Темы статей
Выбрать темы

Осуществление публичных закупок: вопросы-ответы

Дуброва Ярослава, консультант по вопросам публичных закупок

Выделены дополнительные ассигнования: проводить ли процедуры закупки

В начале года мы не можем предусмотреть годовую потребность в средствах на закупки, поскольку в течение года проходят сессии местного совета, решениями которых принимаются изменения в бюджет и происходит распределение средств в связи с поступлением их в местный бюджет. На основании таких решений учреждения планируют новые закупки по тем же предметам закупок, что и в приложении к годовому плану в начале года.

Например, в начале этого года было выделено 150 тыс. грн. на асфальт, договор выполнен. А в сентябре очередная сессия утвердила новые назначения на приобретение асфальта на сумму 90 тыс. грн. Имеем ли мы право заключить прямой договор на 90 тыс. грн., хотя за год назначения превышают 200 тыс. грн.? У нас есть документ, подтверждающий тот факт, что мы не могли предусмотреть средства в сумме 240 тыс. грн. в начале года. Дает ли решение сессии право на такие действия? Если да, то нужно ли закупку на 90 тыс. грн. указывать не в годовом плане закупок, а в его приложении?

Согласно абз. 1 и 2 ч. 1 ст. 2 Закона Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VII (далее — Закон № 922) этот Закон применяется:

— к заказчикам при условии, что стоимость предмета закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 200 тыс. грн., а работ — 1,5 млн грн.;

— к заказчикам, осуществляющим деятельность в отдельных сферах хозяйствования, при условии, что стоимость предмета закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 1 млн грн., а работ — 5 млн грн.

Таким образом, если заказчик в начале года на момент планирования первой закупки (асфальта) на сумму 150 тыс. грн. объективно не мог предусмотреть потребность в закупке по этому же предмету еще на сумму 90 тыс. грн., то вторая закупка будет считаться новым предметом закупки.

Следовательно, решения о применении Закона № 922 заказчик принимает исходя из ожидаемой стоимости предмета второй закупки, а именно 90 тыс. грн. А поскольку эта сумма меньше стоимостного порога в 200 тыс. грн., то этот Закон заказчик не применяет и заключает прямой договор.

В то же время бюджетникам необходимо учитывать нормы бюджетного законодательства Украины. Так, согласно ч. 1 ст. 48 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ) распорядители бюджетных средств берут бюджетные обязательства и осуществляют платежи только в пределах бюджетных ассигнований, установленных сметами, учитывая необходимость выполнения бюджетных обязательств прошлых лет.

При этом п. 7 ч. 1 ст. 2 БКУ предусмотрено, что бюджетное обязательство — это любое осуществленное в соответствии с бюджетным ассигнованием размещение заказа, заключение договора, приобретение товара, услуги или осуществление других аналогичных операций в течение бюджетного периода, согласно которым необходимо осуществить платежи в течение этого же периода или в будущем.

В то же время согласно ч. 3 ст. 48 БКУ размещение заказа, заключение договора, приобретение товара, услуги или осуществление других аналогичных операций в течение бюджетного периода, по которым распорядителем бюджетных средств принято обязательство без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением полномочий, установленных этим Кодексом и законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете), являются недействительными.

Учитывая указанное, даже если бы заказчик — бюджетное учреждение и мог в начале года при планировании закупки объективно предусмотреть потребность по этому предмету закупки на всю сумму в размере 240 тыс. грн. (150 тыс. грн. + 90 тыс. грн.), то заключению договора о закупке без имеющихся утвержденных ассигнований на всю запланированную сумму помешали бы нормы БКУ.

Поэтому нет оснований утверждать, что непроведение процедуры закупки на 90 тыс. грн. можно считать делением предмета закупки на части с целью избежания применения Закона № 922.

В то же время не забываем, что согласно ч. 7 ст. 2 Закона № 922 запрещено приобретение товаров, работ и услуг до/без проведения процедур, определенных данным Законом, и заключение договоров, предусматривающих оплату заказчиком товаров, работ и услуг до/без проведения процедур, определенных этим Законом. Заказчик не имеет права делить предмет закупки на части с целью избежания проведения процедуры открытых торгов или применения этого Закона.

Следует отметить, что Уполномоченный орган по вопросам закупок — Минэкономразвития на отдельные вопросы о планировании закупок на так называемые «дополнительные» средства предоставил ответы в письме от 14.09.2016 г. № 3302-06/29640-06 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 40).

Учитывая это, информацию о дополнительной закупке на сумму 90 тыс. грн. необходимо указать в приложении к годовому плану закупок.

О закупке услуг по благоустройству территории

Учреждением определено, что предметом закупки являются услуги по благоустройству. При составлении калькуляции в перечень услуг была включена стоимость тротуарной плитки, услуги по ее доставке и укладке, а также по перемещению песка, уборке мусора с объекта. Также в этот предмет закупки были включены услуги по содержанию территорий парков, кладбищ и т. д.

Указанные услуги были предоставлены согласно договору, заключенному с одним поставщиком услуг (коммунальное предприятие).

Необходимо ли было разбивать предмет закупки (услуги по благоустройству территории) на разные предметы закупки? Например, 1 — плитка тротуарная; 2 — услуги по укладке плитки на тротуаре; 3 — услуги по доставке плитки; 4 — содержание парков, кладбищ и т. п.

Если необходимо было разбивать, то как это правильно сделать? Дело в том, что общая стоимость по договору не превышает 200 тыс. грн., но с учетом дополнительных средств на такие услуги (предусмотренных в смете) общая их стоимость будет превышать такой предел.

Возможно, учреждению необходимо было самостоятельно приобрести тротуарную плитку, для того чтобы поставщик не включал ее стоимость в стоимость услуг? Правильно ли вообще поступил поставщик?

Согласно п. 18 ч. 1 ст. 1 Закона № 922 предмет закупки — это товары, работы или услуги, закупаемые заказчиком в пределах единой процедуры закупки, в отношении которых участникам разрешается подавать тендерные предложения или предложения на переговорах (в случае применения переговорной процедуры закупки).

При этом услуги — это любой предмет закупки, кроме товаров и работ, в частности транспортные услуги, освоение технологий, научные исследования, научно-исследовательские или опытно-конструкторские разработки, медицинское и бытовое обслуживания, лизинг, наем (аренда), а также финансовые и консультационные услуги, текущий ремонт ( п. 17 ч. 1 ст. 1 Закона № 922).

А товары — это продукция, объекты любого вида и назначения, в том числе сырье, изделия, оборудование, технологии, предметы в твердом, жидком и газообразном состоянии, а также услуги, связанные с поставкой таких товаров, если стоимость таких услуг не превышает стоимость самих товаров ( п. 32 ч. 1 ст. 1 Закона № 922).

Отметим, что предмет закупки заказчик определяет в порядке, установленном Уполномоченным органом. Так, согласно абз. 1 п. 1 разд. ІІ Порядка определения предмета закупки, утвержденного приказом Минэкономразвития от 17.03.2016 г. № 454 (далее — Порядок № 454), предмет закупки товаров и услуг определяется заказчиком согласно пп. 17 и 32 ч. 1 ст. 1 Закона № 922 и на основании Государственного классификатора продукции и услуг ДК 016:2010, утвержденного приказом Госкомпотребполитики от 11.10.2010 г. № 457 (далее — ДК 016:2010), по показателю пятого знака с указанием в скобках предмета закупки в соответствии с показателями третьей — пятой цифр основного словаря Национального классификатора Украины ДК 021:2015 «Единый закупочный словарь», утвержденного приказом Минэкономразвития от 23.12.2015 г. № 1749 (далее — ДК 021:2015), а также конкретного названия товара или услуги.

В соответствии с ч. 7 ст. 2 Закона № 922 запрещено приобретение товаров, работ и услуг до/без проведения процедур, определенных этим Законом, и заключение договоров, предусматривающих оплату заказчиком товаров, работ и услуг до/без проведения процедур, определенных этим Законом. Вместе с тем следует отметить, что заказчик не имеет права делить предмет закупки на части с целью избежания проведения процедуры открытых торгов или применения Закона № 922.

Следовательно, заказчик должен в зависимости от потребности в закупке (т. е. от того, что именно ему необходимо закупить: определенный(е) товар(ы), услугу(и), а также от их ожидаемой стоимости) правильно определить предмет закупки и конкретное его название. Поэтому далее проанализируем категории товаров/услуг, которые содержит ДК 016:2010, ведь именно этот Классификатор на сегодняшний день (а именно до конца 2016 года) является основным при определении предмета закупок товаров и услуг.

Так, согласно ДК 016:2010 услуги по благоустройству территории приведены в категории с числовым определением 81.30.1. При этом и в подкатегории, и в позиции, и в типе, и в подтипе нет других названий предмета закупки. Так, по десятизначному коду ДК 016:2010 имеем следующее цифровое определение: 81.30.10-00.00 с тем же названием предмета закупки.

Вместе с тем по ДК 021:2015 услуги по содержанию территорий имеют цифровой показатель 77314000-4.

Поэтому для определения того, что представляет собой благоустройство территорий, обратимся к Закону Украины «О благоустройстве населенных пунктов» от 06.09.2005 г. № 2807-IV (далее — Закон № 2807).

Так, согласно абз. 2 ч. 1 ст. 1 этого Закона благоустройство населенных пунктов — это комплекс работ по инженерной защите, расчистке, осушению и озеленению территории, а также социально-экономических, организационно-правовых и экологических мероприятий по улучшению микроклимата, санитарной очистке, снижению уровня шума и прочее, осуществляемых на территории населенного пункта в целях ее рационального использования, надлежащего содержания и охраны, создания условий по защите и восстановлению благоприятной для жизнедеятельности человека окружающей среды.

При этом, как предусмотрено абз. 6 ч. 1 ст. 1 Закона № 2807, мероприятия по благоустройству населенных пунктов — это работы по восстановлению, надлежащему содержанию и рациональному использованию территорий, охране и организации упорядочения объектов благоустройства с учетом особенностей их использования.

Территория — это совокупность земельных участков, используемых для размещения объектов благоустройства населенных пунктов: парков, скверов, бульваров, улиц, переулков, спусков, проездов, дорог, площадей, набережных, придомовых территорий, пляжей, кладбищ, рекреационных, оздоровительных, учебных, спортивных, историко-культурных объектов, объектов промышленности, коммунально-складских и других объектов в пределах населенного пункта (абз. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 2807).

Вместе с тем согласно ч. 1 ст. 22 этого Закона комплексным благоустройством считается проведение на определенной территории населенного пункта (микрорайон, квартал, парк, бульвар, улица, переулок, спуск и т. п.) комплекса работ по устройству (восстановлению) покрытия дорог и тротуаров, оборудованию устройствами для безопасности движения, озеленению, обеспечению внешнего освещения и наружной рекламы, установлению малых архитектурных форм, осуществлению других мероприятий, направленных на улучшение инженерно-технического и санитарного состояния территории, улучшение ее эстетического вида.

Учитывая указанное, к предмету закупки услуг по благоустройству территории можно отнести услуги по укладке плитки на тротуаре, включающие согласно калькуляции услуги по доставке этой плитки, ее укладке, перемещению песка и уборке мусора с объекта после выполнения работ по укладке плитки.

При этом исходя из комплексного анализа таких понятий, как «предмет закупки», «услуги», «товары», следует, что стоимость тротуарной плитки может быть включена в стоимость услуг по ее укладке, если стоимость самой плитки не превышает стоимость таких услуг. В противном случае предметом закупки будут не услуги (по укладке плитки), а товар (тротуарная плитка + услуги по ее укладке). Вместе с тем заказчик может отдельно закупить тротуарную плитку и передать ее фирме для укладки.

В то же время с учетом указанных выше определений в Законе № 2807 усматривается следующее: к предмету закупки услуг по благоустройству территории можно также отнести и услуги по содержанию территорий парков, кладбищ.

Следовательно, ожидаемая стоимость предмета закупки услуг по благоустройству территории будет включать в себя стоимость услуг как по укладке плитки на тротуаре (вместе со стоимостью самой плитки, услуг по ее доставке, укладке, перемещению песка и уборке мусора после укладки плитки), так и стоимость услуг по содержанию парков и кладбищ.

Что касается закупки услуг по благоустройству территории за дополнительные средства, которые заказчику будут выделены, то это может считаться новым предметом закупки.

Вместе с тем заказчику следует обращать внимание на то, правильно ли он спланировал свои закупки, мог ли предусмотреть наличие годовой потребности в закупке таких услуг.

По вопросу планирования и закупок на дополнительные средства рекомендуем ознакомиться с письмом Минэкономразвития от 14.09.2016 г. № 3302-06/29640-06 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 40).

Отсутствуют предложения участников: как действовать заказчику

Через электронную площадку была объявлена закупка на 3,5 тыс. грн., но она не состоялась из-за отсутствия предложений от участников.

Какие должны быть следующие действия заказчика?

В таком случае заказчик может отменить допороговую электронную закупку, указав в электронной системе закупок аргументированные основания принятия такого решения.

В то же время обращаем внимание, что в случае, если в момент окончания приема предложений ни один участник не зарегистрировал предложение, система автоматически присваивает такой закупке статус «Закупка не состоялась».

Кого можно назначить уполномоченным лицом

В нашем учреждении создан тендерный комитет, который отвечает за проведение сверхпороговых закупок. Вопросами планирования и проведения тендерных процедур фактически занимается секретарь тендерного комитета.

Планируем принять на работу нового работника для того, чтобы назначить его уполномоченным лицом и снять с секретаря тендерного комитета обязанности по проведению закупок.

Можно ли назначить такое лицо уполномоченным, если тендерный комитет еще действует? Возможен ли такой вариант: не назначать уполномоченное лицо, а просто заменить секретаря тендерного комитета? Таким образом, сверхпороговыми закупками будет и дальше заниматься секретарь тендерного комитета, только заменен работник?

Можно ли назначить уполномоченное лицо или человека, исполняющего функции секретаря тендерного комитета, ответственным за допороговые закупки? В результате в организации со всеми закупками будет работать один человек, ведь их не очень много.

Для организации и проведения процедур закупок заказчик создает тендерный комитет (комитеты) или определяет уполномоченное лицо (лиц). При этом ответственными за проведение одной и той же процедуры закупки не могут быть одновременно определены и тендерный комитет, и уполномоченное лицо.

При этом состав тендерного комитета утверждают решением заказчика. В свою очередь, уполномоченное лицо осуществляет деятельность на основании решения (приказа) заказчика или трудового договора (контракта) в соответствии с нормами трудового законодательства. В то же время в учреждении необходимо утвердить Положение об уполномоченном лице, а относительно исполнения таких обязанностей следует внести изменения в должностную инструкцию такого лица. Если же у заказчика будет проводить закупки и тендерный комитет, то о его работе также необходимо утвердить соответствующее положение.

Поэтому нового работника можно назначать уполномоченным лицом, если действует тендерный комитет. В то же время заметьте: нельзя, чтобы одну и ту же процедуру закупки проводили совместно и уполномоченное лицо, и тендерный комитет. Вместе с тем в состав тендерного комитета можно вносить изменения, в частности, заменить секретаря комитета.

При этом члены тендерного комитета могут заниматься как допороговыми, так и сверхпороговыми процедурами закупок. Но в первом случае они будут проводить допороговые торги не как члены тендерного комитета, а например, как члены комиссии по допороговым закупкам или как лица, ответственные за допороговые закупки, а во втором случае — как члены тендерного комитета.

Также и уполномоченное лицо как работник заказчика может заниматься и допороговыми, и сверхпороговыми процедурами закупок. Но в первом случае этот работник будет проводить допороговые торги не как назначенное уполномоченное лицо, а как ответственный за допороговые закупки работник, а во втором случае — как назначенное уполномоченное лицо для организации и проведения процедур публичных закупок согласно Закону № 922.

Поэтому один и тот же работник заказчика может одновременно и заниматься допороговыми закупками (при условии, что есть приказ руководителя заказчика о назначении его ответственным лицом), и входить в состав тендерного комитета и принимать решения как член этого комитета или же быть уполномоченным лицом по «послепорогам». Таким образом, один человек может работать со всеми закупками организации, если их не очень много.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше