Темы статей
Выбрать темы

Списываем и утилизируем бактерицидный облучатель

Крот Юлия, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Заведение здравоохранения планирует списать с баланса в связи с непригодностью для дальнейшего использования бактерицидную лампу, которая учитывалась в составе малоценных необоротных материальных активов (на субсчете 113). Какими документами следует оформить эту операцию? И что делать дальше с ультрафиолетовой (бактерицидной) лампой?

Ультрафиолетовые бактерицидные облучатели часто в народе называют просто бактерицидными лампами. Это устройства, оборудованные бактерицидными ультрафиолетовыми лампами, которые применяются в помещениях для обеззараживания воздуха и открытых поверхностей объектов с целью снижения количества микроорганизмов и профилактики инфекционных заболеваний.

Обязательным условием использования облучателей с ультрафиолетовыми бактерицидным лампами является исключение возможности вредного воздействия на человека избыточного излучения, чрезмерной концентрации озона и паров ртути.

Теперь к вопросам учетным.

Бактерицидные облучатели стоимостью до 6000 грн. (без учета НДС) следует учитывать в составе прочих необоротных активов на субсчете 113 «Малоценные необоротные материальные активы».

Процедура списания таких облучателей почти ничем не отличается от списания других необоротных активов. По общему правилу эту операцию следует оформлять Актом о списании основных средств по типовой форме № ОЗ-3 (бюджет), утвержденной приказом Главного управления Госказначейства от 02.12.97 г. № 125/70.

В то же время существует нюанс, на который нужно обязательно обратить внимание при списании бактерицидного облучателя. Так, учреждение должно позаботиться об изъятии бактерицидной лампы и обеспечить ее дальнейшую утилизацию. Почему это так важно? Да потому, что такие лампы, как и более привычные люминесцентные, внутри содержат пары ртути. В свою очередь, соединения ртути включены в раздел А Желтого перечня отходов, утвержденного постановлением КМУ от 13.07.2000 г. № 1120, а следовательно, являются опасными отходами.

Таким образом, при ликвидации непригодного для дальнейшего использования бактерицидного облучателя необходимо изъять бактерицидную лампу. Ее следует хранить в металлическом ящике в специально выделенном отдельном помещении. Если же целостность такой лампы была нарушена, в результате чего произошло попадание ртути в помещение, необходимо немедленно провести тщательную демеркуризацию помещения с привлечением специализированной организации.

Имейте в виду: оприходовать на баланс отработанные бактерицидные лампы не нужно. Ведь обязательным условием признания запасов активами согласно п. 1 разд. ІІ Национального положения (стандарта) бухгалтерского учета в государственном секторе 123 «Запасы», утвержденного приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202, является вероятность получения будущих экономических выгод от их использования. Тогда как утилизация бактерицидных ламп предвещает бюджетному учреждению лишь дополнительные расходы.

Кстати, расходы на оплату услуг по вывозу отходов, их утилизации и обезвреживанию следует планировать и осуществлять по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)». На это указывает п. 14 п.п. 2.2.4 Инструкции по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333.

Однако то, что не нужно вести бухгалтерский учет таких отходов, еще не говорит об отсутствии необходимости их учета вообще. Наоборот, вести количественный учет отходов (в том числе и отработанных бактерицидных ламп) необходимо. И четкое указание на это содержат нормы действующего законодательства. В частности, субъекты хозяйственной деятельности в сфере обращения с отходами обязаны согласно п. «г» ч. 1 ст. 17 Закона Украины «Об отходах» от 05.03.98 г. № 187/98-ВР выявлять и вести первичный текущий учет количества, типа и состава отходов, которые образуются, собираются, хранятся, утилизируются, и подавать о них статистическую отчетность в установленном порядке. Требования к такому учету определены Порядком ведения государственного учета и паспортизации отходов, утвержденным постановлением КМУ от 01.11.99 г. № 2034. А конкретно, п. 4 этого Порядка требует вести первичный учет отходов согласно типовым формам. Такой формой является типовая форма № 1-ВТ «Учет отходов и упаковочных материалов и тары», утвержденная приказом Минприроды от 07.07.2008 г. № 342. Этим же приказом утверждена и Инструкция по заполнению типовой формы первичной учетной документации № 1-ВТ «Учет отходов и упаковочных материалов и тары».

Введение типовой формы № 1-ВТ в учреждении осуществляется по приказу руководителя, образец которого приведен в приложении 1 к указанной Инструкции. Именно этим приказом должно быть назначено лицо, ответственное за ведение первичного учета отходов в учреждении. А последнее на основании данных предварительного обследования должно составить перечень мест, где ведется первичный учет, перечень конкретных видов отходов по каждому из этих мест, а также определить периодичность осуществления учета.

Заметим: форма № 1-ВТ не является статистической отчетностью. Это внутренний документ, предназначенный исключительно для ведения первичного учета отходов. Поэтому подавать форму № 1-ВТ в статистические органы не нужно.

В то же время отсутствие такого учета грозит должностным лицам учреждения админштрафом (за нарушение правил ведения первичного учета отходов) в размере от 3 до 5 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 51 до 85 грн.). Это предусмотрено ст. 821 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-Х.

И в завершение несколько слов о налогообложении. А вернее, об отсутствии оснований для обложения экологическим налогом операций по временному размещению на территории учреждения таких отходов, как отработанные бактерицидные лампы. Так, в соответствии с п.п. 240.1.3 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ) плательщиками эконалога являются субъекты хозяйствования, которые осуществляют размещение отходов (кроме размещения отдельных видов (классов) отходов в качестве вторичного сырья, размещаемых на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования). Поэтому субъекты хозяйствования, размещающие на собственных территориях исключительно отходы, которые по требованиям бухгалтерского учета учитываются как вторичное сырье, не являются плательщиками налога за размещение отходов ( п. 240.5 НКУ). На это указала и Государственная фискальная служба в письме от 13.06.2016 г. № 13057/6/99-99-12-02-03-15.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше