Темы статей
Выбрать темы

Переименование города или улицы: какие документы переоформить

Матвеева Виктория, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
В связи с переименованием города и улицы изменился адрес бюджетного учреждения. Подскажите, какие документы в связи с этим событием необходимо переоформить и перерегистрировать нашему учреждению?

В 2015 году Украина решила избавиться от своего коммунистического и социалистического прошлого путем принятия Закона № 317. Впоследствии во исполнение данного Закона Верховной Радой и органами местного самоуправления (областными, районными, сельскими, поселковыми, городскими советами) были приняты решения о переименовании городов, скверов, бульваров, улиц, переулков, проездов, проспектов, площадей, набережных, мостов и других объектов топонимики населенных пунктов, названия которой содержат символику коммунистического тоталитарного режима.

Поэтому, если во исполнение Закона № 317 Верховной Радой или органом местного самоуправления принято решение о переименовании города, улицы или других топонимов (географических названий), вследствие чего изменился адрес бюджетного учреждения, такому учреждению придется привести учредительные документы и другие документы в соответствие с указанным Законом. Такое требование предусмотрено в п. 3 ст. 7 Закона № 317, а именно: юридические лица, политические партии, другие объединения граждан, зарегистрированные на день вступления в силу данного Закона (т. е. 21.05.2015 г.), обязаны привести свои учредительные документы, наименования и/или символику в соответствие с требованиями Закона.

Далее рассмотрим, как нужно действовать бюджетным учреждениям при смене названия города или улицы.

Прежде всего отметим, что смена адреса юридического лица, в частности, бюджетного учреждения, во исполнение Закона № 317 не является фактическим изменением местонахождения юридического лица. Подтверждением этого является определение термина «местонахождение», приведенное в ч. 1 ст. 93 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

Справка. Местонахождением юридического лица является фактическое место ведения деятельности или расположения офиса, из которого проводится ежедневное управление деятельностью юридического лица (преимущественно находится руководство) и осуществление управления и учета.

Вместе с тем информация о местонахождении юридического лица содержится в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований (далее — ЕГР). Так, в ч. 2 ст. 9 Закона № 755 определен перечень сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГР. В частности, в указанный Реестр вносят сведения о местонахождении юридического лица.

Учитывая это, в случае, когда изменено название населенного пункта или улицы, других объектов топонимики населенных пунктов согласно Закону № 317, такие изменения подлежат отражению в ЕГР.

Поэтому начать необходимо с изменений в уставные документы бюджетного учреждения.

Шаг 1. Изменения в уставные документы

В соответствии с п.п. 11 ч. 1 ст. 15 Закона № 755 внесение изменений в уставный документ юридического лица оформляется путем изложения его в новой редакции. Все изменения в учредительные документы (устав, положение) бюджетного учреждения излагаются в письменном виде, такой документ прошивается, пронумеровывается и подписывается учредителями (участниками) или уполномоченными лицами ( ч. 1 ст. 15 Закона № 755).

Справка. Подлинность подписей на учредительном документе удостоверяется нотариально, кроме случаев, предусмотренных Законом № 755.

В частности, такое требование не распространяется на государственную регистрацию создания юридического лица (кроме создания в результате выделения, слияния, преобразования, разделения), а также на государственную регистрацию создания государственного органа, органа местного самоуправления или на государственную регистрацию изменений к сведениям о государственном органе, органе местного самоуправления, общественном объединении или благотворительной организации, содержащимся в ЕГР ( п. 9 ч. 1 ст. 15 Закона № 755).

Как быстро необходимо внести такие изменения?

По этому вопросу целесообразно ознакомиться с позицией Минюста, изложенной в письме от 12.05.2016 г. № 16606/10776-0-33-16/8:

«Вместе с тем Законом Украины «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрете пропаганды их символики» не обусловлен определенный срок для внесения изменений о местонахождении юридического лица, месте проживания физического лица в связи с изменением названия (переименованием) скверов, бульваров, улиц, переулков, спусков, проездов, проспектов, площадей, набережных, мостов, других объектов топонимики населенных пунктов.

Учитывая указанное выше, субъекты хозяйствования могут вносить изменения в отношении названия улицы в общем порядке при внесении изменений в свои учредительные документы, связанные с изменением состава своих участников (учредителей, собственников), структуры управления и т. п.».

Следовательно, поскольку Законом № 317 не установлен срок для внесения изменений, касающихся местонахождения юридического лица, Минюст считает, что это можно сделать в любое время. Но не советуем внесение таких изменений в учредительные документы откладывать на потом, ведь сведения о местонахождении юридического лица прежде всего должны быть указаны в ЕГР ( п. 10 ч. 2 ст. 9 Закона № 755).

Кроме того, налоговый адрес бюджетного учреждения должен совпадать с его местонахождением, указанным в ЕГР.

Справка. Налоговым адресом юридического лица (обособленного подразделения юридического лица) является местонахождение такого юридического лица, сведения о чем содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц — предпринимателей ( п. 45.2 НКУ).

Поэтому после принятия решения о внесении изменений в уставные документы необходимо уведомить о таком решении госрегистратора. Так, изменения в сведения о местонахождении юридического лица, содержащиеся в ЕГР, в том числе изменения в учредительные документы юридического лица, вносят согласно п. 4 ст. 17 Закона № 755.

Шаг 2. Государственная регистрация изменений в устав

Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, проводится государственным регистратором по местонахождению такого юридического лица.

Документы, которые подаются для государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГР, в том числе изменений в учредительные документы юридического лица, определены ч. 4 ст. 17 Закона № 755 (ср. ). Так, при государственной регистрации изменений в сведения о бюджетном учреждении государственному регистратору подают следующие документы:

1) заявление о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГР. Форма заявления утверждена приказом Минюста от 06.01.2016 г. № 15/5;

2) экземпляр оригинала (нотариально засвидетельствованная копия) решения уполномоченного органа управления юридического лица об изменениях, вносимых в ЕГР. В нашей ситуации таким документом является решение (распоряжение) о переименовании объектов топонимики населенных пунктов.

Требования по оформлению такого решения определены п. 6 ч. 1 ст. 15 Закона № 755.

Решение уполномоченного органа управления юридического лица, которое подается для государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГР, излагается в письменной форме, прошивается, пронумеровывается и подписывается учредителями (участниками), уполномоченными ими лицами либо председателем и секретарем общего собрания (в случае принятия такого решения общим собранием). Подлинность подписей на таком решении нотариально удостоверяется, кроме случаев, предусмотренных законом.

В частности, данное требование не распространяется на государственную регистрацию изменений в сведения о государственном органе, органе местного самоуправления, общественном объединении или благотворительной организации, содержащимся в ЕГР, а также на государственную регистрацию изменений в сведения о юридическом лице, вносимые на основании распорядительного акта государственного органа, органа местного самоуправления;

3) учредительный документ бюджетного учреждения в новой редакции — при внесении изменений, содержащихся в учредительном документе.

Требования по оформлению такого документа определены п. 6 ч. 1 ст. 15 Закона № 755.

Такой документ излагается в письменной форме, прошивается, пронумеровывается и подписывается учредителями (участниками), уполномоченными ими лицами либо председателем и секретарем общего собрания (в случае принятия такого решения общим собранием, кроме случаев создания юридического лица). Подлинность подписей на учредительном документе удостоверяется нотариально, кроме случаев, предусмотренных законом.

В частности, такое требование не распространяется на государственную регистрацию создания юридического лица (кроме создания в результате выделения, слияния, преобразования, разделения), а также на государственную регистрацию создания государственного органа, органа местного самоуправления или на государственную регистрацию изменений, вносимых в сведения о государственном органе, органе местного самоуправления, общественном объединении или благотворительной организации, содержащиеся в ЕГР.

Также следует знать: при подаче документов представитель юридического лица (уполномоченное лицо) подает документ, удостоверяющий личность, и экземпляр оригинала (нотариально засвидетельствованную копию) документа, удостоверяющего его полномочия. Исключение из этого правила касается случая, когда сведения о полномочиях этого представителя содержатся в ЕГР ( ч. 19 ст. 17 Закона № 755).

Для государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице указанные выше документы можно подавать в бумажной или электронной форме ( ст. 14 Закона № 755). В случае подачи документов в бумажной форме учредитель или уполномоченное им лицо подают их лично либо по почте. Кстати, пока еще технически невозможно подавать такие документы в электронной форме через портал электронных сервисов Минюста (https://kap.minjust.gov.ua/).

Имейте в виду: за проведение государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице административный сбор не взимается. На это указал Минюст в письме от 17.11.2016 г. № 40211/34053-0-33-16/8. Предоставим выдержку из этого письма:

«…Верховной Радой Украины принят Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по совершенствованию государственной регистрации прав на недвижимое имущество и защите прав собственности» от 06.10.2016 г. № 1666-VIII (вступил в силу 02.11.2016 г.), которым внесены изменения, в частности, в ст. 36 Закона о регистрации.

Абзацем двенадцатым части первой статьи 36 Закона о регистрации определено, что административный сбор не взимается за государственную регистрацию изменений в сведения о юридическом лице, физическом лице — предпринимателе и общественном формировании, не имеющем статуса юридического лица, в том числе изменений в учредительные документы, связанные с приведением их в соответствие с законами Украины в срок, определенный данными законами.

Следовательно, за проведение государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, физическом лице — предпринимателе и общественном формировании, не имеющем статуса юридического лица, в том числе изменений в учредительные документы, в связи с изменением названия (переименованием) скверов, бульваров, улиц, переулков, спусков, проездов, проспектов, площадей, набережных, мостов, других объектов топонимики населенных пунктов согласно Закону Украины «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрете пропаганды их символики», административный сбор не взимается».

Срок рассмотрения документов, поданных для государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, и внесение таких изменений в ЕГР составляет 24 часа после поступления документов, поданных для государственной регистрации и проведения других регистрационных действий (кроме выходных и праздничных дней).

В свою очередь, регистратор в день проведения государственной регистрации указанных изменений извещает о таких измененных сведениях контролирующие органы, а именно ГФС, орган статистики, Пенсионный фонд. Поэтому указанные органы вносят изменения в учетные данные юридического лица как плательщика налогов на основании сведений, полученных из ЕГР. О таком взаимодействии между ЕГР и информационными системами государственных органов указано в ст. 13 Закона № 755.

Вместе с тем, несмотря на указанный порядок обмена сведениями, предусмотренный на законодательном уровне, в действительности бюджетным учреждениям все равно придется уведомить органы ГФС об изменении своего местонахождения для внесения изменений в соответствующие реестры.

Рассмотрим, в каких случаях такие изменения осуществить необходимо и какие документы для этого следует подать, а также в каких случаях такой необходимости нет.

Шаг 3. Уведомить ГФС

Согласно п.п. 16.1.11 НКУ плательщик налогов обязан сообщить контролирующим органам об изменении местонахождения юридического лица. То есть в случае переименования города, улицы и т. п. плательщики налогов должны уведомить об изменении таких данных контролирующие органы. Но из этого правила есть и определенные исключения, которые озвучили сами представители ГФС.

Во-первых, согласно п. 66.1 НКУ основаниями для внесения изменений в учетные данные плательщиков налогов являются, в частности:

— информация органов государственной регистрации;

— документально подтвержденная информация, предоставляемая плательщиками налогов.

При возникновении изменений в данных или внесении изменений в документы, которые подаются для взятия на учет, кроме изменений, вносимых в ЕГР, и изменений, о которых плательщик налогов уведомил по основному месту учета, плательщик налогов обязан подать контролирующему органу, в котором он состоит на учете, уточненные документы в течение 10 календарных дней со дня внесения изменений в указанные документы ( п. 66.5 НКУ).

Как указывалось ранее, в ЕГР содержатся данные, в частности, о местонахождении юридического лица.

Учитывая изложенное, в случае изменения плательщиком налога местонахождения и внесения соответствующих изменений в ЕГР контролирующие органы внесут соответствующие изменения в учетные данные плательщика налогов на основании сведений, полученных из ЕГР. Поэтому в контролирующие органы бюджетному учреждению в этом случае подавать заявление по форме № 1-ОПП ( приложение 6 к Порядку № 1588) с отметкой «Зміни» не нужно.

Далее приведем ответ специалистов ГФС, размещенный на Общедоступном информационно-справочном ресурсе «ЗІР» (далее — ЗІР), на следующий вопрос: нужно ли субъекту хозяйствования вносить изменения в учетные данные, если произошло переименование города, улицы?

«…Согласно п. 9.2 разд. IX Порядка учета плательщиков налогов и сборов, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 09.12.2011 г. № 1588 (далее — Порядок), в случае возникновения изменений в данных или внесения изменений в документы, которые подаются для взятия на учет, кроме изменений, вносимых в ЕГР, и изменений, о которых плательщик налогов уведомил по основному месту учета, плательщик налогов обязан в течение 10 календарных дней со дня внесения изменений в указанные документы подать в контролирующий орган уточненные документы в таком же порядке, как и при взятии на учет. Дополнительное регистрационное заявление по формам № 1-ОПП, № 5-ОПП подается с отметкой «Зміни» либо по форме № 1-РПП с отметкой «Перереєстрація, зміни».

Учитывая изложенное выше, в случае переименования названия города, улицы и т. п. плательщики налогов:

сведения о которых включаются в ЕГР, извещают об изменении указанных данных в ЕГР и не подают заявление по ф. № 1-ОПП и ф. № 5-ОПП в контролирующие органы по местонахождению / месту проживания;

сведения о которых не включаются в ЕГР, должны подать заявление по ф. № 1-ОПП либо по ф. № 5-ОПП с информацией о таких изменениях в контролирующий орган по местонахождению / месту проживания.»

Во-вторых, согласно п. 63.3 НКУ плательщик налогов обязан стать на учет в соответствующих контролирующих органах по основному и неосновному местам учета, уведомить обо всех объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, контролирующие органы по основному месту учета согласно порядку учета плательщиков налогов.

В случае возникновения изменений в данных или внесения изменений в документы, которые подаются для взятия на учет, кроме изменений, вносимых в ЕГР, и изменений, о которых плательщик налогов уведомил по основному месту учета, плательщик налогов обязан подать контролирующему органу, в котором он состоит на учете, уточненные документы в течение 10 календарных дней со дня внесения изменений в указанные документы.

Как установлено п. 8.5 разд. VIII Порядка № 1588, в случае изменения сведений об объекте налогообложения, в частности его местонахождении, плательщик налогов предоставляет в контролирующий орган по основному месту учета Уведомление об объектах налогообложения или объектах, связанных с налогообложением либо через которые осуществляется деятельность по форме № 20-ОПП с обновленной информацией об объекте налогообложения. В Уведомлении указываются новое и предыдущее значения измененного реквизита.

Отвечая на вопрос: необходимо ли субъекту хозяйствования подавать уведомление по форме № 20-ОПП с обновленной информацией, если произошло переименование города, улицы, специалисты ГФС в ЗІР ответили так:

«…Поскольку сведения об объектах налогообложения не включаются в Единый государственный реестр, а другой достоверный источник информации об объектах налогообложения отсутствует, плательщик налогов, в случае изменения сведений о местонахождении объекта налогообложения, в том числе вследствие переименования города, улицы, других топонимов, должен предоставить в контролирующий орган по основному месту учета уведомление по ф. № 20-ОПП с обновленной информацией об объекте налогообложения, в отношении которого произошли изменения. Такое уведомление подается в течение 10 рабочих дней со дня возникновения изменений в данных. При этом в случае, если такие изменения подлежат государственной регистрации, то началом течения 10-дневного срока является дата государственной регистрации изменений».

Таким образом, в случае изменения сведений об объекте налогообложения, в частности его местонахождения, плательщик налогов подает в контролирующий орган по основному месту учета уведомление по форме № 20-ОПП с обновленной информацией об объекте налогообложения. В нем указываются новое и предыдущее значения изменившегося реквизита.

В-третьих, в случае переименования улиц, городов, поселков и т. п. нет необходимости перезаключать с контролирующим органом договор о признании электронных документов (далее — договор).

Как предусмотрено п. 10.23 разд. X Порядка № 1588, в случае ликвидации или реорганизации контролирующего органа, административно-территориальной реформы, изменения границ административных единиц (районов, городов) или по другим не зависящим от плательщика налогов объективным причинам, вследствие которых изменяется контролирующий орган, в котором состоит на учете плательщик налогов, осуществляются снятие с учета плательщика налога в одном контролирующем органе и взятие на учет в другом соответствующем контролирующем органе.

В конце 2015 года ГФС упростила процесс заключения договора, а именно: плательщик заключает один договор с органом ГФС по основному месту учета, предоставляющий право подавать налоговые документы в любой орган ГФС, в котором такой плательщик находится на учете.

Такой договор действует с момента его подписания и до окончания срока действия усиленных сертификатов открытых ключей.

Поэтому в настоящий момент позиция ГФС выглядит так: в случае снятия с учета в одном контролирующем органе и взятия на учет в другом соответствующем контролирующем органе, если такое изменение связано с ликвидацией или реорганизацией контролирующего органа, административно-территориальной реформой или изменением границ административных единиц (районов, городов), а также в случае переименования улиц, городов, поселков и т. п. плательщику налогов не нужно перезаключать договор.

Шаг 4. Перерегистрация плательщика НДС

Бюджетному учреждению, являющемуся плательщиком НДС, необходимо пройти процедуру перерегистрации в качестве плательщика такого налога.

Согласно п. 183.15 НКУ и пп. 4.1 и 4.2 разд. IV Положения № 1130 в случае изменения данных о местонахождении (месте проживания) плательщика НДС проводят перерегистрацию такого плательщика. Для этого плательщику НДС необходимо подать в контролирующий орган регистрационное заявление по форме № 1-ПДВ ( приложение 1 к Положению № 1130) с отметкой «Перереєстрація» в течение 10 рабочих дней, следующих за днем, когда изменились данные о плательщике НДС. В регистрационном заявлении плательщик НДС указывает данные по состоянию на дату заполнения заявления, в том числе критерии, по которым по состоянию на дату заполнения заявления лицо соответствует статусу плательщика НДС согласно разд. V НКУ.

Следовательно, поскольку вследствие переименования улицы, города, поселка, изменения почтового индекса и т. п. вносятся изменения в сведения о местонахождении юридического лица, содержащиеся в ЕГР, это является основанием для осуществления перерегистрации плательщика НДС путем подачи регистрационного заявления по форме № 1-ПДВ с отметкой «Перереєстрація».

При этом в случае перерегистрации дата регистрации плательщиком НДС не изменяется, а датой перерегистрации является последний день срока в 3 рабочих дня со дня получения дополнительного регистрационного заявления с отметкой «Перереєстрація».

По желанию и согласно заявлению плательщика НДС датой перерегистрации может быть установлен день до окончания срока в 3 рабочих дня со дня получения дополнительного регистрационного заявления с отметкой «Перереєстрація». При этом дата регистрации в качестве плательщика НДС не изменяется, а датой перерегистрации является желаемая дата перерегистрации плательщиком НДС.

Согласно п.п. 4.3 п. 4 разд. IV Положения № 1130 до даты перерегистрации плательщик НДС использует предыдущие реквизиты налоговой регистрации.

Кстати, если есть желание убедиться в том, внесены ли соответствующие изменения в Реестр плательщиков НДС, учреждение может подать Запрос о получении извлечения из Реестра плательщиков налога на добавленную стоимость по форме № 1-ЗВР ( приложение 12 к Положению № 1130). Такой Запрос подается лично плательщиком НДС или уполномоченным на это лицом либо направляется по почте в контролирующий орган по основному месту учета плательщика налогов. Но если плательщик НДС заключил с соответствующим контролирующим органом договор о признании электронных документов, указанный Запрос можно подать средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условия о регистрации электронной подписи подотчетных лиц.

В свою очередь, контролирующий орган по запросу плательщика НДС предоставляет безвозмездно и безусловно в течение 2 рабочих дней, следующих за днем получения такого Запроса, Извлечение из Реестра плательщиков НДС по форме № 2-ВР ( приложение 13 к Положению № 1130).

Шаг 5. Перерегистрация РРО

Бюджетным учреждениям, осуществляющим расчеты наличными за предоставленные услуги и применяющим РРО или КУРО и РК, необходимо пройти еще одну процедуру — это перерегистрация РРО.

Отметим, что на необходимость проведения перерегистрации РРО в случае изменения названия населенного пункта и улицы обращала внимание ГФС в письмах от 12.07.2016 г. № 14999/6/99-99-11-02-02-15, от 06.04.2016 г. № 7654/6/99-99-11-02-02-15 и от 13.04.2016 г. № 8277/6/99-99-22-07-03-15.

Расскажем, как необходимо действовать бюджетному учреждению в подобном случае.

После изменения данных, касающихся правоустанавливающих документов субъекта хозяйствования, которые указываются в регистрационном удостоверении по форме № 3-РРО и соответственно отражаются во всех расчетных документах, чеках всех отчетов, необходимо перерегистрировать РРО.

При этом такое изменение должно касаться именно адреса хозяйственной единицы, т. е. места реализации товаров и услуг, где осуществляются расчетные операции за наличные.

Для этого бюджетное учреждение в течение 5 рабочих дней, следующих за днем, когда возникли изменения или иные основания для замены регистрационного удостоверения, подает в ГФС по месту регистрации РРО следующие документы:

1) регистрационное заявление с отметкой «Перереєстрація» и указанием причины перерегистрации;

2) справку об опломбировании РРО (в случае внесения изменений о местонахождении, требовавших переопломбирования РРО);

3) регистрационное удостоверение.

После получения документов в случае отсутствия оснований для отказа должностное лицо контролирующего органа не позднее 2 рабочих дней со дня подачи регистрационного заявления проводит перерегистрацию РРО путем внесения изменений в информационную систему ГФС и выдает субъекту хозяйствования новое регистрационное удостоверение.

Имейте в виду: для того чтобы РРО распечатывал расчетный документ с новым адресом, его необходимо перепрограммировать. После этого такой РРО следует переопломбировать и получить в ЦСО справку об опломбировании по форме № 1-ЦСО. Копию такой справки субъект хозяйствования должен предоставить в ГФС в течение 5 рабочих дней со дня переопломбирования РРО ( п. 7 разд. II Порядка опломбирования регистраторов расчетных операций, утвержденного приказом Минфина от 14.06.2016 г. № 547). Кроме того, необходимо перерегистрировать КУРО. Процедура перерегистрации КУРО осуществляется в аналогичном порядке.

Таким образом, в случае переименования города и улицы, вследствие чего изменяется адрес хозяйственной единицы, бюджетное учреждение должно привести свои учредительные документы, документы на хозяйственную единицу и другие документы в соответствие с Законом № 317. После внесения изменений в документ на право собственности или другой документа дающий право на размещение хозяйственной единицы, должна быть проведена перерегистрация РРО.

Кстати, при проведении процедуры перерегистрации РРО фискальный номер не изменяется и сохраняется до даты отмены регистрации РРО ( п. 3 гл. 1 разд. II Порядка регистрации и ведения расчетных книжек, книг учета расчетных операций, утвержденного приказом Минфина от 14.06.2016 г. № 547).

Шаг 6. Уведомить орган Казначейства

Также в случае переименования города и улицы, вследствие чего изменяется местонахождение бюджетного учреждения, необходимо уведомить орган Казначейства.

Для этого прежде всего необходимо внести изменения в информацию, размещенную о бюджетном учреждении — распорядителе бюджетных средств в Едином реестре распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств. Отметим, что процедура внесения изменений в такой Реестр урегулирована п. 4.1 Порядка № 1691:

«При возникновении изменений в составе информации, содержащейся в Регистрационной карточке, распорядитель бюджетных средств (получатель бюджетных средств) в течение трех рабочих дней подает указанные изменения вместе с сопроводительным письмом в соответствующий орган Казначейства, в котором он обслуживается, для внесения этих изменений в Регистрационною карточку и в Единый реестр.

Изменения подаются по форме Регистрационной карточки в двух экземплярах. При этом в верхней части карточки указывается наименование распорядителя бюджетных средств (получателя бюджетных средств), а в нижней части карточки заполняются только поля, которые изменяются, и присвоенный код распорядителя бюджетных средств (получателя бюджетных средств).

<…>

При внесении изменений в информацию о распорядителе бюджетных средств (получателе бюджетных средств), содержащуюся в Едином государственном реестре, орган Казначейства получает в электронной форме новые сведения из Единого государственного реестра (извлечение, учредительные документы клиента).

Орган Казначейства проверяет правильность заполнения Регистрационной карточки, вносит изменения в базу данных Единого реестра и делает отметку об их введении на бумажном носителе Регистрационной карточки (заполняется дата перерегистрации и удостоверяется подписью руководителя (заместителя руководителя) органа Казначейства).

Один экземпляр изменений в Регистрационную карточку (оригинал) с соответствующей отметкой о введении в базу данных Единого реестра возвращается распорядителю бюджетных средств (получателю бюджетных средств), а второй экземпляр (оригинал) и документы, предоставляемые вместе с изменениями в Регистрационную карточку, хранятся в соответствующем органе Казначейства в деле по юридическому оформлению счетов распорядителя бюджетных средств (получателя бюджетных средств)».

После этого орган Казначейства вносит изменения в дело клиента (бюджетного учреждения). На каждого клиента формируют дело, которое содержит договор об осуществлении расчетно-кассового обслуживания, Регистрационную карточку распорядителя бюджетных средств (получателя бюджетных средств), составленную согласно Порядку № 1691, изменения к ней и документы, подаваемые вместе с Регистрационной карточкой (изменениями к ней), сведения из ЕГР (извлечения, учредительные документы клиента), полученные органами Казначейства в электронной форме в порядке, установленном законодательством, а также документы, определенные пп. 3.1 — 3.3 разд. IIІ, абз. 3, 4 и 6 п. 6.6 разд. VI и п. 8.4 разд. VIIІ этого Порядка, в том числе утратившие силу.

В результате на основании поданных документов орган Казначейства вносит соответствующие изменения в Карточку с образцами подписей и оттиском печати ( приложение 3 к Порядку № 758) и договор об осуществлении расчетно-кассового обслуживания ( приложение 1 к Порядку № 758).

Шаг 7. Уведомить орган лицензирования

Некоторые бюджетные учреждения имеют лицензии на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности (например, образовательная деятельность, медицинская практика), полученные согласно Закону № 222.

Исключительный перечень оснований для переоформления лицензии определен в ч. 15 ст. 13 Закона № 222, а именно: изменение наименования юридического лица (если изменение наименования не связано с реорганизацией юридического лица) или фамилии, имени, отчества физического лица — предпринимателя.

Таким образом, при смене местонахождения юридического лица лицензия не подлежит переоформлению. Именно об этом сообщила Государственная регуляторная служба в письме от 16.07.2015 г. № 5223/0/201-15.

Вместе с тем согласно ч. 2 ст. 15 Закона № 222 лицензиат обязан извещать орган лицензирования обо всех изменениях данных, которые были указаны в его документах, прилагавшихся к заявлению о получении лицензии, в срок, установленный лицензионными условиями, но не позднее чем один месяц со дня наступления таких изменений.

Шаг 8. Изменение документов на недвижимость и другое имущество

Законом № 317 не предусмотрены конечные сроки по внесению изменений в документы на право собственности.

Документы на право собственности на объекты недвижимости, земельные участки и любое другое имущество, в которых указаны старые названия города или улицы, остаются действительными. Изменения в такие документы надлежит внести, если бюджетное учреждение будет осуществлять с указанными объектами такие операции, как, в частности, продажа, бесплатная передача, аренда и т. п.

Справка. Минюст в письме от 21.06.2016 г. № 21413/677-0-2-16/8 сообщил следующее:

«Закон Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» не содержит императивных требований о внесении изменений в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество в связи с переименованием адресов регистрации недвижимого имущества. Указание в правоустанавливающих документах адреса объектов недвижимого имущества, существовавших до переименования скверов, бульваров, улиц, переулков, спусков, проездов, проспектов, площадей, набережных, мостов, других объектов топонимики населенных пунктов, не влияет на содержание права собственности и действие этих документов».

Если же учреждение не хочет откладывать такое дело в долгий ящик, а внести изменения уже сейчас, тогда оно может воспользоваться механизмом, определенным в ч. 1 ст. 26 Закона № 1952.

В таком случае субъект хозяйствования имеет право самостоятельно (или уполномочив на это другое лицо по доверенности) обратиться в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество с заявлением о внесении изменений в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество в связи с изменением названия или переименованием улицы (проспекта, переулка и т. п.).

Для внесения изменений в записи Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество в связи с изменением сведений о недвижимом имуществе, не связанных с проведением государственной регистрации прав, заявитель подает документ, являющийся основанием для изменения сведений. В частности, решение соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления об изменении названия города либо улицы является основанием для внесения соответствующих изменений.

Имейте в виду: за внесение изменений в записи Государственного реестра прав, связанные с приведением в соответствие с законами Украины, в срок, определенный данными законами, административный сбор не взимается. Эта норма закреплена в ч. 8 ст. 34 Закона № 1952.

Кроме того, соответствующие изменения необходимо внести в правоустанавливающие документы на земельный участок.

Так, согласно п. 24 Порядка ведения земельного кадастра, утвержденного постановлением КМУ от 17.10.2012 г. № 1051, сведения о местонахождении земельного участка вносят в Государственный земельный кадастр. При этом, сведения об объектах Государственного земельного кадастра при внесении их в Государственный земельный кадастр должны соответствовать существующим характеристикам объектов в натуре (на местности), определенным в точном соответствии с государственными стандартами, нормами и правилами, техническими регламентами ( ст. 11 Закона Украины «О государственном земельном кадастре» от 07.07.2011 г. № 3613-VI).

Как указано в п. 117 упомянутого Порядка, сведения (изменения к ним) о зарегистрированных земельных участках вносятся в Государственный земельный кадастр в случае внесения, в частности, изменений в сведения о земельном участке, на который в соответствии с этим Порядком открыта Поземельная книга. В свою очередь, внесение сведений (изменений к ним) о зарегистрированном земельном участке в Поземельную книгу осуществляют по заявлению собственника земельного участка, пользователя земельного участка государственной или коммунальной собственности в соответствии с документацией, являющейся основанием для внесения соответствующих сведений (изменений к ним), кроме случаев внесения сведений об изменении вида использования.

Поэтому при изменении адреса земельного участка бюджетному учреждению, имеющему документы на право пользования таким участком, следует обратиться к Государственному кадастровому реестратору для внесения изменений в Поземельную книгу.

Также при наличии на балансе бюджетного учреждения транспортных средств при изменении местонахождения имеются основания для их перерегистрации. Такое основание для перерегистрации транспортных средств предусмотрено п. 33 Порядка государственной регистрации (перерегистрации), снятия с учета автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов, мотоколясок, других приравненных к ним транспортных средств и мопедов, утвержденного постановлением КМУ от 07.09.98 г. № 1388.

Услугу по перерегистрации транспортных средств предоставляют территориальные сервисные центры МВД по заявлению юридического лица. При этом конечные сроки по перерегистрации транспортных средств ни Законом № 317, ни указанным Порядком не предусмотрены. Таким образом учреждения самостоятельно решают, когда им лучше это сделать.

И последний момент. Поскольку изменение названия улицы или города имеет следствием изменение местонахождения бюджетного учреждения, о таких изменениях целесообразно уведомить своих контрагентов путем оформления дополнительных соглашений к действующим договорам.

Нормативные документы

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 317 — Закон Украины «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрете пропаганды их символики» от 09.04.2015 г. № 317-VIII.

Закон № 755 — Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований» от 15.05.2003 г. № 755-IV.

Закон № 222 — Закон Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» от 02.03.2015 г. № 222-VIII.

Закон № 1952 Закон Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» от 01.06.2004 г. № 1952-IV.

Положение № 1130 — Положение о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденное приказом Минфина от 14.11.2014 г. № 1130.

Порядок № 1588 — Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом Минфина от 09.12.2011 г. № 1588.

Порядок № 758 — Порядок открытия и закрытия счетов в национальной валюте в органах Государственной казначейской службы Украины, утвержденный приказом Минфина от 22.06.2012 г. № 758.

Порядок № 1691 — Порядок формирования Единого реестра распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств, утвержденный приказом Минфина от 22.12.2011 г. № 1691.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше