Темы статей
Выбрать темы

О применении переговорной процедуры закупки, использовании электронной системы закупок субъектами, не являющимися заказчиками, обнародовании отчета о заключенных договорах

Министерство экономического развития и торговли Украины
Письмо от 15.07.2016 г. № 3302-06/21890-07

Минэкономразвития Украины в связи со вступлением в силу Закона Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII (далее — Закон) сообщает.

Закон устанавливает правовые и экономические принципы осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения нужд государства и территориальной громады.

В соответствии с пунктом 1 раздела IX «Заключительные и переходные положения» данный Закон вводится в действие: с 1 апреля 2016 года — для центральных органов исполнительной власти и заказчиков, осуществляющих деятельность в отдельных сферах хозяйствования; с 1 августа 2016 года для всех заказчиков.

О применении переговорной процедуры закупки в случае, если заказчиком был дважды отменен тендер

Согласно части первой статьи 35 Закона переговорная процедура закупки — это процедура, используемая заказчиком как исключение и в соответствии с которой заказчик заключает договор о закупке с участником после проведения переговоров с одним или несколькими участниками.

В соответствии с пунктом 4 части второй статьи 35 Закона переговорная процедура закупки применяется заказчиком как исключение в случае, если заказчиком был дважды отменен тендер из-за отсутствия достаточного количества участников, при этом предмет закупки, его технические и качественные характеристики, а также требования к участнику не должны отличаться от требований, которые были определены заказчиком в тендерной документации.

При этом согласно пункту 28 части первой статьи 1 Закона тендер (торги) — осуществление конкурентного отбора участников с целью определения победителя торгов согласно процедурам, установленным данным Законом (кроме переговорной процедуры закупки).

Учитывая изложенное и требования части первой статьи 4 Закона, заказчиком применяется переговорная процедура закупки в соответствии со статьей 35 Закона, если им был дважды отменен тендер в понимании данного Закона из-за отсутствия достаточного количества участников.

Об использовании электронной системы закупок субъектами, не являющимися заказчиками в понимании Закона

Данный Закон применяется к заказчикам при условии, что стоимость предмета закупки равна или превышает стоимостные пределы, установленные в абзацах втором и третьем части первой статьи 2 Закона.

В соответствии с пунктом 20 части первой статьи 1 Закона публичная закупка (далее — закупка) — приобретение заказчиком товаров, работ и услуг в порядке, установленном данным Законом. Согласно пункту 5 части первой статьи 1 Закона договор о закупке — договор, который заключается между заказчиком и участником по результатам проведения процедуры закупки и предусматривает предоставление услуг, выполнение работ или приобретение права собственности на товары.

Таким образом, путем применения одной из процедур закупок, предусмотренных статьей 12 Закона, руководствуясь при этом стоимостными пределами, определенными в статье 2 Закона, закупки товаров, работ или услуг осуществляют исключительно субъекты, являющиеся заказчиками в понимании Закона.

В то же время приказом ГП «Внешторгиздат Украины» от 13.04.2016 г. № 35 утвержден Порядок осуществления допороговых закупок (далее — Порядок), согласно которому, в частности, заказчиками допороговых закупок являются заказчики в понимании Закона, а также государственные, коммунальные, казенные предприятия, их дочерние предприятия, хозяйственные общества или объединения, у которых государственная или коммунальная часть в уставном капитале составляет 50 и более процентов.

Так, в соответствии с пунктами 1.2 и 1.9 Порядка государственные, коммунальные, казенные предприятия, их дочерние предприятия, хозяйственные общества или объединения, у которых государственная или коммунальная часть в уставном капитале составляет 50 и более процентов, не являющиеся заказчиками в понимании Закона, могут использовать Систему с целью осуществления отбора поставщика товара (товаров), предоставителя услуг (услуги) и исполнителя работ, независимо от суммы закупки в порядке, утвержденном приказом ГП «Внешторгиздат Украины» от 13.04.2016 г. № 35.

Об обнародовании отчета о заключенных договорах

В соответствии с абзацем пятым части первой статьи 2 Закона при осуществлении закупок товаров, работ и услуг без использования электронной системы закупок, при условии, что стоимость предмета закупки равна или превышает 50 тысяч гривень и является меньше стоимости, установленной в абзацах втором и третьем этой части, заказчики обязательно обнародуют отчет о заключенных договорах в системе электронных закупок в соответствии со статьей 10 данного Закона.

Приказом Минэкономразвития от 22.03.2016 г. № 490 «Об утверждении форм документов в сфере публичных закупок» утверждена форма отчета о заключенных договорах (далее — Отчет). В соответствии с пунктом 15 Отчета заказчики указывают цену договора.

Таким образом, заказчики обнародуют Отчет о каждом заключенном договоре в системе электронных закупок в соответствии со статьей 10 Закона, в случае осуществления закупок товаров, работ и услуг без использования электронной системы закупок, при условии, что стоимость предмета закупки в таком договоре равна или превышает 50 тысяч гривень и является меньше стоимости, установленной в абзацах втором и третьем этой части.

Вместе с тем указываем, что письма министерств не устанавливают норм права, имеют исключительно рекомендательный и информативный характер.

Заместитель директора Департамента регулирования государственных закупок Л. Лахтионова

Комментарий редакции

Минэкономразвития разъясняет особенности применения Закона о публичных закупках

С 01.08.2016 г. введен в действие Закон Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII (далее — Закон № 922). Об особенностях его применения бюджетными учреждениями редакция нашей газеты начала рассказывать еще с начала этого года, и почти в каждом номере газеты «Бюджетная бухгалтерия» наши читатели находят ответы на свои вопросы.

В этот раз Минэкономразвития как Уполномоченный орган в сфере публичных закупок разъясняет некоторые актуальные вопросы о применении Закона № 922.

1. О применении переговорной процедуры закупки

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 35 Закона № 922 переговорная процедура закупки применяется заказчиком как исключение в случае, если им был дважды отменен тендер из-за отсутствия достаточного количества участников, при этом предмет закупки, его технические и качественные характеристики, а также требования к участнику не должны отличаться от требований, которые были определены заказчиком в тендерной документации.

Это основание для применения переговорной процедуры заказчиками и ранее было предусмотрено в Законе Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 10.04.2014 г. № 1197-VII (далее — Закон № 1197). Так, п. 4 ч. 2 ст. 39 данного Закона предусмотрено, что переговорная процедура закупки применяется заказчиком, в частности, если им была дважды отменена процедура закупки из-за отсутствия достаточного количества участников.

Как видим, такое основание для применения переговорной процедуры в понимании законов № 922 и № 1197 имеет много общего, но есть и определенные отличия. Поэтому выясним, при каких условиях заказчики могут применить такое основание для переговорной процедуры после 01.08.2016 г.:

1) заказчик два раза отменил торги.

При этом документами для подтверждения наличия указанного основания являются два решения тендерного комитета об отмене торгов в связи с отсутствием достаточного количества участников и два обнародованных сообщения об отмене таких торгов.

Но имейте в виду: такие две процедуры заказчик должен был провести и отменить согласно требованиям, определенным Законом № 922, а не Законом № 1197. Потому если заказчиком были проведены и отменены процедуры закупок по правилам, предусмотренным Законом № 1197, эти факты не могут быть основанием для применения переговорной процедуры торгов в понимании Закона № 922;

2) такие торги (т. е. два тендера, объявленных согласно Закону № 922) заказчик отменил из-за отсутствия достаточного количества участников, т. е. было получено одно тендерное предложение или же не подано ни одного. При этом такие торги были отменены именно по этой причине, а не по какому-либо другому основанию для отмены торгов, предусмотренному ч. 1 ст. 31 Закона № 922;

3) предмет закупки, определенный для проведения переговорной процедуры, его технические и качественные характеристики, а также требования к участнику не должны отличаться от требований, которые были определены заказчиком предварительно в тендерной документации.

2. Об использовании электронных закупок субъектами, не являющимися заказчиками

Определенная категория юридических лиц и/или субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в отдельных сферах хозяйствования, не является заказчиками в понимании Закона № 922.

В частности, в случае, если юридические лица и/или субъекты хозяйствования осуществляют деятельность в отдельных сферах хозяйствования, установленных п. 4 ч. 1 ст. 1 Закона № 922, но не соответствуют ни одному из признаков, определенных п. 9 ч. 1 ст. 1 указанного Закона, то такие субъекты не являются заказчиками в понимании такого Закона. Этот вопрос Минэкономразвития подробно рассматривало в письме от 12.05.2016 г. № 3302-06/13747-07 (ср. ).

Поэтому авторы комментируемого письма еще раз обратили внимание на этот вопрос и подчеркнули: те юридические лица и/или субъекты хозяйствования, которые не являются заказчиками в понимании Закона № 922, могут использовать электронную систему закупок (далее — ЭСЗ) с целью осуществления отбора поставщика товара (товаров), предоставителя услуг (услуги) и исполнителя работ, независимо от суммы закупки. Порядок функционирования такой системы и осуществления закупок определен в Порядке осуществления допороговых закупок, утвержденном приказом ГП «Внешторгиздат Украины» от 13.04.2016 г. № 35 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 20).

3. Об обнародовании отчета о заключенных договорах

Как предусмотрено ч. 1 ст. 2 Закона № 922, при осуществлении закупок товаров, работ и услуг без использования ЭСЗ, при условии, что стоимость предмета закупки равна или превышает 50 тыс. грн. и не превышает 200 тыс. грн. для товаров и услуг (1,5 млн грн. для работ), заказчики обязательно обнародуют отчет о заключенных договорах. Такой отчет обнародуется на веб-портале через электронную площадку в течение одного дня со дня заключения договора по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития от 22.03.2016 г. № 490.

Необходимость обнародования такого отчета в ЭСЗ вызвала определенные вопросы у заказчиков. Поэтому, проанализировав форму такого отчета, Минэкономразвития пришло к следующему заключению: заказчики обнародуют отчет о каждом заключенном договоре без использования ЭСЗ при условии, что стоимость предмета закупки в таком договоре равна или превышает 50 тыс. грн. и меньше стоимости, установленной в абз. 2 и 3 ч. 1 ст. 2 Закона № 922, т. е. не превышает 200 тыс. грн. для товаров и услуг (1,5 млн грн. для работ). По крайней мере, такой вывод базируется на том, что именно в п. 15 Отчета о заключенных договорах заказчики указывают цену договора.

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше