Темы статей
Выбрать темы

Бухгалтерия отдела образования обслуживает заведения образования: возможно ли это

Станкус Татьяна, заместитель главного редактора газеты «Бюджетная бухгалтерия»
К вам обращается городская объединенная территориальная громада с вопросом, касающимся создания отдела образования городского совета. Мы желаем предоставить статус должностных лиц органов местного самоуправления главному бухгалтеру и работникам бухгалтерии отдела образования и, соответственно, не создавать централизованную бухгалтерию. Могут ли в структуре отдела образования быть как должностные лица органов местного самоуправления (руководитель, главный бухгалтер и бухгалтеры), так и «недолжностные» (методисты, секретарь, инженер, уборщицы и т. п.)? Может ли такая бухгалтерия обслуживать заведения образования, находящиеся на территории объединенной территориальной громады?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, сначала стоит немного углубиться в историю.

Централизованные бухгалтерии были самостоятельными бюджетными учреждениями или входили в состав отделов образования, культуры, здравоохранения, которые вели бухгалтерский учет нескольких бюджетных организаций и учреждений (заведения образования, здравоохранения, культуры и т. п.).

Действовали централизованные бухгалтерии, как правило, при сельских, поселковых или городских советах, но в состав советов не входили, т. е. к органам местного самоуправления не относились.

Со вступлением в силу Закона Украины «О службе в органах местного самоуправления» от 07.06.2001 г. № 2493-III руководящие работники и специалисты органов местного самоуправления приобрели статус должностных лиц.

При этом в п. 1 постановления КМУ «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» от 09.03.2006 г. № 268 было определено, что условия оплаты труда должностных лиц местного самоуправления определяются органом местного самоуправления исходя из условий оплаты труда, установленных для государственных служащих соответствующих категорий.

Поэтому для того, чтобы бухгалтеры централизованных бухгалтерий имели право на получение заработной платы на уровне государственных служащих, им нужно было стать должностными лицами органов местного самоуправления.

Именно с этой целью многие централизованные бухгалтерии были ликвидированы, а бухгалтеры этих бухгалтерий были приняты на вакантные должности специалистов в сельские или другие соответствующие советы.

Кроме того, в случае необходимости в штатное расписание сельских, поселковых, городских советов в установленном порядке можно было ввести должности специалистов по бухгалтерскому учету (главный специалист, специалист и т. п.).

То есть бухгалтеры централизованных бухгалтерий таким образом стали специалистами соответствующих местных советов.

Далее напомним следующее.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций несет собственник или уполномоченный орган, который осуществляет руководство предприятием. Об этом указано в п. 3 ст. 8 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Для обеспечения ведения бухгалтерского учета предприятие самостоятельно избирает формы его организации:

— введение в штат предприятия должности бухгалтера либо создание бухгалтерской службы во главе с главным бухгалтером;

— пользование услугами специалиста по бухгалтерскому учету, зарегистрированного в качестве предпринимателя, который осуществляет предпринимательскую деятельность без создания юридического лица;

— ведение на договорных принципах бухгалтерского учета централизованной бухгалтерией или аудиторской фирмой;

— самостоятельное ведение бухгалтерского учета и составление отчетности непосредственно владельцем или руководителем предприятия. Эта форма организации бухгалтерского учета не может применяться на предприятиях, отчетность которых должна обнародоваться, и в бюджетных учреждениях.

В свою очередь, согласно п. 2 Типового положения о бухгалтерской службе бюджетного учреждения, утвержденного постановлением КМУ от 26.01.2011 г. № 59, бухгалтерская служба образуется как самостоятельное структурное подразделение бюджетного учреждения, вид которого зависит от объема, характера и сложности бухгалтерской работы, — департамент, управление, отдел, сектор, либо в бюджетном учреждении вводится должность специалиста, на которого возлагается выполнение обязанностей бухгалтерской службы. Обязанности бухгалтерской службы может исполнять централизованная бухгалтерия бюджетного учреждения, которой подчинены другие бюджетные учреждения.

Таким образом, можно сделать вывод: если централизованная бухгалтерия отсутствует, то бухгалтеры соответствующего местного совета имеют право вести бухгалтерский учет только операций, связанных с деятельностью самого совета. То есть бухгалтерия местного совета вести бухгалтерский учет других бюджетных учреждений не может.

Также не может вести бухгалтерский учет других учреждений и бухгалтерия отдела образования, если она не является централизованной.

Как отметило Минсоцполитики в письме от 08.11.2013 г. № 1006/13/155-13, в таком случае в штат дошкольных учебных заведений (или других бюджетных учреждений) следует ввести должности бухгалтера (главного бухгалтера) в соответствии с действующими штатными нормативами.

Давайте подведем итог сказанному.

Следует выбирать один из двух путей.

Первый. Отдел образования имеет бухгалтерию, в которой главный бухгалтер и специалисты являются должностными лицами органов местного самоуправления, и такая бухгалтерия ведет бухгалтерский учет операций, которые связаны только с деятельностью самого отдела образования. При таком варианте подчиненным учреждениям и заведениям образования придется иметь в своем штате должности бухгалтеров, которые будут вести бухгалтерский учет таких учреждений и заведений.

При этом законодательство не запрещает иметь в штате отдела образования как должностных лиц местного самоуправления, так и «недолжностных» лиц.

Второй. При отделе образования действует централизованная бухгалтерия. Работники централизованной бухгалтерии не являются должностными лицами местного самоуправления, но они ведут бухгалтерский учет как самого отдела образования, так и всех подчиненных учреждений и заведений образования.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше