Темы статей
Выбрать темы

Премия для «обнуления» индексации: уменьшать ли ее размер при повышении окладов в 2016 году

Коновал Светлана, главный специалист отдела оплаты труда в бюджетной сфере Департамента заработной платы и условий труда
Заработная плата работника колледжа (1-й тарифный разряд по ЕТС) с 01.12.2015 г. составляла 2251 грн., в том числе 1378 грн. — должностной оклад, 873 грн. — сумма премии за декабрь, определенная с учетом требований постановления КМУ от 09.12.2015 г. № 1013 для «обнуления» индексации. Премию в размере 873 грн. продолжали выплачивать и в последующих месяцах 2016 года.
В мае 2016 года произошло повышение должностных окладов работников, оплата труда которых осуществляется по Единой тарифной сетке. С 01.05.2016 г. должностной оклад работника составляет 1516 грн., а с 01.12.2016 г. —1600 грн. Нужно ли было уменьшать сумму премии на размер повышения должностного оклада или продолжать выплачивать премию в установленном размере?

Приведенная в вопросе ситуация уходит корнями в события годичной давности, поэтому вначале коротко напомним ключевые моменты.

15 декабря 2015 года вступило в силу (применяется с 01.12.2015 г.) постановление КМУ «Об упорядочении структуры заработной платы, особенностях проведения индексации и внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты» от 09.12.2015 г. № 1013 (далее — постановление № 1013), которым повысили должностные оклады работников бюджетной сферы, «обнулили» индексацию заработной платы всем работникам бюджетной сферы, а также коренным образом изменили порядок индексации зарплаты.

Для выполнения требований этого постановления главные распорядители бюджетных средств должны были не только повысить должностные оклады с 01.12.2015 г., но и пересмотреть размеры надбавок, доплат, премий, направив на эти цели всю сумму индексации, которая сложилась в декабре 2015 года, с тем, чтобы размер повышения всех составляющих зарплаты в суммарном выражении для каждого работника в этом месяце превысил сумму индексации, которую ему должны были выплатить в декабре 2015 года.

Напомним, что и для тех работников, оклады которых не повысились с 1 декабря 2015 года, следовало перенаправить средства, предусмотренные на индексацию зарплаты, на увеличение размера премии (надбавки) таким образом, чтобы такая перераспределенная сумма превысила сумму индексации, которая должна была быть начислена в декабре 2015 года. В частности, это касалось работников 1 — 3-го тарифных разрядов по Единой тарифной сетке (далее — ЕТС).

Прошел год с момента указанных событий. Однако вопросы, связанные с определенной в декабре 2015 года и выплачиваемой до сих пор премией, остались.

Прежде всего отметим, что работодатель в приведенном вопросе выплачивал такую премию не только в декабре 2015 года, но и в следующих месяцах 2016 года. То есть он поступал строго по рекомендациям, которые предоставил Минфин в письме от 11.06.2016 г. № 31-08040-03-21/6924. Так, Минфин рекомендовал руководителям бюджетных учреждений обеспечить работникам уровень заработной платы не ниже, чем в декабре 2015 года, так как в 2016 году расходы на оплату труда работникам бюджетной сферы (без начислений) по сравнению с 2015 годом были увеличены. Другими словами, такую премию рекомендовано было выплачивать работникам и дальше.

С 01.05.2016 г. согласно постановлению КМУ «О повышении оплаты труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы и внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины» от 06.04.2016 г. № 288, в частности, работникам с оплатой по ЕТС были повышены должностные оклады. Повышение коснулось работников по всем тарифным разрядам (с 1-го по 25-й).

Подпунктом 2 п. 1 этого постановления предусмотрено, что повышение должностных окладов (тарифных ставок, ставок заработной платы) работников бюджетной сферы осуществляется в пределах расходов на оплату труда на 2016 год, а работников 1 — 3-го тарифных разрядов по ЕТС — в том числе за счет выплат, связанных с индексацией, надбавок, доплат, премий. Это означает, что расходы по выплате зарплаты в увеличенном размере следовало проводить из имеющихся денежных средств, предусмотренных в смете на оплату труда, а также из экономии фонда оплаты труда. Другими словами, если средств на оплату труда недостаточно, то руководителю учреждения надо пересмотреть установленные размеры доплат, надбавок, премий и пр. Если же средств на оплату труда хватает, то работникам, кроме повышенных должностных окладов, могут оставить прежний размер надбавок, доплат, премий.

Вывод: при повышении должностных окладов работникам бюджетной сферы премию, установленную с учетом требований постановления № 1013:

при наличии средств на оплату труда можно продолжать выплачивать в том же размере, который был установлен в декабре 2015 года или даже в большем;

при нехватке средств на оплату труда — уменьшить на сумму зарплатного повышения.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше