Темы статей
Выбрать темы

Идем на сближение с новым Законом о публичных закупках: ответы на актуальные вопросы

Дуброва Ярослава, начальник отдела Департамента безопасности ПАО «АК «Киевводоканал»
В течение последних недель в редакцию нашей газеты поступило большое количество вопросов, касающихся применения бюджетными учреждениями Закона Украины «О публичных закупках». В частности, такие вопросы касаются особенностей завершения закупок, начатых до 01.08.2016 г., планирования закупок по новому Закону, создания и деятельности тендерного комитета и уполномоченного лица, порядка регистрации на электронных площадках и т. п. Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в этом материале.

О завершении закупок, начатых до 01.08.2016 г.

В начале года был заключен прямой договор на поставку товара на сумму 50 тыс. грн. В июне возникла необходимость дозакупить такой же товар на 5 тыс. грн.

Проводить ли такую закупку на 5 тыс. грн. через электронную систему? Можно ли просто дополнительным соглашением внести изменения в заключенный прямой договор?

Вопросы осуществления допороговых закупок в Законе № 1197 не урегулированы, а Закон № 922 эти вопросы регулирует лишь частично: относительно права заказчика применять электронную систему закупок и обязанности обнародовать отчет о заключенных договорах (от 50 тыс. грн. и в случае непроведения электронных торгов).

К тому же Порядок № 35 не является нормативно-правовым актом, обязательным для исполнения заказчиками. Поэтому, если заказчик будет отступать от этого Порядка при осуществлении допороговых закупок, он не должен нести ответственность за нарушение законодательства о закупках.

Вместе с тем, если заказчик использует электронную систему закупок Prozorro при допороговых торгах, то ему следует ознакомиться с указанным Порядком, поскольку в этом документе прописан определенный алгоритм работы в электронной системе. В частности, Порядок № 35 определяет механизм использования электронной системы закупок для осуществления закупки, стоимость которой ниже стоимости, определенной в ч. 1 ст. 2 Закона № 922.

Учитывая указанное, в случае необходимости закупить такой же товар еще на 5 тыс. грн., по которому заказчик заключил допороговый (прямой) договор на 50 тыс. грн., заказчик может внести изменения в такой договор в части увеличения объема закупки на 5 тыс. грн.

В учреждении пролонгируются долгосрочные договоры (касаются энергоносителей), поскольку годовые сметные назначения составляют менее 200 тыс. грн. Что делать после 1 августа 2016 года в случае, если будут увеличены сметные назначения (в связи с ростом тарифов), но такая сумма не будет превышать 200 тыс. грн.?

Закон № 922 не распространяется на договоры, заключенные до вступления его в силу. Поэтому заказчик может внести изменения в такие договоры в части увеличения суммы договора до 199 тыс. грн. путем заключения дополнительного соглашения.

Вместе с тем, если сметные назначения после 01.08.2016 г. будут одноразово увеличены на сумму 200 тыс. грн. или больше, то такой факт можно расценить как новый предмет закупки. А потому советуем заказчику в таком случае с целью недопущения риска провести соответствующую процедуру закупки, применив Закон № 922. Поскольку в случае непроведения торгов в дальнейшем такую ситуацию контролеры могут трактовать как избежание применения Закона № 922.

Будут ли действительны договоры, заключенные до даты обязательной регистрации на сайте Prozorro?

Да.

В июле заключен договор на закупку оборудования стоимостью 85 тыс. грн., в августе будет оплата двумя частями до 50 тыс. грн.

Нужно ли с 01.08.2016 г. осуществлять закупки по этому договору через систему Prozorro?

Нет. Закон № 922 не имеет обратного действия относительно договоров, заключенных до вступления в силу данного Закона.

При этом после заключения договора стороны выполняют условия договора и осуществляют закупку в порядке и на условиях, прописанных в договоре, а также руководствуются положениями ГКУ и ХКУ.

Что делать с договорами, которые были заключены еще в 2007 году и действуют по настоящее время? Надо ли нам их регистрировать на сайте Prozorro?

Нет, не надо.

Договор заключен в начале 2016 года на сумму 60 тыс. грн. и действует до конца этого года.

Нужно ли с 1 августа расторгнуть такой договор и осуществить закупку через систему электронных торгов?

Нет, не нужно.

Закупки, которые были начаты на tender.me.gov.ua, должны быть закончены согласно действующему законодательству.

До какой даты необходимо закончить такие закупки: до 1 августа или до 31 декабря 2016 года?

До 31 декабря 2016 года.

О планировании новых закупок

Если после 01.08.2016 г. будут внесены изменения в годовой план или приложение к годовому плану, то на каком веб-портале такие изменения обнародовать?

Если изменения вносит комитет по конкурсным торгам в составленный им годовой план или приложения, которые были обнародованы на веб-портале www.tender.me.gov.ua, то дальнейшие такие изменения обнародуют на веб-портале www.tender.me.gov.ua. В случае, если изменения вносит тендерный комитет в составленный им годовой план или приложение, информация о котором была внесена в электронную систему закупок, то такие изменения обнародуют через авторизованную электронную площадку, на которой зарегистрирован такой заказчик. При этом указанные изменения автоматически будут обнародованы электронной системой закупок на веб-портале Уполномоченного органа www.prozorro.gov.ua.

Нужно ли перенести всю информацию с tender.me.gov.ua на электронную площадку?

Нет, этого делать не следует.

Если мы обнародовали все заключенные соглашения на Є-дате, то нужно ли переносить такую информацию на Prozorro?

На веб-портале www.prozorro.gov.ua обнародуется информация, предусмотренная Законом № 922, для заказчиков-бюджетников, которые применяют этот Закон с 01.08.2016 г. Поэтому информацию о ранее заключенных договорах не нужно переносить на сайт Prozorro.

Нужно ли учитывать закупки товаров, осуществленные с начала года, при определении предела относительно допороговых закупок с 01.08.2016 г.?

Ожидаемую стоимость предмета закупки того или иного товара заказчик определяет исходя из годовой потребности.

При этом, если заказчик до 01.08.2016 г. уже осуществил допороговую закупку по определенному предмету на определенную сумму, не превышающую 200 тыс. грн., то при возникновении новой потребности в закупке после 01.08.2016 г. следует исходить из ожидаемой стоимости такой новой потребности. И если новая ожидаемая стоимость предмета закупки не превышает закупочных порогов, то заказчик может не проводить торги.

Если же общая годовая стоимость по одному и тому же предмету закупки до и после 01.08.2016 г. будет превышать 200 тыс. грн. (например, до 01.08.2016 г. — 120 тыс. грн. и после — 110 тыс. грн.), то советуем заказчику иметь подтверждающие документы, что на момент предыдущей закупки по этому же предмету до 01.08.2016 г. он не мог предположить, что ожидаемая стоимость в целом за год может превысить стоимостные пороги для проведения процедур закупок.

Как правильно при составлении годового плана или приложения к нему определить стоимость предмета закупки услуг? Какую сумму брать: общую сумму по той или иной услуге? Нужно ли такую сумму исчислять отдельно по каждому субъекту хозяйствования?

Ожидаемую стоимость товаров, работ и услуг определяют по каждому отдельному предмету закупки. Предмет закупки определяют, руководствуясь Законом № 922 и на основании Порядка № 454.

Учреждение никогда не составляло годовой план и приложение к нему, а составляло только реестр закупок. Что представляют собой указанные документы: реально проведенные закупки или те, которые мы планируем провести? Каковы требования к их составлению? Кто их подписывает (утверждает)? Где их необходимо разместить? В какой срок? Если возникнет необходимость внести изменения в эти документы, сколько раз за год мы можем это сделать?

Заказчик составляет годовой план и приложение к нему относительно закупок, которые он планирует провести. При составлении и обнародовании указанных документов заказчик руководствуется ст. 4 Закона № 922 и приказом № 490.

Годовой план и приложение к нему утверждают решением тендерного комитета (или уполномоченного лица).

Приложение к годовому плану закупок составляют по форме годового плана закупок путем заполнения соответствующих полей в электронной системе закупок на электронной площадке.

Для обнародования указанных документов секретарь тендерного комитета заказчика заполняет обязательные поля, которые предусмотрены формой, утвержденной приказом № 490, путем внесения в них имеющейся информации в электронной системе закупок. В случае необходимости заказчик может также указать дополнительную информацию о закупке, если заполнит необязательные поля, предусмотренные системой.

После внесения всей обязательной информации, предусмотренной формой документа, на нее налагается электронная цифровая подпись секретаря тендерного комитета. Электронной системой закупок автоматически создается документ, который в случае необходимости заказчик может распечатать.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона № 922 годовой план, приложение к годовому плану и изменения к ним бесплатно обнародуют на веб-портале Уполномоченного органа по вопросам закупок в течение 5 календарных дней со дня их утверждения. Такие документы заказчик обнародует на одной из электронных площадок.

Что касается того, сколько раз заказчику разрешено вносить изменения в указанные документы, то этот вопрос заказчик решает по своему усмотрению, т. е. такие изменения вносят в случае необходимости.

Должны ли бюджетные учреждения — распорядители бюджетных средств обнародовать информацию о годовых планах закупок и приложения к ним на портале data.gov.ua?

По этому вопросу следует отметить, что распорядители бюджетных средств должны обеспечить право граждан на доступ к публичной информации, которой владеют такие бюджетные учреждения, а также к информации об использовании бюджетных средств.

Указанные вопросы урегулированы Законом № 2939 и Законом Украины «Об открытости использования публичных средств» от 11.02.2015 г. № 183-VIII.

Так, в ст. 13 Закона № 2939 указано, что бюджетные учреждения — распорядители бюджетных средств являются распорядителями публичной информации.

При этом в абз. 2 ч. 1 ст. 101 Закона № 2939 предусмотрено, что распорядители информации обязаны предоставлять публичную информацию в форме открытых данных на запрос, обнародовать и регулярно обновлять ее на едином государственном веб-портале открытых данных и на своих веб-сайтах.

Отметим, что во исполнение требований указанных двух законов для обнародования публичной информации созданы два веб-портала:

— www.data.gov.ua (единый государственный веб-портал открытых данных);

— www.edata.gov.ua (единый веб-портал использования публичных средств).

Перечень информации, которую обязаны обнародовать распорядители такой информации, предусмотрен в ст. 15 Закона № 2939.

При этом требования к формату и структуре наборов данных, подлежащих обнародованию в форме открытых данных, периодичность обновления и порядок их обнародования, а также перечень таких наборов данных определены в Положении о наборах данных, подлежащих обнародованию в форме открытых данных, утвержденном постановлением КМУ от 21.10.2015 г. № 835. В частности, в приложении к указанному Положению утвержден перечень наборов данных, подлежащих обнародованию в форме открытых данных. Среди таких наборов данных имеются годовые планы закупок.

Учитывая это, все распорядители информации, в том числе и бюджетные учреждения — распорядители бюджетных средств, должны обнародовать на веб-портале www.data.gov.ua такие документы, как годовые планы закупок.

Центр реабилитации детей-инвалидов на безвозвратной основе получил финансовую помощь в сумме 700 тыс. грн. для приобретения реабилитационного оборудования из 12 позиций разной стоимости. Будут ли такие закупки считаться тендерными и можно ли проводить закупки отдельными лотами?

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 1 Закона № 922 публичная закупка — это приобретение заказчиком товаров, работ и услуг в порядке, установленном этим Законом.

При этом исключительный перечень случаев, на которые не распространяется действие Закона № 922, предусмотрен в ч. 3 ст. 2 этого Закона. Поскольку среди такого перечня не указано приобретение реабилитационного оборудования, такая закупка осуществляется в общем порядке, определенном Законом № 922.

Добавим, что при определении предмета закупки заказчики руководствуются Порядком № 454.

Так, в соответствии с п. 1 разд. ІІ Порядка № 454 предмет закупки товаров и услуг заказчик определяет согласно пп. 17 и 32 ч. 1 ст. 1 Закона № 922 и на основании ДК 016:2010, по показателю пятого знака с указанием в скобках предмета закупки в соответствии с показателями третьей — пятой цифр основного словаря национального классификатора Украины ДК 021:2015 «Единый закупочный словарь», утвержденного приказом Минэкономразвития от 23.12.2015 г. № 1749, а также конкретного названия товара или услуги.

Таким образом, если стоимость реабилитационного оборудования, состоящая из 12 позиций, по одному и тому же предмету закупки по показателю пятого знака ДК 016:2010 не будет превышать 200 тыс. грн., то заказчик не применяет процедуру тендерных закупок в соответствии с Законом № 922. А если общая стоимость по одному предмету закупки будет превышать 200 тыс. грн., то заказчику необходимо провести процедуру закупки.

При этом Законом № 922 предусмотрено, что часть предмета закупки (лот) — это определенная заказчиком часть товаров, работ или услуг, на которую в пределах единой процедуры закупки участникам разрешается подавать тендерные предложения или предложения на переговорах в случае применения переговорной процедуры закупки. Поэтому заказчик может в рамках одной процедуры закупки разделить предмет закупки на лоты.

В связи с внесением изменений в смету бюджетному учреждению необходимо внести изменения в приложение к годовому плану закупок (сам годовой план не составляли — не было необходимости). В каком виде и как будет размещаться указанный документ в системе Prozorro?

Непосредственно приложение к годовому плану закупок составляют по форме годового плана. Форма такого годового плана, по которой составляют и приложение, утверждена приказом № 490.

Однако имейте в виду: если изменения в приложение к годовому плану будет вносить комитет по конкурсным торгам, а предварительно годовой план и приложение были обнародованы на веб-портале www.tender.me.gov.ua, то дальнейшие такие изменения необходимо размещать на веб-портале www.tender.me.gov.ua.

Только в случае, если изменения будет вносить тендерный комитет в составленный им годовой план или приложение, информация о котором была внесена в электронную систему закупок, то такие изменения обнародуют через авторизованную электронную площадку, на которой зарегистрирован такой заказчик.

Какова ответственность за необнародование приложения к годовому плану с 1 августа и непроведение допороговых закупок на сумму более 50 тыс. грн.?

За необнародование приложения к годовому плану предусмотрена административная ответственность ( ст. 16414 КУоАП).

Так, согласно ч. 1 ст. 16414 КУоАП необнародование или нарушение порядка обнародования информации о закупках согласно требованиям законодательства влечет за собой наложение штрафа на служебных (должностных), уполномоченных лиц в размере от 700 до 1000 ннмдг.

Те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания за указанное правонарушение, влекут за собой наложение штрафа на служебных (должностных), уполномоченных лиц в размере от 1000 до 1500 ннмдг.

Что касается ответственности за непроведение допороговых закупок на суммы от 50 тыс. грн. и до 200 тыс. грн. — для товаров и услуг (для работ — до 1,5 млн грн.) через электронную систему закупок на сайте Prozorro это право, а не обязанность заказчика.

Нужно ли составлять и обнародовать годовой план с 01.08.2016 г. отдельно по каждой позиции? Как заполнить приложение к годовому плану, состоящее, например, из 40 позиций?

Вообще, составить и утвердить годовой план или приложение к годовому плану тендерный комитет может сразу по нескольким предметам закупок. Однако при обнародовании годового плана (приложения к нему) в электронной системе закупок заказчик заполняет поля в этой форме на электронной площадке отдельно по каждому предмету закупки, поскольку такой механизм реализован в электронной системе закупок.

При этом на некоторых площадках, в частности на SmartTender.bіz, годовой план можно загрузить из ранее сформированного документа в формате Excel. Но в любом случае заказчик должен заполнить и обнародовать годовой план по форме, утвержденной приказом № 490.

Как правильно составить приложение к годовому плану закупок по новому классификатору?

Предмет закупки заказчики определяют согласно Порядку № 454. Приложение к годовому плану закупок составляют по форме годового плана, утвержденной приказом № 490.

Следовательно, при составлении приложения к годовому плану заказчики руководствуются теми же правилами, которые установлены и для годового плана.

Как правильно согласно требованиям Закона № 922 начать закупку услуг по текущему ремонту крыши (рубероидной кровли), ожидаемая стоимость которого 96,6 тыс. грн.?

Бюджетным учреждениям — заказчикам начинать закупки в соответствии с Законом № 922 необходимо со следующих шагов:

1) создать тендерный комитет, утвердить положение о нем и его состав;

2) спланировать такую закупку в приложении к годовому плану закупок, составленному по форме годового плана, утвержденной приказом № 490;

3) зарегистрироваться на электронной площадке;

4) обнародовать такое приложение к годовому плану на электронной площадке;

5) заключить прямой договор или же провести электронные торги (допороговую закупку) через Prozorro.

Обязательно ли бюджетному учреждению регистрироваться на сайте Prozorro в случае, если стоимость предмета закупки за единицу не превышает 50 тыс. грн. (например, ксероксная бумага, принтер, театральный костюм, горюче-смазочные материалы) и стоимость оплаты телекоммуникационных, коммунальных услуг и электроснабжения менее 200 тыс. грн.?

Да, в любом случае бюджетным учреждениям — заказчикам необходимо зарегистрироваться на любой электронной площадке, работающей в системе электронных закупок.

Это необходимо сделать, для того чтобы бюджетное учреждение — заказчик имело возможность внести такие закупки в приложение к годовому плану закупок и обнародовать такое приложение на электронной площадке.

Добавим, что в настоящее время законодательством относительно публичных закупок не предусмотрено составление реестра закупок, как это раньше делали заказчики, в случае, когда в учреждении не создавался комитет по конкурсным торгам.

Если годовая ожидаемая стоимость закупки составляет 4944 грн., но размер помесячных бюджетных назначений — 412 грн., каким образом учреждению осуществить закупку?

В таком случае учреждение или заключает прямой договор на годовую сумму 4944 грн., или осуществляет такую допороговую закупку через сайт Prozorro. Таким образом, для проведения электронных закупок размер помесячных бюджетных назначений не имеет значения.

При этом не забываем, что в соответствии с нормами ст. 48 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI распорядители бюджетных средств берут бюджетные обязательства и осуществляют платежи только в пределах бюджетных ассигнований, установленных сметами. Заключение договора, приобретение товара, услуги или осуществление других аналогичных операций в течение бюджетного периода, по которым распорядителем бюджетных средств взято обязательство без соответствующих бюджетных ассигнований, являются недействительными. Поэтому при заключении договора бюджетник должен учитывать размер бюджетных ассигнований на закупку, установленных сметой.

Как правильно планировать закупки, если учреждение (терцентр) не имеет постоянной сметы на год, смета утверждается по мере поступления средств из пенсионного фонда в размере 75 % пенсии проживающих в стационарном отделении учреждения?

В вашем случае планировать закупки в учреждении необходимо исходя из ожидаемой стоимости предмета закупки на год.

Какие внутренние документы необходимо подготовить бюджетным учреждениям до 01.08.2016 г. (приказы, положения и т. п.)?

Для полноценной работы с закупками с 01.08.2016 г. бюджетным учреждениям необходимо издать приказ об утверждении положения о тендерном комитете или уполномоченном лице и приказ об утверждении состава тендерного комитета или назначении уполномоченного лица.

Как правильно объявить торги, если согласно проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта его ожидаемая стоимость составляет 1 млн грн., а сметой учреждения предусмотрено только 500 тыс. грн.? Как правильно и на какую сумму заключить договор о закупке? Как заключить договор: один на сумму 1 млн грн. или оформить несколько договоров?

Торги планируют и объявляют на ожидаемую стоимость капитального ремонта. Договор заключают в соответствии с тендерной документацией и акцептованным предложением.

Как предусмотрено ч. 5 ст. 40 Закона № 1197, условия договора о закупке не должны отличаться от содержания предложения конкурсных торгов или ценового предложения (в том числе цены за единицу товара) победителя процедуры закупки.

Таким образом, бюджетное учреждение заключает договор о закупке на 1 млн грн., т. е. ориентируясь на размер акцептованного предложения.

Однако в этой ситуации учреждение имеет право зарегистрировать обязательство в органе Казначейства лишь в пределах бюджетных обязательств, утвержденных в смете.

Подробно о том, как действовать в таком случае учреждению, если на момент подачи на регистрацию договора о закупке в Госказначейство сметные назначения заказчику не были увеличены, мы рассказывали в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 7, с. 6.

Согласно распоряжению вышестоящего распорядителя бюджетных средств установлен порог для электронных закупок — 5 тыс. грн. Сметой на год предусмотрены бюджетные ассигнования на закупку канцтоваров на сумму более 5 тыс. грн., но сейчас фактически мы получили только 2,5 тыс. грн. Остальные средства — в конце года. На какую сумму сейчас следует объявить закупку: 5 тыс. грн. или 2,5 тыс. грн.?

Объявлять закупку необходимо на годовую потребность, т. е. на 5 тыс. грн.

На основании внутреннего распорядительного документа установлен порог для осуществления электронных закупок — от 50 тыс. грн. Сметой на год предусмотрены бюджетные ассигнования на закупку канцтоваров на сумму, превышающую 50 тыс. грн., а по факту денег (например) — 25 тыс. грн. на начало года, а затем 25 тыс. грн. — в конце года. Нужно ли эти две закупки проводить через Prozorro, учитывая, что суммарно общая стоимость превышает 50 тыс. грн.?

Да, нужно. При этом закупка будет объявлена на сумму, превышающую 50 тыс. грн., т. е. на ожидаемую годовую стоимость предмета закупки.

Стоимость товара по одному лоту превышает 3 тыс. грн. Нужно ли проводить электронные закупки через Prozorro? А 3 тыс. грн. — это ограничение на годовую закупку или разовую закупку одного вида товаров?

Как предусмотрено п. 6.4 Порядка № 35, при определении условий закупки заказчик должен определить ожидаемую стоимость закупки, которая не может быть меньше 3 тыс. грн.

То есть такое ограничение касается ожидаемой стоимости закупки определенного товара или лота.

Через Prozorro нужно обнародовать все годовые закупки или только те, которые превышают 50 тыс. грн. и которые будут закупаться через Prozorro?

Через электронную площадку на веб-портале www.prozorro.gov.ua обнародуют годовой план закупок и приложение к нему путем внесения соответствующей информации в электронную базу закупок. К такой информации относят данные обо всех закупках, начиная с 1 грн. (т. е. даже те, которые не превышают 3 тыс. грн.), независимо от того, будет заказчик проводить закупки таких товаров, работ или услуг через Prozorro или нет. А следовательно, закупки, не превышающие 50 тыс. грн., также будут обнародованы в электронной системе закупок. То есть вносить в годовой план закупок и приложение к нему заказчик-бюджетник обязан все закупки.

При этом обнародовать объявление о проведении уже самих торгов через Prozorro, например, по допороговым закупкам, заказчик может только от 3 тыс. грн.

Как понимать требование относительно обнародования договора, стоимость которого превышает 50 тыс. грн.? Это касается одного вида товара, или одного договора, или договоров, заключенных в течение месяца либо за год (например, если в течение года будет заключено 5 договоров на закупку бумаги, при этом стоимость каждого договора — 11 тыс. грн.)? Нужно составлять отчет на каждый договор или на общую сумму — 55 тыс. грн.?

Требование относительно обнародования отчета о заключенных договорах касается случая, когда стоимость предмета закупки равна или превышает 50 тыс. грн. и заказчик осуществляет закупки товаров, работ и услуг без использования электронной системы закупок.

Поэтому, если закупка будет проведена через электронную систему Prozorro, отчет о таких заключенных договорах не нужно обнародовать.

Как правильно проводить закупки от 3 тыс. грн. до 50 тыс. грн.? Как правильно составить спецификации? Какие тендерные документы необходимо обнародовать?

Механизм осуществления допороговых закупок определен в Порядке № 35. В этом Порядке предусмотрены перечень и сроки для обнародования документов по допороговым закупкам.

При этом с примерами отдельных примерных спецификаций можно ознакомиться на сайте Prozorro в сети Интернет по адресам:

— https://prozorro.gov.ua/ua/zamovnіku/#specіfіkatsіі;

— http://іnfobox.prozorro.org/.

Если сметой учреждения не предусмотрены суммы, подпадающие под действие Закона № 922, нужно ли составлять годовой план закупок и подавать его в органы Госказначейства?

Годовой план закупок составляют, если ожидаемая стоимость закупок превышает суммы, указанные в ч. 1 ст. 2 Закона № 922. При этом в орган Госказначейства годовой план закупок заказчики не подают.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона № 922 центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, до осуществления оплаты по договору о закупке проверяет наличие договора о закупке, годового плана закупок и отчета о результатах проведения процедуры закупки, подтверждающих проведение процедуры закупки, по результатам которой заключен договор о закупке.

При этом проверка наличия указанных документов проводится подразделением Госказначейства, осуществляющим обслуживание заказчика, путем просмотра документов, размещенных в электронной системе закупок.

Однако в таком случае заказчику необходимо составить приложение к годовому плану, поскольку по смете запланированы только допороговые закупки. Такие закупки заказчики отражают в таком документе, как приложение к годовому плану.

Напомним: согласно требованиям ч. 1 ст. 4 Закона № 922 заказчики осуществляют закупку в соответствии с годовым планом. Годовой план, приложение к годовому плану и изменения к ним бесплатно обнародуются на веб-портале Уполномоченного органа по вопросам закупок в течение 5 календарных дней со дня их утверждения.

Какие договоры о закупке (на какие суммы) необходимо регистрировать через Prozorro?

Через систему Prozorro заказчики обнародуют договоры, заключенные по результатам процедур публичных закупок с применением Закона № 922, т. е. если ожидаемая стоимость предмета закупки превышает для товаров и услуг 200 тыс. грн., а для работ — 1,5 млн грн.

Кроме того, в случае, если заказчик применяет электронную систему для допороговых закупок, скан-копию таких договоров заказчики также размещают в системе.

О создании тендерного комитета и назначении уполномоченных лиц

Сколько человек должно входить в состав тендерного комитета и каковы обязанности членов такого комитета?

В состав тендерного комитета должно входить не менее пяти человек. В случае, если количество служебных (должностных) лиц в штатной численности работников заказчика меньше пяти человек, в состав комитета должны входить все служебные (должностные) лица заказчика.

Не могут входить в состав тендерного комитета и/или определяться уполномоченными лицами должностные лица и представители участников, члены их семей, а также народные депутаты Украины, депутаты Верховной Рады АР Крым и депутаты городского, районного в городе, районного, областного совета.

Правовой статус, общие организационные и процедурные принципы деятельности тендерного комитета, а также их права, обязанности и ответственность членов тендерного комитета определены в Примерном положении.

Нужно ли создавать тендерный комитет, если годовая сумма сметных назначений не превышает 50 тыс. грн.?

Нужен ли такой комитет, если учреждение будет осуществлять только допороговые закупки?

Как предусмотрено ч. 1 ст. 11 Закона № 922, заказчик создает тендерный комитет (комитеты) или определяет уполномоченное лицо (лиц) для организации и проведения процедур закупок.

Таким образом, если годовая сумма сметных назначений у заказчика меньше 50 тыс. грн. или же заказчик планирует осуществлять только допороговые закупки, то необходимости в создании тендерного комитета нет. В таком случае для осуществления допороговых закупок целесообразно назначить ответственное лицо.

Кого в сельском совете можно назначить председателем тендерного комитета?

Председатель тендерного комитета должен осуществлять руководство его работой. Председатель тендерного комитета назначается заказчиком, организует работу комитета и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на комитет функций.

Таким образом, председателем тендерного комитета может быть как председатель сельского совета, так и его заместитель, который сможет организовать работу комитета.

Может ли быть председателем тендерного комитета главный бухгалтер?

Да, может. Ни в Законе № 922, ни в Примерном положении нет ограничений для назначения главного бухгалтера председателем тендерного комитета.

Кого лучше назначить ответственным лицом: юриста, бухгалтера или экономиста?

Если создавать тендерный комитет, то кого лучше назначить секретарем: юриста или бухгалтера?

Отдельных требований, касающихся назначения ответственного лица, которое будет заниматься допороговыми закупками, или же назначения секретаря тендерного комитета действующее законодательство не содержит.

Советуем назначить ответственным лицом по допороговым закупкам работника из подразделения материально-технического обеспечения. А вот секретарем тендерного комитета — работника, который кроме того, еще и хорошо знаком с делопроизводством.

Кем по специальности должно быть лицо, которое будет заниматься в учреждении проведением закупок в системе Prozorro?

Отдельных требований относительно профессии такого работника, который будет проводить допороговые закупки, нет. Также нет таких требований и относительно секретаря тендерного комитета.

При этом в отношении уполномоченного лица Примерным положением предусмотрено, что оно должно иметь высшее образование, не менее двух лет опыта работы в сфере закупок и надлежащий объем знаний действующего законодательства в сфере публичных закупок и практику его применения.

В зависимости от объемов и предмета закупки уполномоченному лицу (лицам) целесообразно ориентироваться в одном или нескольких вопросах:

— в основах современного маркетинга, конъюнктуре рынков товаров, работ и услуг и факторах, влияющих на ее формирование, а также источниках информации о рыночной конъюнктуре;

— в действующих стандартах и технических условиях товаров, работ и услуг, закупаемых заказчиком;

— в видах, существенных условиях и особенностях заключения договоров о закупке товаров, работ и услуг и т. п.

Могут ли члены тендерного комитета, кроме публичных закупок, также заниматься проведением допороговых закупок? Обязательно ли уполномоченное лицо назначать приказом?

Да, члены тендерного комитета могут заниматься как допороговыми закупками, так и сверхпороговыми закупками. Но в таком случае необходимо определить, что такие работники заказчика (не как члены тендерного комитета) являются ответственными в учреждении за проведение допороговых закупок.

Уполномоченное лицо осуществляет деятельность на основании решения (приказа) заказчика или трудового договора (контракта) в соответствии с нормами трудового законодательства.

В случае заключения трудового договора такой договор может заключаться на установленный или неопределенный срок по согласованию заказчика и уполномоченного лица (лиц) или на время организации и проведения процедур (процедуры) закупок.

Кроме того, в учреждении необходимо утвердить Положение об уполномоченном лице и об исполнении таких обязанностей целесообразно внести изменения в должностную инструкцию такого лица.

Нужно ли ежегодно изменять состав членов тендерного комитета, если председатель и секретарь прошли обучение и имеют сертификаты?

Нет, не нужно.

Кстати, вносить изменения в состав тендерного комитета необходимо в случае, если в течение года изменяется должность кого-либо из членов тендерного комитета.

Если в учреждении не назначен комитет по конкурсным торгам, то достаточно ли составлять реестр закупок на год, а не приложение к годовому плану закупок?

Действительно, в случае, если в учреждении не был назначен комитет по конкурсным торгам, составляли только реестр закупок. Подробно о такой ситуации мы рассказывали в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 15, с. 16.

При этом такая ситуация касается заказчиков, проводивших «бумажные» торги в случае, когда ожидаемая стоимость предмета закупки была меньше сумм, указанных в ч. 1 ст. 2 Закона № 1197, и заказчиком не был создан комитет по конкурсным торгам. Именно в таком случае заказчики составляли реестр закупок в произвольной форме за подписью уполномоченного лица заказчика.

Но если с 01.08.2016 г. таким заказчиком будет начата закупка, которая не превышает пределы, определенные в ч. 1 ст. 2 Закона № 922, т. е. допороговая закупка, всю информацию о таких закупках необходимо предусмотреть в приложении к годовому плану.

Учитывая это, для допороговых закупок не предусмотрено составление реестра закупок, поскольку заказчики составляют годовой план закупок и приложение к нему. Следовательно, все допороговые закупки, которые будут начаты с 01.08.2016 г., заказчик должен включить в приложение к годовому плану. Напомним, что приложение к годовому плану закупок составляют по форме годового плана. Форма такого приложения утверждена приказом № 490.

Может ли в учреждении допороговыми закупками заниматься уполномоченное лицо, а непосредственно торгами — тендерный комитет?

Нет. Для организации и проведения процедур закупок заказчик создает тендерный комитет (комитеты) или определяет уполномоченное лицо (лиц).

Уполномоченное лицо (лица) — это служебное, должностное и другое физическое лицо заказчика, определенное ответственным за организацию и проведение процедур закупки в соответствии с Законом № 922 на основании собственного распорядительного решения или трудового договора (контракта).

Для правильного решения вопроса советуем заказчику для проведения процедур публичных закупок назначить или тендерный комитет, или уполномоченное лицо (лиц), а для проведения допороговых закупок назначить ответственное лицо (лиц). При этом это могут быть одни и те же работники заказчика, однако их назначить и определить их функции следует разными приказами заказчика или разными пунктами одного приказа.

На какое подразделение учреждения (бухгалтерское или юридическое) необходимо возложить обязанности по осуществлению всех процедур публичных закупок?

Ни на какое, ведь осуществление процедур публичных закупок не является обязанностями ни бухгалтерского, ни юридического подразделения.

Для организации и проведения процедур закупок заказчик должен:

— или создать тендерный комитет (комитеты);

— или назначить уполномоченное лицо (лиц) путем издания распорядительного решения или заключения с таким лицом трудового договора (контракта).

Кто должен в органе местного самоуправления утвердить Положение о лице, ответственном за процедуры закупок?

Положение об уполномоченном лице утверждает руководитель заказчика своим решением (распоряжением).

Поскольку для органа местного самоуправления таким руководителем является председатель, то именно он назначает такое лицо и утверждает Положение о нем.

Можно ли назначить председателем тендерного комитета не руководителя организации?

Да, можно. При этом главное условие — такой председатель должен быть работником заказчика.

Какие документы при проведении публичных закупок необходимо распечатывать и хранить в бумажном виде, кроме протоколов заседания тендерного комитета?

Законодательство в сфере публичных электронных закупок не содержит перечня и требований, какие именно документы должен хранить заказчик в бумажном варианте. При этом, действительно, советуем хранить бумажные протоколы заседаний тендерного комитета, чтобы доказать в будущем контролерам факт принятия/непринятия того или иного решения коллегиально тендерным комитетом путем голосования.

Может ли председатель комитета по конкурсным торгам быть ответственным лицом за проведение допороговых закупок?

Да, может. Но не как председатель комитета по конкурсным торгам, а как работник заказчика.

В таком случае для законного проведения публичных электронных закупок в учреждении необходимо издать приказ (приказы) об утверждении положения о тендерном комитете и об утверждении состава тендерного комитета по назначению председателя этого комитета. А для обеспечения проведения допороговых закупок издать приказ об определении ответственного лица (в данном случае это будет тот работник, который назначен другим приказом председателем тендерного комитета), определении его функций, обязанностей и прав. Также для обеспечения организации и проведения допороговых закупок заказчик может утвердить положение о проведении таких закупок.

В бюджетном учреждении создан комитет по конкурсным торгам в соответствии с Законом № 1197. Можно ли после 01.08.2016 г. такой комитет оставить в прежнем составе для выполнения требований Закона № 922?

Имейте в виду, что для обеспечения проведения публичных электронных закупок заказчик должен утвердить состав тендерного комитета. При этом в состав тендерного комитета заказчик может включить тех же работников, которые ранее были включены в состав комитета по конкурсным торгам.

Кстати, если бюджетное учреждение до 01.08.2016 г. будет иметь незавершенные закупки, начатые в соответствии с Законом № 1197, то на период завершения «старых» закупок заказчику не нужно отменять Положение о комитете по конкурсным торгам и приказ (распоряжение) о составе комитета по конкурсным торгам.

То есть у таких заказчиков в августе этого года сложится ситуация, когда будут одновременно работать два комитета: конкурсный и тендерный. Кстати, председателем каждого из указанных комитетов, секретарем и членами комитетов могут быть назначены одни и те же работники заказчика. Но будут действовать такие работники в двух разных комитетах в рамках разных положений об этих комитетах.

Как правильно утвердить Положение о тендерном комитете: приказом ректора или протоколом тендерного комитета?

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона № 922 состав тендерного комитета и положение о тендерном комитете утверждаются решением заказчика. Следовательно, в данном случае Положение о тендерном комитете утверждают приказом ректора.

Кто имеет право налагать свою электронную подпись в случае отсутствия секретаря тендерного комитета (отпуск, больничный) (кроме председателя комитета и его заместителя) при обнародовании документов в электронной системе закупок?

В таком случае следует определить также лицо из состава членов тендерного комитета, которое будет исполнять обязанности секретаря на период его отсутствия (например, во время пребывания на больничном, в командировке, отпуске). Определить такое лицо для выполнения функций секретаря комитета должен председатель тендерного комитета.

При этом именно на такого определенного работника необходимо будет получить электронную подпись. А, чтобы в будущем не затягивать с проведением торгов, советуем сразу получить электронную цифровую подпись на секретаря тендерного комитета и еще на одного члена комитета.

В каких случаях назначается уполномоченное лицо, а в каких — тендерный комитет?

Для организации и проведения процедур закупок заказчик создает тендерный комитет (комитеты) или определяет уполномоченное лицо (лиц). Следовательно, заказчик сам принимает решение, или назначить для проведения торгов тендерный комитет, или определить уполномоченное лицо.

А назначить ответственным по допороговым закупкам, если тендерными закупками будет заниматься тендерный комитет, заказчик может любого своего работника, в том числе и входящего в состав тендерного комитета. При этом закупать на «допорогах» этот работник будет не как член тендерного комитета, а как ответственный за допороговые закупки.

Кто может быть председателем тендерного комитета в местном совете?

Председателем тендерного комитета в местном совете может быть как его председатель, так и, в частности, заместитель председателя местного совета. При этом заказчику следует учесть, что председатель тендерного комитета должен организовать работу тендерного комитета и должен осуществлять руководство его работой. В то же время председатель тендерного комитета несет персональную ответственность за выполнение возложенных на комитет функций.

Имеют ли право быть членами тендерного комитета работники сельского совета, если они являются депутатами сельского совета?

Да. Тендерный комитет — это служебные (должностные) и другие лица заказчика, назначенные ответственными за организацию и проведение процедур закупки в соответствии с Законом № 922. В случае, если количество служебных (должностных) лиц в штатной численности работников заказчика меньше пяти, в состав тендерного комитета должны входить все служебные (должностные) лица заказчика.

При этом не могут входить в состав тендерного комитета и/или определяться уполномоченными лицами должностные лица и представители участников, члены их семей, а также народные депутаты Украины, депутаты Верховной Рады АР Крым и депутаты городского, районного в городе, районного, областного совета.

Нужно ли членам тендерного комитета иметь сертификат о прохождении курсов повышения квалификации в сфере госзакупок? Каков срок действия такого сертификата?

Как предусмотрено Законом № 922, председатель, секретарь и другие члены тендерного комитета, уполномоченные лица могут пройти обучение по вопросам организации и осуществления закупок. Следовательно, наличие указанного сертификата является необязательным. Однако мы бы советовали пройти такое обучение, учитывая серьезные и частые изменения закупочного законодательства.

Закупки, начатые в соответствии с Законом № 1197, и закупки через Prozorro должен проводить один тендерный комитет? Можно ли создавать несколько комитетов в учреждении?

«Бумажные» государственные закупки, начатые в соответствии с Законом № 1197, должен завершать комитет по конкурсным торгам заказчика. А уже электронные публичные закупки через Prozorro в соответствии с Законом № 922 должен начинать новый тендерный комитет. Мы уже отмечали, что определенный период у заказчиков могут одновременно работать два комитета: конкурсный и тендерный. Кстати, председателем каждого из указанных комитетов, секретарем и членами комитетов могут быть назначены одни и те же работники заказчика. Но действовать такие работники будет в двух разных комитетах в рамках разных положений об этих комитетах.

Что касается того, сколько в учреждении можно создать тендерных комитетов, то этот вопрос заказчик решает по своему усмотрению. Так, в зависимости от особенностей своей деятельности и от объема закупок, осуществляемых в течение года учреждением-заказчиком, заказчик может создать несколько тендерных комитетов. О таком праве заказчика указано в п. 2.1 Примерного положения.

О регистрации на электронных площадках

Нужно ли заказчику уплачивать 0,01 грн. при авторизации (регистрации) на электронной площадке?

Нет. Заказчик бесплатно через авторизованные электронные площадки обнародует на веб-портале Уполномоченного органа в порядке, установленном Уполномоченным органом и Законом № 922, информацию о закупке.

Процедура размещения информации о публичных закупках, которая обнародуется на веб-портале Уполномоченного органа по вопросам закупок в составе электронной системы закупок, предоставления информации, документов, обращений и жалоб и получения сообщений через электронную систему закупок, определена в Порядке размещения информации о публичных закупках, утвержденном приказом Минэкономразвития от 18.03.2016 г. № 477.

Кроме того, согласно Порядку № 166 авторизация на электронной площадке для заказчика должна быть бесплатной.

Нужно ли делать электронные ключи и где их заказать?

Да, для работы в электронной системе закупок Prozorro необходимо иметь электронную цифровую подпись. Как указано в п. 2 приказа № 490, после внесения всей обязательной информации, предусмотренной формой документа, на нее налагается электронная цифровая подпись.

Перечень аккредитованных центров сертификации ключей (далее — АЦСК), которые выдают ЭЦП в Украине, ведет Центральный удостоверяющий орган Минюста. Информацию об АЦСК заказчик может найти на официальном веб-сайте указанного органа по адресу: czo.gov.ua/ca-regіstry.

Вместе с тем заказчику следует выяснить в службе поддержки электронной площадки, через которую он планирует проводить электронные публичные закупки, какие именно АЦСК поддерживают эту площадку, чтобы заказать ЭЦП в одном из таких АЦСК.

Практические советы по получению и применению электронной цифровой подписи бюджетными учреждениями — заказчиками вы найдете в материале «Применение электронной цифровой подписи в публичных закупках» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 24, с. 16).

Электронные ключи подписей нужно изготовлять для всех членов тендерного комитета или достаточно изготовить для председателя и секретаря?

Советуем заказчикам оформить электронную цифровую подпись для председателя, секретаря тендерного комитета и еще одного члена тендерного комитета.

Нужно ли изготовлять электронный ключ печати?

Нет. Поскольку в приказе № 490 не указано, что после внесения всей обязательной информации, предусмотренной формой документа, на документ налагают электронную печать, а только предусмотрено, что налагается электронная цифровая подпись.

Можно ли заказчику работать на нескольких площадках? Например, годовой план закупок обнародовать на одной, а процедуру закупок объявить на другой?

Да. При этом заметим, что завершать процедуру закупки заказчик должен на той же площадке, на которой начал. При этом заказчик может одни торги проводить на одной площадке, а другие — на другой.

С чего начать, чтобы не ошибиться при выборе электронной площадки для регистрации?

Требования о том, на какой площадке проводить допороговые и сверхпороговые закупки, указаны в Порядке № 166. Так, в этом Порядке предусмотрены разные уровни аккредитации оператора авторизованной электронной площадки, согласно которым он может предоставлять услуги заказчикам и/или участникам. Предусмотрены четыре уровня аккредитации: первые два уровня — для допороговых закупок, а следующие два уровня — для сверхпороговых.

Таким образом, заказчик должен выбрать площадку, аккредитованную по первому и третьему уровням аккредитации,:

— по первому уровню аккредитации электронные площадки предоставляют услуги заказчику в случае осуществления им закупки товаров, работ и услуг, стоимость которых меньше стоимости, предусмотренной ч. 1 ст. 2 Закона № 922;

— по третьему уровню аккредитации электронные площадки предоставляют услуги заказчику, если он проводит процедуры закупок в соответствии с Законом № 922.

На веб-портале www.prozorro.gov.ua размещена информация об электронных площадках, прошедших предварительную авторизацию по четырем уровням аккредитации. Информация о таких электронных площадках была приведена в письме Минэкономразвития от 17.05.2016 г. № 3302-06/14382-07.

Таких электронных площадок шесть:

— Держзакупівлі.Онлайн — оператор ООО «Госзакупки.Онлайн»;

— SmartTender.bіz — оператор ООО «Научно-производственное предприятие «Информационные технологии»;

— zakupkі.prom.ua — оператор ООО «ЗАКУПКИ.ПРОМ. УА»;

— E-tender — оператор ООО «Е-тендер»;

— Publіc Bіd — оператор ООО «ІТ Контракт»;

— NEWTEND — оператор ООО «NEWTEND».

Имейте в виду: для проведения электронных публичных закупок в соответствии с Законом № 922 заказчик должен заключить договор с авторизованной электронной площадкой.

Подробнее о том, как заказчикам выбрать электронную площадку, мы рассказывали в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 24, с. 13.

Нормативные документы

ГКУ Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

ХКУ Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

КУоАП Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон № 1197 Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 20.04.2014 г. № 1197-VII.

Закон № 922Закон Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII.

Закон № 2939 Закон Украины «О доступе к публичной информации» от 13.01.2011 г. № 2939-VI.

Порядок № 35 — Порядок осуществления допороговых закупок, утвержденный приказом ГП «Внешторгиздат Украины» от 13.04.2016 г. № 35.

Порядок № 454 Порядок определения предмета закупки, утвержденный приказом Минэкономразвития от 17.03.2016 г. № 454.

Приказ № 490 приказ Минэкономразвития «Об утверждении форм документов в сфере публичных закупок» от 22.03.2016 г. № 490.

ДК 016:2010 Государственный классификатор продукции и услуг ДК 016:2010, утвержденный приказом Госпотребполитики от 11.10.2010 г. № 457.

Примерное положениеПримерное положение о тендерном комитете или уполномоченном лице (лицах), утвержденное приказом Минэкономразвития от 30.03.2016 г. № 557.

Порядок № 166 — Порядок функционирования электронной системы закупок и проведения авторизации электронных площадок, утвержденный постановлением КМУ от 24.02.2016 г. № 166.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше