Темы статей
Выбрать темы

Сверхпороговые закупки по новому Закону: ответы на актуальные вопросы

Дуброва Ярослава, начальник отдела Департамента безопасности ПАО «АК «Киевводоканал»
На страницах нашей газеты мы уже отвечали на большое количество вопросов по поводу применения бюджетными учреждениями Закона Украины «О публичных закупках» и проведения допороговых закупок*. В данном материале мы продолжим давать ответы на вопросы наших читателей. Они касаются особенностей осуществления публичных закупок бюджетными учреждениями, ожидаемая стоимость которых превышает 200 тыс. грн. и 1,5 млн грн.

* «Идем на сближение с новым Законом о публичных закупках: ответы на актуальные вопросы» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 27, с. 14); «Продолжаем сближаться с новым Законом о публичных закупках: ответы на актуальные вопросы» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 29, с. 7).

Необходимо ли в годовом плане или приложении к годовому плану указывать закупки, упомянутые в ч. 3 ст. 2 Закона № 922?

Нет, закупку таких товаров и услуг заказчики не указывают ни в годовом плане закупок, ни в приложении к нему, поскольку действие Закона № 922 не распространяется на указанные случаи.

По этому поводу советуем также ознакомиться с письмом Минэкономразвития от 12.05.2016 г. № 3302-06/13747-07.

Как правильно провести закупку канцелярских товаров? Нужно ли указывать технические характеристики на карандаши, маркеры, линейки и т. п.? Как правильно подготовить документацию для проведения такой закупки?

Тендерную документацию для проведения электронных публичных закупок заказчики составляют в соответствии со ст. 22 Закона № 922.

Так, тендерная документация должна содержать информацию о необходимых технических, качественных и количественных характеристиках предмета закупки, в том числе соответствующую техническую спецификацию (при необходимости — планы, чертежи, рисунки или описание предмета закупки).

При этом техническая спецификация должна содержать: подробное описание закупаемых товаров, работ, услуг, в том числе их технические и качественные характеристики; требования по техническим и функциональным характеристикам предмета закупки в случае, если описание составить невозможно либо если целесообразнее указать такие показатели; ссылки на стандартные характеристики, требования, условные обозначения и терминологию, связанную с закупаемыми товарами, работами или услугами, предусмотренные существующими международными или национальными стандартами, нормами и правилами. Техническая спецификация не должна содержать ссылки на конкретную торговую марку или фирму, патент, конструкцию или тип предмета закупки, источник его происхождения или производителя. В случае, если такая ссылка необходима, она должна быть обоснованной, а спецификация должна содержать выражение «или эквивалент». Технические, качественные характеристики предмета закупки должны предусматривать необходимость применения мероприятий по защите окружающей среды.

В зависимости от потребности в канцелярских товарах заказчик выписывает технические требования к соответствующему предмету закупки.

Как провести закупку на выполнение услуг по текущему ремонту дороги?

В соответствии с Законом № 922 и изданными в его исполнение подзаконными нормативно-правыми актами — приказами Минэкономразвития.

В смете запланированы средства на проведение текущего ремонта дорог поселка на сумму, превышающую 200 тыс. грн.

Можно ли провести такой ремонт по улицам как по отдельным объектам, что будет менее 200 тыс. грн.? Необходимо ли объявлять закупку как на один объект?

Предмет закупки заказчик определяет в соответствии с Законом № 922 и с учетом требований Порядка № 454.

Как предусмотрено в п. 2 Порядка № 454, при осуществлении закупки услуг по текущему ремонту предмет закупки определяется по каждому отдельному дому, зданию, сооружению, линейному объекту инженерно-транспортной инфраструктуры согласно терминологии Государственных строительных норм ДБН А.2.2-3:2014 «Состав и содержание проектной документации на строительство», утвержденных приказом Минрегионразвития от 04.06.2014 г. № 163, и/или Отраслевых строительных норм ГБН Г.1-218-182:2011 «Ремонт автомобильных дорог общего пользования. Виды ремонтов и перечни работ», утвержденных приказом Государственной службы автодорог от 23.08.2011 г. № 301.

Следовательно, если улицы поселка являются отдельными объектами в понимании вышеупомянутых ГБН Г.1-218-182:2011, то можно провести такой ремонт по улицам как отдельным объектам с ожидаемой стоимостью менее 200 тыс. грн. по каждой из улиц.

По каким критериям можно дисквалифицировать участника?

Если участник не соответствует квалификационным критериям, предусмотренным в тендерной документации.

Напомним, что в соответствии со ст. 16 Закона № 922 заказчик устанавливает один или несколько из следующих квалификационных критериев:

— наличие оборудования и материально-технической базы;

— наличие работников соответствующей квалификации, обладающих необходимыми знаниями и опытом;

— наличие документально подтвержденного опыта выполнения аналогичного договора.

В отделе образования РГА есть три детских садика, которые расположены по разным адресам.

Как лучше объявить закупку продуктов питания (отдельными лотами по адресам или как-то иначе осуществить лотирование)?

Как предусмотрено п. 1 Порядка № 454, заказчик может определить отдельные части предмета закупки (лоты) по показателям шестого — десятого знаков Государственного классификатора продукции и услуг ДК 016:2010, утвержденного приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 11.11.2010 г. № 457, с указанием в скобках предмета закупки в соответствии с показателями четвертой — восьмой цифр Национального классификатора Украины ДК 021:2015 «Единый закупочный словарь», утвержденного приказом Минэкономразвития от 23.12.2015 г. № 1749, а также конкретного названия товара или услуги.

Какие методы или способы вы бы могли порекомендовать для эффективного мониторинга рыночных цен на товары, услуги, работы?

Это может быть анализ информации, размещенной в сети Интернет. Также можно запросить информацию у производителей.

Если участник, выигравший торги, предложил цену с тремя нулями после запятой, что делать заказчику с таким предложением? Есть ли основания его отклонить?

Если в тендерной документации заказчик предусмотрел такие основания для отклонения предложения участника, то он может его отклонить.

Как отменить тендерную закупку, если изменились условия у заказчика после раскрытия тендерной документации (тендер на газ — не было указано, что нужно было с транспортировкой до физической точки)?

Основания для отмены заказчиком торгов или признания их не состоявшимися предусмотрены в ст. 31 Закона № 922.

Так, заказчик отменяет торги в случае:

— отсутствия дальнейшей необходимости в закупке товаров, работ и услуг;

— невозможности устранения нарушений, возникших из-за выявленных нарушений законодательства по вопросам публичных закупок;

— нарушения порядка обнародования объявления о проведении процедуры закупки, уведомления о намерении заключить договор, предусмотренного данным Законом;

— подачи для участия в них менее двух тендерных предложений, а при осуществлении закупки по рамочным соглашениям с несколькими участниками — менее трех предложений;

— допущения к оценке менее двух тендерных предложений, а при осуществлении закупки по рамочным соглашениям с несколькими участниками — менее трех предложений;

— отклонения всех тендерных предложений согласно этому Закону.

При этом заказчик имеет право признать торги не состоявшимися в случае:

— если цена наиболее экономически выгодного тендерного предложения превышает сумму, предусмотренную заказчиком на финансирование закупки;

— если осуществление закупки стало невозможно вследствие непреодолимой силы;

— сокращения расходов на осуществление закупки товаров, работ и услуг.

Как видим, из всех перечисленных оснований для завершения торгов согласно Закону № 922 в вашем случае можно выбрать отсутствие дальнейшей необходимости в закупке товаров, работ и услуг.

Так, в данном случае изменились технические условия в отношении предмета закупки, поскольку в ожидаемую стоимость закупки необходимо еще включить стоимость услуг по транспортировке газа природного до физической точки его распределения. В этой ситуации также изменятся условия проекта договора. Кроме того, изменится и круг потенциальных участников.

Но главное — в данном случае нужно иметь документальное подтверждение того, что дальнейшая необходимость в закупке природного газа как товара без включения услуг по его транспортировке отсутствует. Зато существует потребность в другой закупке: природный газ с услугами его транспортировки.

При заполнении в электронной системе объявления о закупке нужно ли заполнять поле «Электронная гарантия»? Что это такое?

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона № 922 заказчик имеет право указать в объявлении о проведении процедуры закупки и в тендерной документации требования о предоставлении обеспечения тендерного предложения.

Как предусмотрено п. 8 ч. 1 ст. 1 Закона № 922, обеспечение тендерного предложения — это предоставление обеспечения выполнения обязательств участника перед заказчиком, возникших в связи с подачей тендерного предложения, в виде такого обеспечения, как гарантия.

При этом гарантия может быть банковской, страховой и в электронном виде, поскольку документы в публичных электронных закупках в составе тендерного предложения подаются участниками в электронном виде. Больше об электронной гарантии как обеспечении тендерного предложения можно узнать в материале «Публичные закупки: как бюджетникам подготовиться к применению нового Закона» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 20, с. 37).

Следовательно, если заказчик требует предоставления электронной гарантии, то он заполняет в электронной системе соответствующее поле при объявлении торгов.

Не будет ли дискриминацией, если в тендерной документации заказчик выставит требование, чтобы участник обязательно был плательщиком НДС?

Такие требования заказчика в тендерной документации будут дискриминацией участников. Поскольку в соответствии со ст. 5 Закона № 922 все участники (отечественные, иностранные), участники всех форм собственности и организационно-правовых форм участвуют в процедурах закупок на равных условиях. При этом согласно Закону № 922 заказчик не может устанавливать дискриминационные требования к участникам.

Согласно Закону № 922 заказчики не имеют права требовать у участников процедуры закупок любую информацию, которую возможно получить из открытых реестров. Вместе с тем определенную информацию заказчик обязан проверить. Например, в Едином реестре лиц, совершивших коррупционные правонарушения, теперь есть поиск информации о лицах, но нет функции распечатки подобных «справок», т. е. заказчик фактически не имеет возможности получить и приложить к документам закупок бумажный вариант. В то же время победитель должен предоставить определенный пакет документов, в том числе и подтверждение его отсутствия в указанном реестре.

Как доказать заказчику, что участник действительно проверил такую информацию? Кто должен выдавать подобное подтверждение? Главное территориальное управление юстиции? Нужно ли победителю искать ближайшее территориальное управление юстиции для получения такого подтверждения?

Как предусмотрено ч. 3 ст. 17 Закона № 922, заказчик в тендерной документации указывает, что информация об отсутствии оснований, определенных в ч. 1 и 2 настоящей статьи, предоставляется в произвольной форме. Способ документального подтверждения согласно законодательству отсутствия оснований, предусмотренных п.п. 2, 3, 5, 6 и 8 ч. 1 и ч. 2 ст. 17 этого Закона, определяется заказчиком для предоставления таких документов только победителем процедуры закупки.

При этом Законом № 922 также определено, что заказчик не требует документального подтверждения информации, содержащейся в открытых единых государственных реестрах, доступ к которым является свободным.

Следует указать, что для заказчика является обязанностью проверить отсутствие оснований для отказа участнику в участии в торгах, предусмотренных в ч. 1 ст. 17 Закона № 922, в том числе и в части информации, содержащейся в открытых единых государственных реестрах. Однако у заказчика нет обязанности распечатывать информацию из таких реестров.

Вместе с тем в случае, если у заказчика отсутствует возможность распечатки, но есть желание прикрепить бумажное подтверждение проверки указанной информации к протоколу тендерного комитета, заказчик может сделать скриншот экрана компьютера и распечатать его.

Для проведения сверхпороговых закупок через площадку секретарю комитета следует получить ЭЦП на свое имя или можно подписывать документы электронной подписью директора либо бухгалтера?

Необходимо получить ЭЦП на секретаря тендерного комитета.

Нужно ли распечатывать и хранить бумажные документы, обнародованные в Prozorro?

Не обязательно.

Дело в том, что в Законе № 922 не указано, какие документы, касающиеся проведения электронных закупок, заказчику следует хранить в бумажном варианте (распечатывать). Считаем, заказчику стоит иметь бумажный вариант тех документов по закупке, которые содержат решение тендерного комитета (уполномоченного лица), в частности, касающиеся утверждения тендерной документации, рассмотрения предложений участников, выбора победителя.

Какой размер финансирования необходимо принимать во внимание заказчику при осуществлении оценки тендерных предложений (общий или без НДС)?

В соответствии с п. 9 ч. 2 ст. 22 Закона № 922 тендерная документация должна содержать перечень критериев и методику оценки тендерных предложений с указанием удельного веса критериев. Описание методики оценки по критерию «цена» должно содержать информацию об учете налога на добавленную стоимость (НДС).

Заметим: в электронных публичных закупках в соответствии с ч. 1 ст. 28 Закона № 922 оценка тендерных предложений производится автоматически электронной системой закупок на основании критериев и методики оценки, указанных заказчиком в тендерной документации, и путем применения электронного аукциона.

Может ли в организации одновременно быть тендерный комитет (для организации и проведения закупок на сумму 200 тыс. грн. или выше) и уполномоченное лицо (для проведения допороговых закупок)?

Нет, не может.

Как предусмотрено ч. 1 ст. 11 Закона № 922, заказчик определяет уполномоченное лицо (лиц) для организации и проведения процедур закупок, а не для допороговых торгов.

Поэтому для проведения допороговых закупок не рекомендуем такое лицо определять в порядке, предусмотренном Законом № 922, и называть его уполномоченным. Такого работника заказчика можно назвать «ответственное лицо», назначив его решением заказчика проводить допороговые закупки.

Нормативные документы

Закон № 922 — Закон Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII.

Порядок № 454 — Порядок определения предмета закупки, утвержденный приказом Минэкономразвития от 17.03.2016 г. № 454.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше