Темы статей
Выбрать темы

Ремонт авто собственными силами? Легко!

Крот Юлия, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Бюджетное учреждение приобрело для ремонта служебного автомобиля запасные части. Ремонтные работы будет проводить водитель учреждения. Как правильно документально оформить выполнение ремонта авто хозяйственным способом? Каков порядок отражения такого ремонта автомобиля на счетах бухгалтерского учета?

Без преувеличения, транспортное средство сегодня превращается из средства передвижения в предмет роскоши. Ведь ломаются авто часто, особенно капризные «особи» с солидным пробегом. Стоимость услуг СТО растет с каждым днем, да и запасные части и расходные материалы не дешевеют. Это все делает эксплуатацию автомобиля удовольствиям не из дешевых. Однако и без авто как без рук. Один из вариантов удешевления ремонта автомобиля — это приобретение запчастей самостоятельно и выполнение ремонтных работ собственными силами (по большей части этим занимается водитель или механик, если такой есть в учреждении). Конечно, такой способ осуществления ремонта предусматривает прежде всего наличие в учреждении квалифицированного специалиста, которому по силам не только выявить неисправность транспортного средства, но и отремонтировать его. Не обойтись здесь и без надежного поставщика качественных автозапчастей по адекватным ценам. Поэтому ремонт железного коня собственными силами — дело хлопотное, однако результат того стоит. Экономия выходит ощутимая.

Для бухгалтера ремонт служебного автомобиля таким способом также чреват определенными трудностями. И связаны они преимущественно с документальным оформлением таких операций. Причина этого — отсутствие прописанного на законодательном уровне порядка документирования подобных хозяйственных операций. Но не беда, нам все под силу, со всем разберемся. А сначала немножко теории, чтобы четко понимать, с чем имеем дело.

И в первую очередь напомним, что эксплуатация транспортных средств при наличии технических неисправностей или несоответствия требованиям стандартов, правил и нормативов по безопасности дорожного движения запрещена. Такое требование предусмотрено п. 31.4 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением КМУ от 10.10.2001 г. № 1306.

С целью поддержания транспортных средств в надлежащем состоянии и обеспечения установленных производителем технических характеристик в течение периода эксплуатации проводятся техобслуживание и ремонт. Указание на это содержит ст. 22 Закона Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-ІІІ (далее — Закон № 2344).

Порядок проведения технического обслуживания и ремонта транспортных средств независимо от форм их собственности определен Положением о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденным приказом Минтранса от 30.03.98 г. № 102 (далее — Положение № 102).

Не секрет, что ремонт может быть разным. В зависимости от цели выполнения ремонта и степени его сложности различают текущий и капитальный ремонты. Так, текущий ремонт проводят при необходимости, по результатам диагностирования технического состояния транспортного средства или при наличии неполадок. Основным предназначением таких ремонтных работ являются обеспечение или восстановление работоспособности автомобиля. Причем к текущему ремонту относятся работы, связанные с одновременной заменой не более двух базовых агрегатов (кроме кузова и рамы). Это определено в п. 3.13 Положения № 102.

В противовес этому капитальный ремонт выполняют с целью продления срока эксплуатации транспортного средства. К капитальному ремонту относятся работы по замене кузова для автобусов и легковых автомобилей, рамы для грузовых автомобилей или с одновременной заменой не менее трех базовых агрегатов ( п. 3.16 Положения № 102).

Что же это за базовые агрегаты? Приведем их перечень ( приложение Г к Положению № 102):

1) двигатель с картером сцепления в сборке;

2) коробка передач, раздаточная коробка;

3) гидромеханическая передача;

4) задний мост (ось);

5) средний мост (ось);

6) передняя ось (мост);

7) рулевое управление;

8) кабина грузового и кузов легкового автомобиля;

9) кузов автобуса;

10) рама;

11) подъемное оборудование платформы автомобиля-самосвала.

Такое деление ремонтных работ имеет определяющее значение для бюджетных учреждений во время планирования и осуществления расходов на ремонт. В частности, в соответствии с п.п. 16 п.п. 2.2.1 Инструкции по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333 (далее — Инструкция № 333), приобретение запчастей и других комплектующих к транспортным средствам следует планировать по КЭКР 2210 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь». Это касается тех случаев, когда ремонт проводится собственными силами учреждения или если учреждение самостоятельно покупает запчасти и передает их подрядной организации. Непосредственно оплата услуг по текущему ремонту транспортных средств проводится по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)» ( п.п. 8 п.п. 2.2.4 Инструкции № 333). Однако если вы собираетесь проводить капитальный ремонт служебного автомобиля, то расходы на его выполнение, а также на оплату запчастей необходимо планировать по КЭКР 3132 «Капитальный ремонт прочих объектов». Такое требование предусмотрено п.п. 2 п.п. 3.1.3.2 Инструкции № 333.

В то же время независимо от вида ремонта все расходы на его осуществление относят на фактические расходы отчетного периода, в котором они были понесены. То есть такие расходы не увеличивают первоначальную стоимость объекта ремонта (в данном случае транспортного средства). Это следует из п. 4 разд. VI Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

Теперь о документальном оформлении ремонта служебного автомобиля. В случае выполнения ремонтных работ сторонней организацией порядок оформления взаимоотношений между заказчиком и исполнителем услуг четко определен Правилами предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту колесных транспортных средств, утвержденными приказом Минтранса от 28.11.2014 г. № 615. А конкретно — перечень документов, подтверждающих факт предоставления услуг, приведен в п. 7 разд. V этих Правил. Поэтому с ремонтом авто подрядчиком все нормировано и понятно. А вот какие документы следует составлять при осуществление ремонта автомобиля силами учреждения? Четкого ответа на этот вопрос действующее законодательство не дает. К сожалению.

Считаем, что в случае принятия решения о ремонте автомобиля собственными силами в первую очередь надо провести диагностику его технического состояния. Это позволит выявить неисправности, детали, подлежащие замене, необходимые запчасти и виды ремонтных работ, а также затраты времени. Всю эту информацию, по нашему мнению, целесообразно отразить в Ведомости дефектов на ремонт транспортных средств. Примерная форма такой ведомости приведена на с. 29.

Следующим шагом должна быть выдача руководителем учреждения распоряжения (приказа) о проведении ремонта с указанием исполнителей и сроков выполнения ремонтных работ.

Дальше следует оформить накладную (требование) по типовой форме № З-3, утвержденной приказом Госказначейства от 18.12.2000 г. № 130, для получения запчастей со склада.

Для списания запасных частей, использованных для ремонта транспортного средства, составляют Акта списания по типовой форме № З-2. В нем необходимо указать, какие именно запасные части и на какой автомобиль были установлены.

К тому же, если был осуществлен капитальный ремонт авто независимо от способа выполнения работ (собственными силами или сторонней организацией), этот факт следует отразить в Акте приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов по типовой форме № ОЗ-2 (бюджет). Кроме того, должна быть сделана запись о капремонте в Инвентарной карточке учета основных средств в бюджетных учреждениях типовой формы № ОЗ-6 (бюджет). Формы акта и инвентарной карточки утверждены совместным приказом Главного управления Госказначейства и Госкомстата от 02.12.97 г. № 125/70.

Следует отметить, что согласно ч. 7 ст. 22 Закона № 2344 правила эксплуатации пневматических шин, аккумуляторных батарей (далее — АБ) определены специальными нормативными документами, в частности:

— для автошин — Эксплуатационными нормами среднего ресурса пневматических шин колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденными приказом Минтранса от 20.05.2006 г. № 488;

— для АБ — Эксплуатационными нормами среднего ресурса аккумуляторных свинцовых стартерных батарей колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденными приказом Минтранса от 20.05.2006 г. № 489.

Следовательно, списать такие запасные части учреждение может только при наличии оснований, предусмотренных соответствующими нормативными документами.

Имейте в виду, что отработанные АБ относятся к опасным отходам в соответствии с разделом «А» Желтого перечня отходов, утвержденного постановлением КМУ от 13.07.2000 г. № 1120. Следовательно, такие батареи подлежат передаче специализированному предприятию для утилизации. Основные требования относительно порядка учета отработанных АБ и сдачи их для утилизации предусмотрены Правилами эксплуатации аккумуляторных свинцовых стартерных батарей колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденными приказом Минтранса от 02.07.2008 г. № 795. С учетом норм разд. ІХ этих Правил учет отработанных АБ в учреждении следует организовать следующим образом:

во-первых, руководитель учреждения своим приказом должен назначить лицо, ответственное за учет отработанных аккумуляторов;

во-вторых, лицо, ответственное за утилизацию аккумуляторов, должно вести Журнал учета и оборота отработанных АБ ( приложение 14 к вышеупомянутым Правилам);

в-третьих, следует четко контролировать сроки хранения отработанных аккумуляторов, поскольку они должны быть сданы на утилизацию не позже трех месяцев после списания.

Напомним также, что не только АБ, но и другие металлические детали (особенно содержащие цветные металлы) подлежат сдаче специализированному предприятию. Таким образом, комиссия учреждения должна определить возможность дальнейшего использования таких материальных ценностей и оценить их.

При отражении ремонта служебного автомобиля в учете следует помнить, что запасные части, предназначенные для ремонта транспортных средств (моторы, автомобильные шины, включая покрышки, камеры и ободные ленты и т. п.), независимо от их стоимости, следует учитывать на субсчете 238 «Запасные части к транспортным средствам, машинам и оборудованию». А вот информацию об отработанных узлах и деталях (в том чистые АБ), которые подлежат сдаче специализированным предприятиям как лом черных и цветных металлов, необходимо обобщать на субсчете 261 «Запасы для распределения, передачи, продажи».

Порядок отражения операций по ремонту автомобиля собственными силами на счетах бухгалтерского учета рассмотрим на условном примере.

Пример. Во время диагностики технического состояния служебного автомобиля бюджетного учреждения был выявлен ряд неисправностей. Результаты осмотра отражены в Ведомости дефектов на ремонт транспортных средств. На основании Ведомости руководитель учреждения издал распоряжение о проведении ремонта автомобиля собственными силами и приобретении всех необходимых запасных частей.

Для устранения неполадок были приобретены такие запчасти: аккумулятор 60 А/ч стоимостью 1278 грн. (в том числе НДС — 213 грн.), гидрокомпенсаторы — 1016 грн. (8 шт. х х 127 грн.) (в том числе НДС — 169,33 грн.), ролик ГРМ — 300 грн. (в том числе НДС — 50 грн.), ремень ГРМ — 360 грн. (в том числе НДС — 60 грн.), ролик генератора — 250 грн. (в том числе НДС — 41,67 грн.), прокладка ГБЦ — 210 грн. (в том числе НДС — 35 грн.).

Использованные для ремонта запчасти списаны с баланса после их установки на автомобиль на основании Акта списания по типовой форме № З-2.

Отработанный аккумулятор после изъятия и замены новым был оприходован как лом цветных металлов (свинец в количестве 10 кг). Средства от сдачи лома специализированному предприятию в сумме 150 грн. зачислены на специальный счет учреждения.

В бухгалтерском учете эти операции необходимо отражать следующим образом:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

2

3

4

5

1

Оприходованы запчасти для ремонта служебного автомобиля (с НДС):

— аккумулятор

238

675

1278

— гидрокомпенсаторы

238

675

1016

— ролик ГРМ

238

675

300

— ремень ГРМ

238

675

360

— ролик генератора

238

675

250

— прокладка ГБЦ

238

675

210

2

Перечислены средства поставщику за запчасти

675

321

3414

3

Согласно акту списания списаны запасные части на фактические расходы отчетного периода (установлены на автомобиль)

801 (802)

238

3414

4

Оприходован лом свинца, подлежащий сдаче специализированному предприятию*

261

364

150

Списан переданный специализированному предприятию металлолом на основании накладной

364

261

150

Начислен доход от реализации металлолома

364

711

150

Получены средства от реализации металлолома на спецсчет учреждения

323

364

150

* Считаем, что подавать Справку о поступлениях в натуральной форма в органы Госказначейской службы не нужно, поскольку предусматривается реализация металлолома специализированному предприятию с зачислением полученных средств на счет учреждения.

img 1

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше