Темы статей
Выбрать темы

О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Украины от 04 ноября 2010 года № 1055

Министерство образования и науки Украины
Приказ от 20.05.2016 г. № 544
Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 07.06.2016 г. под № 821/28951

В соответствии с абзацем вторым части третьей статьи 12, статьей 39 Закона Украины «О дошкольном образовании» с целью упорядочения типовых штатных нормативов дошкольных учебных заведений приказываю:

1. Внести в приказ Министерства образования и науки Украины от 04 ноября 2010 года № 1055 «Об утверждении Типовых штатных нормативов дошкольных учебных заведений», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 23 ноября 2010 года под № 1157/18452, следующие изменения:

1) дополнить пункт 2 новым абзацем следующего содержания:

«Руководителям дошкольных учебных заведений предоставляется право в случае производственной необходимости изменять штаты или вводить должности (кроме руководящих), не предусмотренные штатными нормативами для этого заведения, в пределах фонда оплаты труда, доведенного лимитными справками на соответствующий период. Замена должностей работников может осуществляться только в рамках одной категории персонала (педагогический, хозяйственно-обслуживающий).»;

2) пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Руководителям дошкольных учебных заведений привести штатные расписания в соответствие с настоящим приказом.

В случае производственной необходимости за счет специального фонда дошкольными учебными заведениями могут быть введены дополнительные должности.».

2. Внести в Типовые штатные нормативы дошкольных учебных заведений, утвержденные приказом Министерства образования и науки Украины от 04 ноября 2010 года № 1055, зарегистрированные в Министерстве юстиции Украины 04 ноября 2010 года под № 1157/18452, следующие изменения:

1) в разделе I:

наименование должности «Заведующий» заменить наименованием «Директор (заведующий)»;

пункт 3 дополнить новым абзацем следующего содержания:

«При формировании инклюзивных групп руководствоваться приказом Министерства образования и науки Украины, Министерства здравоохранения Украины от 06 февраля 2015 года № 104/52 «Об утверждении Порядка комплектования инклюзивных групп в дошкольных учебных заведениях», зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 26 февраля 2015 года под № 224/26669.»;

в пункте 4 слово «Заведующие» заменить словами «Директора (заведующие)»;

в пункте 11 слова «транспортное средство» заменить словом «заведение»;

2) в разделе III:

пункт 9 после слов «на одну группу» дополнить словами «, но не более чем по одной штатной единице на заведение»;

дополнить раздел новым пунктом следующего содержания:

«10. В инклюзивных группах вводится должность ассистента воспитателя дошкольного учебного заведения из расчета одна штатная единица на одну группу.»;

3) пункт 4 раздела IV после слов «на одну группу» дополнить словами «, но не более чем по одной штатной единице на заведение».

3. Департаменту общего среднего и дошкольного образования (Кононенко Ю. Г.) подать настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Украины в установленном законодательством порядке.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Хобзея П. К.

5. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Министр Л. Гриневич

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель Министра финансов Украины Р. Качур

Первый заместитель Председателя Общего представительского органа стороны работодателей на национальном уровне Д. Олейник

Министр социальной политики Украины А. Рева

Комментарий редакции

Изменили нормативы дошкольных штатов: изучаем правки МОН

Среди образовательной структуры именно дошкольное образование первым получило свои штатные нормативы. Действуют они с 1 января 2011 года.

Речь идет о Типовых штатных нормативах дошкольных учебных заведений, утвержденных приказом Минобразования от 04.11.2010 г. № 1055 (далее — Типовые нормативы № 1055, приказ № 1055). Этот документ носит обязательный характер: он прошел регистрацию в Минюсте. На его основании устанавливают штатные расписания государственных и коммунальных дошкольных учебных заведений. Это закреплено в ст. 39 Закона Украины «О дошкольном образовании» от 11.07.2001 г. № 2628-III (далее — Закон № 2628).

И именно с дошкольных учебных заведений (далее — ДУЗ) МОН начало работу по модернизации нормативно-штатных предписаний. Комментируемым приказом (вступил в силу 29.06.2016 г.) образовательное ведомство подкорректировало Типовые нормативы № 1055 (ср. ). Если охарактеризовать в целом, то внесенные правки устраняют ряд существовавших проблемных моментов и несогласованностей этого нормативно-штатного документа.

В чем суть изменений? Давайте изучать.

Прежде чем перейти непосредственно к самим обновленным нормативам ( разд. І — ІV Типовых нормативов № 1055), проанализируем правки в текстовой части самого приказа № 1055.

Замена должностей в штате: встречаем новую норму

Комментируемым приказом п. 2 приказа № 1055 дополнен новым абз. 3:

«Руководителям дошкольных учебных заведений предоставляется право в случае производственной необходимости изменять штаты или вводить должности (кроме руководящих), не предусмотренные штатными нормативами для этого заведения, в пределах фонда оплаты труда, доведенного лимитными справками на соответствующий период. Замена должностей работников может осуществляться только в пределах одной категории персонала (педагогический, хозяйственно-обслуживающий).»

Здесь следует отметить, что подобная норма (с некоторыми отклонениями) присутствует и работает во всех остальных приказах МОН, которыми утверждены Типовые штатные нормативы:

— для общеобразовательных учебных заведений — п. 2 приказа МОН от 06.12.2010 г. № 1205 (действует с 01.09.2012 г.);

— для внешкольных учебных заведений — п. 2 приказа МОНмолодежьспорта от 31.10.2012 г. № 1230 (действует с 01.01.2013 г.);

— для вузов І — ІІ уровней аккредитации — п. 3 приказа Минобразования от 23.01.2014 г. № 60 (действует с 01.09.2014 г.).

Однако несмотря на то, что ДУЗ — «первооткрыватели» по штатным нормативам, предписания по замене должностей в штатном расписании ДУЗ появились только теперь.

Поэтому отныне в вопросе корректировки штатов для ДУЗ действуем строго по правилам:

1) при производственной необходимости;

2) руководитель ДУЗ в пределах утвержденного фонда оплаты труда и количества должностей, определенных по Типовым нормативам № 1055, может изменить должности, кроме руководящих.

Внимание! Замена должностей возможна только в пределах одной категории персонала (педагогический, хозяйственно-обслуживающий).

Определить, к какой категории относится тот или иной работник, поможет Классификатор профессий ДК 003:2010, утвержденный приказом Госпотребстандарта от 28.07.2010 г. № 327 (далее — Классификатор профессий).

К примеру, согласно этому документу делопроизводитель относится к техническим служащим (код 4144 «Переписчики и делопроизводители»), а воспитатель-методист — к профессионалам (код 2351.2 «Другие профессионалы в отрасли методов обучения»). Поэтому нельзя ввести должность делопроизводителя (хозяйственно-обслуживающий персонал) вместо воспитателя-методиста (педагогический персонал).

Дополнительный штат за счет спецфонда — все так же можно!

Пункт 3 приказа № 1055 актуализировали: убрали привязку штатной численности к данным 2011 года и уже давно фактически не действующего «экономного» постановления КМУ от 22.10.2008 г. № 943. Напомним: согласно п. 13 постановления КМУ от 01.03.2014 г. № 65 органам местного самоуправления рекомендовали утвердить свои мероприятия по экономному и рациональному использованию бюджетных средств.

В остальном в этой норме все без изменений: как и прежде руководители ДУЗ должны привести штатные расписания ДУЗ в соответствие с приказом № 1055. И в случае необходимости за счет специального фонда ДУЗ может ввести дополнительные должности.

Теперь перейдем непосредственно к самим нормативам, т. е. изменениям в Типовых нормативах № 1055.

Руководитель ДУЗ: как заведующий, так и директор

Комментируемым приказом должность «заведующего» для руководителя ДУЗ дополнили еще одним возможным наименованием — директор. Теперь по всему тексту Типовых нормативов № 1055 (таблица и п. 4 разд. І) должность звучит как «завідувач (директор)».

Тут проблема существовала давно и была связана с несогласованностью между собой нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые отношения и оплату труда для руководителей ДУЗ. Чтобы проанализировать хронологию всех нестыковок в этом вопросе, мы обращаемся к основополагающим нормативным документам:

Закону № 2628;

Положению о дошкольном учебном заведении, утвержденному постановлением КМУ от 12.03.2003 г. № 305 (далее — Положение № 305);

Классификатору профессий;

Типовым нормативам № 1055;

приказу МОН «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений» от 26.08.2005 г. № 557 (далее — приказ № 557);

Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденной приказом Минобразования от 15.04.93 г. № 102 (далее — Инструкция № 102).

В частности, руководителя ДУЗ как директора (заведующего) определяют ст. 20 и 27 профильного Закона № 2628 и п. 41 Положения № 305. С остальной нормативкой — как в известном выражении: «Кто в лес, кто по дрова». А ведь точность здесь очень нужна.

Мы хорошо знаем, что при оформлении необходимой трудооплатной документации (штатных расписаний, трудовых книжек, приказов, тарификационных списков) необходимо использовать наименование должностей, занимаемых работниками, согласно Классификатору профессий.

До 01.09.2012 г. Классификатор профессий содержал наименования должностей «заведующий (укр. — завідувач) детским садом (детскими яслями, яслями-садом)» (код 1229.4 «Руководители подразделений в сфере образования и производственного обучения») и «директор дошкольного воспитательного заведения» (код 1210.1 «Руководители предприятий, учреждений и организаций»). Такое наименование должностей вызывало неопределенность в профессиональном наименовании работы для руководителя ДУЗ.

Специалисты МОНмолодежьспорта, ссылаясь на п. 1 ст. 20 Закона № 2628, в письме от 09.02.2012 г. № 1/9-97 пришли к выводу, что в штатном расписании должность руководителя ДУЗ может именоваться как «директор» или «завідуючий» («завідувач»). Причем эта норма касается ДУЗ различных типов и форм собственности.

По этому вопросу специалисты Минсоцполитики в письме от 18.06.2012 г. № 197/13/133-12 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 27) вспомнили о примечании 2 приложения В к Классификатору профессий и предложили расширить наименование должности. Например, от базового профессионального названия работы «директор дошкольного воспитательного учреждения» образовать расширенное (детализированное) название должности «директор детского сада — детский сад «Солнышко», что согласуется с нормами Классификатора профессий по новообразованиям профессиональных названий работ. В этом же разъяснении Минсоцполитики указало, что наименование должности руководителя ДУЗ, в том числе «заведующий» или «директор», определяется учредителем (уполномоченным им органом). И в заключение для конкретного ответа предложило обратиться в МОНмолодежьспорта.

Проблему с Классификатором профессий урегулировали только с 01.09.2012 г. Благодаря изменениям, внесенным приказом Минэкономразвития от 16.09.2012 г. № 923, вместо должности «заведующий (укр. — завідувач) детским садом (детскими яслями, яслями-садом)» (код 1229.4) в Классификаторе профессий появилась должность «директор (заведующий (укр. — завідувач)) дошкольного учебного заведения» с этим же кодом 1229.4.

В то же время «штатно-оплатная» нормативка для руководителей ДУЗ продолжала оперировать только с должностью «заведующего»:

Типовые нормативы № 1055;

приложение 9 к приказу № 557 (утвержден диапазон тарифных разрядов);

п. 11 Инструкции № 102.

Должность директора среди ДУЗ предусмотрена только для такого типа ДУЗ, как детские дома (схема тарифных разрядов утверждена в приложении 7 к приказу № 557).

Комментируемым приказом в Типовых нормативах № 1055 нестыковку устранили: должность руководителя ДУЗ может иметь название «директор» или «заведующий (укр. — завідувач)» . Хочется надеяться, что теперь для руководителей ДУЗ с оформлением трудооплатной документации проблем поубавится.

Однако здесь не можем не сказать о «подводных камнях» в реализации некоторых гарантий, в частности при определении права педработников на денежную помощь при выходе на пенсию по возрасту. Так, в случае назначения лицу, работающему на должности заведующего ДУЗ, пенсии по возрасту и при соблюдении соответствующих условий выплачивается помощь в размере его десяти месячных пенсий. При этом положения о выплате указанной помощи директору ДУЗ действующие нормативно-правовые акты* не содержат. На это обратили внимание специалисты Управления социально-экономической защиты ЦК Профсоюза работников образования и науки Украины в материале, опубликованном 20.02.2013 г. на своем официальном сайте (http://www.pon.org.ua). Поэтому «образовательный» Профсоюз пришел к заключению, что название должности руководителя ДУЗ должно согласовываться с нормами связанных нормативно-правовых актов с тем, чтобы не допустить нарушений прав этой категории педагогических работников или усложнить их решение.

* Здесь указаны такие документы: Порядок исчисления страхового стажа, дающего право на назначение пособия и его выплату, утвержденный постановлением КМУ от 23.11.2011 г. № 1191; Перечень заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением КМУ от 04.11.93 г. № 909.

Инклюзивное обучение в ДУЗ: новая должность и норматив

Учитывая актуальность внедрения системы инклюзивного образования в работу ДУЗ, с 2015 года началась активная работа по закреплению соответствующих положений на нормативном уровне.

С 1 января 2015 года благодаря 3акону Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины об образовании по организации инклюзивного обучения» от 05.06.2014 г. № 1324-VII действует новая редакция ч. 3 ст. 12 Закона № 2628. Она дополнена новыми абз. 2 и 6. Приведем их:

«Для удовлетворения образовательных, социальных потребностей, организации корекционно-развивающей работы в составе дошкольных учебных заведений могут создаваться специальные и инклюзивные группы для воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями. <...>

Во всех типах дошкольных учебных заведений при реализации права детей на дошкольное образование учитываются особые образовательные потребности в обучении и воспитании каждого ребенка, в том числе детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с принципами инклюзивного образования.»

Это стало пусковым механизмом для разработки ряда подзаконных нормативных актов, регламентирующих вопросы организации инклюзивного дошкольного образования.

С 27.03.2015 г. действует Порядок комплектования инклюзивных групп в дошкольных учебных заведениях», утвержденный совместным приказом МОН и Минздрава от 06.02.2015 г. № 104/52 (далее — Порядок № 104/52).

Прописали, что инклюзивные группы в ДУЗ создаются для обеспечения условий детям с особыми образовательными потребностями, в том числе детям с инвалидностью, для развития и обучения совместно со своими сверстниками. Главная цель создания инклюзивных групп — удовлетворение социальных и образовательных потребностей, организация коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями, в том числе инвалидов (п. 2 и 3 Порядка № 104/52).

Также и в п. 8 этого Порядка установили норматив наполняемости инклюзивной группы в детском саду: до 15 человек, из них — 1 — 3 ребенка с особыми образовательными потребностями, в том числе инвалидов.

С 14.08.2015 г. вступило в силу постановление КМУ от 29.07.2015 г. № 530, которым внесли изменения в Положение № 305.

В частности, п. 3 этого Положения дополнен новыми абзацами, предусматривающими возможность создания в составе ДУ3 специальных и инклюзивных групп для развития детей с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, задержкой психического развития. Решение о создании инклюзивной группы (групп) в ДУ3 коммунальной формы собственности принимает орган управления образованием, в сфере управления которого находится соответствующее учебное заведение, а государственной формы собственности — учредитель (учредители).

Одновременно с подкорректированным Положением № 305 с 14.08.2015 г. в результате изменений, внесенных постановлением КМУ от 29.07.2015 г. № 531:

а) Перечень должностей педагогических и научно-педагогических работников, утвержденный постановлением КМУ от 14.06.2000 г. № 963, дополнен новой педагогической должностью — ассистент воспитателя дошкольного учебного заведения;

б) подкорректирован п. 1 разд. I nриложения к Порядку предоставления ежегодного основного отпуска продолжительностью до 56 календарных дней руководящим работникам учебных заведений и учреждений образования, учебных (педагогических) частей (подразделений) других учреждений и заведений, педагогическим, научно-педагогическим работникам и научным работникам, утвержденному постановлением КМУ от 14.04.97 г. № 346. Установлено, что ежегодный основной отпуск воспитателя, который работает в инклюзивной группе, и ассистента воспитателя ДУЗ составляет 56 календарных дней.

Из постановления КМУ от 29.07.2015 г. № 531 следовало, что обеспечивать воспитательный процесс в инклюзивных группах ДУЗ будут:

— воспитатель, который работает в инклюзивной группе;

— ассистент воспитателя ДУЗ.

Статус работников, которые будут заниматься воспитанием детей с особыми потребностями, определили (отнесены к педагогическим), однако оставалось еще много нерешенных вопросов, которые не позволяли на практике фактически ввести должность ассистента воспитателя в штатное расписание ДУЗ. Например, не было подходящего профессионального наименования работы (должности) в Классификаторе професcий, не определен механизм реализации инклюзивного обучения в Типовых нормативах № 1055.

С 01.10.2015 г. в Классификаторе професcий появилась должность «ассистент воспитателя дошкольного учебного заведения» (код 3340 «Другие специалисты в области образования»). Изменения внесены приказом Минэкономразвития от 02.09.2015 г. № 1084.

Теперь введение такой должности в штат ДУЗ закреплено и в Типовых нормативах № 1055. Комментируемым приказом:

— во-первых, указали, что при формировании инклюзивных групп необходимо руководствоваться Порядком № 104/52 (п. 3 разд. I дополнен новым абз. 2);

— во-вторых, определили норматив для штатной численности по должности ассистента воспитателя ДУЗ. Установили, что в инклюзивных группах вводится должность ассистента воспитателя ДУЗ из расчета одна штатная единица на одну группу (разд. III «Специальные и комбинированные ДУЗ» дополнен новым п. 10).

Однако приходится констатировать, что на сегодняшний день нормотворцы не определились с должностным окладом для ассистента воспитателя ДУЗ. Соответствующие изменения должны появиться и в постановлении № 1298*, и в приказе № 557.

* Постановление КМУ «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 30.08.2002 г. № 1298.

Для ассистента учителя общеобразовательного учебного заведения с инклюзивным и интегрированным обучением благодаря постановлению КМУ от 08.07.2015 г. № 479 этот вопрос с 21.07.2015 г. уже решен: ему устанавливают 8 — 10-й тарифный разряд (новая редакция приложения 2 к постановлению № 1298). Соответствующие правки были внесены приказом МОН от 26.11.2015 г. № 1229 и в абз. 5 сноски к приложению 6 к приказу № 557.

А для установления тарифных разрядов ассистентам воспитателей ДУЗ, по-видимому, пора еще не пришла. Поэтому ждем последующих действий законодателей по урегулированию этого вопроса.

Водители: по одному на заведение

Комментируемым приказом изменили подход к определению нормативной численности водителей автотранспортных средств (легковых, грузовых или автобусов).

Новая редакция п. 11 разд. І Типовых нормативов № 1055 устанавливает, что в ДУЗ при наличии автотранспортных средств (автобусов) вводится должность водителя из расчета 1 штатная единица на заведение. Отметим: до изменений формулировка п. 11 предусматривала 1 штатную единицу водителя на транспортное средство.

Поэтому теперь независимо от количества машин в автопарке ДУЗ — 1 — 2 авто или больше — водитель будет один на все заведение (это расчетная нормативная численность). Конечно, при необходимости проблему с дополнительным штатом водителей можно решить путем замены на любую должность из этой же категории персонала (новый абз. 3 п. 2 приказа № 1055). То есть заменить ненужную должность в категории «хозяйственно-обслуживающий персонал» на необходимую водительскую.

Медперсонал спецзаведений — ужесточили лимит

Для проведения лечебно-оздоровительной работы в специальных и комбинированных ДУЗ, а также в санаторных и комбинированных ДУЗ вводится дополнительно должность врача (врача-педиатра или узкого специалиста в зависимости от типа заведения) и медсестры по физиотерапии — по 0,125 штатной единицы на одну группу, но не более чем по одной штатной единице на заведение. Это устанавливает новая редакция п. 9 разд. III и п. 4 разд. IV Типовых нормативов № 1055. Ранее (до изменений) вышеуказанные нормы не содержали ограничений по штату медсестер по физиотерапии. Как видим, теперь независимо от количества групп детей разрешено на спецзаведение дополнительно установить не более одной штатной должности медсестры по физиотерапии.

Однако, как мы уже выяснили, теперь есть норма по критериям изменения штатов и замены должностей (новый абз. 3 п. 2 приказа № 1055), и при необходимости допускается такая замена в пределах одной категории работников. Но и здесь не обошлось «без сюрпризов», поскольку «заменяющая» норма в штатных нормативах школ или внешкольных учебных заведений звучит так: «Замена должностей работников может осуществляться только в пределах одной категории (педагогического, хозяйственно-обслуживающего и т. п.) персонала».

В ДУЗ новый абз. 3 п. 2 приказа № 1055, в отличие от других учебных заведений, не содержит дополнения «и т. п. (укр. — тощо)» . То ли просто упущение, то ли преднамеренное действие нормотворцев — пока остается загадкой.

Хочется надеяться, что специалисты «образовательного» ведомства будут трактовать эту норму одинаково, независимо от типа учебного заведения. Тогда есть вероятность, что в штатной ситуации с медсестрой по физиотерапии при возникшей необходимости замену можно осуществить только в пределах категории «медицинские работники».

Людмила ТРОХИМЕНКО, эксперт по вопросам оплаты труда

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше