В соответствии со ст. 45 Закона Украины «Об общем среднем образовании» от 13.05.99 г. № 651-XIV штатные расписания государственных и коммунальных заведений независимо от подчиненности и типов устанавливаются соответствующим органом управления образования на основании Типовых штатных нормативов общеобразовательных учебных заведений, утвержденных приказом Минобразования от 06.12.2010 г. № 1205 (далее — Типовые штаты № 1205, приказ № 1205), которые имеют обязательный характер.
Действительно, Типовыми штатами № 1205 предусмотрено, что в тех школах, которые ведут самостоятельный бухгалтерский учет, вводится не более 1 штатной единицы должности бухгалтера (главного бухгалтера).
К сожалению, при определении количества штатных единиц бухгалтера законодатели не учли ни количество классов в школе (а чем большее количество классов, тем большая штатная численность учителей), ни наличия материально-технической базы и т. д.
Ни для одного бухгалтера не секрет, что вести бухгалтерский учет в большом учебном заведении в одиночку очень сложно. А как же быть учебному заведению, если единственный бухгалтер уйдет в отпуск или заболеет?
В данном случае существует два варианта:
1. Если в учебном заведении предоставляются платные услуги, то можно ввести в штат одну должность бухгалтера за счет средств специального фонда (см. п. 4 Типовых штатов № 1205).
2. Ввести в штат вторую должность бухгалтера путем замены в рамках одной категории персонала (п. 2 приказа № 1205). Например, заменить должность «инженер-электроник» на должность «бухгалтер (с дипломом специалиста)». При этом учтите, что заменять можно только те должности, которые введены в штатное расписание.
Внимание! Замена должностей работников может осуществляться только в пределах одной категории (педагогического, хозяйственно-обслуживающего и т. п.) персонала.