Темы статей
Выбрать темы

Электронные закупки: отвечаем на актуальные вопросы

Дуброва Ярослава, начальник отдела Департамента безопасности ПАО «АК «Киевводоканал»
Определенное количество бюджетных учреждений уже являются участниками пилотного проекта по внедрению государственных закупок в электронной форме. Надеемся, что в течение этого короткого времени учреждения ощутили на себе основные преимущества данного проекта. Однако в ближайшее время государственные закупки будут переведены на электронные рельсы в более широком масштабе. Как уже сейчас работать и подготовиться к новым требованиям законодательства? Когда обязательно должны перейти на электронные закупки бюджетные учреждения? Какой стоимостный предел применения электронных закупок и как устанавливать стартовую цену? Какие требования можно прописать для участников процедур? Каковы особенности проведения электронных закупок? Ответы на наиболее актуальные вопросы вы найдете в этом материале.

В соответствии с распоряжением № 501 в Украине реализуется пилотный проект по внедрению процедуры электронных закупок товаров, стоимость которых не превышает сумму, определенную законами № 1197 и 4851 (далее — пилотный проект).

Пилотный проект по внедрению электронных торгов носит название ProZorro (далее — ProZorro), реализация его будет осуществляться до 31.12.2016 г.

Как предусмотрено распоряжением № 501, участники пилотного проекта проводят электронные закупки товаров с использованием автоматизированной информационной системы, которая обеспечивает прозрачность результатов закупок и в состав которой входят центральная база данных, единый модуль аукциона и несколько электронных площадок (сайтов в Интернете), взаимодействующих с центральной базой данных через открытый программный интерфейс (АРI).

При этом в распоряжении № 501 определено, что заказчики самостоятельно принимают решение относительно участия в пилотном проекте.

Несмотря на то, что пилотный проект основан еще в прошлом году, часто, особенно у тех заказчиков, которые только планируют присоединиться к пилотному проекту или же только что присоединились к нему, возникают вопросы, касающиеся механизма осуществления закупок через электронную систему.

Вместе с тем следует обратить внимание на то, что 19.02.2016 г. вступил в силу Закон № 922 (ср. ). Как предусмотрено в разд. IX «Заключительные и переходные положения» этого Закона, он вводится в действие:

с 1 апреля 2016 года — для центральных органов исполнительной власти и заказчиков, осуществляющих деятельность в отдельных сферах хозяйствования;

с 1 августа 2016 года — для всех заказчиков.

Отдельные заказчики путают механизм закупок через пилотный проект и механизм закупок, который будет введен в действие Законом № 922. Поэтому сегодня мы ответим на наиболее актуальные вопросы, касающиеся применения электронных закупок.

О разработке положения о проведении электронных закупок

Нужно ли каждому учреждению создавать свой Регламент (Положение) по проведению электронных государственных закупок в соответствии с Базовым Регламентом ProZorro? Должен ли такой Регламент утвердить орган управления, т. е. наш главный распорядитель бюджетных средств?

Регламент устанавливает правила проведения заказчиками закупок в электронной форме с использованием электронных площадок в рамках пилотного проекта ProZorro и регулирует отношения, возникающие при проведении закупок в электронной системе.

При этом механизм участия заказчика в пилотном проекте зависит от того, как он пропишет условия своего приобщения к пилотному проекту и особенности проведения закупок в системе ProZorro.

Так, заказчик может взять себе Регламент для использования в качестве образца, дополнив его собственными положениями и утвердив собственное положение о проведении электронных государственных закупок через ProZorro.

При этом вопрос о том, кто именно должен разрабатывать и утверждать (заказчик или его орган управления) положение по проведению электронных государственных закупок, не регламентирован. Поэтому такое положение может разработать как орган управления заказчика, так и непосредственно распорядитель бюджетных средств.

В нашем городе каждая больница — это отдельное юридическое лицо. Кто должен разработать Положение по проведению электронных государственных закупок для больницы, являющейся юридическим лицом? Должен ли это сделать городской отдел здравоохранения?

Лучше всего разработать такое Положение заказчику и утвердить его собственным решением, ведь именно заказчику работать по этому Положению. При этом такое Положение может разработать и утвердить орган управления заказчика для своих подведомственных организаций.

О стоимостных пределах для проведения электронных закупок

Обязательно ли проводить торги через ProZorro, если стоимость предмета закупки до 200 тыс. грн.? На самом ли деле до 50 тыс. грн. можно заключать прямые договоры, без использования системы ProZorro?

Поскольку осуществление допороговых закупок через ProZorro — это пилотный проект, то участие в нем не является обязательным для всех заказчиков Украины. Вместе с тем заказчик может приобщиться к этому проекту. При этом, если заказчик утвердит внутреннее положение относительно допороговых закупок через ProZorro, то невыполнение требований такого положения будет невыполнением локального нормативно-правового акта, что может повлечь дисциплинарную ответственность соответствующих работников заказчика.

Вместе с тем для тех заказчиков, для которых Закон № 922 вводится в действие с 01.04.2016 г., станет обязательным проведение торгов через электронную систему в том случае, если стоимость предмета закупки товаров или услуг будет равна или превышать 200 тыс. грн. (с НДС). При этом в случае допороговых закупок заказчику не обязательно проводить электронные торги.

Если ожидаемая стоимость предмета закупки будет от 50 тыс. грн. (с НДС) и до 200 тыс. грн. (с НДС), то заказчику необходимо будет обязательно обнародовать отчет о заключенных договорах в электронной системе.

Согласно нашему Регламенту нижний стоимостный предел применения электронных торгов — 3 тыс. грн. Что имеется в виду: разовая закупка или объем закупок за год? Это стоимость единицы товара или общая сумма, указанная в накладной?

В данном случае нижний стоимостный предел применения электронных торгов — это ожидаемая стоимость предмета закупки (общая сумма закупки), начиная с которой заказчику необходимо применять такие торги через систему ProZorro.

Процедурные вопросы электронных торгов

Какое существует взаимодействие между системой ProZorro и веб-порталом Уполномоченного органа «Государственные закупки»? В частности, в отношении подачи объявлений о проведении процедур закупок, объявления о результатах процедур закупок и т. п.

На сегодняшний день в рамках пилотного проекта ProZorro такого взаимодействия не существует. При этом до введения в действие Закона № 922 указанные две электронных системы должны быть интегрировaны.

Так, п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 922 предусмотрено, что веб-портал Уполномоченного органа по вопросам закупок — это информационно-телекоммуникационная система, в состав которой входят модуль электронного аукциона и база данных и которая является частью электронной системы закупок и обеспечивает создание, хранение и обнародование всей информации о закупках, проведение электронного аукциона, автоматический обмен информацией и документами и пользование сервисами с автоматическим обменом информацией, доступ к которому осуществляется с помощью сети Интернет.

При этом электронная система закупок — это информационно-телекоммуникационная система, обеспечивающая проведение процедур закупок, создание, размещение, обнародование и обмен информацией и документами в электронном виде, в состав которой входят веб-портал Уполномоченного органа, авторизованные электронные площадки, между которыми обеспечен автоматический обмен информацией и документами.

Следует отметить, что в настоящее время создан новый портал prozorro.gov.ua, который тестируется на prozorro.org. В течение марта 2016 года планируется доработать систему в части нового функционала для реализации норм Закона № 922 с 01.04.2016 г.

В то же время заметим, что портал «Государственные закупки» (tender.me.gov.ua) будет продолжать действовать, пока все заказчики не перейдут под действие Закона № 922. При этом время работы портала будет продлено.

Как правильно определить стартовую цену товара?

В первую очередь советуем провести мониторинг рынка, чтобы точнее определить ожидаемую цену закупки в объявлении. Ведь слишком высокая или низкая цена может оттолкнуть потенциальных поставщиков.

В то же время заказчик может проанализировать торги по его предмету закупки, которые уже состоялись на торговых площадках, в частности, в части того, какова была ориентировочная цена, как оформляли документы другие заказчики.

При этом после объявления торгов следует направить ссылку на них как можно большему количеству потенциальных поставщиков.

Есть ли верхний размер количества шагов понижения цены в ходе проведения аукциона?

Заказчик указывает в объявлении сумму, на которую участники снижают свои предложения в течение аукциона. Такая сумма является шагом аукциона. Рекомендованный шаг аукциона 0,5 — 3 % от максимальной суммы объявленной закупки. В системе ProZorro всего проводится 3 раунда аукциона по одинаковым правилам (т. е. три шага понижения цены предложения участником).

Что делать, если система не нашла ни одного продавца?

Заказчик вправе отказаться от проведения закупки, опубликовав соответствующее решение в системе.

Бюджетное учреждение закупает лекарства. Необходимо ли ему каждую позицию прописывать как отдельный лот в системе ProZorro?

Порядок определения предмета закупки утвержден приказом Минэкономразвития от 26.07.2010 г. № 921. Несмотря на то, что через электронную систему ProZorro заказчик осуществляет закупки допороговые, предмет закупки заказчики определяют согласно указанному Порядку. Поскольку любая закупка должна быть запланирована или в годовом плане закупок, или же в приложении к нему (для заказчиков, осуществляющих деятельность в отдельных сферах хозяйствования, — в годовом плане закупок, осуществляемых без проведения процедур закупок).

При этом в соответствии с Инструкцией по заполнению формы годового плана закупок / годового плана закупок, осуществляемых без проведения процедур закупок, утвержденной приказом Минфина от 15.09.2014 г. № 1106, в графе 1 указанной формы указывается наименование предмета закупки, определенного в соответствии с пп. 21, 23 и 27 ч. 1 ст. 1 Закона № 1197 и в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственных закупок (с указанием при наличии показателя десятого знака соответствующего государственного классификатора). В случае определения заказчиком частей предмета закупки (лотов) в соответствии с п. 33 ч. 1 ст. 1 Закона № 1197 в этой графе указываются количество лотов и наименование каждого из них.

Ввиду того, что в приложении к годовому плану закупок (для бюджетных учреждений по допороговым закупкам) или в годовом плане закупок, осуществляемых без проведения процедур закупок (для «монополистов»), предмет закупки определяют аналогичным способом, как и для послепороговых торгов, то и принцип деления на лоты осуществляется именно таким способом. При этом деление предмета закупки на лоты — это право, а не обязанность заказчика.

Вместе с тем заметим, что в рамках пилотного проекта ProZorro Регламентом введены такие ограничения:

— закупка осуществляется без деления на лоты;

— закупка происходит без оформления гарантийного обеспечения.

Каким образом заказчик может узнать, что ему пришел вопрос от участника? Об этом сообщает система ProZorro или заказчику необходимо постоянно мониторить свои закупки?

В соответствии с Регламентом система ProZorro предусматривает выполнение одной функции «Обсуждение закупки» в режиме вопрос-ответ. Все вопросы/ответы хранятся в системе и доступны всем пользователям системы для просмотра, независимо от статуса закупки.

Вопросы участников являются анонимными до окончания аукциона. Это сделано для того, чтобы заказчик не мог даже косвенными методами оценить заинтересованность определенного участника в закупке. С целью сохранения анонимности система не дает возможности присоединения файлов к вопросу. Вопрос должен быть сформулирован только в текстовом виде.

Поэтому заказчик отвечает на вопрос, при необходимости загружает дополнительные файлы в том же порядке, что и в случае размещения/изменения сообщения о проведении закупки.

При этом в зависимости от регламента работы той или иной торговой площадки может отличаться интерфейс функции «Обсуждение закупки». Например, для того чтобы разместить ответ на поступивший вопрос, заказчик выбирает соответствующую закупку и активирует поле, в котором по умолчанию указан текст «Добавить ответ». После заполнения такого поля текстом-ответом заказчику необходимо подтвердить публикацию ответа на площадке.

Можно ли перерегистрироваться с одной электронной площадки на другую? Если учреждение-заказчик решит изменить электронную площадку, сохранится ли за ним история закупок?

Да, можно.

При этом электронная площадка — это аппаратно-программный комплекс (программное обеспечение), функционирующий в сети Интернет, который является частью системы электронных закупок и обеспечивает закупщикам бесплатную регистрацию и пользование сервисами системы электронных закупок с автоматическим обменом информацией относительно процесса закупки товаров на электронных площадках.

Система состоит, в частности, из серверной части в составе центральной базы данных. История закупок заказчика остается в центральной базе данных.

Если процедура закупки через ProZorro уже дважды не состоялась (в связи с отсутствием участников), можно ли осуществить закупку вне системы?

Да, можно. При этом соответствующий механизм такой закупки советовали бы заказчику прописать во внутреннем положении о закупках через ProZorro.

О деятельности тендерного комитета

В каком случае в учреждении создается тендерный комитет, а в каком назначается уполномоченное лицо?

Этот вопрос урегулирован Законом № 922.

Так, для организации и проведения процедур закупок заказчик создает тендерный комитет (комитеты) или определяет уполномоченное лицо (лиц).

В соответствии с п. 33 ч. 1 ст. 1 Закона № 922 уполномоченное лицо (лица) — это служебное, должностное и другое физическое лицо заказчика, определенное ответственным за организацию и проведение процедур закупки в соответствии с этим Законом на основании собственного распорядительного решения или трудового договора (контракта).

Состав тендерного комитета и положение о тендерном комитете утверждаются решением заказчика. Уполномоченное лицо (лица) осуществляет свою деятельность на основании заключенного с заказчиком трудового договора (контракта) или распорядительного решения заказчика. Уполномоченное лицо должно иметь высшее образование.

Отметим, что Закон № 922 не определяет перечня случаев, когда именно заказчик создает тендерный комитет, а в каких назначает уполномоченное лицо.

При этом согласно требованиям Закона № 922 функции тендерного комитета и уполномоченного лица (лиц) одинаковы.

Как и тендерный комитет, так и уполномоченное лицо:

— планирует закупки, составляет и утверждает годовой план закупок;

— осуществляет выбор процедуры закупки;

— проводит процедуры закупок;

— обеспечивает равные условия для всех участников, объективный и честный выбор победителя;

— обеспечивает составление, утверждение и хранение соответствующих документов по вопросам публичных закупок, определенных Законом № 922;

— обеспечивает обнародование информации и отчета о публичных закупках в соответствии с Законом № 922;

— осуществляет другие действия, предусмотренные этим Законом.

Вместе с тем, как предусмотрено ч. 5 ст. 11 Закона № 922, примерное положение о тендерном комитете и уполномоченном лице (лицах) утверждается Уполномоченным органом.

Нужно ли при проведении закупки через систему ProZorro составлять протоколы комитета по конкурсным торгам?

Закупки через систему ProZorrо комитет по конкурсным торгам не проводит, поскольку Типовым положением о комитете по конкурсным торгам, утвержденным приказом Минэкономразвития от 26.07.2010 г. № 916, такие функции для комитета не предусмотрены. Такими закупками может заниматься определенный заказчиком работник.

При этом при проведении закупки через систему ProZorro не предусмотрено составлять протоколы комитета по конкурсным торгам.

Какие требования можно прописать для участников процедур

Можно ли прописывать в квалификационных критериях требования относительно местонахождения участника (например, чтобы участник находился в пределах города заказчика или был зарегистрирован в городе заказчика)?

Не советовали бы прописывать в документации требования о том, чтобы участник находился или был зарегистрирован в пределах города заказчика. Поскольку такое требование контролирующие органы могут квалифицировать как дискриминационное.

Вместе с тем в зависимости от предмета закупки (например, продукты питания) заказчик может предусмотреть в документации соответствующие требования относительно квалификации участника, в частности, документальное подтверждение наличия в собственности или арендованных специально оборудованных холодильными установками складских помещений на определенной территории или специально оборудованных автомобилей для перевозки продуктов питания, требующих соблюдения холодильной цепочки.

Можно ли будет с 1 августа текущего года закупить все медоборудование по одной закупке через ProZorro, если существуют участники, которые имеют возможность продать его по разным предметам закупки?

С 01.08.2016 г. увеличится стоимостный предел применения электронных торгов для всех других заказчиков (кроме органов исполнительной власти и «монополистов», которые будут применять электронные торги уже с 01.04.2016 г.).

Порядок определения предмета закупки утвержден приказом Минэкономразвития от 26.07.2010 г. № 921. При этом, как мы отмечали выше, предмет закупки для допороговых торгов через ProZorro определяется так же, как и для послепороговых закупок, поскольку в формах документов, касающихся планирования таких торгов, предмет закупки определяется по одним и тем же правилам.

Можно ли в тендерной документации прописать свою методику оценки? Как оценивать предложения физических лиц — предпринимателей и обществ, если ФЛП подают цену без НДС?

Так, заказчик прописывает в документации методику оценки предложений по своему усмотрению.

Для оценки участников, одни из которых подают цену без НДС в соответствии с законодательством, а другие — с НДС, заказчик может прописать методику оценки, отметив, что оценка предложений осуществляется на основании сравнения цены без НДС.

После проведения торгов заключаем договор с участником, признанным победителем, но он через несколько дней направляет письмо об увеличении цены, значительно превышающей ценовые предложения, которые были раньше предложены другими участниками, и ожидаемую стоимость.

Как поступить с таким участником, который демпингует цены?

В указанном случае советуем на этапе утверждения конкурсной документации предусмотреть в основных условиях договора порядок изменения цены предмета закупки в случаях, предусмотренных Законом № 922, и ориентировочный (возможный) или конкретный (допустимый) перечень документов, подтверждающих факт изменения цены единицы товара на рынке. Также в порядке изменения цены предусмотреть, что цена за единицу товара будет изменяться пропорционально коэффициенту изменения среднерыночной цены на момент внесения изменений.

Таким образом, участник сможет изменить цену за единицу только на тот процент, на который цена изменилась на рынке по сравнению с предыдущим показателем цены на рынке, а не с демпингованной участником ценой.

При этом рекомендуем предусмотреть ответственность контрагента за невыполнение условий договора, а также право заказчика в одностороннем порядке расторгать договор.

Об отмене торгов и заключении договора о закупке

Можно ли закупить товар по прямому договору в случае, если электронные торги не состоялись? Если нет, то сколько раз необходимо объявлять торги?

Если электронные торги заказчик проводит через ProZorro, то все зависит от того, каким образом прописан механизм таких закупок во внутреннем положении (регламенте) заказчика.

Если же это будут электронные торги в соответствии с Законом № 922, то согласно п. 4 ч. 2 ст. 35 этого Закона одним из оснований применения переговорной процедуры закупки является такое: если заказчиком был дважды отменен тендер из-за отсутствия достаточного количества участников, то при этом предмет закупки, его технические и качественные характеристики, а также требования к участнику не должны отличаться от требований, определенных заказчиком в тендерной документации.

Что делать, если после проведения торгов и определения победителя в системе ProZorro участник отказался от подписания договора, мотивируя это тем, что изменилась цена на его товар?

Заказчик может в случае отказа победителя от подписания договора признать победителем участника, который предоставил следующее ценовое предложение, и заключить с ним договор. Или же в этом случае заказчик может отменить такую закупку в соответствии с его внутренними документами, регулирующими закупки в ProZorro.

После определения победителя оказалось, что в составе комитета есть лицо, связанное с победителем (брат, сестра). Обязательно ли отменять торги?

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 17 Закона № 1197 заказчик должен отказать участнику процедуры закупки в участии в торгах и отклонить предложение этого участника, если он является связанным лицом с другими участниками процедуры закупки и/или с членом (членами) комитета по конкурсным торгам заказчика.

Определение термина «связанное лицо» приведено в п. 19 ч. 1 ст. 1 Закона № 1197. В частности, связанным лицом являются физические лица — члены комитета по конкурсным торгам заказчика и/или члены их семей, которые осуществляют контроль над участниками процедуры закупки или уполномочены осуществлять от имени участника процедуры закупки юридические действия, направленные на установление, изменение или приостановление гражданско-правовых отношений. При этом в п. 19 ч. 1 ст. 1 Закона № 1197 законодатель определил, что следует понимать под осуществлением контроля и какие лица считаются членами семьи для целей данного Закона.

Таким образом, если член комитета по конкурсным торгам заказчика действительно является связанным лицом с участником(ами) процедуры закупки, то заказчик должен принять соответствующее решение согласно Закону № 1197, т. е. отказать участнику процедуры закупки в участии в торгах и отклонить предложение этого участника. При этом, если после отклонения предложения связанного участника к оценке будет допущено менее двух участников, то заказчик отменяет торги на основании абз. 7 ч. 1 ст. 30 Закона № 1197.

Существует ли типовая форма договоров для закупок в ProZorro?

Не существует.

В Законе № 922 предусмотрено, что в случае осуществления закупок товаров, работ и услуг без использования электронной системы закупок при условии, что стоимость предмета закупки равна или превышает 50 тыс. грн. и меньше 200 тыс. грн., заказчики обязательно обнародуют отчет о заключенных договорах в системе электронных закупок. Что это за отчет? По какой формой его составлять?

Отчет о заключенных договорах — это новый документ, предусмотренный Законом № 922. При этом Минэкономразвития как Уполномоченный орган по вопросам закупок должен утвердить форму такого отчета.

Надеемся, что до момента введения в действие Закона № 922 для центральных органов исполнительной власти и заказчиков, осуществляющих деятельность в отдельных сферах хозяйствования, а именно до 01.04.2016 г., Минэкономразвития утвердит соответствующую форму отчета.

Если с 01.08.2016 г. электронные закупки будут обязательными для всех бюджетных учреждений, то можно ли уже сейчас осуществить так называемые тестовые закупки?

Да, можно. Тестовые закупки заказчик может осуществить на одной из торговых площадок, перечень которых можно найти на сайте ProZorro в сети Интернет по адресу : http://prozorro.org/.

Нормативные документы

Закон № 1197 — Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 20.04.2014 г. № 1197-VII.

Закон № 4851 — Закон Украины «Об особенностях осуществления закупок в отдельных сферах хозяйственной деятельности» от 24.05.2012 г. № 4851-VI.

Закон № 922 — Закон Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII.

Распоряжение № 501 — распоряжение КМУ «О реализации пилотного проекта по внедрению процедуры электронных закупок товаров» от 20.05.2015 г. № 501-р.

Регламент — Регламент работы системы пилотного проекта электронных государственных закупок, утвержденный приказом Transparency Internatіonal Ukraіne от 28.10.2015 г. № 5-пр.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше