Темы статей
Выбрать темы

Программная классификация расходов: как определить код

Маркович Галина, эксперт по финансовым вопросам, Проектный офис секторной децентрализации, заслуженный экономист Украины, кандидат экономических наук
Что представляют собой коды программной классификации? Как эти коды определять при применении программно-целевого метода в бюджетном процессе?

Прежде всего следует отметить, что вопросы применения бюджетной классификации в бюджетном процессе регулируются Бюджетным кодексом Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ).

В соответствии со ст. 2 этого Кодекса бюджетная классификация — это единая систематизированная группировка доходов, расходов, кредитования, финансирования бюджета, долга согласно законодательству Украины и международным стандартам.

В ст. 8 БКУ определено: бюджетная классификация используется для составления и исполнения государственного и местных бюджетов, отчетности об их исполнении, осуществления контроля за финансовой деятельностью органов государственной власти, органов власти АР Крым, органов местного самоуправления, других распорядителей бюджетных средств, проведения финансового анализа в разрезе доходов, организационных, функциональных и экономических категорий расходов, кредитования, финансирования и долга, а также для обеспечения общегосударственной и международной сравнимости бюджетных показателей.

Бюджетная классификация:

— является единой для всех бюджетов;

— используется на всех стадиях бюджетного процесса;

— обязательна для применения всеми участниками бюджетного процесса в пределах бюджетных полномочий.

Утверждает бюджетную классификацию и вносит изменения в нее Министерство финансов Украины.

Рассмотрим составляющие бюджетной классификации.

img 1

Доходы бюджета классифицируются по следующим разделам:

1) налоговые поступления;

2) неналоговые поступления;

3) доходы от операций с капиталом;

4) трансферты.

При этом налоговыми поступлениями признаются установленные законами Украины о налогообложении общегосударственные налоги и сборы (обязательные платежи) и местные налоги и сборы (обязательные платежи).

Неналоговые поступления включают:

1) доходы от собственности и предпринимательской деятельности;

2) административные сборы и платежи, доходы от некоммерческой хозяйственной деятельности;

3) прочие неналоговые поступления.

Трансферты — это средства, полученные от других органов государственной власти, органов власти АР Крым, органов местного самоуправления, других государств или международных организаций на безвозмездной и безвозвратной основе.

Расходы и кредитование бюджета классифицируются по:

1) бюджетным программам (программная классификация расходов и кредитования бюджета);

2) признаку главного распорядителя бюджетных средств (ведомственная классификация расходов и кредитования бюджета);

3) функциям, с выполнением которых связаны расходы и кредитование бюджета (функциональная классификация расходов и кредитования бюджета).

Программная классификация расходов и кредитования бюджета используется в случае применения программно-целевого метода (далее — ПЦМ) в бюджетном процессе.

До применения ПЦМ в бюджетном процессе на уровне местных бюджетов используется временная классификация расходов и кредитования местных бюджетов.

Ведомственная классификация расходов и кредитования бюджета содержит перечень главных распорядителей бюджетных средств для систематизации расходов и кредитования бюджета по признаку главного распорядителя бюджетных средств.

На основе ведомственной классификации расходов и кредитования бюджета Казначейство составляет и ведет единый реестр распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств.

Главные распорядители бюджетных средств определяют сеть распорядителей бюджетных средств нижестоящего уровня и получателей бюджетных средств с учетом требований по формированию единого реестра распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств и данных такого реестра.

Какие уровни имеет функциональная классификация расходов и кредитования бюджета, покажем на схеме:

img 2

Расходы бюджета классифицируются по экономической характеристике операций, осуществляемых при их проведении (экономическая классификация расходов бюджета).

По экономическому признаку расходы бюджета разделяются на текущие и капитальные.

Классификация кредитования бюджета систематизирует кредитование бюджета по типу заемщика и разделяет операции по кредитованию на предоставление кредитов из бюджета и возврат кредитов в бюджет.

В составе расходов бюджета согласно бюджетной классификации выделяются:

— расходы потребления;

— расходы развития.

Классификация финансирования бюджета содержит источники получения финансовых ресурсов, необходимых для покрытия дефицита бюджета, и направления расходования финансовых ресурсов, образовавшихся вследствие профицита бюджета.

Расходы на погашение долга входят в состав финансирования бюджета.

Финансирование бюджета классифицируется по типу:

1) кредитора (т. е. по категориям кредиторов или владельцев долговых обязательств);

2) долгового обязательства (по средствам, используемым для финансирования бюджета).

Классификация долга систематизирует информацию обо всех долговых обязательствах государства, АР Крым, территориальной громады города.

Долг классифицируется по типу:

1) кредитора;

2) долгового обязательства.

Все перечисленные виды бюджетной классификации с соответствующими кодами (кроме программной классификации расходов и кредитования местных бюджетов) утверждены приказом Минфина «О бюджетной классификации» от 14.01.2011 г. № 11.

Следует отметить, что одним из принципов бюджетной системы Украины является принцип единства, который обеспечивается, в частности, применением единой бюджетной классификации как на государственном, так и на местном уровнях.

Это является одной из предпосылок внедрения ПЦМ на уровне местных бюджетов.

Подробнее остановимся на программной классификации расходов и кредитования местных бюджетов, ведь именно она применяется в процессе ПЦМ-бюджетирования на местном уровне и именно о ней идет речь в вопросе нашего читателя.

На уровне местных бюджетов программная классификация расходов и кредитования формируется:

во-первых, местным финансовым органом по предложениям, поданным главными распорядителями бюджетных средств при составлении проекта решения о местном бюджете в бюджетных запросах;

во-вторых, в соответствии со Структурой кодировки программной классификации и с учетом Типовой программной классификации расходов и кредитования местных бюджетов, которые утверждены приказом Минфина от 02.12.2014 г. № 1195 (далее — Типовая программная классификация расходов и кредитования местных бюджетов).

В соответствии с подходами, определенными в данном приказе, для программной классификации расходов и кредитования местных бюджетов используется семизначная структура кода, где:

первые два знака отражают главного распорядителя бюджетных средств и определяются согласно кодам Типовой ведомственной классификации расходов и кредитования местного бюджета, утвержденной приказом Минфина от 14.02.2011 г. № 96;

третий знак — признак ответственного исполнителя бюджетной программы в системе главного распорядителя.

Если ответственным исполнителем бюджетной программы является непосредственно главный распорядитель бюджетных средств, то третьим знаком кода проставляется цифра «1», для определения других ответственных исполнителей используются цифры от «2» до «9» в пределах одного главного распорядителя;

четвертый, пятый, шестой, седьмой знаки — код бюджетной программы, определенный согласно Типовой программной классификации расходов и кредитования местных бюджетов. Эта классификация предусматривает присвоение каждой бюджетной программе уникального кода, который применяется при формировании кода программной классификации расходов и кредитования местных бюджетов (КПКРК).

Так, код Типовой программной классификации расходов и кредитования местных бюджетов состоит из 4 цифр, которые отражают номер бюджетной программы (четвертая, пятая и шестая цифры) и номер подпрограммы (седьмая цифра), и используется для идентификации бюджетных программ и подпрограмм (сформированных в пределах соответствующих бюджетных программ) с целью анализа эффективного использования бюджетных средств и формирования сводной отчетности об исполнении местных бюджетов.

Согласно указанной Типовой программной классификации расходов и кредитования местных бюджетов программам, которые соответствуют соответствующей отрасли, присваиваются номера соответствующего цифрового диапазона:

— бюджетные программы отрасли «Государственное управление» имеют номера в диапазоне от «0120» до «0190»;

— отрасли «Образование» — от «1010» до «1213»;

— отрасли «Здравоохранение» — от «2010» до «2404»;

— отрасли «Социальная защита и социальное обеспечение» — от «3010» до «3500»;

— отрасли «Культура и искусство» — от «4010» до «4200»;

— отрасли «Физическая культура и спорт» — от «5010» до «5100»;

— отрасли «Жилищно-коммунальное хозяйство» — от «6010» до «6150»;

— отрасли «Строительство» — от «6310» до «6430»;

— отрасли «Транспорт, дорожное хозяйство, связь, телекоммуникации и информатика» — от «6610» до «6800»;

— отрасли «Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства» — от «7010» до «7100»;

— отрасли «Средства массовой информации» — от «7210» до «7214»;

— отрасли «Сельское и лесное хозяйство, рыбное хозяйство и охота» — от «7310» до «7340»;

— отрасли «Другие услуги, связанные с экономической деятельностью» — от «7410» до «7500»;

— отрасли «Охрана окружающей природной среды и ядерная безопасность» — от «7610» до «7700»;

— отрасли «Предотвращение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийного бедствия» — от «7810» до «7850»;

— расходы, не отнесенные к основным группам, — от «8010» до «8800»;

— обслуживание долга — 9010;

— целевые фонды — от «9110» до «9180».

Давайте для наглядности в таблице рассмотрим пример формирования кода программной классификации расходов и кредитования местных бюджетов:

10 Х ХХХ Х

«10» — главный распорядитель бюджетных средств, определенный согласно Типовой ведомственной классификации расходов и кредитования местных бюджетов (Департамент образования и науки)

10 1 ХХХ Х

«1» — ответственным исполнителем бюджетной программы является сам главный распорядитель бюджетных средств (Департамент образования и науки), поэтому применяем цифру «1»

10 1 112 0

«1120» — код бюджетной программы «Подготовка кадров высшими учебными заведениями I и ІІ уровней аккредитации» согласно Типовой программной классификации расходов и кредитования местных бюджетов

10 1 112 0

Код программной классификации расходов и кредитования местных бюджетов для бюджетной программы «Подготовка кадров высшими учебными заведениями I и ІІ уровней аккредитации», выполняемой Департаментом образования и науки

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше