Темы статей
Выбрать темы

Объединение территориальных громад: спрашивали — отвечаем

Маркович Галина, заместитель директора Департамента местных бюджетов — начальник управления планирования местных бюджетов Министерства финансов Украины, заслуженный экономист Украины, кандидат экономических наук
По многочисленным просьбам наших читателей мы продолжаем отвечать на вопросы по теме создания объединенных территориальных громад (ОТГ), которую уже поднимали в предыдущих номерах*.

* См. «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 8, с. 13 и № 9, с. 21.

Контроль за соблюдением бюджетного законодательства в отношении бюджетов ОТГ осуществляется:

1) советом ОТГ — за выполнением решения о бюджете ОТГ и в части других полномочий, предусмотренных Бюджетным кодексом Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ), законом о Государственном бюджете Украины и решением о местном бюджете ( ст. 114 БКУ);

2) областной государственной администрацией (далее — ОГА) — за соответствием бюджетному законодательству показателей утвержденных бюджетов, росписи бюджета, смет бюджетных учреждений и других документов, используемых в бюджетном процессе ( п. 2 ч. 1 ст. 115 БКУ).

Частью 2 ст. 122 БКУ предусмотрено, что исполнительные органы советов ОТГ решения о бюджете ОТГ (или внесении в него изменений) на следующий день после его подписания руководителем совета ОТГ направляют ОГА.

В случае принятия решения о местном бюджете с нарушением требований БКУ или закона о Государственном бюджете Украины, в том числе по составлению бюджета в части межбюджетных трансфертов ( п. 7 ч. 1 ст. 116 БКУ), глава ОГА имеет право в течение месяца со дня вступления в силу решения о бюджете ОТГ обратиться в суд с одновременным ходатайством о немедленном приостановлении действия этого решения до окончания судебного разбирательства дела ( ч. 2 ст. 122 БКУ).

Следовательно, ОГА осуществляют контроль за соблюдением ОТГ норм бюджетного законодательства, а не согласовывают показатели их бюджетов.

Непредоставление исполнительными органами советов ОТГ ОГА решений о бюджете (или внесении изменений в него) является несоблюдением норм бюджетного законодательства и соответственно бюджетным правонарушением. Меры влияния за нарушение бюджетного законодательства определенные ст. 117 БКУ.

Нужно ли ОТГ передавать субвенцию в районный бюджет, если жители ОТГ обслуживаются в районной больнице? Как рассчитывать объем такой субвенции — по количеству жителей ОТГ или по статистическим данным больницы о количестве лиц, фактически обслуживавшихся в ней в прошлых периодах и проживающих на территории ОТГ?

Да, в таком случае часть медицинской субвенции, предусмотренная бюджету ОТГ, обязательно передается районному бюджету для оплаты услуг, которые будут предоставляться жителям объединенной громады заведениями, финансируемыми из районного бюджета.

Следует отметить, что расчет объема субвенции для бюджета ОТГ осуществляется по формуле, утвержденной постановлением КМУ «Об утверждении формулы распределения объема медицинской субвенции из государственного бюджета местным бюджетам» от 19.08.2015 г. № 618, с учетом финансового норматива бюджетной обеспеченности, который является одинаковым как для бюджета ОТГ, так и для районного бюджета. При этом жители ОТГ не учитываются при определении объема субвенции для районного бюджета.

Что касается подходов к распределению субвенции, то на сегодня этот вопрос не урегулирован. Его урегулирование относится к компетенции Минздрава как центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализующего государственную политику в сфере здравоохранения и являющегося главным распорядителем медицинской субвенции.

В каких случаях предоставляется субвенция на развитие инфраструктуры? Может ли такая субвенция быть предоставлена бюджетам органов местного самоуправления, прекращающим свою деятельность путем реорганизации и создания ОТГ?

Субвенция на формирование инфраструктуры ОТГ является одной из форм государственной поддержки добровольного объединения территориальных громад сел, поселков, городов. В соответствии со ст. 10 Закона Украины «О добровольном объединении территориальных громад» от 05.02.2015 г. № 157-VIII субвенция предоставляется ОТГ на формирование соответствующей инфраструктуры согласно плану социально-экономического развития такой территориальной громады.

Учитывая целевое назначение субвенции, ее нельзя предоставлять другим бюджетам.

Вопрос предоставления такой субвенции регламентирован Порядком и условиями предоставления субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на формирование инфраструктуры объединенных территориальных громад, утвержденным постановлением КМУ от 16.03.2016 г. № 200.

Что лучше создать в ОТГ — управление или отдел финансов? Каковы критерии для их создания?

В соответствии со ст. 26 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР установление штатной численности аппарата совета и его исполнительного комитета, а также утверждение расходов на их содержание относится к исключительной компетенции сельских, поселковых, городских советов и решается на их пленарных заседаниях.

При этом единых критериев или подходов к формированию штатной численности органа местного самоуправления нет. Однако основным при определении количества структурных подразделений и их численности должен быть перечень функций и полномочий, которые будут закреплены за соответствующим подразделением.

Некоторых детей, проживающих на территории ОТГ, родители возят в школу в город, потому что считают ее лучшей. Нужно ли из бюджета ОТГ выделять средства для финансирования таких школ в городе?

Нет, не нужно. Объясним почему.

Образовательная субвенция распределяется между местными бюджетами по формуле, утвержденной постановлением КМУ «Об утверждении формулы распределения образовательной субвенции между местными бюджетами» от 26.06.2015 г. № 435 (ср. ). Одним из параметров, учитываемых при определении ее объема, является количество учеников, которое определяется на основании статистической отчетности соответствующей школы.

Следовательно, при определении объема субвенции определяющим является не местожительство ребенка, а место его учебы. То есть средства предусматриваются бюджету города, на территории которого расположено учебное заведение, из расчета учеников, обучающихся в этой школе.

Какие средства бюджета ОТГ могут быть направлены на ремонт дорог местного значения?

В соответствии со ст. 7 БКУ местные бюджеты являются самостоятельными, что обеспечивается закреплением за ними соответствующих источников доходов и правом местных органов власти самостоятельно определять направления использования бюджетных средств согласно законодательству Украины.

Таким образом, в случае необходимости совет ОТГ может принять решение и направить средства местного бюджета на ремонт дорог.

При этом следует учитывать такое: текущие расходы предусматриваются за счет средств общего фонда бюджета, а капитальные — бюджета развития, поскольку в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 71 БКУ капитальные расходы относятся к расходам бюджета развития.

Если поступлений бюджета развития недостаточно для проведения расходов, то часть средств может быть передана из общего фонда. В соответствии с ч. 1 ст. 71 БКУ средства, переданные из другой части местного бюджета по решению соответствующего местного совета, являются одним из источников формирования бюджета развития.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше