При решении вопроса организации воинского учета в органах местного самоуправления нужно руководствоваться Инструкцией по организации ведения воинского учета военнообязанных и призывников в органах местного самоуправления, на предприятиях, организациях и учебных заведениях, утвержденной приказом Министра обороны Украины от 15.12.2010 г. № 660 (далее — Инструкция № 660). В частности, п. 2.1 данной Инструкции гласит, что согласно ч. 3 ст. 34 Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе» от 25.03.92 г. № 2232-XII в сельской местности, а также в городах и поселках, где отсутствуют военные комиссариаты, персонально-первичный учет военнообязанных и призывников по месту их проживания осуществляют органы местного самоуправления.
Перечень мероприятий по вопросам персонально-первичного учета военнообязанных и призывников, выполнение которых возлагается на органы местного самоуправления, указан в п. 2.2 Инструкции № 660.
На кого же возлагаются обязанности по ведению воинского учета военнообязанных и призывников? Для ответа на этот вопрос нужно обратиться к Положению о воинском учете военнообязанных и призывников, утвержденному постановлением КМУ от 09.06.94 г. № 377 (далее — Положение № 377).
В соответствии с п. 14 этого Положения при наличии на учете в исполкоме местного Совета народных депутатов, на предприятиях, в учреждениях, организациях и учебных заведениях менее 500 военнообязанных и призывников обязанности по ведению воинского учета военнообязанных и призывников и бронированию военнообязанных за предприятиями, учреждениями и организациями возлагаются на одного из работников управления (отдела) кадров исполкома местного Совета народных депутатов, предприятия, учреждений, организации, учебного заведения, которому устанавливается доплата в размере до 50 % должностного оклада.
Назначение, перемещение и увольнение работников, выполняющих обязанности по ведению учета военнообязанных и призывников, осуществляется руководителем предприятия, учреждения, организации по согласованию с соответствующим районным (городским) военным комиссариатом.
Как видим, работа по ведению учета военнообязанных и призывников изначально возложена на работников отдела кадров.
Таким работником может быть один из инспекторов по кадрам, который согласно должностным обязанностям ведет учет личного состава предприятия, учреждения, организации.
Однако, если в штатном расписании отсутствует должность работника отдела кадров, воинский учет можно поручить другому работнику. В вопросе как раз указано, что обязанности по ведению воинского учета возложены на начальника общего отдела районного совета.
Обращаем внимание: учитывая должностные задачи и обязанности начальника общего отдела по организации работы и руководству структурным подразделением, поручение ему дополнительной работы по непосредственному ведению учета военнообязанных и призывников и бронированию военнообязанных является не совсем целесообразным.
Если же на него все же возложены такие обязанности в связи с отсутствием должности работника отдела кадров в штатном расписании, то согласно п. 14 Положения № 377 он имеет право на доплату за осуществление учета военнообязанных и призывников.
Следует учитывать, что конкретный размер доплаты к должностному окладу работника, на которого возложены эти обязанности, определяется председателем районного совета в зависимости от фактической численности военнообязанных и призывников в рамках утвержденного фонда оплаты труда. О том, что конкретный размер доплаты в таком случае определяет руководитель, идет речь в письме Минсоцполитики от 12.09.2013 г. № 1033/13/84-13. Также представители Министерства в указанном письме отмечают: выплата этой доплаты не связана с выплатой надбавок, доплат, предусмотренных постановлением КМУ «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» от 09.03.2006 г. № 268.
Это значит, что доплата за ведение воинского учета начальнику отдела районного совета может быть установлена только в рамках фонда оплаты труда и после осуществления обязательных выплат, в том числе надбавок и доплат, предусмотренных указанным выше постановлением. Предельный размер такой доплаты составляет 50 % должностного оклада.