Темы статей
Выбрать темы

Подача реестров — первый шаг мониторинга достоверности информации в отношении получателей льгот и других социальных выплат

Севостьянова Наталья, заместитель начальника Главного управления Государственной казначейской службы Украины в Харьковской области
Основным требованием постановления № 151 является то, что для перечисления средств на осуществление социальных выплат учреждения, осуществляющие такие выплаты, подают в органы Казначейства реестр в электронном виде. В связи с подачей реестра у наших читателей возникло много вопросов. В этом материале вы получите ответы на самые актуальные из них.

Постановление № 151 прежде всего касается тех учреждений, которые непосредственно осуществляют выплаты льгот, субсидий и других социальных выплат.

Напомним, что согласно п. 40 разд. VI «Заключительные и переходные положения» БКУ при осуществлении полномочий по контролю за соблюдением бюджетного законодательства в части мониторинга пенсий, пособий, льгот, субсидий, других социальных выплат Министерство финансов Украины имеет право получать информацию, содержащую банковскую тайну, персональные данные.

Отметим, что сбор таких данных проводится с целью осуществления верификации и мониторинга достоверности информации, поданной физическими лицами для начисления и получения льгот, субсидий и других социальных выплат.

И вот первым шагом для осуществления указанной верификации является принятие постановления № 151 и утверждение им Порядка № 151.

Давайте рассмотрим вопросы, которые до сих пор задают бухгалтеры бюджетных учреждений в связи с действием этого Порядка.

Действие Порядка № 151 распространяется только на выплаты в наличной форме или и в безналичной тоже?

В п. 2 постановления № 151 четко определено, что действие утвержденного этим постановлением Порядка распространяется на осуществление социальных выплат в денежной форме.

Разъяснение по этому поводу предоставлял и Минфин в своих письмах от 15.04.2016 г. № 31-29000-09-10/11128 и от 13.07.2016 г. № 31-29020-09-5/20214.

При этом в первом письме Минфин отмечал, что Порядок касается всех расчетов — как в наличной, так и в безналичной форме. Так, Минфин указывал, что льготы и жилищные субсидии являются социальными выплатами, поэтому на них распространяется действие постановления № 151. Кроме того, нормы этого постановления распространяются как на социальные выплаты в наличной форме непосредственно физическим лицам, так и на выплаты в безналичной форме, осуществляемые через юридических лиц.

Но во втором письме, более позднем, точка зрения Минфина изменилась на противоположную. В нем Минфин отметил следующее: «Министерство финансов Украины в связи с многочисленными запросами о предоставлении электронных реестров при оплате льгот и субсидий за жилищно-коммунальные услуги сообщает, что согласно пункту 2 постановления Кабинета Министров Украины от 18.02.2016 г. № 151 «Об утверждении Порядка взаимодействия Министерства финансов, органов Государственной казначейской службы и учреждений, осуществляющих выплаты льгот, субсидий, других социальных выплат, при перечислении таких выплат» действие утвержденного этим постановлением Порядка распространяется на осуществление социальных выплат в денежной форме.

Учитывая приведенное выше, поскольку расчеты по программе 3511150 «Субвенция из государственного бюджета местным бюджетам на предоставление льгот и жилищных субсидий населению на оплату электроэнергии, природного газа, услуг тепло-, водоснабжения и водоотведения, квартирной платы (содержание домов и сооружений и придомовых территорий), вывоз бытового мусора и жидких нечистот» осуществляется в неденежной форме, при проведении платежей по этой программе не предоставляются электронные реестры, установленные постановлением Кабинета Министров Украины от 18.02.2016 г. № 151».

Поэтому на выплаты в безналичной форме действие Порядка № 151 не распространяется и электронные реестры подавать по таким выплатами не нужно.

Должны ли электронные реестры предоставляться только в формате Excel?

Форма реестра должна соответствовать приложению 2 к Порядку № 1596 и форме В1-м, приведенной в приложении 1 к Инструкции № 14-1.

Формы Реестра выплат и Сводного реестра выплат приведены соответственно в приложениях 1 и 3 к Порядку.

Исходя из норм приложения 2 к Порядку № 151, файл реестра должен быть в формате Excel.

Требования о предоставлении Реестра в формате Excel также приведены в письме Минфина от 29.03.2016 г. № 31-29000-09-10/9026.

При этом название файла должно соответствовать требованиям приложения 2 к Порядку.

Необходимо ли согласие получателей социальных выплат на обработку их персональных данных?

Этот вопрос возник в связи с действием Закона № 2297, который предусматривает получение согласия на обработку и использование персональных данных и ограничение на передачу персональных данных третьим лицам.

Ответ на этот вопрос Минфин предоставил в письме от 15.04.2016 г. № 31-29000-09-5/11127.

Так, как отметил Минфин, абз. 1 п. 40 разд. IV «Заключительные и переходные положения» БКУ дает право Минфину на получение персональных данных, что не противоречит нормам Закона № 2657, поскольку кодекс имеет более высокую юридическую силу по сравнению с законом.

Кроме того, физические лица при оформлении (назначении) государственных выплат давали согласие на обработку своих персональных данных, которая включает в себя также и передачу таких данных.

Положения Порядков № 151 и № 136 обязывают распорядителей социальных выплат предоставлять Минфину персональные данные.

Поэтому, как видим, Минфину не нужно дополнительное согласие физических лиц на обработку их персональных данных, ведь они уже дали такое согласие другим центральным органам исполнительной власти при предоставлении документов на получение выплат, в том числе и согласие на передачу персональных данных.

Существует ли общий порядок заполнения реестров?

Да, такой порядок существует, и приведен он в письме Минфина от 08.06.2016 г. № 31-29020-09-5/16365 (см. с. 6 этого номера).

Разработка Минфином такого порядка связана с тем, что после обработки им данных, полученных от Госказначейской службы и учреждений, осуществляющих выплаты льгот, субсидий, других государственных выплат, которые осуществляются за счет средств государственного и местных бюджетов, выявлено, что по состоянию на 01.06.2016 г. 95,5 % файлов не соответствуют требованиям Порядка № 151.

В наше заведение поступило письмо из районного отдела Госказначейской службы, в котором указано, что с 01.07.2016 г. все социальные выплаты, к которым они отнесли и возмещение льготных медикаментов по рецептам и льготных пенсий, будут осуществляться только при наличии реестра в электронном виде согласно требованиям Порядка № 151. Личные данные больных, такие как паспортные данные, идентификационный код и личный счет в банке, больница может получить лишь с согласия пациента. В нормативных документах, согласно которым выписываются льготные медикаменты, не предусмотрено, что пациент должен предоставлять такие личные данные, а медицинское заведение не имеет права отказать пациенту в выписке льготных медикаментов по этим причинам. Как быть в такой ситуации?

В этом случае выплата осуществляется не непосредственно льготнику — получателю лекарств, а через третье лицо — аптеку. При этом имеет место неденежная форма расчетов (см. ответ на первый вопрос этой консультации).

Поэтому возмещение стоимости медикаментов по льготным рецептам не подпадает под действие Порядка № 151, и подавать реестры по таким льготникам не нужно.

Ситуация с льготной пенсией аналогичная.

Кстати, подробнее узнать о выплате льготных пенсий вы можете из консультации «Назначение и выплата льготных пенсий» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 47).

Также отметим, что аналогичной является и ситуация с предоставлением субсидий населению на оплату жилищно-коммунальных услуг (см. письмо Минфина от 13.07.2016 г. № 31-29020-09-5/20214 на с. 7 этого номера).

Обратим внимание: дабы не возникали подобные вопросы в дальнейшем, Минфин в письме от 25.03.2016 г. № 31-29000-09-10/8671 (см. с. 5 этого номера) привел исчерпывающий перечень программ, которые подпадают под действие Порядка № 151.

Нормативные документы

БКУ — Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

Закон № 2297 — Закон Украины «О защите персональных данных» от 01.06.2010 г. № 2297-VI.

Закон № 2657 — Закон Украины «Об информации» от 02.10.92 г. № 2657-XII.

Постановление № 151, Порядок № 151 — постановление КМУ «Об утверждении Порядка взаимодействия Министерства финансов, органов Государственной казначейской службы и учреждений, осуществляющих выплаты льгот, субсидий, других социальных выплат, при перечислении таких выплат» от 18.02.2016 г. № 151.

Порядок № 1596 — Порядок выплаты пенсий и денежной помощи с согласия пенсионеров и получателей помощи через их текущие счета в банках, утвержденный постановлением КМУ от 30.08.99 г. № 1596.

Порядок № 136 — Порядок осуществления верификации и мониторинга достоверности информации, поданной физическими лицами для начисления и получения социальных выплат, льгот, субсидий, пенсий, заработной платы, других выплат, осуществляемых за счет средств государственного и местных бюджетов, средств Пенсионного фонда Украины, фондов общеобязательного государственного социального страхования, утвержденный постановлением КМУ от 18.02.2016 г. № 136.

Инструкция № 14-1 — Инструкция о выплате и доставке пенсий, социальных пособий национальным оператором почтовой связи, утвержденная постановлением правления ПФУ от 28.04.2009 г. № 14-1.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше