Темы статей
Выбрать темы

Об оценке и рассмотрении тендерных предложений участников процедур закупок

Письмо от 27.10.2016 г. № 3302-06/34323-06

Министерство экономического развития и торговли Украины на многочисленные обращения субъектов сферы публичных закупок по поводу оценки и рассмотрения тендерных предложений участников сообщает.

Закон Украины «О публичных закупках» (далее — Закон) устанавливает правовые и экономические принципы осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения нужд государства и территориальной громады.

О подаче документов тендерного предложения

Согласно статье 25 Закона тендерное предложение подается в электронном виде через электронную систему закупок. Документ с тендерным предложением подается в электронном виде путем заполнения электронных форм с отдельными полями, где указывается информация о цене, других критериях оценки (в случае их установления заказчиком), информация от участника о его соответствии квалификационным (квалификационному) критериям, требованиям, определенным в статье 17 Закона и в тендерной документации, и загрузки необходимых документов, которые требуются заказчиком в тендерной документации.

При этом подача участниками документов, которые требуются заказчиком в тендерной документации, в бумажной форме Законом не предусмотрена.

В свою очередь, статьей 21 Закона установлено, что в объявлении о проведении процедуры открытых торгов обязательно указывается конечный срок подачи тендерных предложений.

В то же время, исходя из содержания статьи 25 Закона, участник имеет право подавать тендерное предложение, вносить в него изменения или отзывать свое тендерное предложение только до кончания срока подачи тендерных предложений.

Таким образом, загрузка необходимых документов, которые требуются заказчиком в тендерной документации, осуществляется участниками именно до окончания срока подачи тендерных предложений.

О применении основания для отмены торгов, определенного абзацем шестым части первой статьи 31 Закона

Согласно абзацу шестому части первой статьи 31 Закона заказчик отменяет торги, в частности, в случае допущения к оценке менее двух тендерных предложений.

При этом оценка тендерных предложений проводится автоматически электронной системой закупок на основе критериев и методики оценки, указанных заказчиком в тендерной документации, и путем применения электронного аукциона (часть первая статьи 28 Закона).

В свою очередь согласно части четвертой статьи 28 Закона после оценки предложений заказчик рассматривает тендерные предложения на соответствие требованиям тендерной документации из перечня участников, начиная с участника, предложение которого по результату оценки определено как наиболее экономически выгодное. В случае отклонения тендерного предложения, которое по результатам оценки определено наиболее экономически выгодным, заказчик рассматривает следующее тендерное предложение из перечня участников, которое считается наиболее экономически выгодным.

В указанном случае оценка тендерных предложений предшествует осуществлению рассмотрения тендерного предложения и проводится автоматически при условии, что для участия в торгах подано два и более тендерных предложений.

Таким образом, основание для отмены торгов, предусмотренное абзацем шестым части первой статьи 31 Закона, в случае допущения к оценке менее двух тендерных предложений применяется к закупкам, ожидаемая стоимость которых превышает сумму для товаров и услуг — 133 тысячи евро; для работ — 5150 тысяч евро.

Вместе с тем в случае, если ожидаемая стоимость закупок не превышает сумму для товаров и услуг — 133 тысячи евро; для работ — 5150 тысяч евро, заказчик может определить победителем участника при условии, что осталось одно тендерное предложение, соответствующее всем критериям и условиям, определенным в тендерной документации, и признанное наиболее экономически выгодным.

Наряду с этим отмечаем, что письма Министерств не устанавливают норм права, носят исключительно рекомендательный и информативный характер.

Директор Департамента регулирования государственных закупок А. Стародубцев

Комментарий специалиста

Тендерные предложения участников: нюансы оценки, рассмотрения и отклонения

В комментируемом письме Минэкономразвития обращает внимание на актуальные вопросы, которые волнуют заказчиков. Давайте более подробно проанализируем эти вопросы и обратим внимание на то, где заказчик может споткнуться, если не будет принимать к сведению закупочные нормы, и какие существуют нюансы при работе в электронной системе закупок Prozorro.

Важным является то, что и раньше, и сейчас участники имеют право внести изменения в свое тендерное предложение только до окончания срока его подачи. При этом в Законе Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII (далее — Закон № 922) предусмотрено: изменения к тендерному предложению учитываются только в случае, если они получены электронной системой закупок до окончания срока подачи тендерных предложений. Также обратите внимание: тендерные предложения, полученные электронной системой закупок после окончания срока их подачи, не принимаются и автоматически возвращаются подавшим их участникам.

Но если раньше, при бумажных торгах, заказчик выполнял требования госзакупочного законодательства и не принимал предложения конкурсных торгов или же изменения к ним после раскрытия предложений, то теперь есть определенные особенности. Это связано с тем, что публичные закупки проводят в электронном формате и тендерные предложения принимает электронная система закупок. Следует отметить, что загрузка документов в системе реализована таким образом, что участник имеет возможность дозагрузить документы уже после раскрытия тендерных предложений. И здесь есть один нюанс.

Так, те заказчики, которые внимательно читают Закон № 922, не принимают к сведению такие дозагруженные документы. А вот те заказчики, которые читают нормы невнимательно, путают «послепороговые» закупки с «допороговыми» (в отношении которых нет законодательного ограничения не учитывать дозагруженные документы). В результате считают: поскольку в систему они дозагружены, то нужно эти документы учитывать и рассматривать их как часть тендерного предложения участника.

Напомним, что одними из принципов осуществления публичных закупок, которые законодатель предусмотрел в ч. 1 ст. 3 Закона № 922, являются недискриминация участников, предотвращение коррупционных действий и злоупотреблений.

При этом учет заказчиком документов, которые были дозагружены участниками уже после раскрытия тендерных предложений, может квалифицироваться как дискриминационный подход к рассмотрению таким заказчиком предложений участников торгов. Ведь именно начальное отсутствие такого или таких документов может свидетельствовать о несоответствии тендерного предложения участников требованиям тендерной документации и наличии оснований для отклонения предложения согласно Закону № 922.

Так, если заказчик допустит такое «дополненное» предложение к аукциону (в «международных» торгах) и этот участник выйдет в результате победителем, такая ситуация может дискриминировать следующего за ним участника в рейтинге после аукциона. В то же время, если в «украинских» торгах победитель аукциона дозагрузит какие-то документы, которых у него в тендерном предложении не доставало, и заказчик определит его победителем, а не отклонит, то это будет также дискриминационным подходом к рассмотрению тендерных предложений участников. В то же время заметим, что такой дискриминационный подход может нести в себе риск коррупционных действий и злоупотреблений лицами заказчика, поэтому следует быть внимательным и осторожным и соблюдать требования законодательства.

Также есть такой очень важный вопрос: каким образом победитель торгов должен предоставлять заказчику документы для рассмотрения и анализа?

Так, законодатель предусмотрел, что тендерное предложение участник подает в электронном формате. При этом Минэкономразвития в комментируемом письме акцентирует внимание: Закон № 922 не предусматривает подачи участниками процедуры закупки документов в бумажном виде. Вместе с тем этот Закон не содержит ограничения в части подачи документов в бумажной форме победителем для заключения договора о закупке.

Но по этому вопросу есть разные мнения. Так, одни считают: поскольку публичные закупки — это электронные торги, то вся документация и информация между участником и заказчиком должна быть в электронном формате через Prozorro. Другие же придерживаются мысли, что от победителя можно требовать документы и в электронном виде.

По нашему мнению, заказчику лучше прописать в тендерной документации требование о подаче победителем документов (особенно указанных в ст. 17 Закона № 922) путем загрузки их в электронную систему закупок Prozorro через электронную площадку, а при отсутствии технической возможности загрузить такие документы — путем предоставления их по почтовому адресу заказчика, указанному в этой тендерной документации. При этом заказчик указывает в тендерной документации, в каком формате победитель должен загрузить документы в Prozorro, а также в каком виде (оригинал или заверенная копия) предоставить бумажный вариант документов по его почтовому адресу.

Среди таких документов, которые необходимы будут заказчику для правильного заключения договора о закупке, может быть ценовое предложение участника-победителя после аукциона. Также это может быть разрешение или лицензия на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности, если получение таких разрешения или лицензии предусмотрено законодательством. Кстати, предоставление указанных документов предусмотрено ч. 2 ст. 36 Закона № 922.

И здесь следует предостеречь заказчиков от ошибки при рассмотрении документов, предоставленных победителем, и при принятии решения в случае, если такие документы не соответствуют требованиям, установленным заказчиком, либо предоставлены с пропуском срока или же вообще не предоставлены победителем. Заметим, что в этом случае необходимо отклонять тендерное предложение победителя. Но как это правильно сделать и какое основание выбрать из тех, что приведены в ч. 1 ст. 30 Закона № 922? Давайте проанализируем этот момент вместе.

Так, в ч. 1 ст. 1 Закона № 922 законодатель предусмотрел, что заказчик отклоняет тендерное предложение в случае, если:

1) участник:

— не соответствует квалификационным (квалификационному) критериям, установленным ст. 16 данного Закона;

— не предоставил обеспечение тендерного предложения, если такое обеспечение требовалось заказчиком;

2) победитель:

отказался от подписания договора о закупке в соответствии с требованиями тендерной документации или заключения договора о закупке;

— не предоставил документы, подтверждающие отсутствие оснований, предусмотренных ст. 17 данного Закона;

3) имеются основания, указанные в ст. 17 и ч. 7 ст. 28 данного Закона;

4) тендерное предложение не соответствует условиям тендерной документации.

Как видим, для отклонения тендерного предложения победителя торгов необходимо применять п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона № 922 (ср. ). При этом для того, чтобы заказчик имел возможность без проблем со стороны недобросовестного победителя реализовать указанную норму для отклонения его предложения, советуем еще на этапе подготовки тендерной документации прописать, что заказчик будет считать отказом (какие именно действия или бездействие победителя) от подписания договора о закупке согласно требованиям тендерной документации или заключения договора о закупке.

Вместе с тем бывают случаи, когда заказчики отклоняют тендерное предложение победителя на основании п. 4 ч. 1 ст. 30 Закона № 922 в связи с тем, что такое предложение не отвечает условиям тендерной документации. Это неправильный подход, и вот почему.

Рассмотрение тендерного предложения участника на соответствие условиям тендерной документации происходит еще до определения заказчиком победителя.

В случае «украинских» торгов рассматривают предложение на соответствие условиям тендерной документации того участника, который победил по результатам аукциона.

Так, согласно ч. 4 ст. 28 Закона № 922 после оценки предложений заказчик рассматривает тендерные предложения на соответствие требованиям тендерной документации из перечня участников начиная с участника, предложение которого по результатам оценки определено наиболее экономически выгодным. В случае отклонения тендерного предложения, которое по результатам оценки определено наиболее экономически выгодным, заказчик рассматривает следующее тендерное предложение, которое считается наиболее экономически выгодным, из перечня участников.

В случае «международных» торгов такое рассмотрение заказчик проводит в отношении предложений всех участников до аукциона.

Так, согласно ч. 5 ст. 28 Закона № 922 в случае, если объявление о проведении процедуры закупки обнародуется в соответствии с нормами ч. 4 ст. 10 этого Закона, заказчик рассматривает тендерные предложения на соответствие техническим требованиям, определенным в тендерной документации, и определяет соответствие участников квалификационным критериям до проведения автоматической оценки тендерных предложений. По результатам рассмотрения составляется протокол рассмотрения тендерных предложений.

Напомним, что форма протокола рассмотрения тендерных предложений утверждена приказом Минэкономразвития «Об утверждении форм документов в сфере публичных закупок» от 22.03.2016 г. № 490 (далее — приказ № 490).

При этом в электронной системе закупок Prozorro обнародуется перечень участников, тендерные предложения которых не отклонены согласно Закону № 922. Вместе с тем согласно абз. 2 ч. 1 ст. 28 этого Закона в случае, если объявление о проведении процедуры закупки обнародуется в соответствии с нормами ч. 4 ст. 10 этого Закона, проводится оценка только тех тендерных предложений, которые не были отклонены согласно этому Закону.

В то же время заметьте: согласно ч. 6 ст. 28 Закона № 922 по результатам рассмотрения и оценки тендерного предложения заказчик определяет победителя и принимает решение о намерении заключить договор согласно этому Закону.

Так, в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 1 Закона № 922 победитель процедуры закупки — это участник, тендерное предложение которого соответствует всем критериям и условиям, определенным в тендерной документации, и признано наиболее экономически выгодным, и которому заказчик сообщил о намерении заключить договор, либо участник, которому заказчик сообщил о намерении заключить договор по результатам применения переговорной процедуры закупки. При этом ч. 1 ст. 30 Закона № 922 содержит конкретный перечень оснований для отклонения тендерного предложения победителя.

Учитывая указанное, предложение победителя может быть отклонено на основании соответствующих абзацев п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона № 922.

Но что делать заказчику, если в «украинских» торгах он отклонил тендерное предложение победителя и дальше после него в рейтинге с учетом результатов аукциона остается тендерное предложение лишь одного участника? Необходимо ли отменять торги? Если да, то на каком основании? А если в «международных» торгах к оценке допущен только один участник, необходимо отменять торги или же, как в «допороговых» закупках, его можно признать победителем?

Ответы на некоторые из этих вопросов приведены в комментируемом письме. При этом, чтобы заказчики не ошиблись при принятии того или иного решения, далее проанализируем конкретные ситуации по указанным вопросам.

1. Если в «украинских» торгах после отклонения предложения победителя осталось тендерное предложение одного (второго в рейтинге после аукциона) участника, то заказчик имеет право признать его победителем, отменив предварительно свое решение об избрании победителем первого участника.

Так, согласно ч. 3 ст. 32 Закона № 922 в случае отказа победителя торгов от подписания договора о закупке в соответствии с требованиями тендерной документации, либо незаключения договора о закупке по вине участника в срок, определенный данным Законом, либо неподачи победителем документов, подтверждающих отсутствие оснований, предусмотренных ст. 17 этого Закона, заказчик отклоняет тендерное предложение такого участника и определяет победителя среди тех участников, срок действия тендерного предложения которых еще не истек.

При этом не забывайте, что заказчик должен обнародовать новое уведомление о намерении заключить договор о закупке уже с вновь определенным победителем.

Как предусмотрено ч. 1 ст. 32 Закона № 922, решение о намерении заключить договор о закупке заказчик принимает в день определения победителя, в течение одного календарного дня после принятия такого решения обнародует на веб-портале Уполномоченного органа уведомление о намерении заключить договор и направляет его победителю.

Форма уведомления о намерении заключить договор утверждена приказом № 490.

2. Если новый победитель подтвердит согласно требованиям Закона № 922 и условиям тендерной документации отсутствие оснований для отклонения его предложения, а также не будет оснований для отклонения его предложения из-за отказа подписать (заключить) договор о закупке, то заказчик заключает с таким победителем договор. То есть оснований для отмены торгов в этом случае нет.

А если в этой ситуации (т. е. когда в «украинских» торгах участвовало только два участника) заказчик отклонит также и вновь определенного победителя, то он должен отменить торги на основании абз. 7 ч. 1 ст. 31 Закона № 922 в связи с отклонением всех тендерных предложений согласно этому Закону.

Вместе с тем у заказчика может возникнуть сомнение в отношении оснований отмены «международных» торгов. Это торги, когда ожидаемая стоимость закупки превышает сумму, эквивалентную для товаров и услуг 133 тыс. евро, а для работ — 5150 тыс. евро.

3. Если у заказчика возникнет ситуация, когда он отклонит тендерные предложения и к оценке их системой (проведению аукциона) допустит только одно, которое соответствует всем условиям тендерной документации и Закона № 922, то такие торги необходимо отменить на основании абз. 6 ч. 1 ст. 31 этого Закона в связи с допуском к оценке менее двух тендерных предложений.

Напомним, что торги могут быть отменены частично (по лоту). При этом заказчик должен обнародовать в электронной системе закупок уведомление об отмене торгов или признании их несостоявшимися в течение одного календарного дня со дня принятия им соответствующего решения.

Ярослава ДУБРОВА, консультант по вопросам публичных закупок

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше