Нет, такие действия ошибочны. Рассмотрим все по порядку.
Для ответа на этот вопрос следует обратиться к Национальному положению (стандарту) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 «Основные средства», утвержденному приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202 (далее — НП(С)БУ
«Основные средства»), и Методическим рекомендациям по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденным приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11 (далее — Методрекомендации № 11).
В соответствии с п. 1 разд. ІІ НП(С)БУ «Основные средства» и п. 3 разд. І Методрекомендаций № 11 единицей учета основных средств является объект основных средств, а именно:
— законченное устройство со всеми приспособлениями и принадлежностями к нему;
— конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;
— обособленный комплекс конструктивно соединенных предметов одинакового или разного назначения, которые имеют для их обслуживания общие приспособления, принадлежности, управление и единый фундамент, вследствие чего каждый предмет может выполнять свои функции, а комплекс — определенную работу только в составе комплекса, а не самостоятельно;
— другой актив, отвечающий определению основных средств, или часть такого актива, контролируемая субъектом государственного сектора.
Как следует из вопроса, речь идет об основных средствах и других необоротных материальных активах, которые были переданы сельскому совету в составе работ по реконструкции здания школы.
Согласно п.п. 3.2.3 разд. ІІ НП(С)БУ «Основные средства» в редакции, действовавшей до 10.05.2016 г., субъекты госсектора зачисляли в малоценные необоротные материальные активы предметы стоимостью (без налога на добавленную стоимость), не превышающей 2500 грн., срок использования которых превышает 1 год, и сценично-постановочные средства стоимостью, не превышающей 5000 грн. за единицу (после 10.05.2016 г. cубъекты госсектора зачисляют к малоценным необоротным материальным активам предметы стоимостью (без налога на добавленную стоимость), не превышающей 6000 грн., и срок использования которых превышает 1 год).
Поэтому отдельные объекты основных средств и малоценных необоротных материальных активов, которые были приобретены подрядной организацией и переданы в сельский совет в составе расходов на проведение реконструкции здания школы, должны быть оприходованы как отдельные объекты. Увеличивать стоимость здания на стоимость таких объектов не следует.
При этом отметим, что виды и стоимость строительных материалов и товарно-материальных ценностей, использованных при проведении реконструкции, должны быть указаны в Ведомости ресурсов, прилагаемой к Акту приемки выполненных строительных работ формы № КБ-2в.
Именно в этой Ведомости ресурсов должна быть указана стоимость всех таких товарно-материальных ценностей.
Что касается расходов на проведение непосредственно работ по реконструкции, то по этому поводу отметим следующее.
В соответствии с п. 1 разд. ІІІ НП(С)БУ «Основные средства» расходы на улучшение объекта основных средств (реконструкцию (реставрацию), модернизацию, достройку, дооборудование) увеличивают его первоначальную стоимость в течение всего срока использования, если существует вероятность получения субъектом государственного сектора будущих экономических выгод, превышающих первоначально оцененный уровень его производительности, и/или увеличения потенциала полезности этого объекта.
То есть расходы на строительно-монтажные работы во время реконструкции были правильно добавлены к стоимости здания.
Обратим также внимание на то, что в случаях, когда в результате выполнения ремонтных работ оприходуются основные средства, на них следует открывать новые инвентарные карточки учета основных средств в бюджетных учреждениях типовой формы № ОЗ-6 (бюджет), форма которых утверждена Инструкцией по составлению типовых форм по учету и списанию основных средств, которые принадлежат учреждениям и организациям, содержащимся за счет государственного или местных бюджетов, утвержденной совместным приказом Главного управления Госказначейства и Госкомстата от 02.12.97 г. № 125/70 (далее — приказ № 125/70), и присваивать им инвентарные номера.
Для малоценных необоротных материальных активов открываются инвентарные карточки группового учета основных средств в бюджетных учреждениях типовой формы № ОЗ-9 (бюджет), и им присваиваются номенклатурные номера.
Напоминаем: если на существующих объектах проводились работы по их достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации или капитальному ремонту, то дата проведения таких работ и их стоимость должны быть отражены в инвентарных карточках учета основных средств в бюджетных учреждениях типовой формы № ОЗ-6 (бюджет), открытых на такие объекты. В инвентарную карточку также вносят все качественные и количественные изменения характеристики объекта, произошедшие в результате его реконструкции или модернизации. Об этом речь идет в п. 6 разд. V Методрекомендаций № 11.
Также отметим, что при приемке-передаче основных средств после окончания их реконструкции следует оформлять Акт приемки-передачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов типовой формы № ОЗ-2 (бюджет), утвержденной приказом № 125/70.
Как указано в письме Госказначейства от 11.11.2010 г. № 17-04/2828-21196, акт составляет комиссия, созданная приказом руководителя учреждения, которая принимает объект, в двух экземплярах: один — для учреждения, которое сдает, второй — для учреждения, которое принимает.
Акт утверждается руководителем учреждения, принимающего объект. После оформления акт вместе с технической документацией передается в бухгалтерию (централизованную бухгалтерию).
Такой акт тоже должен быть передан в бухгалтерию сельского совета.
Также помните, что при передаче объектов необоротных материальных активов, оприходованных после проведения реконструкции, в пользование, следует начислить амортизацию в размере 50 % их первоначальной стоимости. Остальные 50 % первоначальной стоимости вы начислите позже — в месяце их изъятия из активов (списания с баланса).
Рассмотрим пример отражения указанных в вопросе операций в бухгалтерском учете.
Пример. Стоимость здания школы, числящегося на балансе сельсовета, составляет 45768 тыс. грн. В марте 2016 года сельсовету переданы работы по реконструкции здания на общую сумму 1952 тыс. грн.
При этом согласно данным Акта приемки выполненных строительных работ формы № КБ-2в и приложенной к нему Ведомости ресурсов расходы на строительно-монтажные работы составили 1860 тыс. грн., расходы на оборудование и инвентарь — 92 тыс. грн. (в том числе парты школьные на сумму 12,3 тыс. грн. (30 шт.), доски школьные — 9,5 тыс. грн. (3 шт.), кровати детские — 45,3 тыс. грн. (30 шт.), шкафы индивидуальные детские — 24,9 тыс. грн. (30 шт.)).
В бухгалтерском учете эти операции надо было отразить так:
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция субсчетов | Сумма, грн. | |
дебет | кредит | |||
1 | Бесплатно переданы работы по реконструкции школы* | 324 | 712 | 1952000 |
364 | 324 | 1952000 | ||
2 | Увеличена стоимость здания школы на стоимость проведенных в ходе реконструкции строительно-монтажных работ | 103 | 364 | 1860000 |
Одновременно | 812 | 401 | 1860000 | |
3 | Оприходованы парты школьные | 113 | 364 | 12300 |
Одновременно | 812 | 401 | 12300 | |
Начислена амортизация в размере 50 % первоначальной стоимости | 841 | 132 | 6150 | |
401 | 841 | 6150 | ||
4 | Оприходованы доски школьные | 106 | 364 | 9500 |
Одновременно | 812 | 401 | 9500 | |
5 | Оприходованы кровати детские | 113 | 364 | 45300 |
Одновременно | 812 | 401 | 45300 | |
Начислена амортизация в размере 50 % первоначальной стоимости | 841 | 132 | 22650 | |
401 | 841 | 22650 | ||
6 | Оприходованы шкафы детские | 113 | 364 | 24900 |
Одновременно | 812 | 401 | 24900 | |
Начислена амортизация в размере 50 % первоначальной стоимости | 841 | 132 | 12450 | |
401 | 841 | 12450 | ||
* Поскольку эта операция осуществлена без оплаты, т. е. в натуральной форме, не позже последнего рабочего дня отчетного месяца следует составить и подать в орган Казначейства Справку о поступлениях в натуральной форме по форме приложения 27 к Порядку казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденному приказом Минфина от 23.08.2012 г. № 938. |