Темы статей
Выбрать темы

Оплатно-трудовые новшества 2016 года: изучаем вместе

Онищенко Татьяна, Трохименко Людмила, эксперты по вопросам оплаты труда
О парламентских дебатах вокруг проектов основополагающих законов на 2016 год наслышаны все. Поэтому перед Новым годом с нетерпением ждали их окончательные тексты. И вот 31 декабря 2015 года в газете «Голос України» № 250 были опубликованы Закон о Госбюджете на 2016 год, Закон об изменениях в НКУ и другие немаловажные законы. Изменений много. Начинаем изучать.

Изменения, о которых пойдет речь сегодня, непосредственно коснутся работы бухгалтера по зарплате. Эти изменения нужно рассматривать в комплексе, а именно с учетом положений трех законов. Вот это трио:

Закон о Госбюджете-2016это наши с вами социальные стандарты и все, что с ними связано;

Закон № 909 — это изменения в НКУ (ставка налога на доходы физических лиц (НДФЛ), размер налоговой социальной льготы (НСЛ) и пр.) и другие законы (ставка единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (ЕСВ) и пр.);

Закон № 911это изменения, касающиеся работников — «солдат» учреждений, изменение порога индексации и пр.

Не будем отступать от традиции — сначала рассмотрим социальные стандарты на 2016 год и связанные с ними минимальные гарантии.

Прожиточный минимум (ПМ) и минимальная зарплата (МЗП): минимальные гарантии

С 1 января 2016 года размер ПМ и МЗП остается на уровне, который был установлен еще с 1 сентября 2015 года. Вместе с тем планируется, что в течение 2016 года эти показатели все же увеличатся дважды: с 1 мая и с 1 декабря 2016 года.

Приведем в табл. 1 на с. 26 размеры ПМ в расчете на месяц, определенные ст. 7 Закона о Госбюджете-2016.

Таблица 1

Социальные и демографические группы населения

Размер ПМ по периодам 2016 года, грн.:

январь — апрель

май — ноябрь

декабрь

Дети в возрасте до 6 лет

1167

1228

1313

Дети в возрасте от 6 до 18 лет

1455

1531

1637

Трудоспособные лица

1378

1450

1550

Лица, утратившие трудоспособность

1074

1130

1208

Общий показатель

1330

1399

1496

Размер МЗП в 2016 году будет таков ( ст. 8 Закона о Госбюджете-2016):

Таблица 2

Размер МЗП

Размер МЗП по периодам 2016 года, грн.:

январь — апрель

май — ноябрь

декабрь

Месячный

1378

1450

1550

Почасовой

8,29

8,69

9,29

От размера ПМ для лиц, утративших трудоспособность, зависит минимальный размер пенсии по возрасту ( ст. 28 Закона о пенсионном страховании).

Далее в табл. 3 приведем минимальный размер пенсии в 2016 году.

Таблица 3

Минимальный размер пенсии

Минимальный размер пенсии по периодам 2016 года, грн.:

январь — апрель

май — ноябрь

декабрь

Месячный

1074

1130

1208

От размера ПМ также зависит размер государственной помощи малообеспеченным семьям.

Так, ст. 9 Закона о Госбюджете-2016 уровень обеспечения ПМ (гарантированный минимум) для назначения пособия в соответствии с Законом № 1768 устанавливается в процентом соотношении к ПМ и составляет для:

— трудоспособных лиц — 21 %;

— детей — 85 %;

— лиц, утративших трудоспособность, — 100 %.

Как и в прошлом году, в 2016-м размер государственной помощи малообеспеченным семьям не должен превышать 75 % уровня обеспечения ПМ для семьи.

Статьей 9 Закона о Госбюджете-2016 также предусмотрено, что в 2016 году уровень обеспечения ПМ (гарантированный минимум) для определения права на освобождение от платы за питание ребенка* в дошкольных учебных заведениях согласно Закону о дошкольном образовании увеличивается в соответствии с ростом ПМ.

* О плате за питание ребенка в дошкольных учебных заведениях в 2016 году подробнее поговорим в ближайших номерах нашей газеты.

Должностные оклады работников бюджетной сферы

На так давно на всю страну прогремело постановление № 1013 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 47, с. 4), которым с 1 декабря 2015 года были повышены:

— должностные оклады работников, которые рассчитываются по Единой тарифной сетке (кроме 1 — 3-го тарифных разрядов);

— на 25 % должностные оклады руководящих работников, специалистов и служащих в органах исполнительной власти, местного самоуправления, прокуратуры и других органах;

— на 10 % должностные оклады отдельных работников (работников государственных нотариальных контор и нотариальных архивов, Центра адаптации государственной службы к стандартам Европейского Союза и его региональных отделений, Национальной школы судей Украины, Координационного центра по предоставлению правовой помощи и его территориальных отделений).

С 1 января 2016 года должностные оклады бюджетников подниматься не будут . Увеличения должностных окладов можно ожидать только лишь в мае 2016 года.

Порог индексации: 101 % 103 %

Напомним: помимо повышения должностных окладов работников бюджетной сферы, декабрь 2015 года ознаменовался принятием обновленных правил индексации денежных доходов согласно постановлению № 1013. Более того, п. 3 указанного постановления предписал бюджетным работодателям обнулить работникам зарплатную индексацию декабря-2015 за счет увеличения окладов, пересмотра размеров надбавок, доплат и премий. Мы подробно освещали эти вопросы в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 47, с. 21.

Однако новыми правилами индексации денежных доходов, заработавшими с 1 декабря 2015 года, законодатели не ограничились. Теперь поправки дошли и до порога для проведения индексации доходов.

С 1 января 2016 года ч. 1 ст. 4 Закона об индексации действует в новой редакции: «Индексация денежных доходов населения проводится в случае, если величина индекса потребительских цен превысила порог индексации, установленный в размере 103 процента» (изменения внесены согласно п. 21 Закона № 911).

То есть порог индексации в размере 101 % увеличили до 103 %. Такая поправка означает, что необходимость индексации для зарплат, денежного обеспечения, стипендий, пенсий, выплат по соцстрахованию теперь будет возникать при более высоком индексе инфляции.

Например, согласно абз. 2 п. 3 постановления № 1013 для проведения дальнейшей индексации зарплат работников бюджетной сферы (после обнуления декабря-2015) необходимо считать прирост индекса потребительских цен с января 2016 года. Тогда право на индексацию зарплаты для работников может наступить в марте 2016 года, если индекс инфляции за январь 2016 года (будет известен в начале февраля 2016 года) превысит установленный порог индексации. По обновленным законодательным нормам он теперь должен превысить 103 %.

Следовательно, при небольшой инфляции право на индексацию будет наступать гораздо позже или же рассчитанные индексы будем пересчитывать намного реже.

Предположим, что после повышения окладов в декабре 2015 года индексы инфляции за январь, февраль и март 2016 года будут равны 101 %. Тогда рассчитанный нарастающим итогом индекс инфляции (1,01 х 1,01 х 1,01 х 100 % = 103,03 %) превысит порог индексации только в марте 2016 года. Право на индексацию с учетом этого коэффициента индексации (3 %) будем применять аж для индексации зарплаты за май 2016 года. При старом пороге мы бы уже индексировали апрельскую зарплату на 2 %.

Вот так законодатели решили экономно использовать государственные средства и привести в соответствие с финансовыми возможностями бюджетов всех уровней действие положений, в частности, ст. 4 Закона об индексации (на это указано в пояснительной записке к проекту данного Закона).

Заметим: Комитет Верховной Рады Украины по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения на своем заседании 16.12.2015 г., рассмотрев проект Закона № 911 (законопроект № 3628 от 11.12.2015 г.), поданный Кабмином, высказал свои замечания к положениям, которые требуют соответствующей доработки. В частности, это касалось и повышения порога индексации со 101 % до 103 %. По выводам Комитета, повышение порога индексации до 103 % приведет к ухудшению покупательной способности граждан в условиях постоянного роста цен и тарифов на жилищно-коммунальные и другие услуги, нарушению установленных Конституцией Украины гарантий по обеспечению достаточного жизненного уровня населения страны и еще большему его обнищанию.

Однако, как видим, замечания Комитета остались неуслышанными. Законодатели не нашли лучших вариантов для достижения конечной цели принятия Закона № 911 — создания условий для стабилизации финансового состояния государства и усовершенствования отдельных положений социальной политики. Так что «стабилизируемся и совершенствуемся» дальше — без особых надежд на индексацию.

Ожидаем, что соответствующие поправки для нового порога индексации (103 %) скоро будут внесены и в Порядок № 1078 (на это Кабмину законодатели отвели 3 месяца).

Налогообложение зарплаты и других выплат

Законом № 909 с 1 января 2016 года внесены изменения в НКУ и Закон о ЕСВ касательно уплаты НДФЛ и ЕСВ.

Начнем с НДФЛ.

Ставка НДФЛ. С 1 января 2016 года ставка НДФЛ по таким выплатам, как заработная плата, прочие поощрительные и компенсационные выплаты или другие выплаты и вознаграждения, которые начисляются (выплачиваются, предоставляются) налогоплательщику в связи с трудовыми отношениями и по гражданско-правовым договорам (далее — ГПД), составляет 18 % независимо от суммы выплаты ( п. 167.1 НКУ).

Что это значит? Напомним, что в 2015 году по таким выплатам ставка НДФЛ определялась в зависимости от суммы выплаты. Так, если база налогообложения в календарном месяце не превышала 10-кратный размер МЗП или была равна такой сумме (12180 грн. — в 2015 году), то ставка НДФЛ составляла 15 %.

Если база налогообложения в календарном месяце превышала 10-кратный размер МЗП, то к сумме, равной этому размеру, применялась ставка 15 %, а к сумме превышения — ставка 20 %.

Заметим, что в связи с тем, что в 2015 году к перечисленным выше доходам применялись две ставки НДФЛ, физлицам, у которых годовая сумма таких доходов превысила 120 размеров МЗП, нужно будет подать декларацию по итогам 2015 года.

Важно! С 1 января 2016 года суммы зарплаты, больничных и других выплат, которые выплачиваются работнику в связи с трудовыми отношениями, суммы вознаграждения по ГПД, облагаются по единой ставке НДФЛ 18 %.

В связи с тем, что установлена единая ставка НДФЛ, у физических лиц отпадает необходимость в подаче годовой декларации в связи с получением значительных сумм дохода. Однако следует учесть, что годовую декларацию не нужно будет подавать именно по итогам 2016 года. Соответствующие изменения были внесены Законом № 909 в пп. 167.1 и 176.1 НКУ.

НСЛ. Прежде чем рассмотреть, какие изменения в размере НСЛ произошли в 2016 году, напомним, как этот размер определялся ранее.

В соответствии с п.п. 169.1.1 НКУ было установлено, что обычная НСЛ определяется на уровне 100 % размера ПМ для трудоспособного лица (в размере на месяц), установленного законом на 1 января отчетного налогового года. При этом в п. 1 разд. XIX «Заключительные положения» НКУ было указано, что до 31 декабря 2015 года обычная НСЛ определялась в размере 50 % размера ПМ для трудоспособного лица (в расчете на месяц), установленного законом на 1 января отчетного налогового года.

Получается, что с 1 января 2016 года планировалось повышение обычной НСЛ до 100 % ПМ для трудоспособного лица. Но таким планам не суждено было сбыться .

Теперь, как указано в самом п.п. 169.1.1 НКУ, обычная НСЛ определяется на уровне 50 % ПМ для трудоспособного лица. Остальные размеры НСЛ (повышенная и максимальная) «пляшут» от размера обычной НСЛ.

Итак, размеры НСЛ на 2016 год таковы (табл. 4):

Таблица 4

Вид НСЛ (норма НКУ)

Размер НСЛ, грн.

Обычная НСЛ ( п.п. 169.1.1)

689

Обычная НСЛ на детей ( п.п. 169.1.2)

689 x количество детей в возрасте до 18 лет

Повышенная НСЛ на детей ( пп. «а» и «б» п.п. 169.1.3)

1033,50 х количество детей в возрасте до 18 лет

Повышенная НСЛ ( пп. «в» — «е» п.п. 169.1.3)

1033,50

Максимальная НСЛ ( пп. «а» — «г» п.п. 169.1.4)

1378

Предельный размер дохода, дающий право на применение НСЛ, с 1 января 2016 года составляет 1930 грн.

При этом следует иметь в виду, что предельный доход, дающий право на применение НСЛ на детей одному из родителей, определяется кратно количеству детей. В 2016 году он будет составлять 1930 грн. x количество детей.

Налогообложение пенсии. Законодатели оставили ставку 15 % для обложения части пенсии, которая превышает три размера МЗП (в расчете на месяц), установленной на 1 января отчетного налогового года.

Если в 2015 году облагалась часть суммы пенсии, превышающая 3654 грн., то в 2016 году по ставке 15 % облагается часть суммы пенсии, превышающая 4134 грн. ( п. 167.4 и п.п. 164.2.19 НКУ).

Как и раньше, не облагаются НДФЛ пенсии, назначенные участникам боевых действий в период Второй мировой войны, инвалидам войны и лицам, на которых распространяется действие ст. 10 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» от 22.10.93 г. № 3551-XII (ср. ).

Налогообложение стипендии. Согласно п.п. 165.1.26 НКУ сумма стипендии (включая сумму ее индексации, начисленной согласно закону), которая выплачивается из бюджета учащемуся, студенту, курсанту военного учебного заведения, ординатору, аспиранту или адьюнкту, включается в налогооблагаемый доход, но не выше суммы, определенной в абз. 1 п.п. 169.4.1 НКУ. Сумма превышения при ее наличии подлежит налогообложению по ставке, определенной п. 167.1 НКУ.

Таким образом, в 2016 году сумма стипендии, не превышающая 1930 грн. в месяц, не облагается НДФЛ. В случае, если сумма стипендии из бюджета выше 1930 грн. в месяц, сумма превышения облагается НДФЛ по ставке 18 %.

Перейдем к рассмотрению изменений во взимании ЕСВ.

Удержания. Начиная с 1 января 2016 года ЕСВ в части удержаний с доходов физических лиц взиматься вообще не будет (ни 3,6 %, ни 2,6 %, ни 6,1 %). Соответствующие изменения внесены в ст. 4, 7 и 8 Закона о ЕСВ.

Начисления. Как мы и ожидали, значительно уменьшилась ставка начисления ЕСВ. Если ранее для бюджетников ставка ЕСВ в части начислений составляла 36,3 %, то с 1 января 2016 года она составляет 22 %. Причем такая единая ставка ЕСВ (22 %) применяется как к зарплате, так и к больничным и декретным.

Важно! С 1 января 2016 года единая ставка ЕСВ в части начислений (22 %) применяется и к зарплате, и к больничным, и к декретным. Удержаний ЕСВ нет.

Вместе с тем традиционно оставили исключение для работников-инвалидов. Также сохранены льготные ставки ЕСВ для предприятий и организаций всеукраинских общественных организаций инвалидов, в том числе УТОГ и УТОС

Внимание! Ставка для начисления ЕСВ по работникам-инвалидам осталась в размере 8,41 % базы обложения.

Начисления ЕСВ с МЗП. В течение всего года мы разбирались с премудростями выполнения новых положений ч. 5 ст. 8 Закона о ЕСВ, которую нужно было применять с 1 января 2015 года. Речь идет об уплате ЕСВ с МЗП.

Напомним: это условие звучало так — в случае если база начисления ЕСВ (кроме вознаграждения по ГПД) не превышала размера МЗП, установленного законом на месяц, за который начислялась заработная плата (доход), сумма ЕСВ рассчитывалась как произведение размера МЗП, установленного законом на месяц, за который начисляется зарплата (доход), и ставки ЕСВ, установленной для определенной категории плательщиков.

С 1 января 2016 года в это правило внесено уточнение. Теперь положение об обязательности уплаты ЕСВ с МЗП звучит так:

«Единый взнос для плательщиков, указанных в статье 4 этого Закона, установлен в размере 22 процента к указанной статьей 7 этого Закона базе начисления единого взноса.

В случае если база начисления единого взноса не превышает размера минимальной заработной платы, установленной законом на месяц, за который получен доход, сумма единого взноса рассчитывается как произведение размера минимальной заработной платы, установленной законом на месяц, за который получен доход (прибыль), и ставки единого взноса.

При начислении заработной платы (доходов) физическим лицам с доходов не по основному месту работы ставка единого взноса, установленная этой частью, применяется к определенной базе начисления независимо от ее размера.»

Анализируя изменения, внесенные в уплату ЕСВ с МЗП, можно сделать такие выводы:

1. Обязанность начисления ЕСВ с МЗП осталась и в 2016 году.

2. Если у вас работает внешний совместитель, то к его доходу требование по начислению и уплате ЕСВ с МЗП не относится. Кстати, так было и раньше. Только раньше это правило действовало на основании официальных разъяснений фискалов, а сейчас четко прописано непосредственно в Законе о ЕСВ.

3. Как видим, теперь нет привязки, что база обложения для сравнения с МЗП определяется без учета вознаграждения по ГПД. Спешим заверить: это не значит, что теперь и по вознаграждению по ГПД действует правило уплаты ЕСВ с МЗП.

Дело в том, что требование об уплате ЕСВ с МЗП действует только по основному месту работы. Согласно п. 12 ч. 1 ст. 1 Закона о ЕСВ основное место работы — место работы, где работник работает на основании заключенного трудового договора, где находится (оформлена) его трудовая книжка, в которую вносится соответствующая запись о работе. Это значит, что если физическое лицо выполняет работы (предоставляет услуги) для юридического лица по ГПД, при этом такое юридическое лицо не является основным местом работы физлица, ЕСВ начисляется на вознаграждение независимо от его суммы. То есть в данном случае выполнять требование об уплате ЕСВ с МЗП не нужно.

Если же работы (услуги) по ГПД выполняет для учреждения (организации) работник, для которого такое учреждение (организация) является основным местом работы, то в общую базу начисления ЕСВ за месяц нужно включить как зарплату (больничные, декретные) по основному месту работы, так и сумму вознаграждения по ГПД. И уже потом сравнить с суммой МЗП за месяц. И если такая общая сумма будет меньше МЗП, ЕСВ нужно будет начислять с МЗП.

Максимальная величина базы начисления ЕСВ. С 1 января 2016 года максимальная величина базы начисления ЕСВ на месяц составляет 25 размеров ПМ для трудоспособного лица, установленного законом. Раньше эта величина составляла 17 размеров ПМ для трудоспособного лица.

В связи с тем, что в течение 2016 года размер ПМ для трудоспособного лица будет меняться, будет изменяться и размер максимальной величины базы начисления ЕСВ.

Приведем в табл. 5 максимальный размер дохода, с которого взимают ЕСВ, в 2016 году.

Таблица 5

Период 2016 года

Максимальный размер дохода, с которого взимают ЕСВ (25 ПМ для трудоспособного лица), грн.

Январь — апрель

34450

Май — ноябрь

36250

Декабрь

38750

Военный сбор. Законодатели не сумели отказаться от взимания военного сбора (далее — ВС). В 2016 году, как и в 2015-м, ВС составляет 1,5 %. База обложения ВС та же.

Обобщив информацию о налогообложении в 2016 году наиболее распространенных выплат работникам, приведем ее ниже в табл. 6.

Таблица 6

Вид выплаты

Обычные работники

Работники-инвалиды

начисления

удержания

начисления

удержания

ЕСВ

НДФЛ

ВС

ЕСВ

НДФЛ

ВС

Зарплата

22 %

18 %

1,5 %

8,41 %

18 %

1,5 %

Больничные

22 %

18 %

1,5 %

8,41 %

18 %

1,5 %

Декретные

22 %

x

x

8,41 %

x

x

Вознаграждение по ГПД, за исключением ГПД с предпринимателем

22 %

18 %

1,5 %

22 %

18 %

1,5 %

Гарантии работникам — «солдатам» учреждений

Отдельно стоит сказать о «солдатах» учреждения, а именно: о гарантиях, которые работодатель должен был выполнять в 2015 году и которые должен будет выполнять в 2016 году. Также рассмотрим и налоговые последствия выполнения таких гарантий.

Здесь история, как говорится, длинная. Рассмотрим, что было в 2015 году по льготам и гарантиям работникам-бойцам и что будет в 2016-м.

Изначально идея была такая. Работодатель обязан был сохранить работнику-бойцу место работы (должность) и средний заработок. Причем средний заработок должен быть компенсирован из бюджета. Однако идея — идеей, а ее реализация — это совсем другое дело. Несколько раз вносились изменения в ст. 119 КЗоТ для того, чтобы по максимуму охватить всех работников-бойцов гарантией по сохранению среднего заработка. Потом все ждали принятия соответствующего порядка по выплате компенсации. Речь идет о Порядке выплаты компенсации предприятиям, учреждениям, организациям, утвержденном постановлением КМУ от 04.03.2015 г. № 105. Но и он, когда был принят, не был, к сожалению, совершенен. Последними изменениями, внесенными в этот Порядок (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 43, с. 4), Правительство постаралось все исправить. Напомним: согласно этим изменениям работодатели получили возможность компенсировать понесенные расходы в размере начисленного среднего заработка также и контрактникам (с 8 февраля 2015 года), срочникам (с 11 июня 2015 года) и мобилизованным (с 18 марта 2014 года за 2014 год).

Возможность компенсации среднего заработка работодатели получили, а вот с обложением этих выплат в 2015 году были проблемы.

Дело в том, что внося изменения в КЗоТ, законодатели не побеспокоились о соответствующих изменениях в НКУ и Закон о ЕСВ. Так, в п.п. «и» п.п. 165.1.1 НКУ от обложения НДФЛ были освобождены компенсационные выплаты из бюджета в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период. Как видим, в указанной норме речь шла об освобождении от обложения НДФЛ (и как следствие — от обложения ВС) суммы компенсации в пределах среднего заработка только лишь мобилизованных работников. А вот речь о срочниках и контрактниках не шла.

По взиманию ЕСВ такая же история. Согласно ч. 7 ст. 7 Закона о ЕСВ в редакции, действовавшей до 01.01.2016 г., ЕСВ не начисляется на выплаты и не удерживается из выплат, которые компенсируются из бюджета в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период. Получается, что и в этой норме ничего не было сказано об освобождении от ЕСВ среднего заработка, начисляемого работникам-контрактникам и работникам-срочникам.

Конечно, складывалась совершенно нелогичная ситуация: механизм начисления среднего заработка работникам-контрактникам и работникам-срочникам и компенсации его из бюджета такой же, как и среднего заработка мобилизованных работников, а порядок налогообложения — разный.

Видимо, понимая эту недоработку, законодатели Законом № 909 внесли изменения в положения ч. 7 ст. 7 Закон о ЕСВ. Теперь эта норма выглядит так:

«Не начисляется на выплаты и не удерживается единый взнос с выплат, которые компенсируются из бюджета в пределах среднего заработка работников, призванных на срочную военную службу, военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период или принятых на военную службу по контракту в случае возникновения кризисной ситуации, угрожающей национальной безопасности, объявления решения о проведении мобилизации и (или) введении военного положения.»

Таким образом, получается, что на средний заработок мобилизованных работников, работников-срочников и работников-контрактников, компенсируемый из бюджета, ЕСВ не начисляется и не удерживается.

Сразу возникает вопрос: а зачем указывать в этом положении удержания ЕСВ, если с 1 января 2016 года их нет?

Значит, изменения, которые законодатели внесли Законом № 909 в ч. 7 ст. 7 Закона о ЕСВ, направлены на освобождение от уплаты ЕСВ как в части начислений, так в части удержаний среднего заработка работников-контрактников, работников-срочников, начисленного в 2015 году и подлежащего компенсации. Теперь у работодателей работников-срочников и работников-контрактников появилась возможность вернуть уплаченный ЕСВ как в части начислений, так и в части удержаний с их среднего заработка.

К сожалению, как всегда, законодатели не потрудились внести соответствующее изменение и в п.п. «и» п.п. 165.1.1 НКУ. В нем все осталось по-старому. Очень надеемся, что фискалы не будут подходить формально к этому вопросу и все же разъяснят положительно, что от НДФЛ (и соответственно ВС) освобождены не только суммы компенсации среднего заработка мобилизованных работников, но и суммы компенсации среднего заработка работников-контрактников и работников-срочников, начисленные в 2015 году.

А теперь рассмотрим изменения по гарантиям работникам-бойцам, которые работодатели должны выполнять в 2016 году. Немного истории вопроса. Отметим, что планировались одни изменения, а по факту получились совершенно другие. Изначально хотели, чтобы работодатели с 1 января 2016 года для работников-бойцов сохраняли только лишь рабочее место (должность), а средний заработок не сохраняли. При этом работники-бойцы, как и в 2015 году, должны были получать денежное обеспечение как военнослужащие за счет средств госбюджета. Естественно, в данной ситуации не было необходимости закладывать в Закон о Госбюджете-2016 норму о направлении денежных средств из госбюджета на выплату компенсации работодателям среднего заработка работников-бойцов.

Однако в результате согласно измененной редакции ст. 119 КЗоТ работодатели обязаны сохранять работникам-бойцам как рабочее место (должность), так и средний заработок. Причем компенсировать такой средний заработок из госбюджета никто не будет. На сегодняшний день нет соответствующих положений о компенсации ни в Законе о Госбюджете-2016, ни в самой ст. 119 КЗоТ.

Внимание! С 1 января 2016 года работодатели продолжают сохранять рабочее место (должность) и средний заработок работнику-бойцу. Но компенсировать средний заработок, начисленный такому работнику начиная с января 2016 года, работодателям не будут.

Идем дальше. Как мы уже указывали, в действующих с 1 января 2016 года нормах НКУ и Закона о ЕСВ речь идет об освобождении от обложения среднего заработка, подлежащего компенсации из бюджета. Поскольку по факту получается, что средний заработок, начисленный с 1 января 2016 года, работникам-бойцам не компенсируется, то он должен быть обложен сверху — ЕСВ (22 %), снизу — НДФЛ (18 %) и ВС (1,5 %). Вот такие получились последствия в результате изменения нормы ст. 119 КЗоТ с 1 января 2016 года. Как говорится, экономим госбюджет.

Итак, мы рассмотрели изменения, которые уже с первых дней января нужно применять в работе бухгалтеру по зарплате. Как вы понимаете, вслед за изменениями, внесенными в законы, последуют изменения в подзаконную нормативку.

Следите за нашими публикациями. Мы продолжим анализ изменившихся норм и в следующих номерах нашей газеты.

Нормативные документы

Закон о Госбюджете-2016 — Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2016 год» от 25.12.2015 г. № 928-VIII.

Закон № 909Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2016 году» от 24.12.2015 г. № 909-VIII.

Закон № 911Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 24.12.2015 г. № 911-VIII.

НКУНалоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

КЗоТКодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

Закон о ЕСВЗакон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI.

Закон № 1768 — Закон Украины «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям» от 01.06.2000 г. № 1768-III.

Закон о дошкольном образовании — Закон Украины «О дошкольном образовании» от 11.07.2001 г. № 2628-III.

Закон о пенсионном страхованииЗакон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058-IV.

Закон об индексации — Закон Украины «Об индексации денежных доходов населения» от 03.07.91 г. № 1282-XII (в редакции Закона Украины от 06.02.2003 г. № 491-IV).

Постановление № 1013постановление КМУ «Об упорядочении структуры зарплаты, особенностях проведения индексации и внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты» от 09.12.2015 г. № 1013.

Порядок № 1078 — Порядок проведения индексации денежных доходов населения, утвержденный постановлением КМУ от 17.07.2003 г. № 1078.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше