Темы статей
Выбрать темы

Проведение работ по ремонту школы силами родителей

Левичев Александр, заведующий сектором инспектирования учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, Харьковской объединенной государственной финансовой инспекции
Можно ли провести ремонт в школе, использовав добровольный труд родителей в работах по поклейке обоев, настилу линолеума, покраске потолка и т. п.? Материалы для ремонта приобретены за счет бюджетных средств по КЭКР 2210. Какими документами оформить такие операции? Как отразить их в учете?

В первую очередь следует определить, к какому виду ремонта относятся указанные работы: текущему или капитальному.

Разъяснение по отнесению работ к текущему и капитальному ремонтам предоставлено в письме Госкомитета по строительству и архитектуре от 30.04.2003 г. № 7/7-401, на которое также ссылалась Госказначейская служба в письмах от 10.06.2010 г. № 17-10/1440-10262 и от 14.04.2008 г. № 3.4-04/1074-6139.

Так, капитальным ремонтом считается:

— комплекс ремонтно-строительных работ, предусматривающий замену, восстановление и модернизацию конструкций;

— восстановление зданий в связи с их физической изношенностью и разрушением;

— улучшение эксплуатационных показателей;

— улучшение планировки здания и благоустройство территории без изменения строительных габаритов объекта.

Капитальный ремонт предусматривает приостановление на время выполнения работ эксплуатации здания в целом или его частей.

Текущий ремонт является комплексом ремонтно-строительных работ, предусматривающим систематическое и своевременное поддержание эксплуатационных качеств и предотвращение преждевременного износа конструкций и инженерного оборудования.

В упомянутых выше письмах указывалось, что для отнесения проведенных работ к текущему и капитальному ремонтам целесообразно руководствоваться Примерным перечнем услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий и услуг по ремонту помещений, зданий, сооружений, утвержденным приказом Госкомитета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от 10.08.2004 г. № 150 (далее — Перечень № 150).

Конечно, рассмотреть все запланированные ремонтные работы на предмет отнесения их к капитальному или текущему ремонту в соответствии с указанным Перечнем вы можете сами. Однако, исходя из тех работ, которые указаны в вопросе, мы видим следующее.

В соответствии с п.п. 1.2.9.3 Перечня № 150 частичная побелка и покраска стен и потолков относится к текущему ремонту. Замена полов дощатых, паркетных, из линолеума, бетонных и плиточных с дальнейшими покраской или натиранием мастикой (п.п. 2.5.7), малярные и отбойные работы, предусмотренные ремонтом потолков или штукатурением стен (п.п. 2.9.2), покраска оконных рам, дверей, потолков, стен и полов после проведенного капитального ремонта этих конструкций (п.п. 2.9.3) и замена обоев (п.п. 2.9.7) — это капитальный ремонт.

Для более достоверного определения характера проводимых работ целесообразно создать специальную комиссию, включающую специалистов (инженера, технического работника), которая осмотрит объекты необоротных активов в целом или их отдельные части, зафиксирует выявленные дефекты, отметит необходимые меры по их устранению путем составления соответствующего акта.

В данном случае школа не будет оплачивать выполненные работы в связи с тем, что они будут предоставлены школе родителями в виде благотворительной помощи. Иными словами, благотворительная помощь будет предоставлена родителями детей, которые учатся в школе, в виде ремонтных работ.

Учитывая указанное, остановимся на принципах благотворительности в Украине.

Согласно Закону Украины «О благотворительной помощи и благотворительных организациях» от 05.07.2012 г. № 5073-VI сторонами этой хозяйственной операции являются бенефициар и благотворитель.

По определению бенефициар — это получатель благотворительной помощи. В вашем случае им является бюджетное учреждение — школа.

Благотворитель — это дееспособное физическое лицо или юридическое лицо частного права (в том числе благотворительная организация), которое добровольно осуществляет один или несколько видов благотворительной деятельности. В вашем случае это родители детей, которые учатся в школе.

При документальном оформлении благотворительной помощи необходимо помнить, что обязательные требования к составлению первичных документов сформулированы в Законе Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV. Они должны содержать: наименование документа, наименование организации, от имени которой составлен документ, дату и место его составления, содержание, объем и единицу измерения хозяйственной операции, должность лица, ответственного за проведение и оформление операции, подпись и должность лица, принимавшего непосредственное участие в ее осуществлении.

Для оптимизации учета организациям предоставлено право самостоятельно разрабатывать формы первичных документов с соблюдением указанных выше требований.

Типовая форма акта приемки-передачи работ в виде благотворительности нормативными документами не предусмотрена. Поэтому ее можно разработать самостоятельно с учетом указанных выше требований. Мы со своей стороны уже приводили примерную форму такого акта. Как она выглядит, вы можете вспомнить, заглянув в газету «Бюджетная бухгалтерия», 2014, № 40, с. 13.

Для того чтобы правильно оформить поступление благотворительной помощи в виде ремонтных работ в бухгалтерском учете, необходимо знать их стоимость. Стоимость строительных работ определяется на основании действующих норм. В данном случае это будут нормы трудозатрат на выполнение определенных видов ремонтных работ.

Когда дело касается строительных работ, то следует вспомнить о Законе Украины «О строительных нормах» от 05.11.2009 г. № 1704-VI. Согласно п. 1 ст. 11 этого Закона применение строительных норм является обязательным для всех субъектов хозяйствования независимо от формы собственности, которые занимаются строительной деятельностью. Строительные нормы вводят с целью обеспечения безопасности жизни и здоровья людей и соответствия строительства современным достижениям науки и техники.

Следует отметить, что на сегодняшний день действуют Правила определения стоимости строительства (ДСТУ Б Д.1.1-1:2013), утвержденные приказом Минрегионстроя от 05.07.2013 г. № 293 (далее — ДСТУ Б Д.1.1-1:2013). Эти Правила устанавливают основные принципы определения стоимости нового строительства, реконструкции, капитального ремонта и технического переоснащения домов, зданий и сооружений любого назначения, их комплексов, линейных объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, реставрации памятников архитектуры и градостроительства, а также правила оформления документов в строительстве.

Они являются обязательными при определении стоимости строительства объектов, сооружаемых за счет бюджетных средств, средств государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций, а также кредитов, предоставленных под государственные гарантии (в таких случаях расчеты проводят на основе государственных сметных норм).

Обратите внимание: Госказначейская служба в письме от 25.04.2003 г. № 07-06/872-3814 отмечала, что проведение текущего и капитального ремонтов собственными силами учреждения осуществляется только при условии утверждения сметы на выполнение указанных работ с учетом действующих государственных строительных норм.

Госкомитет строительства, архитектуры и жилищной политики в письме от 06.06.2001 г. № 7/7-540 по этому поводу отмечал следующее.

Стоимость ремонта жилья, объектов социальной сферы, коммунального назначения и благоустройства, которое осуществляется с привлечением бюджетных средств или средств предприятий, учреждений и организаций государственной собственности, определяется в соответствии с ДСТУ Б Д.1.1-1:2013.

При этом Акт приемки выполненных строительных работ (форма № КБ-2в) является обязательным при выполнении работ подрядным и хозяйственным способом по капитальному и текущему ремонтам, которые осуществляются с привлечением бюджетных средств или средств предприятий, учреждений и организаций государственной формы собственности.

Справка о стоимости выполненных строительных работ и расходах (форма № КБ-3) распространяется на строительные предприятия и строительные структурные подразделения всех форм собственности, которые выполняют работы подрядным и хозяйственным способом по капитальному и текущему ремонтам, независимо от источников финансирования.

При выполнении хозяйственным способом работ по текущему ремонту, которые не требуют разработки чертежей, возможно определение стоимости ремонта на основе дефектных актов и расценочных описей работ.

И вот Минрегионразвития, строительства и ЖКХ в достаточно свежем письме от 15.05.2015 г. № 8/15-232-15 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 30, с. 18) отметило, что исходя из положений указанных законодательных и нормативных документов текущий ремонт не относится к строительству, потому на него не распространяются законодательные и нормативные документы, действующие в строительстве.

Стоимость текущего ремонта должна определяться на основании обоснованных трудовых и материально-технических ресурсов, а также их стоимости, исчисленной в текущем уровне цен.

В отдельных обоснованных случаях центральный орган исполнительной власти, к сфере деятельности которого относятся соответствующие объекты, или заказчик (распорядитель средств) распорядительным документом по соответствующему обоснованию может распространить действие отдельных положений ДСТУ Б Д.1.1-1:2013 на текущий ремонт.

Поэтому, по мнению Минрегионразвития, строительства и ЖКХ, при проведении капитального ремонта следует соблюдать ДСТУ Б Д.1.1-1:2013, а при проведении текущего ремонта это делать не обязательно.

Однако в вашем случае, как мы уже отмечали выше, необходимо определить стоимость проведенных работ для того, чтобы отразить в бухгалтерском учете поступление благотворительной помощи в виде ремонтных работ. Поэтому все же для определения стоимости работ как по текущему, так и по капитальному ремонтам советуем воспользоваться ДСТУ Б Д.1.1-1:2013.

В случае, когда материалы (строительные материалы, инвентарь, оборудование, инструменты для хозяйственной деятельности и т. п.) закупаются бюджетной организацией самостоятельно, расходы на их приобретение согласно Инструкции по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333, осуществляются по КЭКР 2210 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь».

При этом следует помнить, что согласно ст. 840 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV, если работа выполняется частично или в полном объеме из материала заказчика, подрядчик отвечает за неправильное использование этого материала, а также обязан предоставить заказчику отчет об использовании материала и вернуть его остаток.

В бухгалтерском учете расходы, связанные с проведением ремонта необоротных активов, отражаются с учетом требований Национального положения (стандарта) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 «Основные средства», утвержденного приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202.

Так, в п. 2 этого Стандарта определено, что расходы на содержание объекта основных средств (проведение технического надзора, технического обслуживания и ремонта), которые осуществляются для восстановления или поддержания субъектом государственного сектора будущих экономических выгод или потенциала полезности на первоначально оцененном уровне производительности объекта основных средств, признаются расходами того отчетного периода, в котором они были понесены.

Таким образом, при проведении ремонта в здании школы (как текущего, так и капитального), т. е. при выполнении работ, не связанных с дооборудованием, реконструкцией, модернизацией объекта необоротных активов, стоимость таких работ не относится на увеличение стоимости отремонтированного здания, а отражается в составе фактических расходов учреждения.

Рассмотрим отражение в бухгалтерском учете операций по ремонту школы на условном примере.

Пример. Для проведения ремонта в школе приобретены строительные материалы (краска, обои, линолеум и т. п.) на общую сумму 45000 грн. (в том числе НДС — 7500 грн.).

Все ремонтные работы выполнены силами родителей. Их стоимость согласно расчету составила 3700 грн.

Школа за выполненные работы с родителями не рассчитывалась, т. е. они поступили от родителей в виде благотворительной помощи.

После проведения ремонта комиссией проведен осмотр отремонтированного объекта и подписан акт, подтверждающий факт выполнения работ и их стоимость.

Строительные материалы использованы полностью.

В бухгалтерском учете указанные операции отражаются следующим образом:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

2

3

4

5

1

Оприходованы строительные материалы для ремонта (с НДС)

204

675

45000

2

Перечислена оплата за строительные материалы

675

321

45000

3

Поступила благотворительная помощь в виде ремонтных работ*

324

712

3700

675

324

3700

812

675

3700

4

Списана стоимость строительных материалов, использованных при проведении ремонта, на основании документов, подтверждающих выполнение работ

802

204

37500

* Не позже последнего рабочего дня отчетного месяца в орган Госказначейской службы следует подать Справку о поступлениях в натуральной форме.

После проведения ремонта объектов необоротных активов (независимо от того, текущий это был ремонт или капитальный) необходимо оформить Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов по типовой форме № ОЗ-2 (бюджет). Его форма утверждена совместным приказом Главного управления Госказначейства и Госкомстата «Об утверждении типовых форм по учету и списанию основных средств, которые принадлежат учреждениям и организациям, содержащимся за счет государственного или местных бюджетов, и Инструкции по их составлению» от 02.12.97 г. № 125/70.

В этом Акте указывается:

— какой объект находился в ремонте, его инвентарный номер;

— в течение какого времени проводился ремонт (с указанием даты начала и окончания ремонта);

— объем выполненных работ, предусмотренных дефектным актом, а также какие именно работы не выполнены;

— дата сдачи объекта в эксплуатацию.

В Акте указываются сметная стоимость работ в соответствии с утвержденным расчетом расходов, необходимых для их осуществления, и фактическая стоимость законченных работ. Акт сдается в бухгалтерию учреждения, где осуществляются соответствующие записи о выполненных работах в инвентарных карточках учета основных средств по форме № ОЗ-6 (бюджет).

Изменения в характеристике объекта, связанные с его ремонтом, вносятся в соответствующий раздел Акта и в технический паспорт объекта.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше