Темы статей
Выбрать темы

Об отнесении НДС к налоговому кредиту без получения налоговой накладной

Государственная фискальная служба Украины рассмотрела письмо плательщика налога относительно необходимости регистрации налоговых накладных / расчетов корректировки к налоговым накладным в Едином реестре налоговых накладных (далее — ЕРНН) предприятием — поставщиком коммунальных услуг и, руководствуясь статьей 52 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ), сообщает.

Согласно пункту 11 раздела XX НКУ с 01.02.2015 г. регистрации в ЕРНН подлежат все налоговые накладные и расчеты корректировки к налоговым накладным (в том числе не предоставляемые покупателю, составленные по операциям по поставке товаров/услуг, освобожденных от налогообложения) независимо от размера НДС в одной налоговой накладной / расчете корректировки.

В соответствии с пунктом 201.10 статьи 201 НКУ регистрация налоговых накладных и/или расчетов корректировки к налоговым накладным в ЕРНН должна быть осуществлена в течение 15 календарных дней, следующих за датой возникновения налоговых обязательств, отраженных в соответствующих налоговых накладных и/или расчетах корректировки. В случае нарушения этого срока применяются штрафные санкции согласно пункту 1201.1 статьи 1201 НКУ.

Сумма, на которую плательщики НДС имеют право зарегистрировать налоговые накладные и/или расчеты корректировки в ЕРНН (далее — регистрационная сумма), исчисляется по формуле, определенной пунктом 2001.3 статьи 2001 НКУ.

Такая регистрационная сумма формируется за счет сумм НДС, указанных у полученных налоговых накладных, зарегистрированных в ЕРНН, а также сумм, уплаченных при ввозе товаров на таможенную территорию Украины.

Кроме того, в соответствии с пунктом 9 Порядка электронного администрирования НДС, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 16 октября 2014 года № 569, в увеличение регистрационной суммы также учитываются суммы субвенций из государственного бюджета, перечисляемые плательщику налога для погашения задолженности по разнице в тарифах.

В случае недостаточности регистрационной суммы для регистрации налоговых накладных в ЕРНН плательщик должен пополнить электронный счет средствами с собственного текущего счета.

Относительно формирования налогового кредита следует отметить, что согласно подпункту «а» пункта 198.1 статьи 198 НКУ в состав налогового кредита относятся суммы налога, уплаченные/начисленные в случае осуществления плательщиком налога операций по приобретению или изготовлению товаров (в том числе в случае их ввоза на таможенную территорию Украины) и услуг.

В соответствии с пунктом 201.10 статьи 201 НКУ при осуществлении операций по поставке товаров/услуг плательщик налога — продавец товаров/услуг обязан в установленные сроки составить налоговую накладную, зарегистрировать ее в ЕРНН и предоставить покупателю по его требованию.

Налоговая накладная, составленная и зарегистрированная в ЕРНН плательщиком налога, осуществляющим операции по поставке товаров/услуг, является для покупателя таких товаров/услуг основанием для начисления сумм налога, относящихся к налоговому кредиту.

Кроме того, основанием для начисления сумм налога, относящихся в состав налогового кредита без получения налоговой накладной, могут быть документы, определенные в пункте 201.11 статьи 201 НКУ, а именно:

а) транспортный билет, гостиничный счет или счет, выставляемый плательщику налога за услуги связи, другие услуги, стоимость которых определяется по показаниям приборов учета, содержащим общую сумму платежа, сумму налога и налоговый номер продавца, кроме тех, форма которых установлена международными стандартами;

б) кассовые чеки, содержащие сумму полученных товаров/услуг, общую сумму начисленного налога (с определением фискального номера и налогового номера поставщика). При этом с целью такого начисления общая сумма полученных товаров/услуг не может превышать 200 гривень в день (без учета налога);

в) бухгалтерская справка, составленная в соответствии с пунктом 36 подраздела 2 раздела XX НКУ;

г) налоговая накладная, составленная плательщиком налога в соответствии с пунктом 208.2 статьи 208 НКУ и зарегистрированная в ЕРНН.

Таким образом, если счет, выставляемый плательщику налога за предоставленные услуги, стоимость которых определяется по показаниям приборов учета, содержит общую сумму платежа, сумму налога и налоговый номер продавца, то такой счет для получателя услуг является основанием для начисления сумм налога, относящихся в состав налогового кредита без получения налоговой накладной.

Председатель Р. Насиров

Комментарий редакции

НДС по коммунальным услугам можно отражать без налоговой накладной: разъясняет ГФСУ

Комментируемое письмо примечательно тем, что фискалы обратили внимание на правила отражения налогового кредита (далее — НК) получателями коммунальных услуг. А поскольку бюджетные учреждения наряду с обычными предприятиями являются стандартными получателями коммунальных услуг, им тоже будут интересны выводы, представленные в комментируем письме.

Заметим, что ажиотаж вокруг права на НК по коммунальным услугам возник из-за того, что предприятия — поставщики коммунальных услуг регулярно задерживают с регистрацией налоговых накладных (далее — НН). В результате бюджетным учреждениям — получателям таких услуг приходится самостоятельно решать этот вопрос, кто как может, хотя законные основания для отражения НК по коммунальным услугам без НН были уже давно и предусмотрены они в п. 201.11 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ).

Действительно, с одной стороны, среди оснований для отражения НК без НН согласно п. 201.11 НКУ приведен такой документ, как счет, выставляемый плательщику налога за услуги связи, другие услуги, стоимость которых определяется на основании показателей приборов учета, содержащий общую сумму платежа, сумму налога и налоговый номер продавца (кроме тех, форма которых установлена международными стандартами). А поскольку стоимость таких коммунальных услуг, как услуги водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, получаемые бюджетными учреждениями, определяется на основании показателей приборов учета, то этой нормой можно было воспользоваться и раньше.

Однако, с другой стороны, по этому вопросу фискальная служба долго молчала и поэтому мало кто на практике рисковал напрямую руководствоваться нормой, приведенной в п.п. «а» п. 201.11 НКУ.

И вот в комментируемом письме ГФСУ разрешила отражать НК по счетам, выставленным плательщику НДС поставщиками коммунальных услуг за потребленные услуги, стоимость которых определяется по показателям счетчиков.

При этом главное условие — такие счета должны содержать общую сумму платежа, сумму НДС и налоговый номер поставщика.

Все бы было хорошо, но как всегда в любой бочке меда есть ложка дегтя. Не стала исключением и эта ситуация.

Дело в том, что в формулу расчета, приведенную в п. 2001.3 ст. 2001 «Электронное администрирование налога на добавленную стоимость» НКУ, включается только сумма НДС, указанная в полученных НН, которые зарегистрированы в Едином реестре налоговых накладных. При этом документы, заменяющие НН (в данной ситуации — счета за коммунальные услуги), регистрационный лимит не увеличивают. Поэтому для того чтобы такой лимит увеличить, все-таки нужно получить НН от поставщика коммунальных услуг.

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше