Темы статей
Выбрать темы

О внесенных изменениях в Порядок определения предмета закупки

Письмо от 20.01.2016 г. № 3302-06/1430-06

Министерство экономического развития и торговли Украины в связи со вступлением в силу 05.01.2016 г. приказа Минэкономразвития от 28.12.2015 г. № 1782 «Об утверждении Изменений к Порядку определения предмета закупки», зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины от 31.12.2015 г. под № 16669/28114, сообщает.

Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» (далее — Закон) устанавливает правовые и экономические основы осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения нужд государства и территориальной громады.

Об определении предмета закупки

Предмет закупки — товары, работы или услуги, закупаемые заказчиком в пределах единой процедуры закупки, на которые участникам разрешается подавать предложения конкурсных торгов (квалификационные, ценовые предложения) или предложения на переговорах (в случае применения переговорной процедуры закупки). Предмет закупки определяется заказчиком в порядке, установленном Уполномоченным органом ( пункт 21 части первой статьи 1 Закона).

Порядок определения предмета закупки утвержден приказом Минэкономики от 26.07.2010 г. № 921 «Об утверждении Порядка определения предмета закупки» (с изменениями) (далее — Порядок).

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка в редакции от 04.06.2015 г. предмет закупки товаров и услуг определялся заказчиком согласно пунктам 20 и 27 части первой статьи 1 Закона и на основе Государственного классификатора продукции и услуг ДК 016:2010, утвержденного приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 11 октября 2010 года № 457, по показателю пятого знака (классификационная группа «категория») с указанием в скобках конкретного названия товара или услуги.

Наряду с этим приказом Минэкономразвития от 19.11.2015 г. № 1474 «О внесении изменений в Порядок определения предмета закупки», вступившим в силу 15.12.2015 г., были внесены изменения в Порядок и установлено, что с 01 января 2016 года предмет закупки товаров и услуг определяется заказчиком согласно пунктам 20 и 27 части первой статьи 1 Закона и на основе Национального классификатора Украины «Единый закупочный словарь» (CPV:2002, IDT) ДК 021:2007, утвержденного приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 04 апреля 2007 года № 76, по показателю пятого знака (классификационная группа «категория») с указанием в скобках конкретного названия товара или услуги.

В свою очередь, Национальный классификатор Украины «Единый закупочный словарь» (CPV:2002, IDT) ДК 021:2007 утратил силу с 01.01.2016 г. в соответствии с приказом Минэкономразвития от 23.12.2015 г. № 1749 «Об утверждении национального классификатора Украины ДК 021:2015 и отмене национального классификатора ДК 021:2007», согласно которому на замену утвержден Национальный классификатор Украины ДК 021:2015 «Единый закупочный словарь».

В связи с этим приказом Минэкономразвития от 28.12.2015 г. № 1782 «Об утверждении Изменений к Порядку определения предмета закупки» внесены изменения в Порядок, в соответствии с которым с 05.01.2016 г. предмет закупки товаров и услуг определяется заказчиком согласно пунктам 20 и 27 части первой статьи 1 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» и на основе Государственного классификатора продукции и услуг ДК 016:2010, утвержденного приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 11 октября 2010 года № 457, по показателю пятого знака с указанием в скобках предмета закупки в соответствии с показателями третьей пятой цифр основного словаря национального классификатора Украины ДК 021:2015 «Единый закупочный словарь», утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Украины от 23 декабря 2015 года № 1749, а также конкретного названия товара или услуги.

При этом заказчик может определить отдельные части предмета закупки (лоты) по показателям шестого — десятого знаков Государственного классификатора продукции и услуг ДК 016:2010, утвержденного приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 11 октября 2010 года № 457, с указанием в скобках предмета закупки в соответствии с показателями шестой восьмой цифр основного словаря национального классификатора Украины ДК 021:2015 «Единый закупочный словарь», утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Украины от 23 декабря 2015 года № 1749, а также по объему, номенклатуре и месту поставки товаров, выполнения работ или предоставления услуг.

Кроме того, в соответствии с изменениями, внесенными в Порядок, с 01.01.2017 г. предмет закупки товаров и услуг будет определяться заказчиком согласно пунктам 20 и 27 части первой статьи 1 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» и на основе исключительно национального классификатора Украины ДК 021:2015 «Единый закупочный словарь».

Так, дополнительное указание в течение 2016 года в скобках предмета закупки в соответствии с показателями этого классификатора имеет целью предоставление возможности заказчикам постепенно найти соответствующие коды и упростить определение предмета закупки со следующего года. При этом определяющим в течение 2016 года будет оставаться ДК 016:2010.

В то же время обращаем внимание, что основной словарь национального классификатора Украины ДК 021:2015 базируется на системе кодов, которые имеют иерархическую структуру и состоят из девяти цифр. Группы цифр, в свою очередь, соответствуют наименованию, которое описывает товары, работы и услуги, представляющие предмет контракта. Код состоит из 8 цифр, которые сгруппированы следующим образом:

первые две цифры определяют раздел (XX000000-Y);

первые три цифры определяют группу (XXX00000-Y);

первые четыре цифры определяют класс (XXXX0000-Y);

первые пять цифр определяют категорию (XXXXX000-Y).

Последние три цифры кода дают большую степень детализации в пределах каждой категории.

Таким образом, предмет закупки товаров и услуг с 05.01.2016 г. определяется заказчиком по показателю пятого знака Государственного классификатора продукции и услуг ДК 016:2010 с дополнительным указанием в скобках соответствующего показателя согласно третьей, или четвертой, или пятой цифре основного словаря национального классификатора Украины ДК 021:2015 «Единый закупочный словарь».

В случае, если предмет закупки, определенный по показателю пятого знака ДК 016:2010, соответствует нескольким категориям/классам (четвертая/пятая цифры) ДК 021:2015, рекомендуем заказчикам указывать группу (код по третьей цифре), а в случае, если предмет закупки, определенный по показателю пятого знака ДК 016:2010, соответствует нескольким группам ДК 021:2015 — указывать одну из них. При определении заказчиком отдельных частей предмета закупки (лотов) для указания в скобках дополнительно шестой — восьмой цифр ДК 021:2015 в случае наличия несоответствий рекомендуем действовать аналогично вышеуказанному способу.

Например, в случае закупки бензина и моторного масла предмету закупки, определенному по показателю пятого знака ДК 016:2010 «19.20.2 Топливо жидкостное и газ; масла смазочные», будут соответствовать разные цифры как по показателю третьего знака ДК 021:2015 «09100000-0 Топливо» и «09200000-1 Нефть, уголь и нефтепродукты», так и по показателю пятого знака «09132000-3 Бензин» и «09211000-1 Смазочные масла и смазочные материалы».

Поэтому заказчиком в приведенном случае указывается любой из показателей по третьей цифре (или «09100000-0 Топливо», или «09200000-1 Нефть, уголь и нефтепродукты»).

В случае, если предмет закупки, определенный по показателю пятого знака ДК 016:2010, не соответствует ни одной категории/классу/группе (третья, четвертая, пятая цифры) ДК 021:2015 и/или часть предмета закупки (лот) не соответствует шестой — восьмой цифрам, рекомендуем заказчикам проставлять цифру нуль и одновременно обращаться в Минэкономразвития как главному органу в системе центральных органов исполнительной власти, обеспечивающих, в частности, государственную политику в сфере технического регулирования и государственных закупок для проработки вопроса внесения соответствующих изменений в приказы Министерства.

О завершении процедур закупок и внесении изменений в годовой план

Согласно части первой статьи 4 Закона, в частности, закупка осуществляется в соответствии с годовым планом.

Так, форма годового плана закупок / годового плана закупок, осуществляемых без проведения процедур закупок, и Инструкция по ее заполнению утверждены приказом Минэкономразвития от 15.09.2014 г. № 1106 «Об утверждении форм документов в сфере государственных закупок».

В соответствии с частью третьей статьи 10 Закона процедуры закупки, предварительная квалификация участников не могут проводиться до/без обнародования объявления о проведении процедуры закупки на веб-портале Уполномоченного органа согласно части первой настоящей статьи.

Таким образом, началом процедуры закупки является обнародование объявления о проведении процедуры закупки на веб-портале Уполномоченного органа.

Исходя из вышеизложенного, процедуры закупки, начатые по предмету закупки, определенному на основе Государственного классификатора продукции и услуг ДК 016:2010 до 01.01.2016 г., завершаются в соответствии с порядком, действовавшим до 01.01.2016 г., и не требуют внесения изменений в годовой план закупок и годовой план закупок, осуществляемых без проведения процедур закупок.

В то же время до внесения соответствующих изменений в приказ Минэкономразвития от 15.09.2014 г. № 1106 «Об утверждении форм документов в сфере государственных закупок» рекомендуем заказчикам заполнять графу 1 формы годового плана закупок, указывая наименование предмета закупки, определенного в соответствии с пунктами 20, 21, 23 и 27 части первой статьи 1 Закона, и исключительно цифровой показатель пятого знака ДК 016:2010 с указанием в скобках цифрового показателя третьего — пятого знаков ДК 016:2015 и конкретного названия товара или услуги.

Например, в случае закупки бензина в графе 1 годового плана закупок будет отражаться 19.20.2 (09100000-0, бензин А-95).

Кроме того, поскольку Национальный классификатор Украины ДК 021:2015 «Единый закупочный словарь» с приданием ему силы 01.01.2016 г. утвержден на замену Национального классификатора Украины «Единый закупочный словарь» (CPV:2002, IDT) ДК 021:2007 и в связи с тем, что изменения к Порядку, внесенные приказом Минэкономразвития от 28.12.2015 г. № 1782 «Об утверждении Изменений к Порядку определения предмета закупки», вступили в силу 05.01.2016 г., в случае, если процедура закупки начата заказчиком в период с 01.01.2016 г. по 05.01.2016 г. включительно по предмету закупки, определенному на основе Государственного классификатора продукции и услуг ДК 016:2010, дальнейшее осуществление закупки по такому предмету соответствует цели Закона и не противоречит принципам осуществления закупок, установленным в статье 3 Закона.

Дополнительно информируем, что текст национального классификатора Украины ДК 021:2015 размещен в Дополнительных материалах к приказу Минэкономразвития от 23.12.2015 г. № 1749 «Об утверждении национального классификатора Украины ДК 021:2015 и отмене национального классификатора Украины ДК 021:2007», который размещен на официальном веб-сайте Министерства (www.me.gov.ua) в подрубрике «Национальные классификаторы» рубрики «Техническое регулирование» раздела «Деятельность».

Директор Департамента регулирования государственных закупок А. Стародубцев

Комментарий редакции

Определяем предмет закупки по новым правилам: разъясняет Минэкономразвития

Об изменениях, которые были внесены приказом Минэкономразвития от 28.12.2015 г. № 1782 в Порядок определения предмета закупки, утвержденный приказом Минэкономики от 26.07.2010 г. № 921 (далее — Порядок № 921), мы уже рассказывали нашим читателям в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 3, с. 9.

Так, в соответствии с п. 2.1 Порядка № 921 заказчики в течение 2016 года при определении предмета закупок товаров и услуг руководствуются пп. 20 и 27 ч. 1 ст. 1 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 10.04.2014 г. № 1197-VII (далее — Закон), Государственным классификатором продукции и услуг ДК 016:2010, утвержденным приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 11.10.2010 г. № 457 (далее — ДК 016:2010), и национальным классификатором ДК 021:2015 «Единый закупочный словарь», утвержденным приказом Минэкономразвития от 23.12.2015 г. № 1749 (далее — ДК 021:2015), т. е. сразу двумя указанными классификаторами.

При этом, как отмечает Минэкономразвития в комментируемом письме, цель такого одновременного применения ДК 016:2010 и ДК 021:2015 дать возможность заказчикам постепенно найти соответствующие коды предмета закупок товаров и услуг и упростить определение предмета закупки со следующего года. При этом обратите внимание: в течение 2016 года определяющим документом является именно ДК 016:2010.

Для наглядности приведем в таблице требования по определению предмета закупок товаров и услуг в зависимости от того, когда заказчики начали процедуру закупки.

Отметим, что в этом вопросе определяющим моментом является дата, когда заказчиком была начата процедура закупок. При этом началом процедуры закупки является дата обнародования объявления о проведении процедуры закупки на веб-портале Уполномоченного органа «Государственные закупки».

Когда была начата процедура закупки

Каким документом руководствоваться заказчикам

Особенности определения предмета закупки

До 01.01.2016 г.

ДК 016:2010

Предмет закупки товаров и услуг заказчик определяет по показателю пятого знака (классификационная группа «категория») с указанием в скобках конкретного названия товара или услуги

Такие процедуры завершаются в соответствии с порядком, который действовал до 01.01.2016 г., т. е. по предмету закупки, определенному на основании ДК 016:2010.

Также в отношении таких процедур не нужно вносить изменения в годовой план закупок и годовой план закупок, осуществляемых без проведения процедур закупок

С 01.01.2016 г.

по 05.01.2016 г.

По мнению Минэкономразвития, если процедура закупки начата заказчиком в период с 01.01.2016 г. по 05.01.2016 г. включительно по предмету закупки, определенному на основе ДК 016:2010, дальнейшее осуществление закупки по такому предмету соответствует цели Закона и не противоречит принципам осуществления закупок, установленным в ст. 3 Закона.

Хотя считаем, что в таком случае заказчик имеет право внести изменения в годовой план, а именно определить предмет закупки по ДК 016:2010 и ДК 021:2015

С 05.01.2016 г.

по 31.12.2016 г.

ДК 016:2010,

ДК 021:2015

Предмет закупки товаров и услуг заказчик определяет по показателю пятого знака ДК 016:2010 и в скобках указывает предмет закупки в соответствии с показателями третьей — пятой цифр ДК 021:2015, а также конкретным названием товара или услуги

При этом предмет закупки товаров и услуг по отдельным частям предмета закупки (лотам) заказчик может определять по показателям шестого — десятого знаков ДК 016:2010 и в скобках указать предмет закупки в соответствии с показателями шестой — восьмой цифр ДК 021:2015, а также по объему, номенклатуре и месту поставки товаров, выполнения работ или предоставления услуг

С 01.01.2017 г.

ДК 021:2015

Предмет закупки товаров и услуг определяется заказчиком по показателям третьей — пятой цифр ДК 021:2015 с указанием в скобках конкретного названия товара или услуги

При этом предмет закупки товаров и услуг по отдельным частям предмета закупки (лотам) заказчик может определить по показателям шестой — восьмой цифр ДК 021:2015, а также по объему, номенклатуре и месту поставки товаров, выполнения работ или предоставления услуг

Также в комментируемом письме авторы рассмотрели некоторые актуальные вопросы, которые уже возникли у заказчиков после первого знакомства с ДК 021:2015, а именно:

1. Предмет закупки товаров и услуг с 05.01.2016 г. заказчики определяют по показателю пятого знака ДК 016:2010, дополнительно указывая в скобках соответствующий показатель согласно третьей, или четвертой, или пятой цифре ДК 021:2015. То есть при определении наименования товара или услуги необходимо ориентироваться на название группы (код по третьей цифре), или класса (код по четвертой цифре), или категории товара либо услуги (код по пятой цифре).

2. Как действовать заказчикам в случае, если предмет закупки, определенный по показателю пятого знака ДК 016:2010, соответствует нескольким категориям/классам (четвертая/пятая цифры) ДК 021:2015?

В таких случаях Минэкономразвития рекомендует заказчикам указывать группу (код по третьей цифре), а в случае, если предмет закупки, определенный по показателю пятого знака ДК 016:2010, соответствует нескольким группам ДК 021:2015, — указывать одну из них.

Наибольшее количество несоответствий между показателями ДК 016:2010 и ДК 021:2015 возникает при определении заказчиком отдельных частей предмета закупки (лотов). В таком случае авторы комментируемого письма рекомендуют действовать способом, аналогичным вышеуказанному.

Например, в случае закупки бензина и моторного масла предмету закупки, определенному по показателю пятого знака ДК 016:2010 «19.20.2 Топливо жидкостное и газ; масла смазочные» будут соответствовать разные цифры как по показателю третьего знака ДК 021:2015 «09100000-0 Топливо» и «09200000-1 Нефть, уголь и нефтепродукты», так и по показателю пятого знака «09132000-3 Бензин» и «09211000-1 Смазочные масла и смазочные материалы».

Поэтому в приведенном случае заказчик указывает любой из показателей по третьей цифре (или «09100000-0 Топливо», или «09200000-1 Нефть, уголь и нефтепродукты»).

3. Как действовать в случае, если предмет закупки, определенный по показателю пятого знака ДК 016:2010, не соответствует никакой категории/классу/группе (третья, четвертая, пятая цифры) ДК 021:2015 и/или часть предмета закупки (лот) не соответствует шестой — восьмой цифрам?

Преимущественно эта ситуация касается заказчиков, которые пытаются определить предмет закупки работ по ДК 021:2015.

Ведь согласно требованиям разд. III Порядка № 921 предмет закупки работ заказчики определяют по объектам строительства и с учетом ДСТУ Б.Д.1.1-1:2013 «Правила определения стоимости строительства», принятых приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 05.07.2013 г. № 293, а также ДБН Г.1-218-182:2011 «Ремонт автомобильных дорог общего пользования. Виды ремонтов и перечень работ», утвержденных приказом Государственной службы автомобильных дорог от 23.08.2011 г. № 301, с указанием в скобках предмета закупки в соответствии с показателями второй пятой цифр ДК 021:2015.

То есть заказчики при закупке работ должны определить такой предмет закупки по объекту строительства с учетом вышеупомянутых документов и указывать в скобках предмет закупки в соответствии с показателями второй пятой цифр ДК 021:2015.

Учитывая это, авторы комментируемого письма рекомендуют заказчикам проставлять цифру нуль и одновременно обращаться в Минэкономразвития с предложением устранить такие несоответствия в ДК 021:2015 и внести соответствующие изменения в этот документ.

Конечно, это очень хороший совет для заказчиков. Добавим, что в таком случае, по нашему мнению, цифру нуль целесообразно все же указывать в скобках (т. е. при указании предмета закупки по ДК 021:2015).

4. Очень хорошо, что авторы комментируемого письма вспомнили о том, что форма годового плана и инструкция по его заполнению, утвержденные приказом Минэкономразвития от 15.09.2014 г. № 1106, содержат ссылку на старые требования Порядка № 921.

Поэтому до внесения соответствующих изменений в указанный приказ рекомендуем заказчикам заполнять графу 1 «Предмет закупки» годового плана закупок, указывая наименование предмета закупки, определенного в соответствии с пп. 20, 21, 23 и 27 ч. 1 ст. 1 Закона, и исключительно цифровой показатель пятого знака ДК 016:2010 с указанием в скобках цифрового показателя третьего — пятого знаков ДК 016:2015 и конкретного названия товара или услуги.

Например, в случае закупки бензина в графе 1 годового плана закупок указывать такую информацию — 19.20.2 (09100000-0, бензин А-95).

Понимаем, что в течение 2016 года у заказчиков будут возникать разные вопросы, касающиеся определения предмета закупки по ДК 016:2015. Потому рекомендуем заказчикам воспользоваться советами Минэкономразвития.

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше