Кабинет Министров Украины постановляет:
Внести в Порядок функционирования электронной системы закупок и проведения авторизации электронных площадок, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 24 февраля 2016 г. № 166, прилагаемые изменения.
Премьер-министр Украины В. Гройсман
Утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 01.07.2016 г. № 396
Изменения, которые вносятся в Порядок функционирования электронной системы закупок и проведения авторизации электронных площадок
1. В пункте 2:
абзац четвертый изложить в следующей редакции:
«оператор авторизованной электронной площадки — юридическое лицо, зарегистрированное в установленном законом порядке на территории Украины, имеющее право на использование такой электронной площадки;»;
в абзаце седьмом слово «подготовки» заменить словом «принятия».
2. В пункте 12:
в абзаце первом слова «по одному» заменить словами «по одному (кроме первого или третьего уровня)»;
абзацы шестой, четырнадцатый, двадцать второй и тридцать второй изложить в следующей редакции:
«Аккредитация по первому уровню предусматривает обязательство авторизованной электронной площадки бесплатно обеспечивать предоставление заказчику, государственным (в частности казенным) и коммунальным предприятиям, их дочерним предприятиям, объединениям предприятий, а также хозяйственным обществам, у которых государственная или коммунальная доля в уставном капитале составляет 50 и более процентов, возможности относительно:»;
«Аккредитация по второму уровню предусматривает обязательство авторизованной электронной площадки обеспечивать возможность участников относительно:»;
«Аккредитация по третьему уровню предусматривает обязательство авторизованной электронной площадки бесплатно обеспечивать предоставление заказчику возможности относительно:»;
«Аккредитация по четвертому уровню предусматривает обязательство авторизованной электронной площадки обеспечивать возможность участников относительно:».
3. Пункт 17 дополнить абзацем следующего содержания:
«В случае временного отсутствия на веб-портале Уполномоченного органа технической возможности проведения предусмотренных Законом некоторых видов процедур закупки и/или закупки по рамочным соглашениям Уполномоченный орган может принять решение о предварительной авторизации электронных площадок на основании соответствующего решения комиссии.».
4. В пункте 19 слова «, и соответствие требованиям Закона» исключить.
5. В тексте Порядка слова «тендерного предложения» во всех падежах и формах числа заменить словами «тендерного предложения и/или предложения участника процедуры закупки» в соответствующем падеже и числе, а слова «решение относительно авторизации» — словами «решение относительно авторизации (предварительной авторизации)».
Комментарий редакции
Внесены изменения в Порядок функционирования электронной системы закупок
Уже совсем скоро бюджетные учреждения — заказчики осуществления закупок товаров, работ и услуг полностью перейдут на рельсы Закона Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII (далее — Закон № 922). Для того чтобы электронная система закупок полноценно функционировала, Кабмин решил устранить коллизии и обеспечить однозначное толкование норм законодательства при осуществлении Уполномоченным органом по вопросам закупок функций по авторизации электронных площадок, а также урегулировать технические вопросы, связанные с функционированием электронной системы закупок.
Именно с этой целью комментируемым постановлением КМУ от 01.07.2016 г. № 396 внесены изменения в Порядок функционирования электронной системы закупок и проведения авторизации электронных площадок, утвержденный постановлением КМУ от 24.03.2016 г. № 166 (далее — Порядок).
Напомним, что Уполномоченным органом, осуществляющим регулирование и реализующим государственную политику в сфере государственных закупок, является Минэкономразвития. В частности, одной из его функций является авторизация электронных площадок ( п. 17 ч. 1 ст. 8 Закона № 922).
Требования относительно функционирования электронной системы закупок, процедура проведения авторизации электронных площадок, условия подключения и случаи отключения электронных площадок от электронной системы закупок, требования к электронным площадкам и ответственность операторов авторизованных электронных площадок определены в Порядке.
Давайте рассмотрим основные изменения, внесенные в этот документ.
1. Изменено определение понятия «оператор авторизованной электронной площадки».
Посмотрите, как выглядело такое понятие до изменений, и как оно определено в действующей редакции Порядка.
До изменений | После изменений |
оператор авторизованной электронной площадки — юридическое лицо, зарегистрированное в установленном законом порядке на территории Украины, которое владеет такой электронной площадкой | оператор авторизованной электронной площадки — юридическое лицо, зарегистрированное в установленном законом порядке на территории Украины, которое имеет право на использование такой электронной площадки |
Такие изменения связаны с тем, что понятие владения электронной площадкой является достаточно широким по сути и сужает конкуренцию среди операторов электронных площадок во время их авторизации. Поскольку по сложившейся в IT-сфере практике или сами операторы разрабатывают электронную площадку, или они ею пользуются либо распоряжаются в результате передачи авторских прав, лицензионных прав и т. п. Поэтому это понятие несколько откорректировано.
2. Внесены изменения в текст Порядка, а именно: предусмотрена возможность подачи участниками для участия в электронных закупках не только тендерных предложений, но и предложений участника процедуры закупки.
Почему внесены такие изменения? А потому, что понятие «тендерное предложение» применяется при применении процедур закупок, предусмотренных Законом № 922, и не используется при осуществлении допороговых закупок, которые проводятся в соответствии с Порядком осуществления допороговых закупок, утвержденным приказом ГП «Внешторгиздат Украины» от 13.04.2016 г. № 35 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 20). То есть при допороговых закупках участники подают именно предложение.
Напомним, что возможность применения заказчиками электронной системы закупок при осуществлении закупки товаров, работ и услуг, стоимость которых не превышает 200 тыс. грн. — для товаров и услуг, а работ — 1,5 миллионов гривень, т. е. для допороговых закупок, предусмотрена в ч. 1 ст. 2 Закона № 922.
Таким образом, теперь благодаря внесенным в Порядок изменениям участники будут иметь возможность для участия в закупках (как допороговых, так и сверхпороговых) без каких-либо препятствий подать свои предложения и тендерные предложения.
3. В п. 17 Порядка внесено уточнение, которым предусмотрен механизм предварительной авторизации электронных площадок.
Так, в случае временного отсутствия на веб-портале Уполномоченного органа технической возможности проведения некоторых предусмотренных Законом № 922 видов процедур закупки и/или закупки по рамочным соглашениям Уполномоченный орган может принять решение о предварительной авторизации электронных площадок на основании соответствующего решения комиссии.
Такие уточнения в Порядок связаны с тем, что и в настоящее время на веб-портале Уполномоченного органа (www.prozorro.gov.ua) временно отсутствует техническая реализация некоторых процедур и механизмов осуществления закупки, предусмотренных законодательством в сфере закупок. Поэтому с целью обеспечения функционирования электронной системы закупок и возможности авторизовать электронные площадки в Порядке предусмотрен механизм предварительной авторизации электронных площадок.
4. Внесены изменения в п. 12 Порядка относительно отмены осуществления аккредитации электронных площадок только по первому или третьему уровню аккредитации.
В общем, изменения, внесенные в Порядок, не повлияли на механизм регистрации заказчиков — бюджетных учреждений на электронных площадках и дальнейшей работы на них. Добавим, что практические рекомендации по выбору и работе на электронных площадках вы найдете в материале «Как выбрать электронную площадку» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 24, с. 13).
Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик