Темы статей
Выбрать темы

Нужно ли перезаключать договор о закупке с правопреемником

Дуброва Ярослава, начальник отдела Департамента безопасности ПАО «АК «Киевводоканал»
Заказчиком торгов в начале 2016 года проведена процедура открытых торгов на услуги по очистке (ручная уборка территории района). По результатам закупки заключены договоры о закупке с коммунальными предприятиями (победителями торгов) о предоставлении указанных услуг в 2016 году.
С 01.07.2016 г. коммунальные предприятия будут прекращены путем слияния в управляющую компанию, которая станет правопреемником этих коммунальных предприятий. При этом потребность в предоставлении данных услуг будет существовать до конца 2016 года.
Можно ли перезаключить договоры о закупке на указанные услуги с правопреемником коммунальных предприятий — управляющей компанией до конца 2016 года без проведения новой тендерной процедуры?

Как следует из вопроса, процедура открытых торгов на услуги по очистке проведена и договор о закупке заключен на основании Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 10.04.2014 г. № 1197-VII (далее — Закон № 1197).

Так, согласно п. 4 ч. 1 ст. 1 этого Закона договор о закупке — это договор, который заключается между заказчиком и участником по результатам проведения процедуры закупки и предусматривает предоставление услуг, выполнение работ или приобретение права собственности на товары.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Закона № 1197 договор о закупке заключается заказчиком в письменной форме в соответствии с положениями Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV (далее — ГКУ) и Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV (далее — ХКУ) с учетом особенностей, определенных данным Законом.

Заметим: согласно ч. 5 ст. 40 Закона № 1197 условия договора о закупке не должны отличаться от содержания предложения конкурсных торгов или ценового предложения (в том числе цены за единицу товара) победителя процедуры закупки.

В соответствии с ч. 1 ст. 638 ГКУ договор является заключенным, если стороны в надлежащей форме достигли согласия по всем его существенным условиям. Существенными условиями договора являются условия о предмете договора, условия, которые определены законом как существенные или являются необходимыми для договоров данного вида, а также все те условия, по которым по заявлению хотя бы одной из сторон должно быть достигнуто согласие.

Следует обратить внимание на то, что с указанной нормой ГКУ корреспондирует норма ч. 2 ст. 180 ХКУ. Одновременно заметим, что в ч. 3 ст. 180 ХКУ предусмотрено обязательное согласование сторонами хозяйственного договора при его заключении таких условий, как:

1) предмет (наименование (номенклатура, ассортимент), количество продукции (работ, услуг), требования к их качеству);

2) цена;

3) срок действия договора.

Важно: существенные условия договора о закупке заказчик не может изменять после его подписания до выполнения обязательств сторонами в полном объеме. Исключительный перечень случаев, когда такое изменение возможно, предусмотрен законодателем в ч. 5 ст. 50 Закона № 1197.

Одновременно заметим, что в соответствии с требованиями ГКУ договор является обязательным для выполнения сторонами ( ч. 1 ст. 629).

Вместе с тем согласно ч. 1 ст. 526 ГКУ обязательство должно выполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требованиями этого Кодекса, других актов гражданского законодательства, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота или другими обычно выдвигаемыми требованиями.

Должник обязан выполнить свою обязанность, а кредитор — принять выполнение лично, если иное не установлено договором или законом, не следует из сути обязательства или обычаев делового оборота ( ч. 1 ст. 527 ГКУ).

При этом в соответствии с ч. 1 ст. 528 ГКУ выполнение обязанностей может быть возложено должником на другое лицо, если из условий договора, требований этого Кодекса, других актов гражданского законодательства или сути обязательства не следует обязанность должника выполнить обязательство лично. Заметим, что с указанной нормой ГКУ корреспондируется ч. 1 ст. 194 ХКУ.

Таким образом, из комплексного анализа требований законодательства ( Закона № 1197, ГКУ и ХКУ) следует, что договор о закупке должны выполнять стороны договора, а именно: заказчик и участник — победитель процедуры закупки (в нашем случае — коммунальные предприятия), кроме случаев, когда договор содержит положение о том, что соответствующие его условия выполняют другое(ие) лицо(а), в частности, о привлечении субподрядчиков.

Но как действовать заказчику в нашей ситуации, поскольку, как видим, с 01.07.2016 г. коммунальные предприятия будут прекращены путем слияния в управляющую компанию, которая будет правопреемником указанных коммунальных предприятий района?

В таком случае следует обратить внимание на положения действующего законодательства относительно правопреемства юридических лиц.

Так, в ч. 1 ст. 205 ХКУ предусмотрено, что хозяйственное обязательство прекращается невозможностью выполнения в случае возникновения обстоятельств, за которые ни одна из его сторон не отвечает, если иное не предусмотрено законом.

В случае невозможности выполнения обязательства полностью или частично обязанная сторона с целью предотвращения невыгодных для сторон имущественных и других последствиям должна немедленно уведомить об этом уполномоченную сторону, которая должна принять необходимые меры по уменьшению указанных последствий. Такое уведомление не освобождает обязанную сторону от ответственности за невыполнение обязательства в соответствии с требованиями закона.

Заметим, что в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 205 ХКУ хозяйственное обязательство прекращается невозможностью выполнения в случае ликвидации субъекта хозяйствования, если не допускается правопреемство по этому обязательству.

Процедурные вопросы по реорганизации субъектов хозяйствования урегулированы нормами ГКУ, а именно: ст. 104 — 112 гл. 7 этого Кодекса.

Так, юридическое лицо прекращается в результате реорганизации (слияния, присоединения, деления, преобразования) или ликвидации. В случае реорганизации юридических лиц имущество, права и обязанности переходят к правопреемникам ( ч. 1 ст. 104 ГКУ).

Таким образом, с 01.07.2016 г. к вновь созданному путем слияния юридическому лицу (управляющей компании) перейдут права и обязанности юридических лиц (коммунальных предприятий), в том числе все обязательства по договорам о закупках, заключенным такими коммунальными предприятиями. Поскольку потребность в предоставлении услуг по очистке будет существовать до конца 2016 года, такие договоры о закупке не нужно расторгать/перезаключать, а вместо этого следует внести в них соответствующие изменения относительно названия, реквизитов нового контрагента-правопреемника.

То есть уже сейчас как можно скорее заказчикам необходимо оформить дополнительные соглашения к договорам о закупке услуг по очистке.

Учитывая это, как видим, проводить новые торги на закупку услуг по очистке заказчикам не нужно.

При этом управляющая компания должна предоставить документы в подтверждение правопреемства (заверенные копии документов, подтверждающих реорганизацию коммунальных предприятий района путем слияния в управляющую компанию, в частности решения уполномоченных органов, учредительные документы и т. п.).

Таким образом, после 01.07.2016 г. управляющая компания будет должником по указанным договорам и в зависимости от условий договоров (если срок действия их не истек в установленном законодательством порядке) должна выполнить обязательства, перешедшие в результате правопреемства к компании, в полном объеме.

Также напомним заказчикам: согласно ч. 1 ст. 10 Закона № 1197 заказчик должен подать для обнародования на веб-портале Уполномоченного органа в порядке, установленном данным Законом, следующие документы:

уведомление о внесении изменений в договор — в случаях, предусмотренных пп. 1, 2, 4, 5 и 8 ч. 5 ст. 40 Закона № 1197, — в течение 3 рабочих дней со дня внесения изменений;

отчет о выполнении договора — в течение 3 рабочих дней со дня окончания срока действия договора, его выполнения или расторжения.

При этом указанные документы заказчики обнародуют на веб-портале: tender.me.gov.ua. Формы указанных документов утверждены приказом Минэкономразвития от 15.09.2014 г. № 1106.

Поскольку в договор о закупке внесены изменения только в части изменения названия одной из сторон договора и реквизитов этой стороны, указанное уведомление о внесении изменений не нужно обнародовать на веб-портале. Вместе с тем, если стороны внесут изменения в существенные условия договора в случаях, указанных нами выше (а именно согласно пп. 1, 2, 4, 5 и 8 ч. 5 ст. 40 Закона № 1197), то уже информацию о таких изменениях необходимо будет заказчику не забыть своевременно обнародовать. Однако имейте в виду: в любом случае не забудьте обнародовать отчет о выполнении договора.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше