36 этого Закона, согласно которой заказчик отклоняет ценовые предложения, в случае если они не отвечают требованиям заказчика, указанным в запросе, или по основаниям, указанным в ст. 17 этого же Закона.

«Казнить нельзя помиловать» или «отклонить нельзя допустить»

Законом № 679 внесены еще одни интересные изменения в положения, которые должна содержать документация конкурсных торгов.

Так, в настоящее время заказчик должен обязательно указать в конкурсной документации описание и примеры формальных (несущественных) ошибок, допущение которых участниками не приведет к отклонению заказчиком их предложений.

В соответствии с ч. 3 ст. 22 Закона № 1197 формальные (несущественные) ошибки это ошибки, которые связаны с оформлением предложения конкурсных торгов и не влияют на его содержание, а именно: отсутствие нумерации страниц, подписей, печатей на отдельных документах, технические ошибки и описки.

Заметим, что в ст. 1 обновленного Закона № 1197, в которой собрана терминология госзакупок, нет определения термина «формальное нарушение». В то же время в ч. 3 ст. 22 этого Закона приведен исключительный перечень формальных ошибок. При этом в Законе № 1197 отсутствует определение таких терминов как «техническая ошибка», «описка». То есть имеем отдельные пробелы в госзакупочном законодательстве. Вместе с тем норма об указании в документации конкурсных торгов описания и примеров формальных ошибок императивна, т. е. это обязанность, а не право заказчика.

Справка. Техническая ошибка — это описка, печатная, грамматическая, арифметическая ошибка ( п. 1.2 Порядка приема и рассмотрения заявлений о внесении изменений в записи, внесении записей об отмене государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений и отмене записей Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Минюста от 12.12.2011 г. № 3502/5).

Заказчикам нужно принять во внимание, что формальные ошибки должны быть связаны только с оформлением предложения конкурсных торгов и не должны влиять на содержание предложения. Однако, к сожалению, Закон № 1197 не дает толкования признаков такого влияния.

Считаем, что примером таких формальных ошибок могут быть:

— наличие печати участника на оригинале документа, выданного другим органом (техническая ошибка при проставлении участником печатей на каждой странице предложения), когда заказчик в конкурсной документации прописал, что печати на оригиналах документов проставляются исключительно органом, который их выдал;

— отсутствие нумерации листов в предложении, если проставлена нумерация страниц;

— техническая ошибка в виде нарушения очередности содержания материалов в предложении участника.

Поэтому практически в каждом конкретном случае заказчик будет самостоятельно определяться, будет допущенная участником ошибка влиять на содержание его предложения или нет.

А вот чтобы правильно поставить запятую в выражении «отклонить нельзя допустить», заказчику следует не только соблюдать госзакупочные нормы, регулирующие процедурные вопросы осуществления торгов, но и нужно помнить о принципах осуществления государственных закупок ( ст. 3 Закона № 1197).

Справка. Принципы права — это основные идеи, исходные положения, закрепленные в законе, которые имеют общую значимость и высшую императивность. Различают нормы-принципы, которые являются наиболее общими и стабильными императивными требованиями, они имеют концентрированное выражение важнейших сущностных черт и ценностей, присущих определенной системе права, определяют ее характер и направления дальнейшего развития. Нормы-принципы могут выступать как нормативно-правовая основа для решения юридического дела, в частности, при выявлении пробелов в праве.

Следует указать, что принципы осуществления закупок, закрепленные законодателем в ч. 1 ст. 3 Закона № 1197, являются нормами-принципами. Поэтому мы советуем заказчикам при рассмотрении и анализе предложений участников прежде всего соблюдать принципы конкуренции, недискриминации участников, а также предотвращать коррупционные действия и злоупотребления. Ведь если заказчик не отклонит конкурсное предложение одного участника (а соответственно допустит его к оценке) из-за определенных формальных ошибок, а предложение другого участника отклонит из-за таких же ошибок, то контролер может трактовать такой факт как дискриминацию отклоненного участника, а также необъективное со стороны заказчика рассмотрение предложений. При этом не забываем: правоохранительные органы в таких действиях должностных лиц заказчика могут усмотреть риски коррупционных деяний.

О квалификационной документации

Подобные изменения внесены Законом № 679 и в квалификационную документацию. В настоящее время такая документация может содержать описание и примеры формальных (несущественных) ошибок, допущение которых участниками не приведет к отклонению их предложений.

Как видим, в случае с квалификационной документацией такая норма не является императивной, поэтому заказчик по своему усмотрению может установить такое требование, но может и не устанавливать. Вероятно, это объясняется тем, что после квалификационного отбора такая процедура, как предварительная квалификация, продолжается по процедуре открытых торгов и проводится по документации конкурсных торгов. А как мы анализировали выше, конкурсная документация уже обязательно должна содержать положение о формальных ошибках.

Следует указать, что так же, как и для документации конкурсных торгов, законодатель предусмотрел, какие ошибки в квалификационной документации считают формальными.

Эти ошибки связаны с оформлением квалификационного предложения и не влияют на содержание предложения, а именно — отсутствие нумерации страниц, подписей, печатей на отдельных документах, технические ошибки и описки ( ч. 3 ст. 38 Закона № 1197).

В то же время напомним, что после завершения квалификационного отбора процедура предварительной квалификации проводится так же, как и процедура открытых торгов, а следовательно, с использованием конкурсной документации. Поэтому заказчику не следует забывать об обновленных положениях ст. 22 Закона № 1197, в которой предусмотрена императивная норма относительно указания в конкурсной документации формальных нарушений.

Также обращаем внимание: законодатель вернул в ч. 6 ст. 38 Закона № 1197 ранее предусмотренные положения о том, что заказчик не требует от участников предварительной квалификации, прошедших квалификационный отбор, повторного предоставления ими документально подтвержденной информации об их соответствии квалификационным критериям в ходе дальнейшего проведения процедуры.

Что изменилось в порядке обжалования

С 30.09.2015 г. госзакупочное сообщество получило также изменения в порядке обжалования процедур закупки, предусмотренном ст. 18 Закона № 1197.

Законодатель уточнил условия рассмотрения заказчиком, генеральным заказчиком обращения с требованием об устранении нарушения во время проведения процедуры закупки. Так, в настоящее время заказчик, генеральный заказчик должны сообщить о решениях, принятых по результатам рассмотрения обращения, заявителю. Раньше — всем заинтересованным лицам.

Также конкретизирован срок предоставления для обнародования на веб-портале Уполномоченного органа принятого решения по результатам рассмотрения обращения, а именно: «Заказчик, генеральный заказчик должны сообщить заявителю о решениях, принятых по результатам рассмотрения обращения, и одновременно в течение одного рабочего дня со дня принятия такого решения подать его вместе с обращением».

Заметим, что в настоящее время при подаче жалобы необходимо подать в орган обжалования (АМКУ) обоснования наличия нарушенных прав и охраняемых законом интересов по поводу решения, действия или бездействия заказчика, генерального заказчика, которые противоречат законодательству в сфере государственных закупок и в результате которых нарушены права или законные интересы жалобщика.

Кроме того, появились существенные новации в обжаловании положений документации торгов.

Напомним, что раньше ч. 4 ст. 38 Закона № 1197 было предусмотрено общее правило обжалования. Так, жалобы, касающиеся документации конкурсных торгов (квалификационной документации, запроса ценовых предложений), можно было подавать в любой срок после обнародования объявления о их проведении, но не позже окончания срока, установленного заказчиком для подачи предложений конкурсных торгов (квалификационных, ценовых предложений).

На сегодняшний же день предусмотрено, что жалобы, касающиеся документации конкурсных торгов (квалификационной документации, запроса ценовых предложений), жалобщик имеет право подать в любой срок после обнародования объявления о проведении торгов, но не позже чем за 4 календарных дня до даты, установленной для подачи предложений конкурсных торгов (квалификационных предложений), и не позже чем за 3 календарных дня до даты, установленной для подачи ценовых предложений.

Внимание! В случае внесения заказчиком изменений в документацию конкурсных торгов (квалификационную документацию, запрос ценовых предложений) после окончания срока, установленного для подачи предложений конкурсных торгов (квалификационных предложений, ценовых предложений) в объявлении об их проведении, не подлежат обжалованию положения документации, в которые изменения не вносились.

Как видите, для того чтобы госзакупочному сообществу полностью освоить изменения, внесенные Законом № 679, понадобится определенное время. А для того чтобы это время прошло быстрее, не исключаем, что заказчикам придется еще и потанцевать!

Нормативные документы

Закон № 679 Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины в сфере государственных закупок относительно приведения их в соответствие с международными стандартами и принятия мер по преодолению коррупции» от 15.09.2015 г. № 679-VIII.

Закон № 1197 Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 10.04.2014 г. № 1197-VII.

Закон № 1700 Закон Украины «О предотвращении коррупции» от 14.10.2014 г. № 1700-VII.

Закон № 2210 Закон Украины «О защите экономической конкуренции» от 11.01.2001 г. № 2210-III.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше