Темы статей
Выбрать темы

Осуществление публичных закупок: вопросы-ответы

Дуброва Ярослава, консультант по публичным закупкам

О заполнении годового плана закупок

Какую сумму заполнять в годовом плане закупок, а именно в поле «Розмір бюджетного призначення за кошторисом або очікувана вартість предмета закупівлі», в случае, если предмет закупки — капитальный ремонт в соответствии с ДСТУ Б.Д.1.1-1:2013 «Правила определения стоимости строительства»?

Согласно экспертному отчету, который формируется на основании сводного сметного расчета, ожидаемая сумма закупки не превышает 1,5 млн грн., но сумма доведенных лимитов (бюджетных ассигнований) превышает 1,5 млн грн. Намереваемся написать письмо об уменьшении таких лимитов нашему учреждению, но неизвестно, сколько это займет времени. Казначеи советуют указывать сумму закупки на основании экспертного отчета и говорят, что эти суммы должны совпадать.

Такое несоответствие между суммами ассигнований и данными экспертного отчета связано с тем, что в проект было включено приобретение оборудования, не требующего монтажа. Но приобретение такого оборудования мы не смогли провести по КЭКР 3142, потому было принято решение о корректировке проекта, в результате чего изменилась сумма, которая теперь не соответствует доведенным лимитам.

Подскажите, какую сумму следует указать в годовом плане закупок, ведь от этого зависит, проводить нам открытые торги или нет.

Как предусмотрено абз. 2 ч. 1 ст. 2 Закона Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VII (далее — Закон № 922), этот Закон применяется к заказчикам при условии, что стоимость предмета закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 200 тыс. грн., а работ — 1,5 млн грн.

При этом предмет закупки работ определяют согласно разд. ІІI Порядка определения предмета закупки, утвержденного приказом Минэкономразвития от 17.03.2016 г. № 454.

Так, определение предмета закупки работ осуществляется заказчиком в соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 1 Закона № 922 по объектам строительства и с учетом ДСТУ Б.Д.1.1-1:2013 «Правила определения стоимости строительства», утвержденных приказом Минрегионразвития, строительства и ЖКХ от 05.07.2013 г. № 293, а также отраслевых строительных норм ГБН Г.1-218-182:2011 «Ремонт автомобильных дорог общего пользования. Виды ремонтов и перечень работ», утвержденных приказом Госслужбы автодорог от 23.08.2011 г. № 301, с указанием в скобках предмета закупки в соответствии с показателями второй — пятой цифр Национального классификатора Украины ДК 021:2015 «Единый закупочный словарь», утвержденного приказом Минэкономразвития от 23.12.2015 г. № 1749.

Вместе с тем в Законе № 922 нет требования о том, что заказчик планирует ожидаемую стоимость предмета закупки на основании сметы. Поэтому отсутствует требование о том, чтобы суммы ожидаемой стоимости предмета закупки и доведенных лимитов (бюджетных ассигнований) совпадали.

Следовательно, при планировании предмета закупки работ заказчик исходит из ожидаемой стоимости работ, указанной в экспертном отчете, который сформирован на основании сводного сметного расчета. Поскольку сумма таких работ не превышает 1,5 млн грн., то процедуру публичных закупок согласно Закону № 922 не проводят. Кстати, такой предмет закупки заказчик фиксирует в приложении к годовому плану закупок.

Вместе с тем заказчик может провести торги через систему электронных закупок Prozorro. Но не забывайте: при допороговых закупках заказчику необходимо соблюдать принципы осуществления публичных закупок.

О заключении дополнительного соглашения к договору о закупке

Договор о закупке топлива заключен в январе 2016 года на сумму 250 тыс. грн. по старой процедуре закупки. В октябре 2016 года заключаем дополнительное соглашение об изменении цены в размере 10 % согласно ст. 40 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок».

Нужно ли в дополнительном соглашении делать ссылку на Закон Украины «О публичных закупках» и обнародовать отчет о заключенных договорах?

Согласно общему правилу законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени. Как предусмотрено ч. 2 ст. 5 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV (далее — ГКУ), акт гражданского законодательства не имеет обратного действия во времени, кроме случаев, когда он смягчает или отменяет гражданскую ответственность. При этом указано, что актами гражданского законодательства также являются законы Украины ( ч. 2 ст. 4 ГКУ).

Как указано в решении Конституционного Суда Украины от 09.02.99 г. № 1-рп/99, предоставление обратного действия во времени нормативно-правовым актам может быть предусмотрено путем прямого указания об этом в законе или в другом нормативно-правовом акте.

Так, Заключительными и переходными положениями Закона № 922 предусмотрено, что процедуры закупок товаров, работ и услуг, начатые до введения в действие этого Закона, завершаются согласно порядку, действовавшему до введения в действие этого Закона.

Обратите внимание: Закон № 922 не содержит положений о распространении его действия на договоры о закупке, заключенные до 01.04.2016 г. (т. е. до вступления в действие этого Закона для центральных органов исполнительной власти и «монополистов») или же до 01.08.2016 г. (т. е. до вступления его в действие для всех бюджетников).

Учитывая указанное, Закон № 922 на такие договоры не распространяется. Поэтому если стороны выполняют договоры, заключенные по бумажным торгам, то руководствуются условиями таких договоров без применения положений Закона № 922.

Если стороны после вступления в действие Закона № 922 заключают к таким договорам дополнительное соглашение, то следует считаться с тем, что в соответствии с ч. 1 ст. 5 ГКУ акты гражданского законодательства регулируют отношения, возникшие со дня вступления ими в силу.

При этом, как предусмотрено ст. 11 ГКУ, гражданские права и обязанности возникают из действий лиц, предусмотренных актами гражданского законодательства, в частности, из договоров и других правовых сделок.

Учитывая указанное, если стороны дополнительным соглашением вносят изменения в договор о закупке уже после 1 апреля и 1 августа этого года, то к таким правоотношениям они должны применять нормы действующего законодательства, частью которого является и Закон № 922.

Следовательно, вносить изменения в «старый» договор об изменении цены за единицу товара в пределах 10 % заказчик может. В таком случае советуем в договоре сделать ссылку о том, что изменения вносят согласно действующему законодательству. О внесении изменений в «старые» договоры Минэкономразвития рассказало в письме от 27.10.2016 г. № 3302-06/34307-06 (будет опубликовано в одном из следующих номеров нашей газеты).

Вместе с тем следует отметить, что требование ч. 1 ст. 2 Закона № 922 об обнародовании в электронной системе закупок отчета о заключенных договорах касается допороговых закупок при условии, если заказчик для закупки не применяет электронную систему, а заключает прямой договор. То есть отчет о заключенных договорах составлять не нужно, поскольку в данном случае новый договор не заключают, а вносят изменения в предыдущий договор.

Наряду с этим важно обратить внимание: из комплексного анализа действующих норм Закона № 922 и приказа Минэкономразвития «Об утверждении форм документов в сфере публичных закупок» от 22.03.2016 г. № 490 следует, что обязанность обнародования уведомления о внесении изменений в договор, предусмотренный ч. 1 ст. 10 Закона № 922, касается договоров, заключенных по результатам процедур публичных закупок в Prozorro, проведенных тендерным комитетом или уполномоченным лицом.

Вместе с тем обязанность обнародовать уведомление о внесении изменений в договор, заключенный по «бумажным» торгам, была предусмотрена в Законе Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 10.04.2014 г. № 1197-VII, который с 01.08.2016 г. утратил силу. Учитывая это, отсутствуют основания для oбнародования сейчас такого уведомления о внесении изменений в договор в отношении «бумажных» договоров.

Об отчете о заключенном договоре

Законом № 922 предусмотрено, что отчет о заключенных договорах необходимо обнародовать в электронной системе закупок, если закупка не проводилась в системе, т. е. заключен прямой договор.

Каким образом это делать? Как осуществить обнародование такого договора? Какие документы необходимо прикреплять?

Система запрашивает решение о выборе победителя. Какое решение имеется в виду?

Согласно абз. 5 ч. 1 ст. 2 Закона № 922 при осуществлении заказчиком публичных закупок товаров, работ и услуг без использования электронной системы закупок при условии, что стоимость предмета закупки равна или превышает 50 тыс. грн. и меньше стоимости, установленной в абз. 2 и 3 этой части, заказчик обязательно обнародует отчет о заключенных договорах в системе электронных закупок в соответствии со ст. 10 этого Закона.

Прежде всего обращаем внимание на то, что требование об обязанности заказчика обнародовать указанный отчет определяет как одно из условий наличие такой обязанности — стоимость предмета закупки. Указанная норма определена в ч. 1 ст. 2 Закона № 922, которая в целом регулирует вопрос применения данного Закона исходя именно из стоимости предмета закупки, а не из общей суммы заключенного договора.

Согласно ч. 7 ст. 2 Закона № 922 заказчик не имеет права делить предмет закупки на части с целью избежания проведения процедуры открытых торгов или применения этого Закона.

Закон № 922 распространяется на допороговые закупки в части соблюдения принципов осуществления публичных закупок и обнародования отчета о заключенных договорах в указанном выше случае. То есть применением Закона № 922 можно считать обнародование отчета о заключенных договорах.

Следовательно, если заказчик поделит предмет закупки на части и не обнародует отчет о заключенных договорах, в этом может быть усмотрено нарушение требований Закона № 922.

Таким образом, если согласно приложению к годовому плану закупок, утвержденному заказчиком после 01.08.2016 г., стоимость предмета закупки товара, работы или услуги будет равна / будет превышать 50 тыс. грн., но будет меньше стоимостных пределов применения Закона № 922 и заказчик не будет проводить закупку этого предмета закупок через Prozorro, то по таким предметам закупок заказчик должен обнародовать отчет о заключенных договорах в Prozorro.

Следовательно, в первую очередь допороговая закупка должна быть спланирована в приложении к годовому плану закупок. Заказчик должен обнародовать через систему Prozorro приложение в срок 5 календарных дней со дня его утверждения лицом, ответственным за допороговые закупки.

Далее, если заказчик не проводит допороговую закупку через Prozorro, а заключает прямой договор, то в срок 1 календарный день со дня его заключения необходимо обнародовать через систему Prozorro отчет о заключенных договорах.

Форма отчета о заключенных договорах утверждена приказом Минэкономразвития от 22.03.2016 г. № 490. Этим приказом предусмотрено, что на заполненную форму налагается электронная цифровая подпись.

При этом несмотря на то, что в законодательстве предусмотрена для обнародования только утвержденная форма указанного отчета, без присоединения еще каких-либо документов, в самой системе Prozorro такое обнародование реализовано иначе.

Так, алгоритм обнародования указанного отчета через Prozorro реализован следующим образом: электронная система считает, что заказчик как бы провел процедуру закупки и выбрал победителя, а поэтому требует заполнить отдельно информацию о победителе закупки, прикрепить решение заказчика о выборе победителя и заключенном договоре.

Поэтому, поскольку законодательство не содержит определенных требований о размещении через систему Prozorro к отчету о заключенных договорах по допороговым закупкам каких-либо решений заказчика и договора, то отсутствие таких документов в системе не может считаться нарушением, если заказчик в обоих случаях прикрепит только отчет.

Заметьте: система работает таким образом, что пока заказчик не прикрепит хоть какой-то документ и не наложит электронную цифровую подпись, система просто не пустит заказчика дальше на следующий этап, а следовательно, он не сможет обнародовать собственно и сам отчет о заключенных договорах.

О назначении председателя тендерного комитета

Руководителя учреждения назначают председателем тендерного комитета. Кто должен подписать приказ о его назначении?

Для организации и проведения процедур закупок, как предусмотрено Законом № 922, заказчик создает тендерный комитет (комитеты) или определяет уполномоченное лицо (лиц). При этом состав тендерного комитета и положение о тендерном комитете утверждают решением заказчика.

Вместе с тем руководство работой тендерного комитета осуществляет его председатель, а председателя тендерного комитета согласно Закону № 922 назначает заказчик. При этом председатель тендерного комитета организует его работу и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на комитет функций.

Следовательно, руководитель учреждения (заказчика) может назначить председателем тендерного комитета и самого себя путем принятия соответствующего решения в пределах компетенции, например, издания приказа об утверждении состава тендерного комитета.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше