Темы статей
Выбрать темы

Как провести процедуру закупки коммунальных услуг учреждению-арендодателю

Дуброва Ярослава, начальник отдела Департамента безопасности ПАТ «АК «Киевводоканал»
Бюджетному учреждению утверждены ассигнования по КЭКР 2273 «Оплата электроэнергии» — 138 тыс. грн. (это потребность нашего учреждения без учета расходов на переданные в аренду помещения). В расчете к смете исчислена общая потребность на закупку электроэнергии у поставщика — 270 тыс. грн., из которых 138 тыс. грн. наше учреждение должно уплатить поставщику электроэнергии за счет сметы, а остальные 132 тыс. грн. — за счет средств арендаторов, которые они возместят постепенно в течение года.
В конце 2015 года мы заключили соглашение в размере 20 % от договора на поставку электроэнергии на 2015 год (40 тыс. грн.), а в начале 2016 года провели переговорную процедуру закупки на 98 тыс. грн. (138 тыс. - 40 тыс.). Возможно, на такую ожидаемую стоимость мы не должны были проводить процедуру закупки и заключать указанное соглашение?
Теперь орган Казначейства отказывает в регистрации обязательств по договору о закупке на сумму 98 тыс. грн., мотивируя тем, что подача на регистрацию такого договора с документами о проведении процедуры закупки является бюджетным правонарушением. Кроме того, считают, что Законом № 1197 такой порядок регистрации обязательств предусмотрен только для закупок на сумму 200 тыс. грн. и выше.
Как теперь нам поступить в данной ситуации:
1) необходимо ли отменять процедуру закупки;
2) договор о закупке подавать в Казначейство для регистрации бюджетных обязательств без отметки о том, что проведена процедура закупки, или же забыть о том, что была проведена процедура закупки и в отношении этого договора вести себя так, как будто бы по такому договору мы вовсе не проводили закупку?
Как вообще правильно было действовать в нашей ситуации?

1. В первую очередь обратимся к анализу арендных правоотношений.

Так, организационные отношения, связанные с передачей в аренду имущества, находящегося в коммунальной собственности, и имущественные отношения между арендодателями и арендаторами в отношении хозяйственного использования указанного имущества регулируются Законом Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» от 10.04.92 г. № 2269-XII и оформляются договором аренды.

При этом порядок расчетов за потребленные коммунальные услуги между арендатором и арендодателем в обязательном порядке закрепляется отдельным договором, типовую форму которого Фонд государственного имущества утвердил приказом «Об утверждении договоров аренды» от 23.08.2000 г. № 1774.

Заметим, что стоимость потребленных коммунальных услуг арендатор возмещает отдельно. Это связано с тем, что в п. 3 Методики расчета арендной платы за государственное имущество и пропорции ее распределения, утвержденной постановлением КМУ от 04.10.95 г. № 786, определено: в плату за аренду индивидуально определенного имущества не включаются расходы на содержание арендованного имущества и плата за услуги, которые в соответствии с заключенными соглашениями обязуются предоставлять арендатору государственное предприятие, организация, хозяйственное общество, на балансе которых находится это имущество.

При этом суммы, полученные от арендаторов в качестве возмещения стоимости потребленных ими коммунальных услуг, бюджетное учреждение — арендодатель направляет на восстановление своих расходов по оплате коммунальных услуг.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что при предоставлении помещения в аренду для бюджетного учреждения — арендодателя существует потребность в закупке коммунальных услуг на общую стоимость таких услуг, включая коммунальные услуги для обеспечения собственной деятельности и обеспечения коммунальными услугами арендаторов.

Таким образом, в описанной ситуации у заказчика существовала потребность в закупке электроэнергии у поставщика на общую сумму 270 тыс. грн. К тому же именно арендодатель заключает договор с поставщиком электроэнергии и осуществляет с ним расчеты.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 10.04.2014 г. № 1197-VII (далее — Закон № 1197) стоимостный предел для проведения закупок по товарам и услугам составляет 200 тыс. грн.

Учитывая указанное выше, закупку электроэнергии при расходах, превышающих 200 тыс. грн., учреждению необходимо было проводить на общую сумму расходов по оплате потребленной электроэнергии (т. е. с учетом расходов арендаторов).

Ввиду того, что заказчик в 2015 году продолжил действие предыдущего договора о закупке на 40 тыс. грн., ему нужно было в начале 2016 года объявить торги для закупки электрической энергии на ожидаемую стоимость 230 тыс. грн. (270 тыс. - - 40 тыс.), включающую стоимость электроэнергии, которая будет потреблена учреждением, и стоимость электроэнергии, которая должна быть возмещена арендаторами.

2. Относительно правомерности осуществления заказчиком торгов на сумму, которая меньше стоимостных пределов, отметим следующее.

Как предусмотрено ч. 6 ст. 40 Закона № 1197, действие договора о закупке может продлеваться на срок, достаточный для проведения процедуры закупки в начале следующего года в объеме, не превышающем 20 % суммы, определенной в договоре, заключенном в предыдущем году, если расходы на эту цель утверждены в установленном порядке.

Заметим, что в ч. 6 ст. 40 Закона № 1197 законодатель прямо не указывает на то, что эта норма должна применяться заказчиком исключительно в случае проведения процедуры закупки. Вместе с тем в Законе № 1197 отсутствует и положение о том, что для реализации указанной нормы новые торги заказчик должен начать исключительно в какое-то определенное время, например, с 1 января нового года.

Наряду с этим Закон № 1197 не содержит прямого запрета в части его применения к закупкам, стоимостные пределы которых меньше предусмотренных данным Законом.

3. Теперь что касается правомерности действий органа Казначейства.

Следует отметить, что в п. 2.9 гл. 2 Порядка регистрации и учета бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств в органах Государственной казначейской службы Украины, утвержденного приказом Минфина от 02.03.2012 г. № 309 (далее — Порядок № 309), предусмотрен исключительный перечень случаев и оснований, когда органы Казначейства не регистрируют обязательства.

Учитывая указанное, при отказе в регистрации обязательства орган Казначейства должен указать основание такого отказа.

При этом в соответствии с п. 5.4 гл. 5 Порядка № 309 за нарушение бюджетного законодательства в части необоснованного отказа в регистрации или несвоевременной регистрации бюджетных обязательств к органам Казначейства могут применяться меры влияния в соответствии с Бюджетным кодексом Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

Поэтому советуем заказчику напомнить об этом работникам органа Казначейства, которые будут отказывать в регистрации договора о закупке.

4. Теперь давайте разберемся, стоит ли заказчику отменять такую процедуру закупки. Отметим, что основания для отмены процедуры торгов определены в ст. 30 Закона № 1197.

Так, заказчик отменяет торги в случае:

— отсутствия дальнейшей потребности в закупке товаров, работ и услуг;

— невозможности устранения нарушений, возникших из-за выявленных нарушений законодательства по вопросам государственных закупок;

— нарушения порядка обнародования объявления о проведении процедуры закупки, акцепта, объявления о результатах процедуры закупки, предусмотренного Законом № 1197;

— подачи для участия в них менее двух предложений конкурсных торгов, а при осуществлении закупки по рамочным соглашениям с несколькими участниками — менее трех предложений;

— отклонения всех предложений конкурсных торгов согласно Закону № 1197;

— если к оценке допущены предложения менее двух участников.

Учитывая приведенные выше основания, ни одно из них не может быть применено заказчиком в рассматриваемой ситуации. Поэтому в данном случае у заказчика отсутствует законодательное основание для отмены процедуры закупки.

5. Что касается последнего вопроса (забыть о том, что была проведена процедура закупки и в отношении данного договора вести себя так, как будто вовсе не проводилась закупка по такому договору), то так действовать нельзя. Ведь пока процедура закупки полностью не закончена, а именно: не обнародован отчет о результатах проведения процедуры закупки, заказчик обязан выполнять требования Закона № 1197 на общих основаниях.

В заключение хотим посоветовать заказчикам в дальнейшем быть более требовательными при выборе консультантов по вопросам госзакупок. Целесообразно прописывать в договоре на предоставление консалтинговых услуг такими консультантами их ответственность в случаях, если Госказначейство официально откажет регистрировать договор, Антимонопольный комитет удовлетворит жалобу на закупку, суд привлечет к административной ответственности членов комитета по конкурсным торгам по составленным Госфининспекцией админпротоколам и т. п. и такие решения указанных органов вступили в законную силу (не обжалованы и должны выполняться).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше