Темы статей
Выбрать темы

Предоставление услуг по повышению квалификации

Станкус Татьяна, заместитель главного редактора газеты «Бюджетная бухгалтерия»
Медицинский колледж получил лицензию на предоставление образовательных услуг «Специализация и повышение квалификации специалистов по аккредитованным специальностям в отрасли знаний 1201 «Медицина» (курсы повышения квалификации средних медицинских и фармацевтических кадров). В этой связи возникли следующие вопросы:
1. Какие учреждения имеют право осуществлять повышение квалификации своих работников на платной основе, а какие — на бесплатной?
2. Каковы составляющие расчета стоимости услуг повышения квалификации?
3. Следует ли начислять НДС на стоимость курсов повышения квалификации?
4. Должно ли быть предусмотрено отдельное штатное расписание для работников курсов повышения квалификации как для работников структурного подразделения колледжа по спецфонду?

1. Давайте сначала разберемся, какие именно платные услуги по повышению квалификации и кому могут предоставлять учебные заведения государственной и коммунальной форм собственности.

Так, согласно п.п. 3 п. 1 Перечня платных услуг, которые могут предоставляться учебными заведениями, другими учреждениями и заведениями системы образования, относящимися к государственной и коммунальной форме собственности, утвержденного постановлением КМУ от 27.08.2010 г. № 796, учебные заведения могут предоставлять такие виды платных услуг, как подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров, обучение для получения гражданами последипломного образования сверх государственного заказа в пределах лицензионного объема.

При этом формирование и размещение государственного заказа регулирует Закон Украины «О формировании и размещении государственного заказа на подготовку специалистов, научных, научно-педагогических и рабочих кадров, повышение квалификации и переподготовку кадров» от 20.11.2012 г. № 5499-VI.

Исходя из ст. 1 этого Закона государственный заказ на подготовку специалистов, научных, научно-педагогических и рабочих кадров, повышение квалификации и переподготовку кадров — это средство государственного регулирования удовлетворения потребностей экономики и общества в квалифицированных кадрах, повышения образовательного и научного потенциала нации, обеспечения конституционного права граждан на получение образования согласно их призваниям, интересам и способностям.

Порядок формирования государственного заказа утверждается Кабмином. На сегодняшний день действует Порядок формирования государственного заказа на подготовку специалистов, научных, научно-педагогических и рабочих кадров, повышение квалификации и переподготовку кадров, утвержденный постановлением КМУ от 15.04.2013 г. № 306.

В соответствии с п. 2 этого Порядка государственный заказ формируется Минэкономразвития по представлению МОН и других государственных заказчиков с учетом среднесрочного прогноза потребности в специалистах и рабочих кадрах на рынке труда и объемов расходов государственного бюджета на отмеченные цели.

Так, например, объемы государственного заказа на подготовку специалистов, научных, научно-педагогических и рабочих кадров, на повышение квалификации и переподготовку кадров для государственных нужд в 2016 году утверждены постановлением КМУ от 06.07.2016 г. № 408.

Именно в этом документе указаны объемы государственного заказа на повышение квалификации и переподготовку кадров на 2016 год.

При этом государственными заказчиками в отношении повышения квалификации являются государственные органы и министерства, в частности, Государственное управление делами, Верховный Суд Украины, Генеральная прокуратура Украины, Минэкономразвития, МОН, Минздрав и т. п.

То есть государственный заказ касается только кадров, работающих в этих государственных органах и бюджетных учреждениях, которые им подчинены.

Исходя из указанного выше, можно сделать вывод: специалисты, направляемые с различных предприятий негосударственной формы собственности и частных предприятий, не подпадают под государственный заказ и, соответственно, должны проходить обучение за плату.

Кроме того, специалисты, направляемые бюджетными организациями, но сверх объемов государственного заказа, также должны проходить обучение за плату.

2. Плата за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями согласно их основной деятельности, в соответствии с п. 4 ст. 13 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI относится к первой подгруппе первой группы собственных поступлений бюджетных учреждений. Расходовать средства этой подгруппы можно на покрытие расходов, связанных с организацией и предоставлением услуг. Поэтому абсолютно все расходы, связанные с предоставлением платной услуги, должны быть учтены в ее стоимости.

Порядок предоставления платных образовательных услуг и расчета их стоимости определен в Порядке предоставления платных образовательных услуг государственными и коммунальными учебными заведениями, утвержденном совместным приказом МОН, Минэкономики и Минфина от 23.07.2010 г. № 736/902/758 (далее — Порядок № 736).

Согласно п. 2.2 этого Порядка составляющими стоимости расходов являются:

— расходы на оплату труда работников;

— начисления на оплату труда согласно законодательству;

— непосредственные расходы и оплата услуг других организаций;

— капитальные расходы;

— индексация заработной платы, прочие расходы согласно действующему законодательству.

В расходы на оплату труды работников, привлеченных к предоставлению платной образовательной услуги, учитываются размеры должностных окладов, ставок заработной платы (в том числе почасовой оплаты), повышения, доплаты, надбавки и другие выплаты обязательного характера, определенные соответствующими нормативно-правовым актами.

При формировании расходов на оплату труда работников, привлеченных к предоставлению платной образовательной услуги, также могут учитываться выплаты, которые носят поощрительный характер, в порядке, установленном законодательством и коллективными договорами.

Количество работников соответствующей квалификации, привлеченных к предоставлению платных образовательных услуг, с соответствующими размерами должностных окладов (тарифных ставок, ставок заработной платы), а также количество часов их работы определяются исходя из необходимости учета всего объема производимых работ согласно утвержденным нормам нагрузки или времени, необходимого для выполнения тех или иных видов работ.

Кроме заработной платы, в расчет платной услуги обязательно включают начисление ЕСВ.

К непосредственным расходам и оплате услуг прочих организаций при определении стоимости платных образовательных услуг относятся материальные расходы, используемые на предоставление образовательных услуг, в том числе на приобретение сырья, материалов, инвентаря, инструментов, запасных частей, медикаментов, расходных материалов к компьютерной и оргтехнике, канцелярских товаров, бланочной и учебной документации, используемой при предоставлении платных образовательных услуг, горюче-смазочных материалов, химикатов, белья, спецодежды, обмундирования и фурнитуры к нему, спортивной одежды, коммунальных услуг и энергоносителей, защитных устройств, питания в случаях, предусмотренных уставами (положениями) учебных заведений или законодательством; проведение текущего ремонта, технического осмотра и технического обслуживания основных фондов, используемых для предоставления платных образовательных услуг, служебные командировки и стажировки, связанные с предоставлением платных образовательных услуг, оплата услуг связи, средств сигнализации, лицензий для предоставления платных образовательных услуг.

Расходы на оплату услуг сторонних организаций, привлекаемых учебными заведениями для предоставления платных образовательных услуг, включают оплату выполнения обязательных работ, которые не могут быть выполнены работниками учебных заведений и которые должны быть осуществлены квалифицированными специалистами сторонних организаций (в том числе субъектами хозяйствования), приобретение и тиражирование методических материалов, подписку периодических изданий.

Это, в частности, оплата всех банковских услуг (в том числе за наличное обслуживание), оплата за ветеринарные услуги, охрану, установку пожарной и охранной сигнализации, юридические и информационные услуги, обеспечивающие выполнение учебным заведением его уставных задач, аренду, установку счетчиков и специального оборудования, их проверку и гарантийное (послегарантийное) обслуживание, текущий ремонт, осуществляемый привлеченными юридическими лицами, установку и дальнейшее сопровождение программного обеспечения, услуг связи (в том числе мобильной), за услуги Интернет-провайдеров.

Кроме того, сюда относятся отчисления, проводимые из общего размера расходов на оплату труда, которые не включаются в начисления на оплату труда (в частности отчисления профсоюзным организациям), плата за получение лицензий и аккредитации, разрешений, получение которых является необходимым условием для предоставления того или иного вида платных образовательных услуг, расходы на обязательный медицинский осмотр работников, мероприятия по охране труда и безопасности, охране окружающей природной среды, страхованию транспортных средств, используемых при предоставлении платных образовательных услуг.

К капитальным расходам на приобретение (создание) основных средств включаются расходы на обеспечение предоставления учебным заведениям платных образовательных услуг, а именно:

— приобретение или создание основных средств, в частности учебного, лабораторного, спортивного, производственного оборудования, приборов, механизмов, сооружений, мебели, компьютерной и оргтехники, приобретение учебной литературы, обновление библиотечных фондов;

— капитальное строительство, приобретение, ремонт, реконструкцию и реставрацию помещений, зданий, сооружений, транспортных средств, используемых в учебном процессе (в том числе приобретение строительных материалов, изготовление проектно-сметной документации);

— приобретение программного обеспечения (в том числе с передачей прав на пользование), авторских и смежных прав.

При этом капитальные расходы учитываются в размере до 10 % в пределах стоимости платной образовательной услуги, установленной согласно требованиям Порядка № 736.

3. Согласно пп. «г» и «ґ» п.п. 197.1.2 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI от обложения НДС освобождены все виды образовательной деятельности, поставляемые профессионально-техническими учебными заведениями и высшими учебными заведениями I — IV уровней аккредитации, в том числе для получения второго высшего и последипломного образования. Поэтому начислять НДС на стоимость курсов повышения квалификации не нужно.

4. Этому вопросу мы неоднократно уделяли внимание в наших консультациях, но если он возникает снова — давайте еще раз все вспомним.

Вопросы составления смет и штатных расписаний урегулированы Порядком составления, рассмотрения, утверждения и основными требованиями к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденными постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228.

Согласно п. 28 этого Порядка распорядители нижестоящего уровня уточняют проекты смет, составляют проекты планов ассигнований общего фонда бюджета, планов предоставления кредитов из общего фонда бюджета, планов специального фонда, планов использования бюджетных средств (кроме планов использования бюджетных средств получателей), помесячных планов использования бюджетных средств и подают эти документы главным распорядителям для уточнения показателей проектов сводных смет и составления проектов сводных планов ассигнований общего фонда бюджета, сводных планов предоставления кредитов из общего фонда бюджета и сводных планов специального фонда, планов использования бюджетных средств (кроме планов использования бюджетных средств получателей), помесячных планов использования бюджетных средств, а также проектов сводных планов использования бюджетных средств и сводных помесячных планов использования бюджетных средств.

Распорядители приводят свои расходы в соответствие с бюджетными ассигнованиями и другими показателями, которые доведены лимитными справками. Для этого численность работников учреждения, предлагаемая к утверждению по штатному расписанию, должна быть приведена в соответствие с определенным фондом оплаты труда, а прочие расходы — в соответствие с другими установленными ассигнованиями таким образом, чтобы обеспечить выполнение возложенных на учреждение функций.

Исходя из вышеизложенного и того, что расчеты к смете по специальному и общему фондам составляются отдельно, а численность работников должна быть приведена в соответствие с фондом оплаты труда, напрашивается вывод, что штатные расписания по специальному фонду целесообразно составлять отдельно.

К чему же может привести несоставление отдельного штатного расписания по специальному фонду? В первую очередь к тому, что платные услуги будут предоставляться основным штатным составом бюджетного учреждения без отработки ими дополнительного рабочего времени при предоставлении платных услуг, что приведет к незаконным выплатам по заработной плате.

Учитывая указанное выше, делаем вывод: целесообразно составлять штатное расписание по специальному фонду отдельно, ведь в таком случае бюджетное учреждение четко разграничивает работников, оплата труда которых будет проводиться из разных источников.

Отметим, что для штатного расписания по специальному фонду применяются те же штатные нормативы, что и по общему.

В этом штатном расписании должны быть предусмотрены все должности, непосредственно задействованные в предоставлении платной услуги по повышению квалификации.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше