Темы статей
Выбрать темы

О порядке обложения НДС операции по предоставлению в аренду государственного имущества

Письмо от 03.02.2016 г. № 2216/6/99-99-19-03-02-15

Государственная фискальная служба Украины рассмотрела обращение плательщика налога о порядке обложения НДС операции по предоставлению в аренду государственного имущества и, руководствуясь статьей 52 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ), сообщает.

Организационные отношения, связанные с передачей в аренду имущества государственных предприятий, учреждений и организаций и другого отдельного индивидуально определенного имущества, находящегося в государственной и коммунальной собственности, предприятий, основанных на имуществе, или находящегося в коммунальной собственности, их структурных подразделений, а также имущественные отношения между арендодателями и арендаторами по хозяйственному использованию государственного имущества, имущества, находящегося в коммунальной собственности, регулируются Законом Украины от 10 апреля 1992 года № 2269-XII «Об аренде государственного и коммунального имущества».

Согласно подпунктам «а» и «б» пункта 185.1 статьи 185 НКУ объектом обложения налогом на добавленную стоимость являются операции плательщиков налога по поставке товаров/услуг, место поставки которых в соответствии со статьей 186 НКУ расположено на таможенной территории Украины.

Под поставкой услуг в соответствии с подпунктом 14.1.185 пункта 14.1 статьи 14 НКУ подразумевается любая операция, не являющаяся поставкой товаров, либо другая операция по передаче права на объекты права интеллектуальной собственности и другие нематериальные активы или предоставление других имущественных прав в отношении таких объектов права интеллектуальной собственности, а также предоставление услуг, потребляемых в процессе совершения определенного действия или осуществления определенной деятельности.

В соответствии с пунктом 201.10 статьи 201 НКУ при осуществлении операций по поставке товаров/услуг плательщик налога — продавец товаров/услуг обязан в установленные сроки составить налоговую накладную, зарегистрировать ее в Едином реестре налоговых накладных (далее — ЕРНН) и предоставить покупателю по его требованию.

В то же время подпунктом 196.1.15 пункта 196.1 статьи 196 НКУ определено, что операции по уплате арендной платы или концессионного платежа по договорам соответственно аренды или концессии целостного имущественного комплекса государственного или коммунального предприятия (его структурного подразделения), если арендодателями или концессиедателями по договорам выступают органы государственной власти или органы местного самоуправления, а платежи в соответствии с законом зачисляются в Государственный бюджет Украины или местный бюджет, не являются объектом обложения НДС.

Таким образом, операции по уплате арендной платы за предоставленное в аренду государственное имущество не являются объектом налогообложения при соблюдении следующих условий:

— в аренду предоставляется целостный имущественный комплекс государственного предприятия (его структурного подразделения);

— в качестве арендодателя по договору выступает орган государственной власти;

— арендные платежи в полном объеме зачисляются в Государственный бюджет Украины.

При этом в случае несоблюдения любого из указанных условий операция по уплате арендной платы за предоставленное в аренду государственное имущество подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке по ставке 20 процентов.

В таком случае на дату возникновения налоговых обязательств по НДС государственное предприятие — арендодатель обязано составить налоговую накладную на всю сумму арендной платы, предусмотренную договором аренды (независимо от того, что эта сумма подлежит распределению), и зарегистрировать ее в ЕРНН. В такой налоговой накладной в отдельной строке должна быть выделена сумма НДС, начисляемая на стоимость арендной платы.

Глава Р. Насиров

Комментарий редакции

Когда арендная плата не является объектом обложения НДС

Совсем недавно фискальная служба разъяснила порядок начисления НДС на сумму арендной платы за использование государственного имущества. Такие разъяснения были приведены в письме ГФСУ от 04.02.2016 г. № 2383/6/99-99-19-03-02-15 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 10).

А вот в комментируемом письме фискалы уделили внимание операциям по уплате арендной платы, не являющимся объектом обложения НДС. Что же это за ситуации и какие условия необходимо выполнить для этого? Давайте их рассмотрим и выясним, когда такие условия возможно выполнить.

Основным документом, регулирующим отношения, связанные с передачей в аренду имущества государственных предприятий, учреждений и организаций, предприятий, основанных на имуществе, которое находится в коммунальной собственности, их структурных подразделений, и другого обособленного индивидуально определенного имущества, находящегося в государственной и коммунальной собственности, является Закон Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» от 10.04.92 г. № 2269-XII (далее — Закон). Взаимоотношения, касающиеся аренды государственного имущества, в том числе и порядок перечисления арендной платы в бюджет, сроки внесения арендной платы регулируются договорами аренды.

По общему правилу услуги по предоставлению в аренду облагаются НДС на общих основаниях по ставке 20 % согласно п.п. «б» п. 185.1 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ). При этом учреждение-арендодатель составляет налоговую накладную на общую сумму арендной платы, указанную в договоре аренды, и указывает сумму НДС, исчисленную из полной стоимости арендной платы. В такой налоговой накладной в отдельной строке должна быть выделена сумма НДС, начисляемого на стоимость арендной платы.

Вместе с тем из числа объектов налогообложения исключены операции по уплате арендной платы или концессионного платежа по договорам соответственно аренды или концессии целостного имущественного комплекса государственного или коммунального предприятия (его структурного подразделения), если арендодателями или концессиедателями по договорам выступают органы государственной власти или органы местного самоуправления, а платежи согласно закону зачисляются в Государственный бюджет Украины либо местный бюджет ( п.п. 196.1.15 НКУ).

Для того чтобы арендодатели и арендаторы государственного или коммунального имущества правильно пользовались указанной нормой НКУ, фискальная служба разъяснила, какие условия необходимо выполнить, чтобы операции по уплате арендной платы за предоставленное в аренду государственное или коммунальное имущество не были объектом обложения НДС.

Приведем эти условия и объясним особенности их применения.

1. Объектом аренды является целостный имущественный комплекс государственного предприятия (его структурного подразделения).

Как указано в ст. 4 Закона, целостным имущественным комплексом является хозяйственный объект с завершенным циклом производства продукции (работ, услуг) с предоставленным ему земельным участком, на котором он размещен, автономными инженерными коммуникациями, системой энергоснабжения.

Добавим, что арендодателями целостных имущественных комплексов являются Фонд государственного имущества, его региональные отделения и представительства и органы, уполномоченные органами местного самоуправления управлять таким имуществом (ст. 5 Закона). Как видим, такое имущество касается ограниченного круга арендодателей, потому к бюджетным учреждениям не имеет никакого отношения.

2. В качестве арендодателя по договору выступает орган государственной власти.

Действительно, органы государственной власти и органы местного самоуправления имеют право передавать в аренду закрепленное за ними имущество.

Так, согласно ч. 1 ст. 4 Закона недвижимое имущество органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Украины, Службы безопасности Украины, Государственной пограничной службы Украины, Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, правоохранительных органов и органов доходов и сборов, которое не используется указанными органами для осуществления своих функций, может быть передано в аренду без права выкупа арендатором и передачи в субаренду.

3. Арендная плата в полном объеме зачисляется в государственный или местный бюджеты.

Основным документом, определяющим пропорции распределения арендной платы между бюджетом и арендодателями, является Методика расчета арендной платы за государственное имущество и пропорции ее распределения, утвержденная постановлением КМУ от 04.10.95 г. № 786 (далее — Методика).

Итак, приведем случаи, когда арендная плата в полном размере (т. е. 100 %) зачисляется в государственный или местный бюджеты:

1) в случае когда арендодателем имущества является Фонд государственного имущества, его региональное отделение или представительство, арендная плата направляется в государственный бюджет за:

— целостные имущественные комплексы государственных предприятий;

— имущество, которое не вошло в уставный фонд хозяйственного общества, созданного в процессе приватизации (корпоратизации).

Такой порядок зачисления арендной платы определен в п. 17 Методики;

2) в случае аренды закрепленного за воинскими частями, заведениями, учреждениями и организациями Вооруженных Сил, других воинских формирований, органами, подразделениями, заведениями и учреждениями Госспецсвязи, движимого и недвижимого военного имущества арендная плата направляется в государственный бюджет.

Такой порядок зачисления арендной платы определен в п. 17 Методики и в ст. 8 Закона Украины «О хозяйственной деятельности в Вооруженных Силах Украины» от 21.09.99 г. № 1076-XIV.

Что касается коммунального имущества, то порядок и пропорции распределения арендной платы определяются методиками (положениями), утвержденными органами местного самоуправления.

Таким образом, операции по уплаты арендной платы за предоставленное в аренду государственное имущество не являются объектом налогообложения при соблюдении приведенных выше условий. При этом в случае несоблюдения какого-либо из указанных условий операции по уплате арендной платы за предоставленное в аренду государственное имущество подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке по ставке 20 %.

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше