Темы статей
Выбрать темы

О добровольном объединении территориальных громад*

Закон Украины от 05.02.2015 г. № 157-VIII

* С изменениями и дополнениями, последние из которых внесены Законом Украины от 25.12.2015 г. № 925-VIII. — Примеч. ред.

Раздел I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом

1. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в процессе добровольного объединения территориальных громад сел, поселков, городов.

Статья 2. Принципы добровольного объединения территориальных громад

1. Добровольное объединение территориальных громад сел, поселков, городов осуществляется с соблюдением таких принципов:

1) конституционности и законности;

2) добровольности;

3) экономической эффективности;

4) государственной поддержки;

5) повсеместности местного самоуправления;

6) прозрачности и открытости;

7) ответственности.

Статья 3. Субъекты добровольного объединения территориальных громад

1. Субъектами добровольного объединения территориальных громад являются смежные территориальные громады сел, поселков, городов.

2. Объединенная территориальная громада, административным центром которой определен город, является городской территориальной громадой, центром которой определен поселок, — поселковой, центром которой определено село, — сельской.

Статья 4. Основные условия добровольного объединения территориальных громад

1. Добровольное объединение территориальных громад сел, поселков, городов осуществляется с соблюдением таких условий:

1) в составе объединенной территориальной громады не может существовать другая территориальная громада, имеющая свой представительский орган местного самоуправления;

2) территория объединенной территориальной громады должна быть неразрывной, границы объединенной территориальной громады определяются по внешним границам юрисдикции советов объединившихся территориальных громад;

3) объединенная территориальная громада должна быть расположена в пределах территории Автономной Республики Крым, одной области;

4) при принятии решений о добровольном объединении территориальных громад принимаются во внимание исторические, природные, этнические, культурные и другие факторы, влияющие на социально-экономическое развитие объединенной территориальной громады;

5) качество и доступность публичных услуг, предоставляемых в объединенной территориальной громаде, не могут быть ниже, чем до объединения.

2. Административным центром объединенной территориальной громады определяется населенный пункт (село, поселок, город), имеющий развитую инфраструктуру и, как правило, расположенный ближе всего к географическому центру территории объединенной территориальной громады.

3. Добровольное объединение территориальных громад не приводит к изменению статуса населенных пунктов как сельской или городской местности.

4. Наименование объединенной территориальной громады, как правило, является производным от наименования населенного пункта (села, поселка, города), определенного ее административным центром.

Раздел II

ПОРЯДОК ДОБРОВОЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ГРОМАД

Статья 5. Инициирование добровольного объединения территориальных громад

1. Инициаторами добровольного объединения территориальных громад сел, поселков, городов могут быть:

1) сельский, поселковый, городской голова;

2) не менее трети депутатов от общего состава сельского, поселкового, городского совета;

3) члены территориальной громады в порядке местной инициативы;

4) органы самоорганизации населения соответствующей территории (при условии представления ими интересов не менее трети членов соответствующей территориальной громады).

2. Предложение по инициированию добровольного объединения территориальных громад должно, в частности, содержать:

1) перечень объединяющихся территориальных громад с указанием соответствующих населенных пунктов;

2) определение административного центра объединенной территориальной громады и его наименования.

3. Сельский, поселковый, городской голова обеспечивает изучение предложения по инициированию добровольного объединения территориальных громад и его общественное обсуждение, которое проводится в течение 30 дней со дня поступления такого предложения. По завершении общественного обсуждения предложение подается в соответствующий совет на следующую сессию для принятия решения о предоставлении согласия на добровольное объединение территориальных громад и делегировании представителя (представителей) в совместную рабочую группу.

4. Порядок проведения общественного обсуждения по вопросам, предусмотренным настоящим Законом, определяется сельским, поселковым, городским советом.

Статья 6. Порядок подготовки проектов решений по добровольному объединения территориальных громад

1. Сельский, поселковый, городской голова после принятия соответствующим советом решения о предоставлении согласия на добровольное объединение территориальных громад направляет предложение о таком объединении сельскому, поселковому, городскому голове смежной территориальной громады.

2. Сельский, поселковый, городской голова смежной территориальной громады обеспечивает изучение предложения по добровольному объединению территориальных громад и его общественное обсуждение, которое проводится в течение 30 дней со дня поступления такого предложения. По завершении общественного обсуждения предложение подается в соответствующий совет на следующую сессию для принятия решения о предоставлении согласия на добровольное объединение территориальных громад и делегировании представителя (представителей) в совместную рабочую группу или об отказе в предоставлении согласия.

3. В случае принятия решения о предоставлении согласия на добровольное объединение территориальных громад сельский, поселковый, городской голова, инициировавший объединение, принимает решение о создании совместной рабочей группы по подготовке проектов решений по добровольному объединению территориальных громад и информирует об этом Верховную Раду Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым, соответствующие областной совет, областную государственную администрацию.

Совместная рабочая группа формируется из одинакового количества представителей от каждой объединяющейся территориальной громады.

Создание совместной рабочей группы является началом процедуры добровольного объединения территориальных громад.

4. Совместная рабочая группа готовит проекты соответствующих решений по добровольному объединению территориальных громад.

Статья 7. Подготовка решений по добровольному объединению территориальных громад

1. Проекты решений по добровольному объединению территориальных громад должны, в частности, содержать:

1) перечень объединяющихся территориальных громад с указанием соответствующих населенных пунктов;

2) определение административного центра объединенной территориальной громады и его наименования;

3) план организационных мероприятий по добровольному объединению территориальных громад.

2. Сельские, поселковые, городские головы обеспечивают в течение 60 дней проведение обязательного общественного обсуждения (общественные слушания, собрания граждан, другие формы консультаций с общественностью) подготовленных совместной рабочей группой проектов решений по добровольному объединению территориальных громад, по результатам которого сельские, поселковые, городские головы вносят вопрос о его одобрении на рассмотрение сельских, поселковых, городских советов.

Вопрос об одобрении проекта решения по добровольному объединению территориальных громад рассматривается сельскими, поселковыми, городскими советами в течение 30 дней со дня его внесения на их рассмотрение и с учетом результатов общественного обсуждения.

3. Одобренные сельскими, поселковыми, городскими советами проекты решений по добровольному объединению территориальных громад в пятидневный срок подаются в Совет министров Автономной Республики Крым, областную государственную администрации для предоставления заключения относительно соответствия этого проекта Конституции и законам Украины.

4. Совет министров Автономной Республики Крым, областная государственная администрация в течение 10 рабочих дней со дня получения проекта решения по добровольному объединению территориальных громад готовит соответствующее заключение, которое утверждается постановлением Совета министров Автономной Республики Крым, распоряжением главы областной государственной администрации.

5. В случае соответствия проекта решения по добровольному объединению территориальных громад Конституции и законам Украины сельские, поселковые, городские советы принимают решение о добровольном объединении территориальных громад или о проведении местного референдума по поддержке объединения территориальных громад.

6. В случае установления несоответствия проекта решения по добровольному объединению территориальных громад Конституции и законам Украины Совет министров Автономной Республики Крым, областная государственная администрация возвращает его на доработку в порядке, установленном настоящим Законом.

7. В случае принятия сельскими, поселковыми, городскими советами решений о добровольном объединении территориальных громад, а также в случае поддержки добровольного объединения территориальных громад на местном референдуме сельский, поселковый, городской голова территориальной громады, в которой инициирован вопрос о добровольном объединении территориальных громад, обращается в Совет министров Автономной Республики Крым, областную государственную администрацию с предложением обратиться в Центральную избирательную комиссию для принятия ею решение о назначении первых выборов депутатов сельского, поселкового, городского совета и соответствующего сельского, поселкового, городского головы в установленном законом порядке.

8. Совет министров Автономной Республики Крым, областная государственная администрация в течение 10 рабочих дней со дня получения решений о добровольном объединении территориальных громад в случае их соответствия заключению, предусмотренному частью четвертой настоящей статьи, обращается в Центральную избирательную комиссию для принятия ею решение о назначении первых выборов депутатов сельского, поселкового, городского совета и соответствующего сельского, поселкового, городского головы в установленном законом порядке.

О таком обращении Совет министров Автономной Республики Крым, областная государственная администрация одновременно информирует Верховную Раду Автономной Республики Крым, соответствующие областные советы, соответствующие советы, принявшие решение о добровольном объединении территориальных громад.

Статья 8. Создание объединенной территориальной громады и реорганизация органов местного самоуправления

1. Объединенная территориальная громада считается созданной согласно настоящему Закону со дня вступления в силу решений всех советов, принявших решение о добровольном объединении территориальных громад, или с момента вступления в силу решения о поддержке добровольного объединения территориальных громад на местном референдуме и при условии соответствия таких решений заключению, предусмотренному частью четвертой статьи 7 данного Закона.

2. Полномочия сельских, поселковых, городских советов, сельских, поселковых, городских голов, избранных объединившимися территориальными громадами, завершаются в день приобретения полномочий сельским, поселковым, городским советом, избранным объединенной территориальной громадой.

По завершении полномочий сельских, поселковых, городских советов, избранных объединившимися территориальными громадами, их исполнительные комитеты продолжают осуществлять свои полномочия до утверждения сельским, поселковым, городским советом, избранным объединенной территориальной громадой, персонального состава его исполнительного комитета. В течение указанного срока сельский, поселковый, городской голова, избранный объединенной территориальной громадой, возглавляет такие исполнительные комитеты и входит в их персональный состав.

По завершении полномочий сельского головы, который единолично выполнял функции исполнительного органа сельского совета в территориальной громаде, вошедшей в объединенную территориальную громаду, соответствующие функции единолично выполняет сельский, поселковый, городской голова, избранный объединенной территориальной громадой, со дня приобретения им полномочий до утверждения соответствующим сельским, поселковым, городским советом персонального состава его исполнительного комитета.

3. Объединенная территориальная громада является правопреемником всего имущества, прав и обязанностей объединившихся территориальных громад со дня приобретения полномочий сельским, поселковым, городским советом, избранным такой объединенной территориальной громадой.

В случае объединения всех территориальных громад одного района в одну объединенную территориальную громаду все имущество общей собственности территориальных громад такого района является коммунальной собственностью объединенной территориальной громады, а связанные с таким имуществом права и обязанности принадлежат объединенной территориальной громаде со дня приобретения полномочий сельским, поселковым, городским советом, избранным такой объединенной территориальной громадой.

4. Со дня приобретения полномочий сельским, поселковым, городским советом, избранным объединенной территориальной громадой, в порядке, определенном настоящим Законом, осуществляется реорганизация соответствующих юридических лиц — сельских, поселковых, городских советов, избранных объединившимися территориальными громадами и расположенных вне административного центра объединенной территориальной громады, путем их присоединения к юридическому лицу — сельскому, поселковому, городскому совету, расположенному в административном центре объединенной территориальной громады. По завершении реорганизации соответствующие юридические лица — сельские, поселковые, городские советы прекращаются в порядке, определенном настоящим Законом.

Юридическое лицо — сельский, поселковый, городской совет, расположенный в административном центре объединенной территориальной громады, является правопреемником прав и обязанностей всех юридических лиц — сельских, поселковых, городских советов, избранных объединившимися территориальными громадами со дня приобретения полномочий сельским, поселковым, городским советом, избранным объединенной территориальной громадой.

Наименование представительского органа местного самоуправления объединенной территориальной громады как юридического лица состоит из части, которая является производной от собственного наименования населенного пункта, определенного ее административным центром, в форме прилагательного и соответствующего общего наименования представительского органа местного самоуправления (сельский, поселковый, городской совет).

5. Со дня утверждения сельским, поселковым, городским советом, избранным объединенной территориальной громадой, персонального состава его исполнительного комитета в порядке, определенном настоящим Законом, осуществляется реорганизация соответствующих юридических лиц — исполнительных комитетов соответствующих сельских, поселковых, городских советов, расположенных вне административного центра объединенной территориальной громады, путем их присоединения к юридическому лицу — исполнительному комитету сельского, поселкового, городского совета, расположенного в административном центре объединенной территориальной громады. По завершении реорганизации соответствующие юридические лица — исполнительные комитеты сельских, поселковых, городских советов прекращаются в порядке, определенном настоящим Законом.

Юридическое лицо — исполнительный комитет сельского, поселкового, городского совета, расположенного в административном центре объединенной территориальной громады, является правопреемником прав и обязанностей всех юридических лиц — исполнительных комитетов соответствующих сельских, поселковых, городских советов объединившихся территориальных громад со дня утверждения сельским, поселковым, городским советом, избранным объединенной территориальной громадой, персонального состава его исполнительного комитета.

Наименование исполнительного органа местного самоуправления объединенной территориальной громады как юридического лица состоит из соответствующего общего наименования исполнительного органа местного самоуправления (исполнительный комитет, управление, отдел и т. п.) и полного наименования соответствующего представительского органа местного самоуправления в родительном падеже.

6. Реорганизация юридических лиц — сельских, поселковых, городских советов и их исполнительных комитетов в случаях, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется без уведомления о ней органа, осуществляющего государственную регистрацию, а также без сбора требований кредиторов, получения их согласия.

7. Во время проведения реорганизации юридических лиц — сельских, поселковых, городских советов и их исполнительных комитетов полномочия по управлению делами таких юридических лиц осуществляет сельский, поселковый, городской голова, избранный объединенной территориальной громадой.

По представлению сельского, поселкового, городского головы, избранного объединенной территориальной громадой, соответствующий сельский, поселковый, городской совет может создать комиссии для обеспечения выполнения таким головой полномочий по управлению делами реорганизуемых юридических лиц.

8. После прекращения полномочий сельских, поселковых, городских советов, избранных объединившимися территориальными громадами, их исполнительных комитетов, сельского головы, который единолично выполнял функции исполнительного органа сельского совета территориальной громады, вошедшей в объединенную территориальную громаду, изданные ими нормативно-правовые акты, невыполненные акты индивидуального действия сохраняют силу на соответствующих территориях и для соответствующих лиц.

Сельский, поселковый, городской совет, избранный объединенной территориальной громадой, его исполнительный комитет могут вносить изменения, признавать утратившими силу или отменять акты соответствующих органов местного самоуправления и должностных лиц, определенные в абзаце первом настоящей части.

9. Бюджеты объединившихся территориальных громад выполняются отдельно до окончания бюджетного периода с учетом особенностей, установленных настоящей частью.

Сельский, поселковый, городской совет, избранный объединенной территориальной громадой, может вносить изменения в решения о местных бюджетах, принятых сельскими, поселковыми, городскими советами, избранными объединившимися территориальными громадами.

До завершения периода отдельного выполнения бюджетов объединившихся территориальных громад функции главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств объединившихся территориальных громад продолжают осуществлять соответствующие бюджетные учреждения в лице сельского, поселкового, городского головы, избранного объединенной территориальной громадой, других руководителей бюджетных учреждений.

До завершения периода отдельного выполнения бюджетов объединившихся территориальных громад функции местных финансовых органов объединившихся территориальных громад осуществляют:

1) соответствующие местные финансовые органы, созданные до объединения территориальных громад;

2) сельский, поселковый, городской голова, избранный объединенной территориальной громадой, если в соответствующих территориальных громадах местные финансовые органы не были созданы согласно закону.

Остатки средств на конец бюджетного периода бюджетов объединившихся территориальных громад перечисляются в бюджет объединенной территориальной громады на основании платежных поручений за подписью сельского, поселкового, городского головы, избранного объединенной территориальной громадой.

10. Бюджет объединенной территориальной громады разрабатывается с учетом особенностей подготовки местных бюджетов, определенных бюджетным законодательством.

11. Государственная регистрация прекращения юридических лиц — сельских, поселковых, городских советов, их исполнительных комитетов путем присоединения осуществляется на основании заявления, поданного сельским, поселковым, городским головой, избранным объединенной территориальной громадой, или уполномоченным им лицом субъекту государственной регистрации.

Государственная регистрация прекращения путем присоединения юридических лиц — исполнительных комитетов сельских, поселковых, городских советов, которые обеспечивают отдельное выполнение бюджетов объединившихся территориальных громад, осуществляется не раньше утверждения бюджета объединенной территориальной громады.

Юридическое лицо — сельский, поселковый, городской совет, его исполнительный комитет является прекратившимся со дня внесения записи о его прекращении в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований.

12. Государственная регистрация изменений к сведениям о юридическом лице — сельском, поселковом, городском совете, избранном объединенной территориальной громадой, его исполнительном комитете, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований, осуществляется на основании заявления, поданного сельским, поселковым, городским головой, избранным объединенной территориальной громадой, или уполномоченным им лицом.

Раздел III

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ДОБРОВОЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ГРОМАД

Статья 9. Формы государственной поддержки добровольного объединения территориальных громад

1. Государство осуществляет информационно-просветительскую, организационную, методическую и финансовую поддержку добровольного объединения территориальных громад.

2. Организационную поддержку и информационно-просветительское содействие добровольному объединению территориальных громад обеспечивают Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации.

3. Методическое обеспечение добровольного объединения территориальных громад, определение объемов и формы поддержки осуществляет центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующий государственную политику в сфере территориальной организации власти, административно-территориального устройства, развития местного самоуправления.

Статья 10. Финансовая поддержка государством добровольного объединения территориальных громад сел, поселков, городов

1. Государство осуществляет финансовую поддержку добровольного объединения территориальных громад сел, поселков, городов путем предоставления объединенной территориальной громаде средств в виде субвенций на формирование соответствующей инфраструктуры согласно плану социально-экономического развития такой территориальной громады, в случае, если ее границы полностью соответствуют границам, определенным перспективным планом формирования территорий громад Автономной Республики Крым, области.

2. Предложения по предоставлению финансовой поддержки объединенной территориальной громаде вносятся Советом министров Автономной Республики Крым, соответствующей областной государственной администрацией по представлению местного совета объединенной территориальной громады Кабинету Министров Украины не позже 15 августа года, предшествующего бюджетному периоду, в котором предусматривается предоставление такой финансовой поддержки.

3. Общий объем финансовой поддержки распределяется между бюджетами объединенных территориальных громад, созданных в соответствии с перспективным планом формирования территорий громад Автономной Республики Крым, области, пропорционально площади объединенной территориальной громады и количеству сельского населения в такой территориальной громаде с равным весом обоих этих факторов.

4. Общий объем субвенций на формирование соответствующей инфраструктуры объединенных территориальных громад определяется законом о Государственном бюджете Украины.

5. Порядок предоставления субвенций из государственного бюджета объединенным территориальным громадам устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Статья 11. Перспективный план формирования территорий громад Автономной Республики Крым, области

1. Перспективный план формирования территорий громад Автономной Республики Крым, области разрабатывается Советом министров Автономной Республики Крым, соответствующей областной государственной администрацией согласно методике формирования состоятельных территориальных громад и охватывает всю территорию Автономной Республики Крым, области.

2. Методика формирования состоятельных территориальных громад разрабатывается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную политику в сфере территориальной организации власти, административно-территориального устройства, развития местного самоуправления, и утверждается Кабинетом Министров Украины.

3. Перспективный план формирования территорий громад Автономной Республики Крым, области одобряется соответственно Верховной Радой Автономной Республики Крым, областным советом по представлению Совета министров Автономной Республики Крым, соответствующей областной государственной администрации и утверждается Кабинетом Министров Украины.

Раздел IV

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования.

2. Внести в Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» следующие изменения:

1) часть первую статьи 5 после абзаца пятого дополнить новым абзацем следующего содержания:

«старосту».

В связи с этим абзацы шестой и седьмой считать соответственно абзацами седьмым и восьмым;

2) статью 6 изложить в следующей редакции:

«Статья 6. Территориальные громады

1. Первичным субъектом местного самоуправления, основным носителем его функций и полномочий является территориальная громада села, поселка, города.

2. Территориальные громады в порядке, установленном законом, могут объединяться в одну сельскую, поселковую, городскую территориальную громаду, создавать единые органы местного самоуправления и избирать соответственно сельского, поселкового, городского голову.

3. Территориальные громады села, поселка, города, добровольно объединившиеся в одну территориальную громаду, могут выйти из состава объединенной территориальной громады в порядке, определенном законом»;

3) дополнить статьей 141 следующего содержания:

«Статья 141. Староста

1. В селах, поселках, определенных по решению местного совета объединенной территориальной громады, созданной в соответствии с Законом Украины «О добровольном объединении территориальных громад», за исключением ее административного центра, избирается староста на срок полномочий местного совета.

2. Староста является должностным лицом местного самоуправления.

3. Староста:

1) представляет интересы жителей села, поселка в исполнительных органах сельского, поселкового, городского совета;

2) содействует жителям села, поселка в подготовке документов, подаваемых в органы местного самоуправления;

3) участвует в подготовке проекта бюджета территориальной громады в части финансирования программ, реализуемых на территории соответствующего села, поселка;

4) вносит предложения в исполнительный комитет сельского, поселкового, городского совета по вопросам деятельности на территории соответствующего села, поселка исполнительных органов сельского, поселкового, городского совета, предприятий, учреждений, организаций коммунальной формы собственности и их должностных лиц;

5) осуществляет другие обязанности, определенные Положением о старосте.

4. Положение о старосте утверждается сельским, поселковым, городским советом соответствующей объединенной территориальной громады.

В Положении определяются права и обязанности старосты, порядок его отчетности, другие вопросы, связанные с деятельностью старосты.

5. Староста избирается в порядке, определенном законом.

6. Староста является членом исполнительного комитета совета объединенной территориальной громады по должности»;

4) часть четвертую статьи 51 изложить в следующей редакции:

«4. В состав исполнительного комитета сельского, поселкового, городского совета входят также по должности секретарь соответствующего совета, староста (старосты)».

3. В селах, поселках, в которых находились органы местного самоуправления объединившихся территориальных громад, обязанности старосты до избрания на первых выборах старосты исполняет лицо, осуществлявшее полномочия сельского, поселкового головы соответствующей территориальной громады до объединения.

4. Кабинету Министров Украины в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона:

1) обеспечить принятие нормативно-правовых актов, предусмотренных настоящим Законом;

2) привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;

3) обеспечить приведение нормативно-правовых актов министерств и других центральных органов исполнительной власти в соответствие с настоящим Законом.

Президент Украины П. Порошенко
г. Киев
5 февраля 2015 года№ 157-VIII

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше