Для ответа на этот вопрос давайте заглянем в Методику расчета арендной платы за государственное имущество и пропорции ее распределения, утвержденную постановлением КМУ от 04.10.95 г. № 786. В п. 3 этого документа указано, что в плату за аренду индивидуально определенного имущества не включаются расходы на содержание арендованного имущества и плата за услуги, которые в соответствии с заключенными соглашениями обязуются предоставлять арендатору государственное предприятие, организация, хозяйственное общество, на балансе которых находится это имущество.
Указанное свидетельствует о том, что стоимость коммунальных услуг, потребленных арендатором, не может быть включена в сумму арендной платы, поэтому она должна уплачиваться арендатором отдельно.
Таким образом, арендатор должен оплачивать коммунальные услуги на основании отдельного договора, заключенного исключительно с арендодателем. Примерная форма такого Договора утверждена приказом Фонда госимущества от 23.08.2000 г. № 1774.
При заключении такого договора арендодатель и арендатор определяют порядок расчетов за потребленные коммунальные услуги.
Поскольку возмещение за потребленные коммунальные услуги по всему зданию осуществляется исключительно частным университетом, можно предположить, что договор о возмещении коммунальных услуг заключен частным университетом с арендодателем на всю площадь здания, что само по себе уже неправильно.
Но это уже забота частного университета. В случае проведения проверки его финансово-хозяйственной деятельности вопрос, касающийся безосновательного возмещения университетом средств за фактически потребленные коммунальные услуги другим юридическим лицом, будет только к нему, поскольку имеется договор, заключенный между ним и арендодателем. В этом случае такие расходы частного университета будь признаны безосновательными.
Учитывая вышеупомянутое, бюджетное учреждение не имеет законодательных оснований заключить договор о возмещении коммунальных услуг с частным университетом, поскольку он не является арендодателем или поставщиком коммунальных услуг. Тем более что нельзя заменить плату за коммунальные услуги предоставлением информационных услуг. Основание — п. 6 ст. 45 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (ср. ). Именно он запрещает проведение расчетов с бюджетом в неденежной форме, в том числе путем взаимозачета, применения векселей, бартерных операций и зачисления встречных платежных требований в финансовых учреждениях (за исключением операций, связанных с государственным долгом, и случаев, предусмотренных законом о Государственном бюджете Украины).
Следовательно, для перевода ситуации в законодательную плоскость необходимо сделать следующее:
1. Внести изменения в существующий договор о возмещении коммунальных услуг, заключенный между арендодателем и частным университетом, в части приведения расчетов за потребление коммунальных услуг в соответствие с занимаемой университетом площадью, количеством и мощностью электроприборов и количеством работающих в университете лиц.
2. Бюджетному учреждению заключить соответствующий договор о возмещении коммунальных услуг с арендодателем.
3. Предусмотреть в смете бюджетного учреждения средства на оплату коммунальных услуг.
В конце отметим: если частный университет такая ситуация устраивает, он не требует от арендодателя изменений в части оплаты за коммунальные услуги, в том числе потребленные бюджетным учреждением, и согласен в дальнейшем оплачивать коммунальные услуги в полном объеме, то такую оплату следует оформить как предоставление университетом благотворительной помощи бюджетному учреждению.