Темы статей
Выбрать темы

Глобальная сеть — глобальные возможности

Крот Юлия, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Без преувеличения в настоящее время Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. Интернет — это не просто средство или канал связи. Это глобальная общедоступная среда интеллектуального и культурного взаимодействия человечества. И несмотря на то, что Всемирная паутина «затягивает», содержит огромное количество сомнительной информации, она открывает невероятные возможности в сфере сверхскоростного обмена данными. Поэтому без доступа к Глобальной сети практически невозможно представить качественную организацию бухгалтерского учета в учреждении. Именно через Интернет бухгалтер может практически мгновенно передать или получить бухгалтерские документы из других подразделений учреждения, от контрагентов, проводить платежи, подавать финансовую, статистическую и бюджетную отчетность, знакомиться с новостями законодательство и общаться с коллегами.
Большинство бюджетных учреждений уже не первый год успешно используют в своей работе возможности Интернета. Тогда как некоторые учреждения из-за значительной отдаленности от районных, областных центров или недостаточности средств и до сих пор только мечтают о таком удовольствии. В этой статье расскажем, как правильно запланировать расходы на подключение к сети Интернет и как провести эти операции в бухгалтерском учете.

Прежде всего выясним, что следует понимать под Глобальной сетью. Так, Интернет (он же Всемирная паутина, Глобальная сеть, Инет и т. п.) — это всемирная информационная система общего доступа, которая логично связана глобальным адресным пространством и базируется на интернет-протоколе, определенном международными стандартами. Такое толкование приведено в ч. 1 ст. 1 Закона № 1280.

Отношения между операторами, провайдерами телекоммуникаций и потребителями услуг урегулированы Правилами № 295. В частности, в соответствии с этими Правилами услуга по доступу к Интернету предусматривает обеспечение возможности соединения конечного оборудования потребителя с Интернетом.

Заметим, что и оператор, и провайдер являются субъектами хозяйствования, которые имеют право на осуществление деятельности в сфере телекоммуникаций. Разница между ними заключается в том, что оператор наделен правом на техническое обслуживание и эксплуатацию телекоммуникационных сетей и предоставление в пользование каналов электросвязи, а провайдер — нет.

Потребитель имеет право выбирать оператора (провайдера) и предоставляемые им услуги по своему усмотрению (п. 7 Правил № 295). В то же время в случае оплаты услуг по доступу к глобальным сетям за счет средств государственного бюджета согласно п. 3 Порядка № 522 абонент определяет оператора на конкурсных основах в соответствии с Законом № 1197.

Предоставление услуг осуществляется на таких условиях (п. 14 Правил № 295):

во-первых, в случае заключения договора согласно основным требованиям, установленным Нацкомиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информатизации;

во-вторых, в случае их оплаты потребителем.

При этом органы исполнительной власти, другие государственные органы, предприятия, учреждения и организации, которые обрабатывают, распространяют и хранят информацию, являющуюся объектом государственной собственности, обязаны в течение 15 рабочих дней уведомлять Госспецсвязи о заключении договора о предоставлении услуг по доступу к глобальным сетям. Такое требование предусмотрено п. 8 Порядка № 522.

Имейте в виду, что оператор, провайдер должны бесплатно предоставить потребителю для ознакомления исчерпывающую информацию о содержании, качестве, стоимости и порядке предоставления услуг до момента заключения договора.

Оператор, провайдер не имеют права отказать потребителю в заключении договора. Исключение составляют такие случаи, как: отсутствие технической возможности обеспечения доступа к телекоммуникационной сети; задолженность (документально подтвержденная) абонента за предоставленные услуги; несоответствие конечного оборудования абонента требованиям нормативных документов в сфере телекоммуникаций; непредоставление необходимых для заключения договора документов. Это предусмотрено в п. 16 Правил № 295.

Права и обязанности потребителей определены пп. 35, 36 Правил № 295. В частности, во время заказа и/или получения услуг потребители имеют право на:

— выбор оператора, провайдера;

— выбор вида и количества услуг;

— бесплатное получение от оператора, провайдера исчерпывающей информации о содержании, качестве, стоимости и порядке предоставления услуг;

— своевременное и качественное получение услуг;

— отказ от услуг в порядке, установленном договором;

— возмещение убытков, причиненных вследствие невыполнения или ненадлежащего выполнения оператором, провайдером обязанностей, предусмотренных договором или законодательством;

— обжалование неправомерных действий оператора, провайдера путем обращения в суд и уполномоченные государственные органы и т. п.

В то же время потребители имеют и ряд обязанностей. Основные из них такие:

— использовать конечное оборудование, имеющее документ о подтверждении соответствия;

— не допускать использования их конечного оборудования для совершения противоправных действий или действий, угрожающих интересам национальной безопасности;

— не допускать действий, которые могут препятствовать безопасной эксплуатации телекоммуникационных сетей, поддержанию целостности и взаимодействия таких сетей, защите их информационной безопасности;

— выполнять условия договора, в том числе своевременно оплачивать полученные услуги;

— предоставлять оператору телекоммуникаций достоверную информацию, необходимую для заключения договора, и т. п.

За нарушение упомянутых требований относительно порядка получения услуг потребитель несет ответственность согласно закону.

В свою очередь, операторы и провайдеры также имеют права и обязанности. Так, в соответствии с п. 37 Правил № 295 они наделены такими правами, как:

— установление тарифов на предоставляемые ими услуги;

— отключение на основании решения суда конечного оборудования, если оно используется абонентом для совершения противоправных действий или действий, угрожающих интересам национальной безопасности;

— определение и изменение перечня услуг;

— определение порядка оплаты и формы расчетов за услуги (на условиях предварительной (авансовой) и/или последующей оплаты) и т. п.

Однако не бывает прав без обязанностей. Поэтому операторы и провайдеры обязаны (п. 38 Правил № 295):

— не допускать нарушений правил добросовестной конкуренции на рынке телекоммуникаций;

— обнародовать тарифы на услуги не позже чем за 7 календарных дней до их введения;

— предоставлять услуги по установленным значениям показателей качества в соответствии с нормативными документами в сфере телекоммуникаций, договорами и другими актами законодательства;

— принимать заявления о предоставлении услуг, вести их учет и удовлетворять такие заявления (при наличии технической возможности);

— обеспечить потребителям скорость доступа к Интернету, определенную договором;

— обеспечить наблюдение за функционированием технических средств и возможность отслеживания значений показателей качества услуг;

— устранять повреждения телекоммуникационной сети и восстанавливать доступ к услугам согласно установленным значениям показателей качества в сроки, определенные Администрацией Госспецсвязи и т. п.

Оператор, провайдер несет перед потребителем ответственность (в том числе имущественную) за непредоставление или ненадлежащее предоставление услуг в соответствии с действующим законодательством и условиями договора. Однако в случае неисполнения потребителем его обязанностей, предусмотренных законом и договором, а также в случае форс-мажора, оператор, провайдер освобождаются от ответственности. Это следует из п. 41 Правил № 295.

Порядок оплаты и форма расчетов за услуги должны быть прописаны в договоре.

Следует помнить: при осуществлении расчетов оператор, провайдер не имеет права взимать отдельную плату за работы, направленные на обеспечение надлежащего качества услуг, а также за услуги, которые потребитель не заказывал, или превращать внесенные на лицевой счет абонента средства в бонусы, баллы и т. п.

Допускается осуществление расчетов за услуги на условиях:

1) предварительной (авансовой) оплаты — абонент должен внести плату до начала фактического получения услуги, если иное не предусмотрено договором. Причем провайдер не может требовать предварительного внесения абонплаты более чем за один расчетный период. Под расчетным периодом следует понимать текущий календарный месяц;

2) последующей оплаты — абонент оплачивает услуги после окончания расчетного периода. Плату необходимо внести после получения счета, но не позже 20-го числа месяца, следующего за расчетным периодом. Со своей стороны, оператор, провайдер могут определить предельный уровень задолженности абонента, превышение которого предусматривает сокращение перечня услуг или прекращение их предоставления. Но прежде чем переходить к применению «санкций», провайдер обязан сообщить абоненту о достижении такой суммы.

Несвоевременное проведение расчетов за полученные услуги влечет за собой начисление пени. Последнюю исчисляют исходя из стоимости неоплаченных услуг в размере учетной ставки НБУ, действовавшей на момент начисления пени. Прямое указание на это зафиксировано в п. 72 Правил № 295.

Внимание! Уплата пени, правомерное сокращение перечня услуг или прекращение их предоставления не освобождают абонента от обязанности оплатить ранее предоставленные ему услуги.

И еще один важный момент — это использование конечного оборудования при подключении к Интернету. Для начала отметим, что к конечному оборудованию относится оборудование, предназначенное для соединения с пунктом окончания телекоммуникационной сети с целью обеспечения доступа к телекоммуникационным услугам. Иными словами, это компьютеры, ноутбуки, модемы, роутеры и т. п. Услуги по доступу к Интернету могут предоставляться с использованием конечного оборудования абонента, или конечного оборудования, принадлежащего провайдеру. В таком случае, как правило, в договоре определяют плату за пользование таким оборудованием.

Существенно: конечное оборудование потребителя, которое подключается к телекоммуникационной сети общего пользования, должно отвечать требованиям нормативных документов в сфере телекоммуникаций (п. 20 Правил № 295).

Что касается использования сети Интернет работниками учреждения, то оно не должно быть бесконтрольным. И здесь вовсе не идет речь об экономии трафика. Ведь сегодня, когда почти все интернет-провайдеры предлагают безлимитные тарифные планы, расход входящего трафика мало интересует пользователей. Прежде всего дело в соблюдении трудовой дисциплины, что в эпоху безумной популярности социальных сетей выходит чуть ли не на передний план. Учитывая это, считаем нужным прописать основные требования относительно использования Интернета работниками учреждения в приказе или отдельном положении по учреждению. В этом документе следует определить перечень лиц, которым разрешен доступ к сети Интернет, и лиц, ответственных за соблюдение требований пользования Глобальной сетью, а также меры по недопущению ее использования в личных целях. Однако самым простым и самым действенным способом ограничения доступа работников к «нежелательным» сайтам является применение специальных программ — веб-фильтров. Кстати, последних сегодня на рынке программных продуктов представлено огромное множество. Провести такое фильтрование веб-ресурсов по силам любому специалисту в сфере IТ-технологий. Если такого нет в штате вашего учреждения, не беда, всегда можно обратиться в стороннюю организацию.

Теперь вам известны основные принципы пользования Интернетом и дальше переходим к вопросам бухгалтерским.

Как запланировать расходы на услуги по доступу к Интернету

Все расходы распорядителей и получателей бюджетных средств в разрезе КЭКР осуществляются в соответствии с требованиями Инструкции № 333.

Расходы на подключение к сети Интернет, приобретение стартовых пакетов, а также плату за услуги интернет-провайдеров за пользование сетью Интернет следует планировать по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)». Это предусмотрено п. 28 п.п. 2.2.4 Инструкции № 333 (ср. ). Таким образом, по указанному КЭКР производятся все расходы на прокладку кабеля (в пределах помещения), настройку и подключение конечного оборудования, выделение пользователю IР-адреса и расходы на абонплату за пользование Интернетом. Но это не касается расходов на приобретение сетевого оборудования.

Расходы на закупку пассивного сетевого оборудования осуществляются по КЭКР 2210 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь» ( п. 8 п.п. 2.2.1 Инструкции № 333). Тогда как расходы на приобретение активного сетевого и телекоммуникационного оборудования согласно п. 10 п.п. 3.1.1 Инструкции № 333 следует производить по КЭКР 3110 «Приобретение оборудования и предметов длительного пользования».

Однако, что именно следует понимать под пассивным и активным оборудованием, действующими нормативными документами не определено. В то же время практика нам подсказывает, что к активному относится оборудование, которое может существовать самостоятельно. При необходимости такое оборудование можно отсоединить и перенести в другое место, помещение. Характерной чертой активного сетевого оборудования является его способность не только передавать сигналы, но и обрабатывать их по специальным алгоритмам (усиливать, преобразовывать из одного вида в другой). Именно такая «интеллектуальная» особенность, наряду с питанием от сети, является признаком активного оборудования. К такому оборудованию можно отнести модемы, маршрутизаторы (роутеры) и т. п.

К пассивному оборудованию принадлежит оборудование, которое не может существовать самостоятельно и не может быть перенесено в другое место (сетевые кабели, коннекторы, сетевые розетки, разъединители и т. п.). Основной функцией такого оборудования является простая передача сигнала на физическом уровне.

Все вышеупомянутое касалось «обычного» подключения Интернета, которое предусматривает создание только локальной сети (в пределах конкретного помещения) и ее подсоединение к сети оператора, провайдера. Однако иногда из-за значительной отдаленность населенного пункта от райцентра (областного центра) возникает необходимость в прокладке собственной линии — строительстве телекоммуникационной сети. Такое строительство должно осуществляться в установленном законодательством порядке путем прокладки кабельных подземных, подводных и надземных линий телекоммуникаций через мосты, тоннели, коллекторы, улицы, дороги, здания, леса и воды, а также с использованием для этого опор линий электропередачи. Это предусмотрено ч. 4 ст. 31 Закона № 1280.

Строительство телекоммуникационных сетей — дело не из легких (и в плане финансирования, и в плане выполнения) и по силам немногим бюджетным учреждениям. Если необходимость в строительстве действительно существует, лучше всего обратиться в специализированную организацию, которая возьмет на себя все проектные, строительные и монтажные работы, осуществление измерения и т. п. Проводить такие работы собственными силами учреждения также можно. Никаких запретов или ограничений по этому поводу действующим законодательством не предусмотрено. Однако следует помнить, что проекты строительства, реконструкции и модернизации телекоммуникационных сетей подлежат обязательной экспертизе согласно требованиям Порядка № 560. Указание на это содержит ч. 1 ст. 31 Закона № 1280.

Важно! Независимо от способа строительства телекоммуникационных сетей (подрядным или хозяйственным способом), все расходы, связанные с этим строительством, должны быть запланированы и произведены по КЭКР 3122 «Капитальное строительство (приобретение) других объектов» ( пп. 3, 4, 5 п.п. 3.1.2.2 Инструкции № 333).

Под выражением «все расходы, связанные с этим строительство» мы имеем в виду расходы на приобретение строительных материалов (в первую очередь, оптико-волоконного кабеля) и оборудования, на разработку проектно-сметной документации и экспертизу проекта. А вот расходы на оплату труда работников учреждения, занятых строительством, и начисление на нее ЕСВ следует осуществлять по КЭКР 2111 «Заработная плата» и 2120 «Начисления на оплату труда» соответственно.

Отражаем подключение к Интернету в учете

И с этим вопросом не все так однозначно, поскольку вы имеете два варианта:

— или увеличить стоимость здания на сумму расходов, связанных с подключением к Глобальной сети (включая стоимость оборудования, всех расходных материалов и услуг по подключению);

— или оприходовать активное сетевое оборудование как отдельные объекты учета, а стоимость пассивного сетевого оборудования и услуг по подключению Интернета — списать на фактические расходы.

Напомним: решение о характере и признаках осуществляемых работ принимает руководитель учреждения ( п. 2 разд. VI Методрекомендаций). Следовательно, если руководитель вашего учреждения считает, что в результате подключения к сети Интернет произойдет повышение технико-экономических возможностей здания, то такие работы следует рассматривать как его дооборудование. А значит, все расходы на подключение необходимо отнести на увеличение первоначальной стоимости здания.

Если же вы выберете второй вариант, то активное сетевое оборудование в зависимости от стоимости следует учитывать в составе:

— основных средств на субсчете 104 «Машины и оборудование» — если его стоимость превышает 2500 грн. (без НДС) и ожидаемый срок использования составляет больше одного года;

— малоценных необоротных материальных активов на субсчете 113 «Малоценные необоротные материальные активы» — если его стоимость не превышает 2500 грн. (без НДС) и ожидаемый срок использования составляет больше одного года.

Что касается прокладки отдельной линии, то все расходы, связанные с этим строительством (в том числе на закупку кабеля, оплату труда работникам, занятым строительными работами, на разработку проектной документации, ее экспертизу и т. п.), следует накапливать на субсчете 141 «Капитальные инвестиции в основные средства». Расходы надо учитывать на этом субсчете до момента ввода в эксплуатацию кабельной линии связи. После этого такой объект необходимо зачислить в состав основных средств, в частности, на субсчет 103 «Здания и сооружения».

Предлагаем рассмотреть порядок отражения операции по подключению к Интернету в бухучете на условном примере.

Пример. Принято решение о подключении бюджетного учреждения к сети Интернет. Для этого был заключен договор с провайдером. Согласно условиям договора провайдер использует для подключения собственные сетевое оборудование и расходные материалы. Общая стоимость услуги по подключению к Интернету составляет 3953 грн., из них:

1) стоимость сетевого оборудования и расходных материалов:

— сетевой кабель 864 грн. (60 м х 14,40 грн.);

— коммутатор — 1440 грн.;

— роутер — 1049 грн.;

2) стоимость монтажно-наладочных работ — 600 грн.

Выполнение работ подтверждено актом выполненных работ.

Вариант А. Руководителем учреждения по согласованию с комиссией принято решение учитывать активное сетевое оборудование (коммутатор и роутер) как отдельные объекты учета. Этим объектам были присвоены номенклатурные номера, а также на них были заведены Инвентарные карточки группового учета основных средств в бюджетных учреждениях по типовой форме № ОЗ-9 (бюджет).

Стоимость работ по монтажу локальной сети и ее подключению к Интернету, а также стоимость пассивного сетевого оборудования отнесены на фактические расходы учреждения.

Вариант Б. Руководитель учреждения принял решение об увеличении первоначальной стоимости здания учреждения на сумму расходов на подключение Интернета (поскольку в связи с подключением к Глобальной сети произошло дооборудование здания с улучшением его технических характеристик).

Дооборудование здания оформлено Актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов по типовой форме № ОЗ-2 (бюджет). На основании акта сделана отметка об изменении характеристик здания в связи с его дооборудованием в Инвентарной карточке учета основных средств в бюджетных учреждениях по типовой форме № ОЗ-6 (бюджет).

В учете эти операции следует отразить следующим образом:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

2

3

4

5

Вариант А

1

Выполнены работы по подключению к сети Интернет (864 грн. + 600 грн.)

801 (802, 811)

675

1464

2

Приобретено активное сетевое оборудование:

— коммутатор

142

675

1440

— роутер

142

675

1049

Одновременно отражены фактические расходы (1440 грн. + 1049 грн.)

801 (802, 811)

402

2489

3

Введено в эксплуатацию активное сетевое оборудование в составе необоротных активов (согласно акту ввода в эксплуатацию):

— коммутатор

113

142

1440

— роутер

113

142

1049

Одновременно отражены изменения в капитале

402

401

2489

4

Начислена первая половина (50 %) износа при вводе в эксплуатацию активного сетевого оборудования (2489 грн. х 50 % : 100)

841

132

1244,50

Одновременно осуществлена вторая запись

401

841

1244,50

5

Перечислена оплата за услуги по подключению к сети Интернет провайдеру

675

321 (323)

3953

Вариант Б

1

Отражено дооборудование здания в связи с подключением его к сети Интернет

141

675

3953

Одновременно отражены фактические расходы

801 (802, 811)

402

3953

2

Увеличена первоначальная стоимость здания на сумму дооборудования

103

141

3953

Одновременно отражены изменения в капитале

402

401

3953

3

Перечислена оплата за услуги по подключению к сети Интернет провайдеру

675

321 (323)

3953

Нормативные документы

Закон № 1280 Закон Украины «О телекоммуникациях» от 18.11.2003 г. № 1280-IV.

Закон № 1197 Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 10.04.2014 г. № 1197-VII.

Правила № 295 Правила предоставления и получения телекоммуникационных услуг, утвержденные постановлением КМУ от 11.04.2012 г. № 295.

Порядок № 522 Порядок подключения к глобальным сетям передачи данных, утвержденный постановлением КМУ от 12.04.2002 г. № 522.

Инструкция № 333 Инструкция по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденная приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333.

Порядок № 560 Порядок утверждения проектов строительства и проведения их экспертизы, утвержденный постановлением КМУ от 11.05.2011 г. № 560.

Методрекомендации — Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше