Темы статей
Выбрать темы

Национальные костюмы: приобретаем и учитываем

Крот Юлия, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Сельский совет намеревается приобрести национальные костюмы стоимостью 2000 грн. По каким КЭКР следует планировать и осуществлять приобретение таких костюмов? Как их учитывать?

Для начала немного истории. До мая 2016 года стоимостным пределом для зачисления материальных активов в состав основных средств была сумма 2500 грн. за единицу (без НДС). Однако этот стоимостный критерий не касался сценично-постановочных средств (в том числе театральных и национальных костюмов). В отношении последних в Плане счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденном приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611 (далее — План счетов), было четко прописано, что учет таких средств стоимостью свыше 5000 грн. за единицу следует вести на субсчете 109 «Прочие основные средства». Тогда как для учета сценично-постановочных средств стоимостью до 5000 грн. необходимо было применять субсчет 113 «Малоценные необоротные материальные активы».

После принятия приказа Минфина «О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Министерства финансов Украины по бухгалтерскому учету» от 28.03.2016 г. № 394 был изменен стоимостный критерий для зачисления материальных активов в состав основных средств. В частности, с момента вступления в силу этого приказа (10.05.2016 г.) к основным средствам относятся активы стоимостью свыше 6000 грн. (без учета НДС) за единицу. Соответствующие изменения были также внесены и в План счетов. Поэтому согласно его обновленной редакции сценично-постановочные средства (декорации, мебель и реквизит, бутафория, театральные и национальные костюмы, головные уборы, белье, обувь, парики и т. п.) должны учитываться на субсчете 109. При этом уточнения по поводу стоимости таких активов в Плане счетов отсутствуют. Зато в отношении малоценных необоротных материальных активов (далее — МНМА) четко определено, что на субсчете 113 (подгруппа 7) учитываются прочие малоценные необоротные предметы, срок эксплуатации которых свыше одного года, а стоимость за единицу не превышает 6000 грн. включительно (без НДС). И первыми в перечне таких необоротных предметов стоят именно сценично-постановочные средства. Это дает все основания утверждать, что национальные и театральные костюмы стоимостью 6000 грн. и менее следует зачислять в состав МНМА и учитывать на субсчете 113. А вот в состав основных средств следует относить национальные костюмы, стоимость которых превышает 6000 грн. Для обобщения информации об их поступлении и движении необходимо использовать субсчет 109.

Теперь что касается применения КЭКР при приобретении национальных костюмов. И здесь в первую очередь следует обратиться к нормам Инструкции по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333 (далее — Инструкция № 333). В частности, осуществление расходов конкретно на приобретение сценично-постановочных средств (декорации, мебель и реквизит, бутафория, театральные и национальные костюмы, головные уборы, белье, обувь, парики) предусмотрено этой Инструкцией только по КЭКР 3110 «Приобретение оборудования и предметов долгосрочного пользования». На это указывает п. 15 п.п. 3.1.1 Инструкции № 333. В то же время следует иметь в виду, что по категории 3110 «Приобретение основного капитала» предусматриваются расходы на приобретение или создание собственными силами активов, отнесенных согласно законодательству к основным средствам и отдельным другим необоротным материальным активам. Следовательно, по части планирования расходов на приобретение национальных костюмов стоимостью свыше 6000 грн. нет никаких сомнений. Их следует планировать по КЭКР 3110.

А если стоимость таких активов не дотягивает до указанного предела, то какой КЭКР применять? Для ответа на этот вопрос необходимо вникнуть в суть этой операции. Так, приобретение национальных либо театральных костюмов стоимостью 6000 грн. за единицу или менее фактически является операцией по покупке малоценных предметов. В свою очередь, приобретение таких предметов согласно п. 6 п.п. 2.2.1 Инструкции № 333 следует планировать и проводить по КЭКР 2210 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь». На этом в свое время акцентировала внимание и Госказначейская служба в письме от 09.10.2015 г. № 14-08/925-25109.

И коль уж речь зашла о национальных и театральных костюмах, то мы не можем обойти вопрос об их изготовлении (пошиве) собственными силами учреждения. Ведь довольно часто пошив таких костюмов стоит значительно дешевле, чем приобретение их в готовом виде. Особенно если в штате учреждения есть швея.

Итак, напомним: расходы на изготовление таких костюмов (в частности, расходы на приобретение ткани, ниток, пуговиц, молний, декора и т. п.) следует проводить по КЭКР 3110 при условии, что ожидаемая стоимость каждого из них превышает 6000 грн. Тогда как расходы на пошив национального костюма стоимостью до 6000 грн. (или ровно 6000 грн.) необходимо планировать по КЭКР 2210. Кстати, оплату услуг по пошиву (вознаграждение) в соответствии с гражданско-правовым договором (далее — ГПД) следует осуществлять по КЭКР 2111 «Заработная плата». Этот КЭКР применяется независимо от того, как будут в дальнейшем учитываться готовые костюмы: в составе основных средств или же как МНМА. И конечно, сумму такого вознаграждения обязательно надо включить в первоначальную стоимость изготовленных сценических костюмов, равно как и начисленный на нее ЕСВ.

Подытожим: в первоначальную стоимость изготовленных собственными силами национальных костюмов следует включать все расходы, связанные с их пошивом. В частности, с учетом требований п. 6 разд. ІІ Национального положения (стандарта) бухгалтерского учета 121 «Основные средства», утвержденного приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202, это будут следующие расходы:

— материальные расходы (расходы на приобретение ткани, ниток, пуговиц, застежек и т. п.);

— расходы на оплату труда (если пошивом занимается штатный работник) или сумма вознаграждения по ГПД (если для пошива привлечено стороннее лицо);

— отчисления на социальные мероприятия;

— стоимость других услуг, прямо связанных с изготовлением костюмов.

Для накопления всех расходов на пошив костюмов следует применять субсчет 825 «Расходы на заготовку и переработку материалов», когда изготовлением занимается работник учреждения (штатная швея). Этот субсчет используется при условии разового изготовления костюмов. В то же время если пошив костюмов выполняется в производственной (учебной) мастерской учреждения, расходы следует аккумулировать на субсчете 821 «Расходы производственных (учебных) мастерских».

В дальнейшем все расходы на изготовление костюмов необходимо отнести на капитальные инвестиции в необоротные активы и отразить на соответствующих субсчетах счета 14 «Незавершенные капитальные инвестиции в необоротные активы». Если планируется пошив костюмов, ориентировочная стоимость которых превышает 6000 грн., то следует применять субсчет 141 «Капитальные инвестиции в основные средства». Если же предусматривается изготовление более дешевых нарядов, то расходы следует отражать на субсчете 142 «Капитальные инвестиции в прочие необоротные материальные активы».

Кстати, если пошив национальных костюмов осуществляет сторонняя организация или физическое лицо (даже если это работник вашего учреждения) по ГПД, то применять субсчета 8-го класса незачем. Расходы на оплату по такому договору следует прямо включать в состав капитальных инвестиций.

Что касается документального оформления такой операции, то отпуск материалов для пошива костюмов со склада осуществляется по накладной (требованию) (формы № З-3). Ее типовая форма утверждена приказом Госказначейства «Об утверждении типовых форм учета и списания запасов бюджетных учреждений и инструкции по их составлению» от 18.12.2000 г. № 130. Напомним: этот документ применяется не только при отпуске запасов со склада сторонним организациям, но и при внутреннем перемещении материальных ценностей.

А дальше в зависимости от ситуации. Если пошив костюмов выполняет работник учреждения, то в подтверждение факта завершения работ следует оформить акт переработки. Он составляется в произвольной форме (за основу можно взять Акт списания по типовой форме № З-2) постоянно действующей комиссией по списанию материальных ценностей. В этом документе необходимо указать количество израсходованной ткани и других расходных материалов, прочие расходы на проведение таких работ и их себестоимость, а также количество полученных готовых изделий. Такой акт утверждается руководителем учреждения и является основанием для списания израсходованных материалов и оприходования изготовленных костюмов.

Если же изготовление костюмов вы поручили стороннему физическому или юридическому лицу, тогда после завершения пошива исполнитель обязан предоставить Акт выполненных работ (предоставленых услуг).

При этом для накопления всех расходов на пошив рекомендуем составлять калькуляцию производственной себестоимости изготовления национальных костюмов.

При передаче костюмов в пользование нужно составить Акт ввода в эксплуатацию основных средств. Его примерную форму вы найдете в приложении к статье «Учетная политика бюджетных учреждений в 2015 году» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 7, с. 30). Причем на несколько костюмов (одинаковых по типу и стоимости) достаточно оформить один такой акт. Этот документ одновременно является основанием для зачисления на баланс национальных и театральных костюмов, изготовленных собственными силами учреждения.

Также напомним: для учета объектов необоротных активов, в частности для сценично-постановочных костюмов, следует применять Инвентарные карточки группового учета основных средств в бюджетных учреждениях по типовой форме № ОЗ-9 (бюджет), утвержденной совместным приказом Главного управления Госказначейства и Госкомстата от 02.12.97 г. № 125/70. Такие карточки ведут в отношении предметов одного наименования, близких по размерам, качеству материала и цене. Записи в карточки осуществляют в количественном и стоимостном выражении.

Разобраться с порядком отражения операций по изготовлению национальных костюмов на счетах бухгалтерского учета поможет следующий условный пример.

Пример. Для проведения торжественных событий сельским советом принято решение об изготовлении (пошиве) национальных женских костюмов в количестве 4 шт. С этой целью за счет средств общего фонда были приобретены материалы для пошива (ткань, пуговицы, крючки-застежки, нитки швейные и нитки для машинной вышивки) на общую сумму 2880 грн.

Для выполнения работ по пошиву и декорированию костюмов вышивкой (машинной) был заключен ГПД с физическим лицом. Стоимость услуг по изготовлению 4 национальных костюмов согласно договору составляет 3040 грн., в том числе: стоимость пошива и отделки вышивкой одной блузы — 250 грн., юбки — 320 грн., корсетки — 190 грн. Сумма ЕСВ, начисленного на сумму вознаграждения по ГПД, — 668,80 грн. (3040 грн. х 22 %). При этом из суммы вознаграждения были удержаны налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в сумме 547,20 грн. (3040 грн. х 18 %) и военный сбор (ВС) — 45,60 грн. (3040 грн. х 1,5 %).

Материалы для пошива были переданы исполнителю на основании накладной под подпись. В подтверждение предоставления услуг по пошиву исполнитель предоставил учреждению Акт выполненных работ (предоставленных услуг). Готовые костюмы были переданы на склад учреждения.

С целью решения вопроса о дальнейшем учете национальных костюмов проведен расчет себестоимости одного костюма:

расходы на изготовление 4 блуз составляют 2250 грн., из них:

— ткань хлопчатобумажная — 900 грн. (6 м х 150 грн./м);

— пуговицы — 2 грн. (4 шт. х 0,50 грн.);

— нитки швейные — 12 грн. (2 катушки х 6 грн.);

— нитки для машинной вышивки — 336 грн. (8 катушек х 42 грн.);

— услуги по пошиву — 1000 грн. (4 шт. х 250 грн.);

расходы на изготовление 4 юбок составляют 2184 грн., в том числе:

— ткань костюмная — 720 грн. (4 м х 180 грн./м);

— крючки (застежки) — 4 грн. (8 шт. х 0,50 грн.);

— нитки швейные — 12 грн. (2 катушки х 6 грн.);

— нитки для машинной вышивки — 168 грн. (4 катушки х 42 грн.);

— услуги по пошиву — 1280 грн. (4 шт. х 320 грн.);

расходы на изготовление 4 корсеток — 1486 грн., из них:

— ткань костюмная — 540 грн. (3 м х 180 грн./м);

— крючки (застежки) — 12 грн. (24 шт. х 0,50 грн.);

— нитки швейные — 6 грн. (1 катушка х 6 грн.);

— нитки для машинной вышивки — 168 грн. (4 катушки х 42 грн.);

— услуги по пошиву — 760 грн. (4 шт. х 190 грн.).

Следовательно, общая сумма расходов на изготовление 4 национальных костюмов составила 6588,80 грн. (2880 грн. + 3040 грн. + 668,80 грн.). Отсюда себестоимость пошива одного костюма — 1647,20 грн. Для группировки и накопления всех расходов была составлена калькуляция производственной себестоимости изготовления национальных костюмов.

Для передачи в эксплуатацию и оприходования в состав необоротных активов (МНМА) составлен общий Акт ввода в эксплуатацию основных средств по форме, разработанной учреждением и утвержденной приказом руководителя.

Для отражения этих операций в бухгалтерском учете следует составить такие проводки:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

2

3

4

5

1

Перечислены средства поставщику за ткань, нитки, застежки и т. п.

364

321

2880

2

Оприходованы приобретенные материалы для пошива национальных костюмов

234

364

2880

3

Переданы материалы исполнителю работ по пошиву костюмов в соответствии с накладной

364

234

2880

4

После получения готовых костюмов согласно акту выполнения работ (предоставления услуг):

— отражена стоимость материалов, израсходованных на пошив

142

364

2880

— отражена стоимость услуг по пошиву

142

675

3040

— начислен ЕСВ на сумму вознаграждения по ГПД

142

651

668,80

Одновременно отражены фактические расходы (2880 грн. + 3040 грн. + 668,80 грн.)

801

402

6588,80

5

Удержаны из суммы вознаграждения по ГПД:

— НДФЛ (3040 грн. х 18 %)

675

641/НДФЛ

547,20

— ВС (3040 грн. х 1,5 %)

675

641/ВС

45,60

6

Перечислена оплата за пошив национальных костюмов (3040 грн. - 547,20 грн. - 45,60 грн.)

675

321

2447,20

7

Перечислены:

— сумма ЕСВ, начисленного на сумму вознаграждения по ГПД

651

321

668,80

— сумма НДФЛ, удержанного из суммы вознаграждения по ГПД

641/НДФЛ

321

547,20

— сумма ВС, удержанного из суммы вознаграждения по ГПД

641/ВС

321

45,60

8

Оприходованы 4 национальных костюма (первоначальная стоимость каждого — 1647,20 грн.) в состав МНМА после их передачи в эксплуатацию

113

141

6588,80

Одновременно отражены изменения в капитале

402

401

6588,80

9

Начислена первая половина (50 %) износа на национальные костюмы (6588,80 грн. х 50 %)

841

132

3294,40

Одновременно произведена вторая запись

401

801

3294,40

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше