Темы статей
Выбрать темы

Предоставление платных услуг заведениями и учреждениями культуры

Левичев Александр, заведующий сектором контроля учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, Харьковской объединенной государственной финансовой инспекции
В 2016 году законодатели уделили много внимания предоставлению платных услуг заведениями и учреждениями культуры. Одной из новостей, в частности, стало принятие нового Порядка определения стоимости и предоставления платных услуг заведениями культуры. В связи с этим у наших читателей возникло немало вопросов по поводу того, как правильно определить стоимость платных услуг, предоставляемых заведениями и учреждениями культуры. Итак, давайте разбираться с этими вопросами вместе.

Основы предоставления платных услуг учреждениями и заведениями культуры

Сначала напомним новости 2016 года.

Законом № 911 было внесено ряд изменений в Закон о культуре. Так, в ст. 26 этого Закона теперь записано, что заведения культуры, кроме предусмотренных ранее источников на содержание, содержатся, в частности, за счет средств, полученных за работы (услуги), выполненные заведением культуры на заказ предприятий, учреждений, организаций и физических лиц.

Важно отметить, что такие источники и раньше были разрешены законодательством, а именно — БКУ, но они не были прописаны непосредственно в Законе о культуре.

Заметим, что в случае получения средств от предоставления платных услуг бюджетные ассигнования государственных и коммунальных заведений культуры не уменьшаются.

Также в Законе о культуре теперь уделено внимание положениям относительно предоставления платных услуг учреждениями культуры.

Так, в частности, теперь в Законе четко определено, что размер платы за предоставление платных услуг устанавливается государственными и коммунальными заведениями культуры ежегодно в национальной валюте Украины, т. е. в гривне.

Перечень платных услуг, которые могут предоставлять государственные и коммунальные заведения культуры, утверждает Кабмин. Напомним: на сегодняшний день действующим является Перечень № 1271.

Что же касается порядка предоставления платных услуг, то в 2016 году он обновился. Так, теперь действует Порядок № 1004. Логично, что старый порядок, а именно Порядок № 732, утратил силу.

Новости, которые принес заведениям культуры новый Порядок № 1004, и принципиально новые требования к предоставлению платных услуг и определению их стоимости, по сравнению со старым Порядком № 732, мы рассматривали в комментарии к Порядку № 1004 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 5, с. 8).

Отметим, что руководители государственных и коммунальных заведений культуры должны установить перечень платных услуг, которые предоставляются конкретными заведениями культуры, с указанием времени, места, способа и порядка предоставления каждой из услуг, расчета их стоимости и лица, ответственного за их предоставление.

Также заметим, что заведения культуры обязаны:

— бесплатно предоставлять заказчику полную, доступную и достоверную информацию о порядке и условиях предоставления конкретной платной услуги, ее стоимости, порядке и сроке оплаты;

— обнародовать информацию о стоимости услуг, действующей на дату предоставления услуги, с применением информационных средств (реклама, информационная доска, веб-сайт заведения и т. п.).

Поэтому не забудьте предусмотреть на это средства в смете по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)».

Основанием для предоставления платных услуг заведениями культуры может быть заявление или договор.

Так, согласно п. 5 Порядка № 1004 платные услуги предоставляются заведениями культуры:

— по письменному заявлению заказчика, в котором указываются срок предоставления платной услуги, вид платной услуги согласно Перечню № 1271, а также: для физических лиц — фамилия, имя и отчество, место проживания; для юридических лиц — наименование юридического лица и его местонахождение;

— в соответствии с договором, расчетным документом (кассовый чек, товарный чек, билет, талон, квитанция и т. п.), удостоверяющим стоимость понесенных в связи с предоставлением платной услуги расходов.

Кроме того, платные услуги заведениями культуры могут предоставляться по факту их оплаты.

В случае, если согласно действующим нормативно-правовым актам заказчик имеет право осуществлять оплату услуги частями, в соответствующем договоре указываются все суммы и сроки уплаты.

Оплата за услуги может производиться как в наличной, так и в безналичной форме.

Кроме наличных денег, оплата услуг может осуществляться в безналичной форме путем предварительной оплаты через банк или отделение почтовой связи. При этом подтверждением оплаты услуг является платежный документ (квитанция, платежное поручение) с отметкой банка или отделения почтовой связи о перечислении средств.

Также отметим, что средства, проступившие от предоставления платных услуг, зачисляются на:

— специальные регистрационные счета, предназначенные для зачисления в специальный фонд государственного бюджета собственных поступлений бюджетных учреждений, открытые в органах Казначейства заведениям культуры, являющимся распорядителями средств государственного бюджета, и используемые в соответствии с бюджетным законодательством;

— специальные регистрационные счета, предназначенные для зачисления в специальный фонд соответствующих бюджетов собственных поступлений бюджетных учреждений, открытые в органах Казначейства заведениям культуры, являющимся распорядителями средств местного бюджета, и используемые в соответствии с бюджетным законодательством.

Определение стоимости платных «культурных» услуг

Напомним, что расчет стоимости платных услуг заведения и учреждения культуры проводят самостоятельно.

Это обусловлено тем, что в соответствии с п. 1 ст. 11 Закона № 5007 свободные цены устанавливаются субъектами хозяйствования самостоятельно с согласия сторон на все товары, кроме тех, по которым осуществляется государственное регулирование цен.

Установление стоимости платной услуги осуществляется на базе экономически обоснованных расходов, связанных с ее предоставлением.

Размер платы за предоставление конкретной услуги определяется на основании ее стоимости, которая рассчитывается на весь срок ее предоставления и в полном объеме.

Стоимость платных услуг определяется отдельно по каждому виду услуг, предоставляемых заведениями культуры, и состоит из расходов, непосредственно связанных с их предоставлением.

Важно! В стоимость платной услуги должны войти абсолютно все расходы, связанные с ее предоставлением.

Изменение стоимости платной услуги может осуществляться в связи с изменением условий ее предоставления, не зависящим от хозяйственной деятельности заведения.

Определенным категориям населения, в частности пенсионерам, инвалидам и т. п., заведения культуры могут предоставлять платные услуги на льготных условиях. Считаем целесообразным прописать в Положении о предоставлении платных услуг категории таких льготников и перечень льгот, на которые они имеют право.

Составляющими стоимости платной услуги являются:

— расходы на оплату труда работников, непосредственно предоставляющих услуги;

— начисления на оплату труда в соответствии с законодательством;

— непосредственные расходы и оплата услуг других организаций, товары или услуги которых используются при предоставлении платных услуг;

— капитальные расходы;

— индексация заработной платы, другие расходы в соответствии с действующим законодательством.

Каждое заведение культуры имеет свои особенности, поэтому перечень статей калькуляции и состав расходов, входящих в такие калькуляционные статьи, каждое заведение культуры устанавливает самостоятельно и определяет их в приказе об учетной политике заведения культуры.

Рассмотрим по очереди каждый вид расходов.

Расходы на оплату труда

К расходам на оплату труда работников, привлеченных к предоставлению платной услуги, включаются размеры должностных окладов, ставок заработной платы (в том числе почасовой оплаты), повышения, доплаты, надбавки и другие выплаты обязательного характера, определенные соответствующими нормативно-правовыми актами.

При формировании расходов на оплату труда могут учитываться выплаты, имеющие поощрительный характер, в порядке, установленном законодательством и коллективными договорами.

То есть в расходы на оплату труда штатных работников, привлеченных к предоставлению платной услуги, включаются как выплаты обязательного характера, так и поощрительные выплаты.

Кроме расходов на оплату труда штатных работников, в стоимость платной «культурной» услуги могут включаться расходы на оплату труда лиц, которые не числятся в штате учреждения или заведения культуры, но привлечены к предоставлению платной услуги. Оплата труда таким лицам осуществляется на основании договоров гражданско-правового характера в тех же размерах и по тем же условиям оплаты труда, по которым осуществляется оплата труда соответствующих штатных работников.

Оплата труда работников, привлеченных в соответствии с гражданско-правовыми договорами к выполнению платных услуг, проводится за фактически выполненный объем работ и период их выполнения, определенный в акте выполненных работ, согласно действующему законодательству.

Также к предоставлению платных услуг могут привлекаться выдающиеся деятели культуры.

В случаях привлечения выдающихся отечественных и иностранных специалистов оплата их труда осуществляется на основании отдельно заключенных договоров гражданско-правового характера.

Количество квалифицированных работников культуры, привлеченных к предоставлению платных услуг, с соответствующими размерами должностных окладов (тарифных ставок, ставок заработной платы), а также количество часов их работы определяется исходя из необходимости учета всего объема выполняемых работ, в соответствии с утвержденными нормами нагрузки или времени, необходимого для выполнения тех или иных видов работ.

При отсутствии утвержденных норм указанные показатели определяются расчетно. При этом данные показатели утверждаются приказом руководителя заведения культуры.

Кроме квалифицированных работников культуры, к предоставлению платных услуг могут привлекаться другие работники, обслуживающие процесс предоставления платных услуг, в частности, экономисты, бухгалтеры, водители, уборщики и т. п. Количество таких работников определяется исходя из необходимости учета всех функций и видов работ, непосредственно связанных с организацией предоставления каждой конкретной платной услуги.

Как указано в п. 3 Порядка № 1004, для определения количества таких работников могут использоваться утвержденные в установленном порядке штатные нормативы, предусмотренные для учреждений и заведений, функционирующих в сфере соответствующей деятельности (общественное питание, бытовое обслуживание, туризм, строительство, транспорт и т. п.), или штатные расписания заведений культуры, утвержденные учреждением вышестоящего уровня в установленном законодательством порядке.

Начисления на заработную плату

Начисление на оплату труда единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — ЕСВ) осуществляется в размерах, предусмотренных действующим законодательством.

Напомним: если раньше для бюджетников ставка ЕСВ в части начислений составляла 36,3 %, то с 1 января 2016 года она составляет 22 %. Поэтому, если стоимость платных услуг рассчитывалась с учетом ЕСВ на уровне 36,3 %, ее необходимо пересчитать исходя из новой ставки ЕСВ.

Непосредственные расходы и оплата услуг других организаций

К непосредственным расходам и оплате услуг других организаций, товары или услуги которых используются при предоставлении платных услуг, относятся материальные расходы, осуществляемые при предоставлении платных услуг заказчикам, а именно расходы на:

— приобретение сырья, материалов, инвентаря, инструментов, запасных частей, медикаментов, расходных материалов к компьютерной и оргтехнике, канцелярских товаров, бланков и другой документации, которые используются при предоставлении платной услуги, горюче-смазочных материалов, химикатов, белья;

— защитные устройства;

— приобретение спецодежды, обмундирования и фурнитуры к ней;

— питание в случаях, предусмотренных законодательством;

— проведение текущего ремонта, технического осмотра и технического обслуживания необоротных материальных активов, используемых для предоставления услуг;

— служебные командировки, связанные с предоставлением платных услуг;

— оплату услуг связи;

— средства сигнализации.

Как указано в п. 5 разд. II Порядка № 1004, расходы на горюче-смазочные материалы, используемые при предоставлении услуг, рассчитываются исходя из допустимых норм потребления топлива в определенных условиях эксплуатации автомобилей, их технических характеристик, продолжительности их работы и в соответствии с Нормами № 43.

При этом заметим, что применение этих Норм не является обязательным. На это обращало внимание ГлавКРУ в своем письме от 11.08.2010 г. № 02-14/1232, в частности: « Приказ Министерства транспорта Украины от 10.02.98 г. № 43 не прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции Украины, в связи с чем считаем, что он является обязательным для выполнения только для предприятий, учреждений и организаций, входящих в сферу управления Минтранса. Другими центральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями должны быть разработаны собственные нормативные документы по нормированию расхода топлива и смазочных материалов в соответствии с законодательством».

Таким образом, учреждения и заведения культуры, как и прочие бюджетные учреждения, при списании горюче-смазочных материалов могут использовать Нормы № 43, однако это не является обязательным и вызвано в первую очередь отсутствием аналогичных норм, утвержденных Министерством культуры Украины.

Если же руководитель заведения культуры примет решение об использовании Норм № 43, то это следует зафиксировать в приказе об учетной политике или же нужно издать отдельный приказ, которым установить, что при списании горюче-смазочных материалов следует использовать Нормы № 43.

Расходы на оплату услуг сторонних юридических и физических лиц, привлекаемых заведениями культуры для предоставления заказчикам услуг на должном уровне, включают оплату выполнения тех обязательных услуг или работ, которые не могут быть предоставлены или выполнены работниками заведений культуры.

Какие расходы под этим понимают? Это, в частности, оплата банковских услуг (в том числе за наличное обслуживание), ветеринарных услуг, услуг по охране, установке пожарной и охранной сигнализации, юридических и информационных услуг, услуг по аренде, установке счетчиков и специального оборудования и их поверке (проверке), гарантийному и послегарантийному обслуживанию, текущему ремонту, которые осуществляются привлеченными юридическими лицами, установке и дальнейшему сопровождению программного обеспечения, услуг связи (в том числе мобильной), услуг интернет-провайдеров и т. п.

Кроме того, отметим, что в эту категорию расходов также включаются отчисления, которые исчисляются исходя из общего размера расходов на оплату труда и не включаются в начисления на оплату труда (например, отчисления профсоюзным организациям), плата за получение лицензий, разрешений, получение которых является необходимым условием для предоставления заказчикам того или иного вида платных услуг, затраты на обязательный медицинский осмотр работников, мероприятия по охране труда и безопасности, охране окружающей природной среды, обязательное страхование транспортных средств, которые осуществляются при предоставлении платных услуг.

Стоимость расходов и оплата услуг других организаций исчисляются на основании установленных действующими нормативно-правовыми актами ставок арендной платы, срока предоставления той или иной платной услуги, площадей, используемых для ее предоставления; других расходов, которые необходимы для предоставления заказанных услуг, норм расходов и тарифов в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормативами, порядка расчета за коммунальные услуги и потребленные энергоносители (за отопительный сезон или равномерно в течение года).

Если же прямой расчет стоимости непосредственных расходов и оплаты услуг других организаций осуществить невозможно, их стоимость определяется исходя из фактических расходов на единицу предоставленной аналогичной услуги, сложившихся в заведении культуры за прошлый отчетный период, с учетом индекса инфляции.

Капитальные расходы

Капитальные расходы учитываются в размере до 10 % в пределах стоимости платной услуги.

При этом в капитальные расходы на приобретение (создание) необоротных активов включаются расходы на обеспечение предоставления заведениями культуры платных услуг, а именно на:

— приобретение или создание основных средств, в частности, производственного оборудования, приборов, механизмов, сооружений, приобретение литературы, обновление библиотечных фондов;

— ремонт, реконструкцию и реставрацию помещений, зданий, сооружений, используемых в заведениях культуры (в том числе приобретение строительных материалов, изготовление проектно-сметной документации);

— приобретение программного обеспечения (в том числе с передачей прав на пользование), авторских и смежных прав.

Также отметим, что включение в цену услуги рентабельности (прибыли) Порядком № 1004 не предусмотрено.

Пример расчета стоимости платных услуг

От теории перейдем к практике. Для примера расчета стоимости платных услуг рассмотрим услуги по подготовке библиографических справок и услуги по оформлению электронных регистрационных документов пользователей библиотеки.

Отметим, что виды таких услуг предусмотрены п. 14 Перечня № 1271.

Для расчета будем использовать такие исходные данные по факту 2015 года:

— оплата труда основного персонала (библиотекари): по общему фонду — 1117321 грн.; по специальному фонду — 3750 грн.;

— оплата труда вспомогательного персонала (бухгалтерия, администратор, хозяйственный персонал): по общему фонду — 581733 грн., по специальному фонду — 1952 грн.;

— приобретение материалов, оборудования и инвентаря: по общему фонду — 211064 грн., по специальному фонду — 1000 грн.;

— оплата услуг (кроме коммунальных): по общему фонду — 95200 грн., по специальному фонду — 815 грн.;

— расходы на командировки: по общему фонду — 1874 грн., по специальному фонду — 145 грн.;

— оплата коммунальных услуг: по общему фонду — 354102 грн., по специальному фонду — 1080 грн.

Рассчитаем процент отношения основных составляющих элементов расходов к оплате труда основного персонала.

Расчет
процентного отношения основных составляющих элементов для исчисления стоимости платных услуг по оформлению электронных регистрационных документов и подготовке библиографических справок на 2016 год, проведенный на основании данных о фактических расходах заведения за 2015 год

Показатели

Фактические расходы, грн.

общий фонд

специальный фонд

итого

процентов к оплате труда основного персонала

Оплата труда основного персонала (библиотекари)

1117321,00

3750,00

1121071,00

100,00

Оплата труда вспомогательного персонала (бухгалтерия, администратор, хозяйственный персонал)

581733,00

1952,00

583685,00

52,06

Приобретение материалов, оборудования и инвентаря

211064,00

1000,00

212064,00

18,92

Оплата услуг (кроме коммунальных)

95200,00

815,00

96015,00

8,56

Расходы на командировку

1874,00

145,00

2019,00

0,18

Оплата коммунальных услуг

354102,00

1080,00

355182,00

31,68

Далее проведем расчет продолжительности предоставления выбранных нами для примера видов платных услуг с учетом Типовых норм времени.

Расчет
продолжительности предоставления платных услуг посетителям заведения в соответствии с Типовыми нормами времени

№ п/п

Название платной услуги

Норма расхода времени

применяемая типовая норма

минут (всего и по составляющим)

1

Оформление электронных регистрационных документов взрослых читателей (первичное)

Пп. 1 и 17 таблицы 5, п. 1 таблицы 7

13 (4 + 6 + 3)

2

Подготовка библиографической справки (по сложности):

2.1

незначительная сложность

Пп. 1 — 4, 14 таблицы 9

19 (3 + 3 + 10 + 2 + 1)

2.2

средняя сложность

Пп. 1 — 4, 14 таблицы 9

31 (3 + 3 + 20 + 3 + 2)

2.3

значительная сложность

Пп. 1 — 4, 14 таблицы 9

48 (3 + 3 + 35 + 5 + 2)

Теперь рассчитаем стоимость определенных нами видов платных услуг.

Для этого нам требуются исходные данные об исполнителе. Они таковы:

Ф. И. О. библиотекаря:

Иванова И. И.

Разряд:

8

Надбавка:

35 %

Выслуга лет:

10 %

Исходя из этого, приведем в таблице месячный фонд оплаты труда исполнителя в гривнях:

Оклад:

1825,00

Надбавка:

638,75

Выслуга лет:

182,50

Всего:

2646,25

Итак, на основании имеющихся данных рассчитаем стоимость платных услуг, предоставляемых заведением культуры.

Расчет
стоимости платных услуг, предоставляемых заведением

Составляющие стоимости

Процент в отношении к оплате труда основного персонала

Оформление электронных регистрационных документов взрослых читателей (первичное), из расчета продолжительности 13 минут

Подготовка библиографической справки (по сложности):

незначительная сложность, из расчета продолжительности 19 минут

средняя сложность, из расчета продолжительности 31 минута

значительная сложность, из расчета продолжительности 48 минут

Оплата труда основного персонала*

100

3,58

5,24

8,54

13,23

Оплата труда вспомогательного персонала**

52,06

1,86

2,73

4,45

6,89

Всего оплата труда

5,44

7,97

12,99

20,12

Начисление ЕСВ (22 % от заработной платы)

Х

1,20

1,75

2,86

4,43

Приобретение материалов, оборудования и инвентаря

18,92

0,68

0,99

1,62

2,50

Оплата услуг (кроме коммунальных)

8,56

0,31

0,45

0,73

1,13

Расходы на командировку

0,18

0,01

0,01

0,01

0,02

Оплата коммунальных услуг

31,68

1,13

1,66

2,70

4,19

Всего текущие расходы

8,77

12,83

20,91

32,39

Капитальные расходы (в соответствии с п. 6 Порядка № 1004), 10 % от вышеизложенных расходов

Х

0,88

1,28

2,09

3,24

Общая стоимость услуги

9,65

14,11

23,00

35,63

* Составляющая «Оплата труда основного персонала» исчислена следующим образом: 2646,25 грн. : 4 недели : 40 часов : 60 минут х «Продолжительность предоставления платной услуги».

** Другие составляющие рассчитаны в соответствующих процентах к «Оплата труда основного персонала».

Таким образом, стоимость оформления электронных регистрационных документов взрослых читателей (первичное) составляет 9,65 грн.

Стоимость подготовки библиографической справки (по сложности):

— незначительная — 14,11 грн.;

— средняя — 23,00 грн.;

— значительная — 35,63 грн.

Имейте в виду, что приведенный пример является условным и каждое заведение культуры при расчете тех или иных платных услуг должно учитывать свои конкретные особенности.

Платные услуги заведений культуры и НДС

Теперь разберемся, какие услуги заведений культуры освобождаются от обложения НДС.

Перечень операций по поставке услуг, освобожденных от НДС, приведен в ст. 197 НКУ.

В соответствии с п.п. 197.1.2 этого Кодекса режим освобождения от налогообложения распространяется на операции по поставке услуг по воспитанию и обучению детей в домах культуры, детских музыкальных, художественных, спортивных школах и клубах, школах искусств.

Также в НКУ предусмотрен отдельный п.п. 197.1.20, согласно которому освобождены от обложения НДС некоторые виды платных услуг, предоставляемые библиотеками. Вот перечень таких освобожденных услуг: поставка библиотеками, находящимися в государственной или коммунальной собственности или в собственности всеукраинских общественных организаций инвалидов, платных услуг по комплектованию регистрационно-учетных документов (билетов, формуляров), пользованию редкими, ценными справочниками, книгами (в том числе ночным абонементом), тематическому подбору литературы по запросу потребителя и предоставлению тематических, адресно-библиографических и фактографических справок.

Однако следует отметить, что не все вышеприведенные платные услуги библиотек, освобожденные от обложения НДС, предусмотрены в Перечне № 1271 (ср. ). Например, платные услуги по пользованию редкими, ценными справочниками, книгами (в том числе ночным абонементом).

Учитывая это, имейте в виду: доходы от платных услуг, которые освобождены от обложения НДС, но которые не упоминаются в Перечне № 1271, не являются собственными поступлениями бюджетного учреждения. В случае предоставления таких услуг доходы, полученные от их потребителей, придется перечислить в доход бюджета, за счет которого содержится учреждение.

Нормативные документы

БКУ — Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон о культуре — Закон Украины «О культуре» от 14.12.2010 г. № 2778-VI.

Закон № 911 Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 24.12.2015 г. № 911-VIII.

Закон № 5007 — Закон Украины «О ценах и ценообразовании» от 21.06.2012 г. № 5007-VI.

Перечень № 1271 — Перечень платных услуг, которые могут предоставляться заведениями культуры, учрежденными на государственной и коммунальной форме собственности, утвержденный постановлением КМУ от 12.12.2011 г. № 1271.

Порядок № 1004 — Порядок определения стоимости и предоставления платных услуг заведениями культуры, учрежденными на государственной и коммунальной форме собственности, утвержденный совместным приказом Минкультуры, Минфина и Минэкономразвития от 01.12.2015 г. № 1004/1113/155.

Порядок № 732 — Порядок предоставления платных услуг заведениями культуры и искусств, утвержденный совместным приказом Минкультуры, Минфина и Минэкономики от 21.12.99 г. № 732/306/152.

Нормы № 43 — Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные приказом Минтранса от 10.02.98 г. № 43.

Типовые нормы времени — Типовые нормы времени на основные процессы библиотечной работы, утвержденные приказом Минкультуры и туризма от 29.12.2008 г. № 1631/0/16-08.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше