Темы статей
Выбрать темы

О перечислении в доходы бюджета средств за сданные драгоценные металлы

Министерство финансов Украины
Письмо от 20.09.2016 г. № 31-21020-12-10/26694

Министерство финансов Украины рассмотрело письмо <…> и сообщает.

Согласно Бюджетному кодексу Украины к доходам общего фонда Государственного бюджета Украины относятся 80 процентов средств, полученных предприятиями, учреждениями и организациями, содержащимися за счет государственного бюджета, за сданные в виде лома и отходов золото, платину, металлы платиновой группы, драгоценные камни, и 50 процентов средств, полученных этими предприятиями, учреждениями и организациями за сданное в виде лома и отходов серебро.

Указанные средства перечисляются на код классификации доходов бюджета 31020000 «Поступления средств от Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней».

Заместитель Министра — руководитель аппарата Е. Капинус

Комментарий редакции

Сдали лом драгоценных металлов — не забудьте поделиться с государством

Не новость, что металлолом, полученный после демонтажа списанных основных средств, подлежит оприходованию на баланс учреждения с дальнейшей сдачей субъектам хозяйствования, осуществляющим деятельность по сбору и первичной обработке лома металлов. Уничтожать такие материальные ценности запрещено законом. И прежде всего этот запрет касается лома драгоценных металлов и драгоценных камней. На это указывает п. 26 Порядка списания объектов государственной собственности, утвержденного постановлением КМУ от 08.11.2007 г. № 1314 (далее — Порядок № 1314).

Обстоятельно о порядке учета металлолома (в том числе и лома драгоценных металлов) мы рассказывали в статье «Учитываем лом металлов, драгоценных и не очень» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 21).

Напомним: контроль за изъятием из объектов, подлежащих списанию, пригодных узлов и деталей, а также деталей и материалов, которые содержат драгоценные металлы и драгоценные камни, возложен на комиссию учреждения по списанию имущества. Члены такой комиссии определяют количество и массу драгоценных металлов и камней в составе основных средств. Также они контролируют их передачу на склад и оприходование ( п.п. 6 п. 13 Порядка № 1314).

Для учета запасов, удерживаемых с целью дальнейшего распределения, передачи или продажи, в том числе изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденным приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611, предназначен субсчет 261 «Запасы для распределения, передачи, продажи». Таким образом, для обобщения информации о поступлении, движении и выбытии вторичного сырья (лома металлов, макулатуры и т. п.), которое подлежит сдаче специализированному предприятию, бюджетные учреждения должны применять субсчет 261.

Прежде чем оприходовать на баланс металлолом, его необходимо оценить. Так, согласно п. 15 разд. ІІ Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету запасов субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11, запасы, полученные в процессе ликвидации основных средств, оприходуются по чистой стоимости реализации или в оценке возможного их использования. В свою очередь, под чистой стоимостью реализации следует понимать ожидаемую цену реализации запасов в условиях обычной деятельности, за вычетом ожидаемых расходов на реализацию. Поэтому бюджетные учреждения оценивают металлолом, в первую очередь ориентируясь на цены, установленные пунктами приема лома металлов в регионе, а также используя информацию из интернет-источников. Результат такой оценки фиксируют в акте об оценке материальных ценностей произвольной формы. Причем оценка металлолома проводится исходя из его фактической массы (массы брутто).

В то же время следует помнить, что порядок приема, хранения и методы испытаний металлолома черных и цветных металлов специализированными предприятиями установлен в соответствии с требованиями стандартов. Указание на это содержит ч. 11 ст. 4 Закона Украины «О металлоломе» от 05.05.99 г. № 619-XIV (далее — Закон № 619). В частности, такими стандартами являются:

— ДСТУ 3211:2009 / ГОСТ 1639:2009 «Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие технические условия», утвержденный приказом Госпотребстандарта от 05.10.2009 г. № 357 (далее — ДСТУ 3211:2009);

— ДСТУ 4121-2002 «Металлы черные вторичные. Общие технические условия», утвержденный приказом Госстандарта от 30.09.2002 г. № 516 (далее — ДСТУ 4121-2002).

Нормами этих стандартов предусмотрено, что прием металлолома специализированным предприятием осуществляется по массе нетто (по «чистой» массе). При этом масса нетто металла (сплава) в ломе равна разнице между массой брутто и массой транспортного средства, тары и засоренности (п. 7.5 ДСТУ 4121-2002 и п. 14.3 ДСТУ 3211:2009). Процент засоренности в каждом конкретном случае определяется специализированным предприятием при приеме металлолома. Этот показатель зависит от вида лома, его характеристик и других признаков качества.

В связи с этим возникает ситуация, которая сбивает с толку многих бухгалтеров, — когда масса переданного специализированному предприятию металлолома не совпадает с массой принятого лома. Фактически, речь идет о разнице между массой брутто и сторонними примесями (засоренностью) металла. И здесь главное, чтобы эта информация была четко зафиксирована в первичных документах.

В соответствии с ч. 11 ст. 4 Закона № 619 прием промышленного лома от юридических лиц оформляется актом приема. В нем обязательно указывают наименование юридического лица, количество (массу брутто и массу нетто) и источники происхождения металлолома. Безусловно, оплате подлежит только «чистая» (нетто) масса лома.

Таким образом, экземпляр такого акта и будет подтверждением и объяснением расхождений между массой металлолома, оприходованного и переданного специализированному предприятию, и массой металлолома, за которую учреждение получило денежные средства.

Вместе с этим отражать такую разницу в бухучете не нужно. Вы удивитесь: как это? Но все так и есть. Дело в том, что при передаче специализированному предприятию бухгалтер должен списать с баланса металлолом в том количестве (и по той стоимости), в котором он учитывался в бюджетном учреждении. А вот доход от реализации уже будет начислен с учетом массы принятого лома и фактической цены на момент осуществления операции.

Важно! При оприходовании металлолома целесообразно отражать обязательство по передаче его специализированному предприятию. Доход возникает лишь в момент продажи, поэтому и его начисление следует отражать в бухгалтерском учете при реализации металлолома специализированному предприятию.

Учитывая это, при поступлении от ликвидации основных средств металлолома, подлежащего сдаче специализированному предприятию, подавать Справку о поступлении в натуральной форме в органы Госказначейской службы не нужно.

Кстати, о доходах. Здесь важно знать о порядке использования средств, полученных от реализации металлолома.

Средства, полученные за сданные в виде лома и отходов черные, цветные, драгоценные металлы и драгоценные камни, относятся к доходам спецфонда. Такие поступления относятся к подгруппе 4 первой группы собственных поступлений бюджетных учреждений (поступления бюджетных учреждений от реализации имущества). Это определено ч. 4 ст. 13 Бюджетного кодекса Украины от 07.08.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ). Однако это касается только средств, которые согласно законодательству остаются в распоряжении бюджетных учреждений.

В свою очередь, полностью в распоряжении бюджетных учреждений остаются лишь поступления от продажи лома черных, цветных металлов и их сплавов. Тогда как часть средств за сданные лом драгоценных металлов и драгоценные камни полагается перечислить в государственный или местный бюджет в зависимости от того, из какого бюджета финансируется ваше учреждение. Сколько конкретно следует отдать в соответствующий бюджет, определено БКУ. Так, к доходам общего фонда государственного (местного) бюджета относятся ( п. 54 ч. 2 ст. 29 и п. 42 ч. 1 ст. 64 БКУ):

80 % средств, полученных учреждениями за сданные в виде лома и отходов золото, платину, металлы платиновой группы, а также драгоценные камни;

50 % средств, полученных учреждениями за сданное в виде лома и отходов серебро.

Эти средства следует перечислить со специального регистрационного счета на счет по учету поступлений общего фонда государственного (местного) бюджета, открытый по коду классификации доходов 3102000 «Поступления средств от Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней». Именно на этом акцентировал внимание Минфин в комментируемом письме. Собственно, так было и раньше, но прямого указания на это нормы действующего законодательства не содержали. Точнее, в свое время Госказначейство в письме от 11.06.2008 г. № 15-04/1415-9320 указало на необходимость перечисления средств за сданные в качестве лома и отходов драгоценные металлы и драгоценные камни в размерах, определенных законодательством, по этому коду. Однако в тексте этого же письма была оговорка, что приведенный выше порядок перечисления указанного вида платежа действует только в течение 2008 года. И вплоть до недавнего времени никаких официальных разъяснений по этому поводу не было. Отныне же имеем четкое подтверждение от Минфина.

Также не забудьте внести изменения в смету по специальному фонду, если поступления от сдачи лома металлов не были запланированы. Основанием для этого будет справка о подтверждении поступлений на специальные регистрационные счета. Такое требование установлено в абз. 5 п. 49 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228.

На какие же цели бюджетные учреждения могут направить средства от продажи металлолома? Направлениями их использования согласно ч. 4 ст. 13 БКУ являются:

— ремонт, модернизация или приобретение новых необоротных активов и материальных ценностей, покрытие расходов, связанных с организацией сбора и транспортировки отходов и лома на приемные пункты;

— хозяйственные нужды бюджетных учреждений, включая оплату коммунальных услуг и энергоносителей.

В то же время сверхплановые объемы собственных поступлений бюджетных учреждений направляются в первую очередь на погашение задолженности по оплате труда, начислений на заработную плату, стипендий, коммунальных услуг и энергоносителей ( ч. 9 ст. 51 БКУ).

А для того чтобы лучше разобраться с нюансами отражения операций с металлоломом на счетах бухгалтерского учета, приведем условный пример.

Пример. В результате списания непригодного для дальнейшего использования оборудования был изъят и оприходован лом следующих металлов: алюминий в количестве 80 кг (лом цветных металлов) и серебро в количестве 5 г. Цена реализации 1 кг алюминия согласно договору купли-продажи — 27 грн., а цена за 1 г серебра составляет 8 грн.

Факт передачи металлолома специализированному предприятию был засвидетельствован актом приема с указанием сведений о принятом металлоломе: масса брутто алюминия — 80 кг, масса нетто алюминия — 77,6 кг, засоренность — 3 %; масса брутто серебра — 5 г, масса нетто — 5 г, засоренность — 0 %.

Денежные средства за металлолом в сумме 2135,20 грн. (77,6 кг х 27 грн. + 5 г х 8 грн.) поступили на специальный регистрационный счет учреждения. В соответствии с п. 54 ст. 29 БКУ 50 % средств, полученных за сданное серебро, перечислено в государственный бюджет.

В бухгалтерском учете эти операции необходимо отражать следующим образом:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

Оприходован металлолом, подлежащий сдаче специализированному предприятию:

— лом цветных металлов (80 кг х 27 грн.)

261

364

2160

— серебро (5 г х 8 грн.)

261

364

40

2

Передан металлолом специализированному предприятию на основании акта (2160 грн. + 40 грн.)

364

261

2200

3

Начислен доход от реализации за фактически сданное количество металлолома

364

711

2135,20

4

Поступили средства за металлолом на специальный регистрационный счет учреждения

323

364

2135,20

5

Начислена задолженность перед бюджетом за сданное серебро (40 грн. х 50 %) и одновременно откорректирована сумма дохода

711

642

20

6

Перечислена в доход бюджета часть средств, полученных от сдачи серебра

642

323

20

Юлия КРОТ, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше