Темы статей
Выбрать темы

Ассистент учителя ОУЗ с инклюзивным и интегрированным обучением: устанавливаем оклад и надбавки

Ткаченко Оксана, начальник отдела труда и нормативно-информационного обеспечения Департамента экономики и финансирования
Какой оклад необходимо установить ассистенту учителя общеобразовательного учебного заведения с инклюзивным и интегрированным обучением? Предусмотрены ли действующим законодательством по указанной должности повышение оклада и надбавки?

Прежде чем ответить на поставленные вопросы, кратко напомним, что следует знать об организации инклюзивного обучения в школах.

В соответствии с Концепцией развития инклюзивного образования, утвержденной приказом МОН от 01.10.2010 г. № 912, инклюзивное обучение это комплексный процесс обеспечения равного доступа к качественному образованию детям с особыми образовательными потребностями путем организации их обучения в общеобразовательных учебных заведениях на основе применения личностно ориентированных методов обучения, с учетом индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности таких детей.

В свою очередь, согласно п. 4 Порядка организации инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных заведениях, утвержденного постановлением КМУ от 15.08.2011 г. № 872, решение об образовании классов с инклюзивным обучением принимается руководителем общеобразовательного учебного заведения с учетом образовательных запросов населения при условии наличия необходимой материально-технической и методической базы, соответствующих педагогических кадров и помещений, которые отвечают санитарно-гигиеническим требованиям. Также согласно п. 14 этого Порядка личностно ориентированное направление учебно-воспитательного процесса обеспечивает ассистент учителя, который участвует в разработке и выполнении индивидуальных учебных планов и программ, адаптирует учебные материалы с учетом индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями.

Исходя из приведенного выше, можно сделать вывод: основной целью введения этой должности в учебном заведении является создание коррекционной среды для ребенка с особыми образовательными потребностями. Поэтому вопрос об определении статуса ассистента учителя, нюансах оплаты его труда и другие вопросы, связанные с трудовыми отношениями, являются очень важными.

Перейдем непосредственно к ответам на приведенные вопросы.

Установление оклада. В соответствии с Типовыми штатными нормативами общеобразовательных учебных заведений, утвержденными приказом МОН от 06.12.2010 г. № 1205, в школах, где внедряется инклюзивное обучение, может вводиться должность ассистента учителя для работы с учениками, имеющими недостатки умственного и (или) физического развития, из расчета 0,5 ставки на класс, в котором учатся такие дети. К тому же такой работник имеет статус педагогического работника согласно Перечню должностей педагогических и научно-педагогических работников, утвержденному постановлением КМУ от 14.06.2000 г. № 963.

Должностной оклад ассистенту учителя общеобразовательного учебного заведения с инклюзивным и интегрированным обучением устанавливается в соответствии с постановлением КМУ «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 30.08.2002 г. № 1298 и приказом МОН «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений» от 26.09.2005 г. № 557.

Так, согласно указанным нормативно-правовым актам ассистенту учителя общеобразовательного учебного заведения с инклюзивным и интегрированным обучением может быть установлен 8 — 10-й тарифный разряд по ЕТС. Отметим, что конкретный тарифный разряд (в пределах 8 — 10-го) ассистенту устанавливают по результатам аттестации. О необходимости педагогическим работникам, в том числе и ассистенту учителя, проходить аттестацию, указано в п. 1.1 Типового положения об аттестации педагогических работников, утвержденного приказом МОН от 06.10.2010 г. № 930.

Повышение оклада. Следует иметь в виду, что согласно пп. 28 и 29 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденной приказом Минобразования от 15.04.93 г. № 102, должностные оклады педагогических работников повышаются только в общеобразовательных учебных заведениях (в группах) для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии либо нуждающихся в коррекции физического и/или умственного развития. То есть имеется в виду, что в таком заведении или группе/классе все дети и подростки имеют недостатки или нуждаются в коррекции развития.

Следовательно, повышение должностных окладов педагогическим работникам, работающим в заведениях (классах) с инклюзивным обучением, не проводится.

Надбавки и отпуск. Ассистент учителя общеобразовательного учебного заведения с инклюзивным и интегрированным обучением как педагогический работник имеет право на:

1) надбавку за выслугу лет при наличии соответствующего стажа согласно Порядку выплаты надбавок за выслугу лет педагогическим и научно-педагогическим работникам учебных заведений и учреждений образования, утвержденному постановлением КМУ от 31.01.2001 г. № 78;

2) получение надбавки за престижность труда согласно постановлению КМУ «Об установлении надбавки педагогическим работникам дошкольных, внешкольных, общеобразовательных, профессионально-технических учебных заведений, высших учебных заведений I — II уровней аккредитации, других учреждений и заведений независимо от их подчинения» от 23.03.2011 г. № 373;

3) предоставление ежегодного основного отпуска продолжительностью до 56 календарных дней на основании разд. III приложения к Порядку предоставления ежегодного основного отпуска продолжительностью до 56 календарных дней руководящим работникам учебных заведений и учреждений образования, учебных (педагогических) частей (подразделений) других учреждений и заведений, педагогическим, научно-педагогическим работникам и научным работникам, утвержденному постановлением КМУ от 14.04.97 г. № 346;

4) получение помощи на оздоровление в размере месячного должностного оклада при предоставлении ежегодного отпуска в соответствии с ч. 1 ст. 57 Закона Украины «Об образовании» от 23.05.91 г. № 1060-XII;

5) прочие доплаты и надбавки, гарантированные действующим законодательством для педагогических работников.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше