Темы статей
Выбрать темы

О квалификационных требованиях к должности старосты и должностной инструкции

Министерство социальной политики Украины
Письмо от 05.09.2016 г. № 477/13/116-16 (извлечение)

Министерство социальной политики рассмотрело ваше обращение <…> и в пределах компетенции сообщает.

Законом Украины «О местном самоуправлении в Украине» (далее — Закон Украины) определены общие принципы деятельности и статус старосты в органах местного самоуправления.

Согласно статье 141 Закона Украины староста является должностным лицом местного самоуправления. Права и обязанности, порядок его отчетности, другие вопросы, связанные с деятельностью старосты, определяются в Положении о старосте, которое утверждается сельским, поселковым, городским советом соответствующей объединенной территориальной громады.

Законом Украины не определены квалификационные требования (уровень образования, профессия, стаж соответствующей работы) к должности старосты.

В соответствии с Общими положениями Справочника квалификационных характеристик профессий работников, размещенными в Выпуске 1 «Профессии работников, являющиеся общими для всех видов экономической деятельности» (раздел 1 «Профессии руководителей, профессионалов, специалистов и технических служащих») (далее — Выпуск 1), утвержденного приказом Минтруда от 29.12.2004 г. № 336, должностные инструкции составляются для работников всех должностей, предусмотренных в штатном расписании. Исключение могут составлять отдельные должности руководителей, правовое положение которых определено в Уставе (положении) предприятия, учреждения, организации или соответствующего подразделения, где указаны основные задачи, обязанности, права и ответственность за выполнение возложенных на них функций.

Таким образом, поскольку должность старосты является выборной и действует он согласно соответствующему Положению о старосте, утвержденному в установленном порядке, то, по нашему мнению, должностная инструкция на эту должность не составляется.

Для получения более конкретной информации по этому вопросу предлагаем обратиться в Минрегион как главный орган в системе центральных органов исполнительной власти, обеспечивающих формирование и реализующих, в частности, государственную региональную политику в отношении территориальной организации власти, административно-территориального устройства, развития местного самоуправления.

<…>

Директор Департамента А. Товстенко

Комментарий редакции

Должностная инструкция для старосты: есть ли в ней необходимость

В системе органов местного самоуправления ввиду трансформаций в этой сфере появилась новая должность — «староста». Напомним, что об оплатных моментах для этой должности шла речь в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 40, с. 15; 2016, № 38, с. 11. Также отметим, что должность «староста» отнесена к пятой категории должностей в органах местного самоуправления ( абз. 4 п. 1 постановления КМУ «Об отнесении должностей органов местного самоуправления к соответствующим категориям должностей» от 26.10.2001 г. № 1441). Поэтому лицам, занимающим должность старосты, может быть присвоен 11, 10 или 9 ранг ( ст. 15 Закона Украины «О службе в органах местного самоуправления» от 07.06.2001 г. № 2493-III).

Настал черед поговорить и об отдельных кадровых моментах, касающихся должности «староста». Укажем, что профессиональное название работы (должности) «староста» с кодом КП 1229.3 отнесено к группе «Руководящие работники аппарата местных органов государственной власти и местного самоуправления» Классификатора профессий ДК 003:2010, утвержденного приказом Госпотребстандарта от 28.07.2010 г. № 327.

Поскольку должность «староста» фигурирует в указанном Классификаторе профессий, возникает вполне обоснованный вопрос: нужно ли для этой должности разрабатывать должностную инструкцию?

В комментируемом письме Минсоцполитики отвечает: «поскольку староста является выборной должностью и действует согласно соответствующему Положению о старосте, утвержденному в установленном порядке, по нашему мнению, должностная инструкция для этой должности не составляется».

Рассмотрим аргументы, которые использует Минсоцполитики в пользу такого мнения. Так, специалисты этого Министерства обратились к общим нормам трудового законодательства, а именно — к Справочнику квалификационных характеристик профессий работников, утвержденному приказом Минтруда от 29.12.2004 г. № 336 (ср. ). В Общих положениях этого Справочника указано, что должностные инструкции составляются для работников всех должностей, указанных в штатном расписании. Но Министерство также приводит исключающее предписание. Так, как исключение должностная инструкция может не разрабатываться для отдельных руководителей, правовое положение которых определено в Уставе (положении) предприятия, учреждения, организации или соответствующего подразделения, где указаны основные задания, обязанности, права и ответственность за выполнение возложенных на них функций.

Тут же Министерство упоминает про Положение о старосте, разработка которого предусмотрена ч. 4 ст. 141 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР (далее — Закон № 280). Согласно указанной норме Положение о старосте утверждается сельским, поселковым, городским советом соответствующей объединенной территориальной громады. Действительно, в этом Положении предписано определить права и обязанности старосты (основополагающие моменты по этому поводу представлены в ч. 3 ст. 141 Закона № 280), порядок его отчетности, другие вопросы, связанные с деятельностью старосты. По всей видимости, Минсоцполитики считает, что наличия Положения о старосте вполне достаточно, чтобы очертить права и обязанности по должности «староста».

Итог таков: по мнению Минсоцполитики, должностная инструкция для должности «староста» не разрабатывается. Но здесь мы бы не были столь категоричными. Тем более что в комментируемом письме Министерство отсылает за дополнительными разъяснениями к Минрегиону.

По нашему мнению, разработать должностную инструкцию для должности «староста» не будет лишним. Почему? Дело в том, что Положение о старосте носит более общий характер. В то время как в должностной инструкции можно прописать конкретные обязанности и права для определенного старосты. Более того, именно подпись старосты в должностной инструкции свидетельствует о его осведомленности о правах и обязанностях по занимаемой должности. Безусловно, это позволит избежать недоразумений в будущем.

В заключение отметим еще один нюанс, о котором сказано в комментируемом письме: «Законом Украины не определены квалификационные требования (уровень образования, специальность, стаж соответствующей работы) к должности старосты». Объясняется это тем, что староста — специфическая должность, которая является выборной ( ч. 5 ст. 141 Закона № 280). Поэтому считаем, что в должностной инструкции для должности «староста» не прописывают вышеприведенные квалификационные требования по этой должности.

Людмила БЕЛЕВЦОВА, эксперт по вопросам оплаты труда

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше