Темы статей
Выбрать темы

Проводим электронные торги

Дуброва Ярослава, начальник отдела Департамента безопасности ПАО «АК «Киевводоканал»
В настоящее время в Украине активно вводится механизм электронных государственных закупок в пределах, не превышающих стоимостные пороги, определенные Законом Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 10.04.2014 г. № 1197-VII. Многие страны мира уже знакомы с электронными госзакупками. Более того, в большинстве из них заказчики пользуются механизмом е-торгов, например, в США, Канаде, Грузии, странах Западной Европы. О том, какие существуют особенности проведения электронных закупок заказчиками за бюджетные средства, мы и расскажем в этом материале.

Европейский опыт

Применение электронных торгов (далее — е-торги) в Европейском Союзе до 2016 года урегулировано директивами № 2004/17/ЕС и № 2004/18/ЕС. Указанные директивы позволяют осуществлять коммуникацию путем электронной почты и предусматривают применение полностью электронных процедур в форме динамических закупочных систем и электронных аукционов.

Между тем, в 2014 году директивы № 2004/17/ЕС и № 2004/18/ЕС были пересмотрены, усовершенствованы и взамен их приняты новые директивы.

Так, на замену Директивы № 2004/18/ЕС Европейским Союзом была принята Директива № 2014/24/ЕС, а на замену Директивы № 2004/17/ЕС Директива № 2014/25/ЕС.

Заметим, что директивы № 2014/24/ЕС и № 2014/25/ЕС начинают действовать на всей территории ЕС с 2016 года.

При этом все страны ЕС к середине 2016 года должны перейти на обязательное применение электронной формы госзакупок.

Справка. С директивами можно ознакомиться в сети Интернет по адресу: http://eupublіcprocurement.org.ua/wp-content/uploads/2015/02/EU-PP-Dіrectіves-Compendіum UKR.pdf

Следует отметить, что на законодательном уровне Европейского Союза или отдельных стран — членов ЕС можем выделить несколько форм е-торгов, в частности электронная рыночная площадка, электронный аукцион, электронный каталог.

Как свидетельствует опыт других стран, введение электронной системы государственных закупок уже в первый год дает 10 — 20 % экономии средств за счет усовершенствования процедур.

Электронные закупки в Украине

1. Нормативное обеспечение реформы

Реформирование государственных закупок в Украине в настоящее время направлено на скорейшее внедрение электронных госзакупок и введение электронного документооборота.

Так, в Законе № 1197 предусмотрено, что заказчик может осуществлять предусмотренные этим Законом процедуры закупки с использованием электронных средств.

Справка. Электронные средства — это электронное оборудование и программное обеспечение для создания, обработки, передачи и хранения данных и электронных документов ( п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона № 1197).

При этом в случае если электронные средства используют с целью подачи предложений конкурсных торгов, квалификационных и ценовых предложений и осуществления их оценки, то документы и соответствующую информацию создают и подают с учетом требований законов Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» от 22.05.2003 г. № 851-IV и «Об электронной цифровой подписи» от 22.05.2003 г. № 852-IV.

Внимание! Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения порядка открытия бизнеса» от 15.04.2014 г. № 1206-VII были внесены соответствующие изменения в Закон Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» от 22.05.2003 г. № 851-IV. В результате таких изменений электронная подпись не является обязательным реквизитом электронного документа.

Заметим, что в соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона № 1197 особенности применения электронных средств при осуществлении процедур закупок определяет Кабмин.

Электронные средства, которые заказчик использует во время осуществления торгов, должны быть общедоступными и должны гарантировать недискриминацию участников и равный доступ к информации, касающейся процедур закупок, всем участникам торгов.

Но несмотря на то, что право заказчиков проводить «сверхпороговые процедуры» госзакупок путем использования электронных средств прописано в Законе № 1197, пока что не в полной мере сформирована нормативно-правовая база для реализации указанного механизма.

Так, в настоящее время в Украине введен пилотный проект по внедрению процедуры электронных закупок товаров, стоимость которых не превышает сумму, определенную законами № 1197 и 4851 (далее — пилотный проект).

Пилотный проект по внедрению е-торгов, который имеет название ProZorro, на сегодняшний день применяется на так называемых «допороговых торгах». Отметим, что Закон № 1197 не содержит термина «допороговые торги». К таким закупкам относятся те, которые по стоимостным пределами не подпадают под действие указанного Закона.

Согласно распоряжению № 501-р в ходе реализации пилотного проекта его участники проводят электронные закупки товаров с использованием автоматизированной информационной системы, которая обеспечивает прозрачность результатов закупок. В состав системы входят: центральная база данных, единый модуль аукциона и несколько электронных площадок (сайтов в Интернете), взаимодействующих с центральной базой данных через открытый программный интерфейс (АРI).

Целью системы электронных государственных закупок является обеспечение прозрачности процесса государственных закупок и повышение доверия со стороны бизнеса. Кроме того, введение электронных закупок имеет целью усиление борьбы с коррупцией.

На сегодняшний день закупки через систему ProZorro проводит большое количество заказчиков, среди которых такие, как Государственное управление делами, Министерство экономического развития и торговли Украины, Министерство инфраструктуры Украины, Министерство здравоохранения Украины, Министерство юстиции Украины, Министерство обороны Украины, Национальный банк Украины, Энергоатом, КГГА, Государственная финансовая инспекция Украины и др.

Постепенно к системе ProZorro приобщаются и другие государственные органы и компании, коммунальные предприятия.

Справка. На настоящий момент система ProZorro формально принадлежит международной некоммерческой организации Transparency Internatіonal.

2. О порогах для проведения электронных госзакупок

Верхние стоимостные пороги для проведения государственных закупок через систему ProZorro — это тот стоимостный предел, который установлен Законом № 1197 (при закупке за бюджетные средства до 200 тыс. грн. для товаров и услуг и до 1,5 млн грн. для работ) и Законом № 4851 (при закупке за собственные средства до 1 млн грн. для товаров и услуг и до 5 млн грн. для работ).

Что касается нижних порогов, то следует заметить, что заказчик сам принимает решение, какой стоимостный предел будет таким нижним порогом, начиная с которого заказчик будет проводить е-торги в системе ProZorro.

Вместе с тем в настоящее время наблюдается ситуация, когда не сам заказчик, а организация, которой подчиняются соответствующие заказчики (например, соответствующее министерство или областная администрация), принимает решение о приобщении к пилотному проекту ProZorro и оформляет такое решение приказом (распоряжением). При этом в указанном решении определяют соответствующую сумму — нижний порог для проведения е-торгов через ProZorro.

Справка. Согласно поручению Главы Киевской областной государственной администрации от 21.08.2015 г. № 53-1 в Киевской области введена электронная система государственных закупок товаров, работ и услуг.

В соответствии с решением Киевского городского совета от 23.07.2015 г. № 764/1628 в городе Киеве введен пилотный проект «Система электронных закупок» в секретариате Киевского городского совета, структурных подразделениях исполнительного органа Киевского городского совета (Киевской городской государственной администрации), районных в городе Киеве государственных администрациях, на коммунальных предприятиях, в учреждениях, организациях территориальной громады города Киева и у других получателей и распорядителей средств бюджета города Киева.

Например, в Киеве нижний стоимостный предел применения пилотного проекта начинается с 1 грн.

Хотя мы бы советовали применять е-торги начиная со стоимостного предела, превышающего 1 грн. Например, не менее чем 3 тыс. грн., поскольку при меньших суммах расходы поставщиков для участия в торгах могут нивелировать их прибыль.

Конечно, в качестве нижнего порога можно ставить и большую сумму закупки. Все зависит от того, как заказчик пропишет условия своего приобщения к пилотному проекту и особенности проведения закупок в системе ProZorro. Поэтому советуем заказчику перед утверждением документа (положения или регламента и т. п.), который будет регулировать такие закупки, хорошенько все взвесить, чтобы не загнать затем самого себя в угол. Например, в собственном положении о проведении торгов через ProZorro предусмотреть, начиная с какого нижнего предела ожидаемой стоимости товаров, работ и услуг будут осуществляться закупки через ProZorro. Также можно предусмотреть перечень предметов закупок, которые будут закупаться вне пилотного проекта путем заключения «прямых» договоров (например, в случае неотложной потребности в закупке).

3. Плата за участие в электронных закупках

Обычно возникает вопрос: как сделать такие низкобюджетные торги привлекательными для поставщиков — для того, чтобы они участвовали в торгах, чтобы торги состоялись? Например, можно предложить один из таких способов: уменьшить количество документов, которые должны подать участники для квалификационного отбора. Или другой способ: в документации по торгам определить, что квалификационные документы подает только участник, предложение которого по результатам аукциона определено наиболее экономически выгодным (т. е. участник-победитель).

Заметим, что для государственных заказчиков указанная система е-торгов бесплатна. Плата установлена только для участников, которые подают предложения в случае закупки с запланированной стоимостью выше 35 тыс. грн. На период проведения пилотного проекта стоимость подачи предложения на такие торги установлена в размере 175 грн. Уже после передачи системы е-торгов государству ценообразование будет регулировать соответствующий уполномоченный орган.

4. Об электронных площадках

Согласно информации, размещенной на сайте проекта ProZorro (www.prozorro.org), участниками проекта являются такие электронные торговые площадки:

— http://dz.prom.ua/

— http://smarttender.bіz/government

— http://e-tender.bіz/

— http://www.dzo.com.ua/

— https://publіc-bіd.com.ua/

— https://newtend.com/gos-zakupkі/

С целью урегулирования взаимоотношений между администратором площадки и участниками проекта (закупщиками) относительно использования таким закупщиком электронной площадки для приобретения товаров заключают договоры об использовании системы электронных закупок.

Справка. Проект ProZorro открыт для подключения новых участников — торговых площадок на условиях, размещенных на официальном сайте ProZorro по адресу: http://prozorro.org/novі maіdanchyky/

5. Проведение е-торгов через ProZorro

Итак, чтобы обрести практические навыки проведения е-торгов на «допороговых» процедурах, в настоящее время заказчики «тренируются» в системе ProZorro. Дальше рассмотрим, каким же образом проводят «допороговые торги».

Определение основных понятий, требования по проведению заказчиками закупок в электронной форме в рамках пилотного проекта е-торгов установлены Регламентом. Также в этом документе определен алгоритм проведения заказчиками «допороговых» закупок на электронных площадках и урегулированы отношения, возникающие при проведении закупок в системе ProZorro.

Следует отметить, что Регламент размещен на официальном сайте ProZorro в рубрике «Государственному заказчику» (подрубрика «Общая информация»). Также Регламент можно просмотреть по ссылке в сети Интернет: https://docs.google.com/document/d/1uLEJrgA3V6kGy9dW2pEіzXpNgqZ1FdP7hDJRsexcgZs/edіt?plі=1

Заказчики могут взять этот Регламент для использования в качестве образца, дополнив его собственными положениями.

Так, Регламентом предусмотрено, что «система» — это программный комплекс, который разработан для проведения пилотного проекта и предназначен для автоматизации отбора поставщиков товаров, работ и услуг, определенных заказчиком путем проведения электронного реверсивного аукциона, и функционирует с электронными площадками. При этом система должна быть общедоступной, гарантировать недискриминацию и равный доступ к информации всем пользователям.

Заметим, что одним из положительных моментов е-торгов является то, что влияние на результаты торгов сведено к минимуму. Многие процессы в ходе такой процедуры закупки осуществляются автоматически системой электронных закупок. В частности, созданное заказчиком объявление о проведении закупки обнародуется сразу на всех площадках, входящих в систему. При этом до начала аукциона заказчик не владеет информацией о количестве поданных предложений участников, их названиях и деталях поданных ими предложений. В ходе проведения аукциона система должна обеспечить, чтобы участники видели стоимость предложений друг друга, но не видели названий конкурентов. Система открывает все предложения участников после завершения аукциона.

Справка. Электронная площадка — это аппаратно-программный комплекс (программное обеспечение), который функционирует в сети Интернет, является частью системы электронных закупок и обеспечивает госзакупщикам бесплатные регистрацию и пользование сервисами системы электронных закупок с автоматическим обменом информацией относительно процесса закупки товаров на электронных площадках.

Чтобы зарегистрироваться в системе или заказчику, или участнику, или другому лицу, следует пройти соответствующую процедуру регистрации, предусмотренную Регламентом и регламентом выбранной электронной площадки. С регламентом электронной площадки можно ознакомиться на официальном сайте этой площадки в соответствующем разделе. Если оператором и/или электронной площадкой принято решение о регистрации в системе лица, то ему присваивают статус «пользователь системы».

Следует отметить, что в зависимости от характеризующих признаков статуса того или иного лица на разных стадиях закупки оно согласно Регламенту имеет разное терминологическое определение.

Так, пользователь системы, юридическое лицо, физическое лицо — предприниматель, который предоставляет товары, работы или/и услуги, определяется системой как поставщик. Если такой поставщик подал в электронном виде предложение для участия в закупках, объявленных заказчиком в соответствии с Регламентом в рамках пилотного проекта, то этот поставщик приобретает статус участника торгов.

Участник электронного реверсивного аукциона, предложивший самую низкую цену среди других участников, а при одинаковых ценах, тот, который разместил предложение раньше, прошел этап квалификации или кандидатура которого еще не была рассмотрена, является кандидатом.

Если кандидат пройдет квалификацию и заказчик по результатам анализа предложений, поданных участниками закупки, считает, что этот кандидат отвечает всем выставленным требованиям, то заказчик выбирает этого кандидата победителем.

Заметим, что среди пользователей системы есть еще и так называемые «наблюдатели», которые не могут проводить торги в роли заказчика или же участвовать в них в качестве участника. Однако интересно то, что наблюдатель имеет право обжаловать процедуру закупки.

Следовательно, как видим, принцип открытости и прозрачности закупок обеспечивается всесторонне.

Справка. Наблюдатель — это пользователь системы, который имеет право обжалования и/или право участия в обсуждении закупки без возможности инициировать закупку или участвовать в роли участника;

или любое лицо, которое имеет право пересмотра закупки и другой информации без возможности инициировать закупку или участвовать в роли участника и без возможности обжалования либо участия в обсуждении закупки по правилам, установленным Регламентом.

Электронный реверсивный аукцион, ЭРА (Редукцион) — это процедура определения кандидата с наименьшим ценовым предложением, в ходе которой участники имеют возможность для поэтапного снижения цены своего предложения (делать несколько ставок с уменьшением суммы ценового предложения).

Этап закупки, в рамках которого проводится электронный реверсивный аукцион с целью определения кандидата, называется аукционом.

Учитывая суть понятия «аукцион», в ходе пилотного проекта на «допороговых торгах» нет смысла проводить закупки, по которым отсутствует конкуренция на соответствующем рынке, а следовательно, закупка может быть проведена только у одного поставщика (при отсутствии при этом альтернативы).

Процедурные особенности е-торгов

Проведение е-торгов можно условно разделить на следующие этапы:

1) уведомление о закупке;

2) аукцион;

3) квалификация предложений;

4) подписание договора.

1 этап. Уведомление о закупке

Для старта торгов в системе электронных закупок заказчик обнародует уведомление о проведении закупки.

В уведомлении указывают информацию о предмете, ожидаемой стоимости закупки, условиях договора, информацию о порядке и условиях проведения закупки и о сроке подачи предложений. К уведомлению прилагается приложение — документация о проведении закупки.

При этом заказчик имеет право вносить изменения и уточнения в уведомление и документацию о проведении закупки исключительно до начала приема предложений. Отметим, что процедура внесения изменений и уточнений в документацию о проведении закупки предусмотрена п. 9 Регламента.

Внимание! В рамках пилотного проекта е-торгов не предусмотрено деление закупки на лоты и оформление гарантийного обеспечения.

Интересно то, что заказчик вправе отказаться от проведения закупки. Об этом он должен опубликовать соответствующее решение в системе.

Теперь несколько слов об участниках е-торгов. Чтобы принять участие в закупке, участник подает заявку с помощью заполнения экранной формы в системе, доступ к которой осуществляется из его «Личного кабинета». При этом участник загружает в систему электронные документы, которые требует предоставить заказчик. Заявка участника должна соответствовать требованиям, указанным заказчиком в уведомлении и документации о проведении закупки.

Отметим, что участник может подать заявку только до момента окончания приема таких заявок, который заказчик установил в уведомлении о проведении закупки.

2 этап. Аукцион

Аукцион является основным этапом процесса е-торгов (закупок), в ходе которого участникам предоставляется возможность подавать свои ценовые/коммерческие предложения в соответствии с установленными правилами работы системы.

Интересно, что аукцион состоит из двух подпроцессов. Условно выделим такие особенности.

Подача / редактирование / аннулирование предложений

Реверсивный аукцион

До даты окончания приема предложений участники имеют право снять (удалить) предложение, внести в него изменения. О регистрации предложения знает исключительно участник, подавший его. Другим лицам никакая информация о данных предложениях не известна

Эта функция запускается автоматически в дату и время аукциона, установленные системой. Получение доступа к аукциону в режиме участника

Предложение участника для участия в закупке состоит из следующих частей:

— информация об участнике, подающем предложение;

— начальная ставка (ценовое предложение);

— вложенные документы, содержащие описание предложения и сопутствующих условий

Для каждого участника создают индивидуальную web-страницу. На веб-странице отражаются:

— номер аукциона;

— предмет закупки;

— «номер участника в аукционе», обеспечивающий анонимность участия;

— начальное ценовое предложение каждого из участников;

— время до начала аукциона и/или хода участника

Справка. Дата аукциона назначается на следующий рабочий день после окончания приема предложений (или же в тот же день, если предложения принимались до 10:00), если есть такая техническая возможность. То есть дату аукциона автоматически определяет система, а не заказчик. Регламентом предусмотрено, что электронные площадки могут информировать пользователей системы о приближении даты старта аукциона.

При этом, если в момент окончания приема предложений ни один участник не зарегистрировал свое предложение, система автоматически присваивает такой закупке статус «Закупка не состоялась».

В случае же если зарегистрирован один участник, система автоматически регистрирует такого участника как кандидата и переходит к процессу «Оценка». В то же время закупке присваивается статус «Квалификация».

Внимание! В отличие от «послепороговых торгов», которые проводят согласно Закону № 1197, в пилотном проекте торги могут состояться, даже если только один участник подал предложение.

Если же зарегистрировано более одного участника, то система активирует единый модуль «Аукцион». При этом в аукционе могут участвовать только зарегистрированные участники/кандидаты аукциона. Все же остальные пользователи системы (в том числе и заказчик) могут наблюдать за течением аукциона онлайн. Для наблюдателей и заказчиков создают одну общую страницу, на которой нет возможности подать ценовое предложение.

Система проводит аукцион раундами. Всего проводят 3 раунда аукциона.

При этом в каждом раунде участники в порядке от больших предложений к меньшим, а при их совпадении — от более поздних к более ранним предложениям, в течение 2 минут имеют право сделать ставку на понижение своей предыдущей ставки. Далее система выбирает участника с самой низкой ценой, который является кандидатом на победу в торгах. При этом при условии одинаковых по величине ценовых предложений кандидатом является тот, который подал предложение раньше.

Любая информация об участниках и их предложениях является закрытой до окончания аукциона, кроме начальных ценовых предложений, которые закрыты только до начала аукциона, для всех лиц, кроме самого участника, подавшего предложение. До завершения аукциона пересмотреть предложение можно только при наличии ID предложения и кода доступа, выданного электронной площадкой / оператором при создании предложения. Но выполнить такой запрос API сможет только электронная площадка, через которую предложение было подано.

3 этап. Квалификация предложений участников

Затем происходит процесс оценки, предусматривающий поочередную оценку коммерческой и квалификационной части предложений кандидата и запрос квалификационных документов, которые не были обязательными в момент регистрации предложения.

Решение о выборе победителя или о признании закупки несостоявшейся принимает заказчик на основании последних поданных участниками закупки предложений по результатам аукциона.

Отметим, что заказчик может дисквалифицировать кандидата в случаях, предусмотренных Регламентом и документацией по торгам.

Основания дисквалификации участника:

— коммерческая или квалификационная часть предложения кандидата не соответствует условиям закупки;

— кандидат не предоставил квалификационные документы в течение срока, установленного заказчиком.

В случае дисквалификации участника система автоматически определяет следующего кандидата со следующим по величине ценовым предложением. Если ценовые предложения одинаковые, то выбор осуществляют по поданному ранее ценовому предложению. При этом если кандидатов больше нет, система завершает закупку, установив для нее статус «Неуспешная».

Если же коммерческая и квалификационная часть предложения соответствуют условиям закупки, то заказчик выбирает кандидата победителем процедуры. При этом заказчик должен обнародовать в системе скан-копию документа с соответствующим своим решением о выборе победителя торгов.

4 этап. Подписание договора

Далее начинается процесс подготовки договора между заказчиком и победителем, а также регистрации договора в системе. При регистрации договора система присваивает закупке статус «Закупка завершена». Разместить договор в системе может только заказчик, опубликовав скан-копию договора.

Внимание! После завершения закупки в системе обжаловать ее с помощью функций такой системы невозможно.

Справка. Договор по результатам проведения закупки заключается между заказчиком и победителем вне системы в письменной форме или иным способом, предусмотренным законодательством. При этом договор должен быть размещен в системе в течение 5 рабочих дней со дня его заключения. Такой договор находится в свободном доступе для пользователей системы для просмотра.

Обращение участников, обжалование торгов

Участник торгов в пилотном проекте ProZorro может обратиться к заказчику с требованием устранить нарушение при проведении закупки. Такие обращения условно можно разделить на два вида, а именно:

1) обращение об устранении нарушения, касающегося предмета закупки — «Условия закупки», в процессе проведения закупок до окончания срока подачи предложений (далее — обращение № 1);

2) обращение об устранении нарушения после принятия заказчиком решения о победителе или отклонении предложения (далее — обращение № 2).

Справка. Обращение должно содержать информацию, предусмотренную в Регламенте. Подается оно в электронной форме в систему через следующие электронные адреса:

claims@ti-ukraine.org;

claims@prozorro.org;

— электронная почта заказчика, которую он отметил в уведомлении о торгах.

В случае получения обращения № 1 заказчик имеет право на добровольной основе отменить закупку и/или принять надлежащие меры для урегулирования вопросов, указанных в обращении. При этом информацию о результатах рассмотрения обращения заказчик должен обнародовать в системе в течение 2 рабочих дней с момента обращения.

Также в случае выявления нарушения участник может обратиться к заказчику с обращением об устранении нарушения после принятия последним решения об определении победителя или отклонении предложения в течение 2 рабочих дней с момента принятия заказчиком такого решения или через 15 рабочих дней с момента завершения аукциона в случае непринятия заказчиком решения об определении победителя / отклонении предложения / отмене торгов. Обращение № 2 заказчик рассматривает не позднее 2 дней с момента получения обращения, но до дня заключения договора.

Если участник не согласен с решением заказчика по обращениям № 1 и № 2 или же заказчик не обнародовал решение в указанный выше срок, то участник имеет право обратиться в орган обжалования для получения решения по своему обращению.

Справка. Орган обжалования состоит из четырех членов, отобранных комиссией в составе представителей:

— Министерства экономического развития и торговли;

— Антимонопольного комитета;

— Общественной организации (до передачи системы государству — общественная организация Transparency Internatіonal).

Главная функция органа по обжалованию в пилотном проекте — это анализ и моделирование оптимального процесса рассмотрения обращений пользователей системы, а в дальнейшем — и процесса обжалования.

Отметим, что процесс рассмотрения жалобы не останавливает процесс проведения закупок за исключением обстоятельств, прямо предусмотренных в Регламенте.

Справка. Решение органа по обжалованию имеет рекомендательный характер. При этом заказчик на основании такого решения может принять новое решение, изменить предыдущее или оставить его без изменений.

Внимание! Положения, определенные в Регламенте, не могут рассматриваться как любое ограничение права обращения заказчика, участника в судебные органы.

Кто за что отвечает

Интересно, что оператор не несет ответственности за то, что аппаратно-технический комплекс заказчика не имеет соответствующих технических возможностей для надлежащей работы в системе или же имеет недостатки в работе сетевых систем провайдера, предоставляющего услуги заказчику, что привело к отключению заказчика от сети Интернет при осуществлении закупки через систему.

Также Регламентом предусмотрено, что оператор не несет ответственности за любые убытки, потери, которые понес заказчик, если они возникли по причине:

— незнания сотрудниками заказчика Регламента, пренебрежения и ненадлежащего выполнения ими всех требований и процедур, указанных в Регламенте, что привело к принятию заказчиком на себя дополнительных, излишних, повышенных и незапланированных обязательств перед другими пользователями системы и негативно отразилось на его деловой репутации;

— ненадлежащего хранения авторизационных данных, несанкционированной руководством заказчика передачи авторизационных данных для входа и работы в системе третьим лицам, не имеющим соответствующих полномочий и квалификации для работы в системе;

— действий, совершенных в системе от имени заказчика третьими лицами, получившими доступ к системе из-за некомпетентности и незнания заказчиками Регламента, что привело к принятию заказчиком на себя дополнительных, излишних, повышенных и незапланированных обязательств перед другими пользователями системы;

— действий, совершенных в системе от имени заказчика третьими лицами, повлекших изменение информации о самом заказчике, что негативно отразилось на его деловой репутации.

Более подробно права и обязательства оператора, а также перечень процедурных моментов, за которые оператор не отвечает, изложены в разд. 5 Регламента.

Вместе с тем Регламентом предусмотрено, что в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения требований Регламента оператор, администратор системы и пользователь (заказчик/участник) несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Украины.

Одновременно Регламентом предусмотрено, что пользователь системы, оператор электронной площадки, администратор системы несут ответственность за некорректные по отношению к другим лицам действия, повлекшие вред (материальный, моральный) и/или убытки.

Перспективы е-закупок

После завершения пилотного этапа система ProZorro должна быть безвозмездно передана на администрирование государству. При этом после внесения определенных изменений в законодательство, доработки средств коммуникации, защиты информации, а также подготовки соответствующей инфраструктуры систему электронных закупок должны распространить на всю госзакупочную сферу в Украине.

Так, Верховная Рада Украины 25.12.2015 г. приняла Закон Украины «О публичных закупках» (далее — Закон)*.

* На дату подготовки этого материала Закон не подписан Президентом. — Примеч. ред.

Далее обратим внимание на отдельные положения данного Закона.

Как предусмотрено ст. 2 Закона, он должен применяться:

— к заказчикам при условии, что стоимость предмета закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 200 тыс. грн., а работ — 1,5 млн грн.;

— к заказчикам, осуществляющим деятельность в отдельных сферах хозяйствования при условии, что стоимость предмета закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 1 млн грн., а работ — 5 млн грн.

Если же стоимость товаров, работ и услуг менее указанных порогов, то при осуществлении закупки заказчик должен соблюдать принципы осуществления публичных закупок, предусмотренные в ст. 3 Закона, и может использовать электронную систему закупок с целью отбора поставщика товара (товаров), предоставителя услуги (услуг) и исполнителя работ для заключения договора.

Но в случае осуществления закупок товаров, работ и услуг без использования электронной системы закупок при условии, что стоимость предмета закупки равна или превышает 50 тыс. грн. и менее указанных порогов, для заказчика предусмотрена обязанность только обнародовать отчет о заключенных договорах в системе электронных закупок.

Таким образом, если закупка превышает стоимостные пороги, указанные в Законе, то заказчик должен осуществлять процедуры закупки путем использования электронной системы закупок.

При этом, как предусмотрено в Законе, заказчик самостоятельно и безвозмездно через авторизованные электронные площадки оглашает на веб-портале Уполномоченного органа в порядке, уставленном Уполномоченным органом и данным Законом, информацию о закупке.

Согласно Заключительным положениям Закона электронизацию закупок должны вводить в 2016 году постепенно:

с 1 апреля 2016 года — для центральных органов исполнительной власти и заказчиков, осуществляющих деятельность в отдельных сферах хозяйствования;

с 1 августа 2016 года — для всех остальных заказчиков.

При этом, как указано в Переходных положениях Закона, с 1 апреля 2016 года Закон № 1197 не применяется к центральным органам исполнительной власти и заказчикам, осуществляющим деятельность в отдельных сферах хозяйствования. Но указанное положение должно действовать не ранее дня вступления в силу Закона.

Без сомнения, только введением е-торгов невозможно побороть все проблемы и имеющиеся коррупционные риски в сфере государственных закупок. Вместе с тем необходимо апробировать все возможные варианты, в том числе и осуществление закупок на открытых электронных площадках.

Поэтому надеемся, что переход с «бумажных» государственных закупок на электронные публичные позволит заказчикам эффективнее использовать средства государства, закупать товары, работы, услуги по самым низким ценам при достаточном качестве, что в конечном результате приведет к ощутимому экономическому эффекту. Из европейского опыта видно, что осуществление публичных закупок через электронные торговые площадки несет соответствующие плюсы и для государства — заказчиков торгов (снижение бюджетных расходов), и для бизнеса — поставщиков (повышение конкуренции среди участников), и для общественности (доступ к информации и уменьшение коррупционных рисков).

В одном из следующих номеров газеты «Бюджетная бухгалтерия» мы уделим внимание основным моментам, определенным Законом, и объясним подробнее то, к чему необходимо готовиться заказчикам в 2016 году в сфере е-торгов.

Нормативные документы

Директива № 2004/17/ЕС — Директива ЕС об осуществлении закупок в коммунальной сфере от 31.03.2004 г. № 2004/17/ЕС.

Директива 2004/18/ЕС — Директива ЕС об осуществлении закупок в государственном секторе от 31.03.2004 г. № 2004/18/ЕС.

Директива № 2014/24/ЕС — Директива об осуществлении закупок в государственном секторе от 26.02.2014 г. № 2014/24/ЕС.

Директива № 2014/25/ЕС — Директива об осуществлении закупок в коммунальной сфере от 26.02.2014 г. № 2014/25/ЕС.

Закон № 1197 Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 20.04.2014 г. № 1197-VII.

Закон № 4851 — Закон Украины «Об особенностях осуществления закупок в отдельных сферах хозяйственной деятельности» от 24.05.2012 г. № 4851-VI.

Распоряжение № 501 — распоряжение КМУ «О реализации пилотного проекта по внедрению процедуры электронных закупок товаров» от 20.05.2015 г. № 501-р.

Регламент — Регламент работы системы пилотного проекта электронных государственных закупок, утвержденный приказом ТI Украины от 28.10.2015 г. № 5-пр.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше