Темы статей
Выбрать темы

Применение РРО: фискальная служба отвечает на актуальные вопросы

Матвеева Виктория, экономист-аналитик
С 26.07.2016 г. вступил в силу приказ Минфина «Об утверждении порядков по регистрации регистраторов расчетных операций и книг учета расчетных операций» от 14.06.2016 г. № 547. Наверняка бюджетные учреждения, осуществляющие расчеты наличными за предоставленные услуги и применяющие РРО или КУРО и РК, уже успели ознакомиться с этим приказом, а также комментарием к нему «Новые порядки регистрации РРО и КУРО: что изменилось»? (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 32).
Как и обещали, на страницах нашей газеты мы будем знакомить вас с наиболее интересными разъяснениями фискальной службы по этому вопросу. И вот уже в течение августа — сентября фискалы успели выдать некоторые разъяснения о регистрации РРО, КУРО и РК, а также перерегистрации и опломбирования РРО и разместить их в Общедоступном информационно-справочном ресурсе.
Поскольку рекомендации фискалов бюджетным учреждениям необходимо принять к сведению уже сейчас, предлагаем вам ознакомиться с ними в этом материале.

Нормативные документы

Закон № 265 — Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Положение № 637 — Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правлении НБУ от 15.12.2004 г. № 637.

Порядок регистрации РРО Порядок регистрации и применения регистраторов расчетных операций, применяемых для регистрации расчетных операций за товары (услуги), утвержденный приказом Минфина от 14.06.2016 г. № 547.

Порядок регистрации КУРО — Порядок регистрации и ведения расчетных книг, книг учета расчетных операций, утвержденный приказом Минфина от 14.06.2016 г. № 547.

Порядок опломбирования РРО Порядок опломбирования регистраторов расчетных операций, утвержденный приказом Минфина от 14.06.2016 г. № 547.

Порядок № 13 — Порядок подачи отчетности, связанной с использованием книг учета расчетных операций (расчетных книг), утвержденный приказом Минфина от 21.01.2016 г. № 13.

Порядок № 601 — Порядок технического обслуживания и ремонта регистраторов расчетных операций, утвержденный постановлением КМУ от 12.05.2004 г. № 601.

№ п/п

Ответ ГФС

Комментарий редакции

1

2

3

1

Вопрос: Каким образом осуществляется регистрация РК?

Согласно п. 1 гл. 1 разд. III Порядка регистрации КУРО регистрация РК осуществляется в контролирующем органе по месту регистрации КУРО.

Пунктом 2 гл. 1 разд. III указанного Порядка определено, что РК должна быть сброшюрована, состоять из блоков последовательно пронумерованных расчетных квитанций или упрощенных расчетных квитанций и регистрационной страницы, при этом серии и номера квитанций одного вида, зарегистрированных отдельным субъектом хозяйствования, не должны повторяться в пределах разрядности серий и номеров.

Форма регистрационной страницы РК приведена в приложении 6 к Порядку регистрации КУРО.

РК должна быть скреплена производителем с использованием машинного способа, который делает невозможным изъятие корешков расчетных квитанций без нарушения средства контроля.

Согласно п. 3 гл. 1 разд. III Порядка регистрации КУРО перед регистрацией РК субъект хозяйствования должен обеспечить:

— заполнение на регистрационной странице РК строк, которые содержат наименование и налоговый номер субъекта хозяйствования;

— отсутствие в РК квитанций с повторяющимися сериями и номерами в соответствии с требованиями п. 2 гл. 1 разд. III этого Порядка;

— соответствующее заполнение регистрационной страницы, которая может размещаться на последнем листе вместе с квитанциями.

На каждую РК, подаваемую на регистрацию, необходимо установить средство контроля таким образом, чтобы сделать невозможным раскрепление книги без нарушения целостности средства контроля.

Пунктом 4 гл. 1 разд. III Порядка регистрации КУРО предусмотрено, что регистрация первой РК в контролирующем органе происходит одновременно с регистрацией КУРО на отдельную хозяйственную единицу или на РРО, второй и последующих — на основании регистрационного заявления.

Датой регистрации первой РК является дата регистрации КУРО.

Контролирующий орган при наличии оснований для отказа, определенных в п. 9 гл. 1 разд. II Порядка регистрации КУРО, отказывает в регистрации РК и извещает об этом субъекта хозяйствования не позднее двух рабочих дней со дня получения регистрационного заявления. При отсутствии оснований для отказа должностное лицо контролирующего органа не позднее двух рабочих дней со дня получения регистрационного заявления проводит регистрацию РК путем внесения данных в информационную систему ГФС (п. 5 гл. 1 разд. III Порядка регистрации КУРО).

После регистрации субъект хозяйствования заполняет строки регистрационной страницы РК (номер книги, дата регистрации, наименование контролирующего органа, серия и номер первого бланка, количество бланков, номер установленного средства контроля), после чего РК считается зарегистрированной. Количество РК, регистрируемых одновременно, не ограничивается (п. 6 гл. 1 разд. III Порядка регистрации КУРО).

Перерегистрация РК осуществляется в порядке, определенном п. 1 гл. 2 разд. II Порядка регистрации КУРО, в случае перерегистрации субъектом хозяйствования КУРО на отдельную хозяйственную единицу или перерегистрации РРО (п. 8 гл. 1 разд. III Порядка регистрации КУРО)

Напомним: РК необходима тем бюджетным учреждениям, которые применяют КУРО на хозяйственную единицу и указаны в Перечне отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций, утвержденном постановлением КМУ от 23.08.2000 г. № 1336. Также РК применяются бюджетными учреждениями при осуществлении расчетов в случае отключения электроэнергии или в период ремонта РРО. О порядке заполнения РК при отключении электроэнергии или на период ремонта РРО см. в п. 4 этой таблицы.

Запомните: в случае потери РК учреждение обязано уведомить контролирующий орган по месту регистрации КУРО не позднее 2 рабочих дней со дня потери

2

Вопрос: В каких случаях проводится опломбирование и распломбирование РРО ЦСО?

В соответствии с п. 3 разд. II Порядка опломбирования РРО опломбирование РРО осуществляется центрами сервисного обслуживания (далее — ЦСО):

— после персонализации РРО перед его регистрацией в контролирующем органе;

— после ремонта РРО, требовавшего доступа к внутренним узлам РРО;

— при замене средства контроля РРО;

— после проверки РРО на соответствие конструкторско-технологической и программной документации производителя;

— при принятии на сервисное обслуживание РРО, который раньше обслуживался в другом ЦСО;

— по решению контролирующего органа.

Опломбирование РРО может осуществляться уполномоченным должностным лицом контролирующего органа при проведении им проверки на соответствие конструкции и программного обеспечения РРО документации производителя

Перечень случаев, когда ЦСО осуществляют опломбирование РРО, приведен в этом ответе фискалов.

Для подтверждения факта опломбирования ЦСО выдает (либо дополняет) субъекту хозяйствования справку об опломбировании РРО по форме № 1-ЦСО. Копию каждой справки об опломбировании, выданной ЦСО, субъект хозяйствования должен подать в контролирующий орган по месту регистрации РРО.

Также помните: в случае перерегистрации и последующего переопломбирования РРО копию справки об опломбировании субъект хозяйствования должен предоставить в контролирующий орган в течение 5 рабочих дней со дня переопломбирования РРО

3

Вопрос: Каким образом осуществляется опломбирование РРО и нужно ли предоставлять копию справки об опломбировании в контролирующий орган?

Согласно п. 7 разд. II Порядка опломбирования РРО после опломбирования ЦСО выдает (либо дополняет) субъекту хозяйствования справку об опломбировании РРО по форме № 1-ЦСО (приложение 1 к указанному Порядку).

Справка об опломбировании составляется в двух экземплярах, один из которых предоставляется субъекту хозяйствования, а второй хранится в ЦСО, осуществившем опломбирование.

В справке об опломбировании указываются данные о соответствии конструкции и программного обеспечения РРО документации производителя, а также о проведенной персонализации РРО и переводе его в фискальный режим работы. Данные о субъекте хозяйствования заносятся из справки о резервировании фискального номера РРО.

Копию каждой справки об опломбировании, выданной ЦСО, субъект хозяйствования должен подать в контролирующий орган по месту регистрации РРО.

При перерегистрации и последующем переопломбировании РРО копию справки об опломбировании, выданной ЦСО, субъект хозяйствования должен предоставить в контролирующий орган в течение 5 рабочих дней со дня переопломбирования РРО

Одним из основных требований для субъектов хозяйствования, которые осуществляют расчеты в наличной форме, является применения РРО, зарегистрированных,

опломбированных в установленном порядке и переведенных в фискальный режим работы с распечаткой соответствующих расчетных документов, подтверждающих выполнение расчетных операций.

После опломбирования ЦСО выдает (либо дополняет) субъекту хозяйствования справку об опломбировании РРО по форме № 1-ЦСО. При этом в контролирующий орган, где проводится регистрация РРО, субъект хозяйствования предоставляет указанные справку, а также акт ввода РРО в эксплуатацию

4

Вопрос: Необходимо ли субъекту хозяйствования в случае ремонта РРО предоставлять в контролирующие органы справку об опломбировании РРО?

Согласно п. 7 разд. II Порядка опломбирования РРО после опломбирования ЦСО выдает (либо дополняет) субъекту хозяйствования справку об опломбировании РРО по форме № 1-ЦСО (приложение 1 к указанному Порядку).

Справка об опломбировании составляется в двух экземплярах, один из которых предоставляется субъекту хозяйствования, а второй хранится в ЦСО, осуществившем опломбирование.

Копию каждой справки об опломбировании, выданной ЦСО, субъект хозяйствования должен подать в контролирующий орган по месту регистрации РРО.

Формой справки об опломбировании РРО предусмотрено заполнение, в частности, граф «Причина распломбирования» и «Характер обнаруженной неисправности РРО».

Таким образом, в случае ремонта РРО субъект хозяйствования предоставляет в контролирующие органы справку об опломбировании РРО, которая выдается ЦСО, с указанием в ней, в частности, причины распломбирования

Следует помнить: при выявлении неисправностей РРО, а также повреждении средств контроля субъект хозяйствования обязан в течение рабочего дня, когда были выявлены неисправности или повреждения, в письменном виде или средствами электронной связи в произвольной форме уведомить ЦСО. Кроме того, об этом необходимо известить контролирующий орган, в котором субъект хозяйствования зарегистрирован в качестве плательщика налогов. Известить следует в течение 2 рабочих дней после дня выявления неисправностей или повреждения в письменном виде либо средствами электронной связи в произвольной форме

5

Вопрос: В каких случаях и на каких основаниях осуществляется отмена регистрации РРО?

Согласно п. 1 гл. 4 разд. II Порядка регистрации РРО регистрация РРО действует до даты отмены регистрации РРО, которая происходит в случаях, когда:

1) субъектом хозяйствования подано заявление об отмене регистрации РРО по форме № 4-РРО (приложение 4 к Порядку регистрации РРО) (далее — заявление об отмене регистрации);

2) исчерпан срок службы РРО, определенный в паспорте (формуляре) РРО;

3) закончились определенные законодательством сроки эксплуатации РРО;

4) РРО применяется не по сфере применения, определенной Государственным реестром РРО;

5) выявлено несоответствие модификации, конструкции и/или версии внутреннего программного обеспечения РРО, включенных в Государственный реестр РРО;

6) учредительные документы субъекта хозяйствования согласно судебному решению признаны недействительными;

7) имеется судебное решение о ликвидации субъекта хозяйствования — банкроте;

8) имеется судебное решение о прекращении субъекта хозяйствования, не связанном с банкротством;

9) субъект хозяйствования — физическое лицо — предприниматель умерло, а также в случае объявления такого лица умершим, признания недееспособным или безвестно отсутствующим, ограничения его гражданской дееспособности;

10) в контролирующих органах имеющиеся сведения из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований о государственной регистрации прекращения субъекта хозяйствования;

11) похищен РРО;

12) изменен собственник РРО;

13) имеется судебное решение о признании недействительным договора аренды хозяйственной единицы.

Отмена регистрации РРО на основаниях, определенных в пп. 1, 11 и 12 п. 1 гл. 4 разд. II Порядка регистрации РРО, осуществляется по заявлению субъекта хозяйствования, а на основаниях, определенных в пп. 2 — 10, 13 п. 1 гл. 4 разд. II этого Порядка, может осуществляться по заявлению субъекта хозяйствования либо принудительно по решению контролирующего органа по месту регистрации РРО (п. 2 гл. 4 разд. II Порядка регистрации РРО).

Решение об отмене регистрации РРО оформляется по форме № 5-РРО (приложение 5 к Порядку регистрации РРО).

Пунктом 5 гл. 4 разд. II Порядка регистрации РРО установлено, что контролирующий орган по месту регистрации РРО не позднее одного месяца со дня возникновения оснований для отмены регистрации РРО, определенных в пп. 4 — 10 п. 1 гл. 4 разд. II этого Порядка, принимает решение об отмене регистрации РРО в случае, если субъектом хозяйствования не подано заявление об отмене регистрации и такие основания все еще актуальны.

Контролирующий орган по месту регистрации РРО в случаях, предусмотренных пп. 2 и 3 п. 1 гл. 4 разд. II Порядка регистрации РРО, предупреждает субъекта хозяйствования за месяц до наступления срока о необходимости проведения процедуры отмены регистрации РРО.

Отмена регистрации РРО проводится контролирующим органом не позднее двух рабочих дней со дня наступления срока выведения из эксплуатации РРО (п. 6 гл. 4 разд. II Порядка регистрации РРО)

Порядком регистрации РРО предусмотрены два способа отмены регистрации РРО:

1) на основании заявления произвольной формы, поданного субъектом хозяйствования в орган ГФС, где зарегистрирован РРО;

2) принудительная отмена по решению контролирующего органа по месту регистрации РРО.

Одновременно перед отменой регистрации РРО его необходимо снять с учета, о чем делается отметка в регистрационном удостоверении, и распломбировать в ЦСО.

Согласно п. 9 разд. II Порядка опломбирования РРО распломбирование РРО и изъятие справки об опломбировании осуществляет ЦСО, с которым субъектом хозяйствования заключен договор о техническом обслуживании и ремонте РРО, в таких случаях:

— необходимость доступа к внутренним узлам РРО для проведения ремонта, если это предусмотрено эксплуатационными документами производителя;

— по решению контролирующего органа;

— перед отменой регистрации РРО (кроме случаев выявления несоответствия конструкции и/или программного обеспечения РРО документации производителя);

— нарушение целостности пломб и/или средств контроля, окончание срока использования средств контроля;

— прекращение действия договора о техническом обслуживании и ремонте РРО;

— переход на техническое обслуживание в другой ЦСО

6

Вопрос: Каков порядок расчетов в случае отключения электроэнергии или в период ремонта РРО и ведения КУРО?

Согласно п. 9 гл. 4 разд. II Порядка регистрации КУРО в разд. 3 КУРО, зарегистрированной на РРО, учитываются РК, использованные при отключении электроэнергии или в период ремонта РРО. Графы 1 — 4 заполняются до начала использования РК, графы 5 — 7 — до начала регистрации расчетных операций с помощью РРО после возобновления снабжения электроэнергией или установки РРО после ремонта.

Если начало и окончание одного цикла использования РК при отключении электроэнергии или на период ремонта РРО приходятся на разные рабочие дни, за каждый рабочий день в разд. 3 КУРО на РРО осуществляются отдельные записи, при этом графы 1, 2 заполняются только в первый, а графа 7 — только в последний день одного цикла использования РК.

Кроме того, на основании данных РК ежедневно осуществляются записи в разд. 2. В запись за первый день следует включить данные о соответствующих суммах (графы 2 — 7) по контрольной ленте с начала рабочего дня до момента выхода из строя РРО или отключения электроэнергии. В записях по данным фискального отчетного чека, распечатанного после возобновления работы на РРО, необходимо указать, за какие предыдущие даты подытожены данные в этом фискальном чеке (п. 10 гл. 4 разд. II Порядка регистрации КУРО).

В соответствии с п. 10 разд. III Порядка регистрации РРО, если на период выхода из строя РРО либо в случае отключения электроэнергии расчетные операции проводятся с использованием КУРО и РК, после установки отремонтированного (резервного) РРО или возобновления снабжения электроэнергией необходимо провести через РРО суммы расчетов за время работы с использованием РК, а также согласно контрольной ленте (при обнулении оперативной памяти) — за время работы, предшествовавшее выходу РРО из строя или отключению электроэнергии, отдельно по каждой ставке налога на добавленную стоимость, акцизного налога или другого налога (сбора), после чего следует выполнить Z-отчет. При необходимости выполняется операция «служебное внесение» на сумму наличности, хранящейся на месте проведения расчетов

При отключении электроэнергии или выхода из строя РРО бюджетные учреждения могут пользоваться КУРО и РК, но не более 7 рабочих дней ( ст. 5 Закона № 265).

Имейте в виду: после отключения электроэнергии или при выходе из строя РРО прежде всего кассир должен посчитать сумму наличности, которая находится на месте проведения расчетов (в ящике РРО). Эту сумму необходимо записать в корешок первой РК с отметкой «служебное внесение»

7

Вопрос: Каков порядок учета разменной монеты на месте проведения расчетов?

Согласно п. 2.13 гл. 2 Положения № 637 предприятия (предприниматели) при осуществлении расчетов с потребителями за наличные обязаны принимать в уплату за продукцию (товары, работы, услуги) без ограничений банкноты и монеты (в том числе разменные, оборотные, памятные монеты, изношенные, значительно изношенные банкноты и монеты) всех номиналов, выпускаемые Национальном банком Украины в обращение, которые являются действительными платежными средствами и не вызывают сомнения в их подлинности и платежности. В случае получения от потребителей в уплату за продукцию (товары, работы, услуги) изношенных и/или значительно изношенных банкнот предприятия (предприниматели) обязаны не выдавать такие банкноты на сдачу и в дальнейшем сдать их вместе с наличной выручкой (наличностью) в обслуживающие банки. Кроме того, предприятия (предприниматели) должны обеспечивать наличие в кассе банкнот и монет для выдачи сдачи (за исключением тех номиналов монет (банкнот), выпуск в обращение которых прекращен Национальным банком Украины).

В соответствии с п. 6 разд. III Порядка регистрации РРО внесение или выдача наличности с места проведения расчетов должны регистрироваться через РРО с использованием операций «служебное внесение» и «служебная выдача», если такое внесение или выдача не связаны с проведением расчетных операций. Кроме того, операция «служебное внесение» используется для регистрации суммы наличности, хранящейся на месте проведения расчетов на момент регистрации первой расчетной операции, которая проводится после выполнения Z-отчета.

Не проводится через РРО выдача наличности, не связанная с проведением расчетов, если такая выдача осуществляется после выполнения Z-отчета до регистрации первой расчетной операции и (или) до выполнения операции «служебное внесение».

То есть разменная монета, полученная из кассы предприятия или оставленная в ящике РРО с предыдущего дня, должна проводиться через РРО с помощью операции «служебное внесение».

Подтверждением того, что соответствующая сумма внесена в РРО как разменная монета, является Z-отчет, в котором отражается информация об операции «служебное внесение»

Напомним, что в соответствии с п. 13 ст. 3 Закона № 265 одним из обязательств субъектов хозяйствования, осуществляющих расчетные операции в наличной и/или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, а также операции по приему наличности для дальнейшего ее перевода, является обеспечение соответствия сумм наличных средств на месте проведения расчетов сумме средств, указанной в дневном отчете РРО, а при использовании РК — общей сумме продажи по расчетным квитанциям, выданным с начала рабочего дня.

Учитывая это, непроведение через РРО суммы наличности, хранящейся на месте проведения расчетов с использованием операции «служебное внесение», может привести к несоответствию суммы наличных средств на месте проведения расчетов сумме средств, указанной в дневном отчете.

Ответственность за невыполнение в конце дня операции «служебная выдача», если средства хранятся на месте проведения расчетов, предусмотрена в п. 1 ст. 17 Закона № 265. Этот вопрос рассматривался в консультации специалиста ГФС «Об ответственности за невыполнение операции «служебная выдача» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 32, с. 26)

8

Вопрос: Каким образом оформляется сумма наличности, хранящейся на месте проведения расчетов, в случае выхода из строя РРО или отключения электроэнергии?

Согласно п. 7 гл. 2 разд. III Порядка регистрации КУРО сумма наличности, хранящейся на месте проведения расчетов до начала рабочего дня, вносится субъектом хозяйствования в течение рабочего дня или находится на месте проведения расчетов на момент выхода из строя РРО или отключения электроэнергии, записывается в корешок расчетной квитанции с пометкой «служебное внесение». Сумма наличности, которая изымается субъектом хозяйствования в течение рабочего дня с места проведения расчетов, записывается в корешок расчетной квитанции с пометкой «служебная выдача».

Следовательно, в РК записью «служебное внесение» фиксируется сумма наличности, находившаяся на месте проведения расчетных операций на время отключения электроэнергии и начала работы с использованием РК.

В соответствии с п. 10 разд. III Порядка регистрации РРО, если на период выхода из строя РРО или в случае отключения электроэнергии расчетные операции проводятся с использованием КУРО и РК, после установки отремонтированного (резервного) РРО или возобновления снабжения электроэнергией необходимо провести через РРО суммы расчетов за время работы с использованием РК, а также согласно контрольной ленте (при обнулении оперативной памяти) — за время работы, предшествовавшее выходу РРО из строя или отключению электроэнергии, отдельно по каждой ставке налога на добавленную стоимость, после чего следует выполнить Z-отчет. При необходимости выполняется операция «служебное внесение» на сумму наличности, хранящейся на месте проведения расчетов.

То есть после возобновления снабжения электроэнергией, переходя на работу с РРО, суммы, зафиксированные в РК за период отключения электроэнергии, проводятся через РРО с использованием операции «служебное внесение», а в РК на эту сумму необходимо сделать запись «служебная выдача». После использования всех расчетных квитанций на регистрационной странице РК необходимо указать дату ее окончания и общую сумму расчетов по всем расчетным квитанциям в РК

В случае выхода из строя РРО или отключения электроэнергии субъект хозяйствования должен надлежащим образом оформить (зафиксировать) сумму наличности, хранящейся на месте проведения расчетов до начала рабочего дня или находящейся на месте проведения расчетов. На вопрос о том, как это правильно сделать при применении РК, фискалы и предоставили ответ

9

Вопрос: Каков порядок выдачи средств в случае возврата товара (отказа от услуги, принятия ценностей под залог и в иных случаях) или отмены ошибочно проведенной через РРО суммы расчета?

Согласно п. 11 ст. 3 Закона № 265 субъекты хозяйствования, которые осуществляют расчетные операции в наличной и/или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, а также операции по приему наличности для дальнейшего ее перевода, обязаны проводить расчетные операции через РРО с использованием режима предварительного программирования наименования, цен товаров (услуг) и учета их количества.

Согласно п. 7 гл. III Порядка регистрации РРО регистрация выдачи средств в случае возврата товара (отказа от услуги, принятия ценностей под залог, выплаты выигрышей в государственные лотереи и в иных случаях) или отмены ошибочно проведенной через РРО суммы расчета осуществляется путем регистрации отрицательной суммы.

Если алгоритм работы РРО не обеспечивает отдельного накопления в фискальной памяти отрицательных сумм расчетов:

— разрешается регистрировать выдачу средств (отмену ошибочной суммы) с помощью операции «служебная выдача»;

— запрещается регистрировать через РРО отрицательные суммы с использованием операции «сторно».

Пунктом 8 гл. III Порядка регистрации РРО предусмотрено: если сумма средств, выданных при возврате товара или рекомпенсации ранее оплаченной услуги, превышает 100 грн., материально ответственное лицо хозяйственной единицы или лицо, непосредственно осуществляющее расчеты, должно составить акт о выдаче средств. В акте необходимо указать данные документа, устанавливающего лицо покупателя, который возвращает товар (отказывается от услуги), сведения о товаре (услуге), сумму выданных средств, номер, дату и время выдачи расчетного документа, подтверждающего покупку товара (получение услуги).

Такой же акт составляется при отмене ошибочно проведенной через РРО суммы расчета. В акте указываются данные об ошибочной сумме и реквизитах расчетного документа. Акты о выдаче средств и акты об отмене ошибочно проведенной через РРО суммы расчета передаются в бухгалтерию субъекта хозяйствования и хранятся в течение 3 лет. В случае отсутствия у субъекта хозяйствования бухгалтерии указанные акты подклеиваются к последней странице соответствующей КУРО

Как действовать в ситуации, когда допущена ошибка при регистрации операции через РРО? В таком случае следует воспользоваться п. 7 разд. III Порядка регистрации РРО и отменить ошибочно проведенную сумму расчета. Сделать это можно следующим образом:

— если используемый РРО имеет возможность отдельно накапливать в фискальной памяти отрицательные суммы расчетов, то ошибочно проведенная сумма отменяется путем регистрации отрицательной суммы;

— если же РРО не обеспечивает накопления в фискальной памяти отрицательных сумм, разрешается отмена ошибочной суммы с помощью операции «служебная выдача».

Учтите: отменять ошибочную сумму, используя операцию «сторно», запрещается. В напечатанном чеке в случае отмены операции перед отмененной суммой может печататься знак «-» (минус).

После того как ошибка будет исправлена, необходимо составить акт об отмене ошибочно проведенной через РРО суммы расчета, где указать данные об ошибочной сумме и реквизиты расчетного документа (п. 8 разд. III Порядка регистрации РРО)

10

Вопрос: Каков порядок использования (заполнения) КУРО, зарегистрированной на РРО?

Согласно п. 1 гл. 4 разд. II Порядка регистрации КУРО субъект хозяйствования должен обеспечить, в частности, использование КУРО с тем РРО, к которому такая книга зарегистрирована.

Перед началом использования КУРО на ее титульной странице следует указать дату начала использования. Записи в КУРО должны выполняться шариковой ручкой с пастой темного цвета (п. 4 гл. 4 разд. II Порядка регистрации КУРО).

Согласно п. 6 гл. 4 разд. II Порядка регистрации КУРО использование КУРО, зарегистрированной на РРО, предусматривает:

— наличие КУРО на месте проведения расчетов, где установлен РРО;

— подклеивание фискальных отчетных чеков к соответствующим страницам КУРО;

— ежедневное выполнение записей (при осуществлении расчетных операций) о движении наличности и суммах расчетов, при этом данные по суммам, полученным от покупателей (клиентов), и данные по суммам, выданным покупателям (клиентам), записываются отдельно;

— в случае выхода из строя РРО или отключения электроэнергии — осуществление записей по учету расчетных квитанций;

— ведение учета ремонтов, работ по техническому обслуживанию, а также проверок конструкции и программного обеспечения РРО в соответствующем разделе КУРО.

В случае распечатки на РРО в течение рабочего дня нескольких фискальных отчетных чеков все они вклеиваются в соответствующую КУРО, записи в разд. 2 КУРО делаются по каждому фискальному отчетному чеку отдельно. Если фискальный отчетный чек содержит данные об операциях служебного внесения и служебной выдачи средств, графы 3 и 4 разд. 2 КУРО можно не заполнять.

Пунктом 8 гл. 4 разд. II Порядка регистрации КУРО предусмотрено, что по желанию субъекта хозяйствования в графах 5 — 10 разд. 2 КУРО, зарегистрированной на РРО, можно создавать дополнительные графы для указания сумм расчетов, суммы налога на добавленную стоимость, суммы акцизного налога или другого налога (сбора) и выданных при возврате товара средств, полученных (выданных) с использованием платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п. Кроме того, в этом разделе КУРО на РРО можно выполнять дополнительные записи, которые подытоживают данные по расчетам за день или за месяц.

В разд. 3 КУРО, зарегистрированной на РРО, учитываются расчетные квитанции, использованные при отключении электроэнергии или в период ремонта РРО. Графы 1 — 4 заполняются до начала использования РК, графы 5 — 7 — до начала регистрации расчетных операций с помощью РРО после возобновления снабжения электроэнергией или установки РРО после ремонта (п. 9 гл. 4 разд. II Порядка регистрации КУРО).

Если начало и окончание одного цикла использования РК при отключении электроэнергии или на период ремонта РРО приходятся на разные рабочие дни, за каждый рабочий день в разд. 3 КУРО на РРО осуществляются отдельные записи, при этом графы 1, 2 заполняются только в первый, а графа 7 — только в последний день одного цикла использования РК.

Кроме того, на основании данных расчетных квитанций ежедневно осуществляются записи в разд. 2; в запись за первый день следует включить данные о соответствующих суммах (графы 2 — 7) по контрольной ленте с начала рабочего дня до момента выхода из строя РРО или отключения электроэнергии. В записях по данным фискального отчетного чека, распечатанного после возобновления работы на РРО, необходимо указать, за какие предыдущие даты подытожены данные в этом фискальном чеке (п. 10 гл. 4 разд. II Порядка регистрации КУРО).

В разд. 4 КУРО, зарегистрированной на РРО, учитываются ремонты, работы по техническому обслуживанию, а также проверки конструкции и программного обеспечения РРО. Графы 1 — 5 заполняет лицо, осуществляющее ремонт, техническое обслуживание или проверку, графы 6 и 7 — работник субъекта хозяйствования после возобновления работоспособности РРО. В случае выхода РРО из строя графы 1 и 2 заполняет работник субъекта хозяйствования непосредственно после выхода РРО из строя. При необходимости в разд. 4 КУРО может вноситься дополнительная информация (п. 11 гл. 4 разд. II Порядка регистрации КУРО).

После окончания использования КУРО на ее титульной странице необходимо указать дату окончания. При отсутствии у субъекта хозяйствования бухгалтерии к последней странице КУРО подклеиваются акты о выдаче средств и акты об отмене ошибочно проведенной через РРО суммы расчета (п. 12 гл. 4 разд. II Порядка регистрации КУРО).

Согласно п. 13 гл. 4 разд. II этого Порядка исправление записей в КУРО может быть сделано только теми лицами, осуществлявшими эти записи, либо лицами, исполняющими их обязанности. Исправление должно удостоверяться подписью ответственного лица субъекта хозяйствования или субъекта хозяйствования — физического лица — предпринимателя.

Испорченные листы КУРО и такие, на которых сделано больше 5 исправлений, следует перечеркнуть по диагонали с обеих сторон, сделать на них надпись «Аннулировано», проставить дату аннулирования, засвидетельствовать подписью ответственного лица субъекта хозяйствования или субъекта хозяйствования — физического лица — предпринимателя. Все данные из аннулированного листа переносятся на новый лист КУРО, номер которого проставляется на аннулированном листе (п. 14 гл. 4 разд. II Порядка регистрации КУРО)

Отметим, что основные требования к ведению КУРО заключаются в следующем:

— подклеивать фискальные отчетные чеки (разд. 1 КУРО);

— вносить ежедневные записи о движении наличности и сумме расчетов (отдельно по суммам, полученным от покупателей, и суммам, выданным покупателям при возврате, — разд. 2 КУРО);

— осуществлять записи по учету расчетных квитанций — в случае выхода из строя РРО или отключения электроэнергии (разд. 3 КУРО);

— вести учет ремонтов, техобслуживания, а также проверку конструкции и программного обеспечения РРО (разд. 4 КУРО).

Если при проведении расчетов нет никаких внештатных ситуаций, заполнять КУРО не сложно. В таком случае записи вносят только в разд. 2 «Учет движения наличности и сумм расчетов»

11

Вопрос: В каком случае графы 3 и 4 разд. 2 КУРО не заполняются?

Согласно п. 8 гл. 4 разд. II Порядка регистрации КУРО в случае распечатки на РРО в течение рабочего дня нескольких фискальных отчетных чеков все они вклеиваются в соответствующую КУРО, записи в разд. 2 КУРО делаются по каждому фискальному отчетному чеку отдельно.

Если фискальный отчетный чек содержит данные об операциях служебного внесения и служебной выдачи средств, графы 3 и 4 разд. 2 КУРО можно не заполнять

Напомним, что обязанности и дополнительные реквизиты, которые должен содержать фискальный отчетный чек, предусмотрены Требованиями по реализации фискальных функций регистраторами расчетных операций для разных областей применения, утвержденными постановлением КМУ от 18.02.2002 г. № 199

12

Вопрос: Необходимо ли подавать в контролирующие органы Справку об использованных расчетных книгах, зарегистрированных на РРО, которые использовались в период выхода из строя РРО или в случае временного отключения электроэнергии?

Согласно абз. 1 п. 7 ст. 3 Закона № 265 субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, обязаны подавать в контролирующие органы отчетность, связанную с применением РРО и РК, не позднее 15-го числа следующего за отчетным месяца в случае, если этим пунктом не предусмотрено представление информации по проводным или беспроводным каналам связи.

Пунктом 6 гл. 4 разд. II Порядка регистрации КУРО определено, что использование КУРО, зарегистрированной на РРО, предусматривает, в частности, в случае выхода из строя РРО или отключения электроэнергии осуществление записей по учету расчетных квитанций.

В Порядке № 13 предусмотрена подача субъектом хозяйствования отчетности по форме № ЗВР-1 по всем КУРО, зарегистрированным на хозяйственную единицу, которые ведутся вместе с РК в случаях, определенных Законом № 265.

Отчетность, связанная с использованием расчетных квитанций, подается в составе Отчета об использовании книг учета расчетных операций (расчетных книг) (форма № ЗВР-1) и Справки об использованных расчетных книгах в орган государственной фискальной службы по месту регистрации РК в сроки, определенные действующим законодательством. Форма Справки об использованных расчетных книгах приведена в приложении к Порядку № 13.

Учитывая изложенное выше, субъекты хозяйствования подают в контролирующие органы Справку об использованных расчетных книгах при использовании расчетных квитанций на период выхода из строя РРО либо в случае временного отключения электроэнергии

Таким образом, Справку об использованных расчетных книгах в случае использования расчетных квитанций на период выхода из строя РРО или в случае временного отключения электроэнергии учреждения подают не позднее 15-го числа следующего за отчетным месяца

13

Вопрос: Каким образом осуществляется перерегистрация КУРО в случае изменения данных о субъекте хозяйствования, которые указываются в КУРО, а также в случае выявления расхождений или ошибок в записях на титульной странице КУРО?

Согласно п. 1 гл. 2 разд. II Порядка регистрации КУРО регистрация РРО в случае изменения данных в отношении субъекта хозяйствования, которые указываются в КУРО (налоговый номер или серия и номер паспорта для физических лиц, которые по религиозным убеждениям отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и имеют отметку в паспорте, наименование (фамилия, имя, отчество)), адреса и/или названия хозяйственной единицы, где используется РРО, области применения РРО, версии внутреннего программного обеспечения РРО, а также в случае выявления расхождений или ошибок в записях на титульной странице КУРО субъект хозяйствования осуществляет перерегистрацию КУРО.

Для этого не позднее 5 рабочих дней со дня возникновения оснований для перерегистрации субъект хозяйствования подает в контролирующий орган по месту регистрации КУРО регистрационное заявление с отметкой «Перерегистрация» с указанием причины перерегистрации и КУРО, подлежащей перерегистрации.

После получения документов должностное лицо контролирующего органа не позднее 2 рабочих дней со дня подачи регистрационного заявления проводит перерегистрацию КУРО путем внесения изменений в информационную систему ГФС и осуществления соответствующих записей на титульной странице КУРО.

Все дополнения или исправления на титульной странице КУРО удостоверяются подписью должностного лица контролирующего органа, осуществившего перерегистрацию, и печатью контролирующего органа.

Согласно п. 3 гл. 2 разд. II Порядка регистрации КУРО в случае изменения местонахождения или местожительства, включения/невключения субъекта хозяйствования в Реестр крупных плательщиков налогов, реорганизации контролирующих органов либо по другим причинам, вследствие которых изменяется контролирующий орган, в котором субъект хозяйствования учитывается в качестве плательщика налогов по основному месту учета, в течение 2 рабочих дней после перевода плательщика налогов на обслуживание в контролирующий орган по новому месту учета автоматически средствами информационной системы ГФС осуществляется перерегистрация КУРО в контролирующем органе по новому основному месту учета субъекта хозяйствования в качестве плательщика налогов.

КУРО, выданная субъекту хозяйствования согласно Порядку регистрации КУРО контролирующим органом по предыдущему месту учета, остается действующей до момента возникновения изменений в данных в отношении субъекта хозяйствования, которые указываются на титульной странице КУРО.

Документы о регистрации/перерегистрации КУРО, находившиеся в контролирующем органе по предыдущему основному месту учета субъекта хозяйствования в качестве плательщика налогов, передаются вместе с учетным делом в контролирующий орган по новому основному месту учета такого плательщика налогов

В случае изменения данных о субъекте хозяйствования необходимо осуществить перерегистрацию РРО. Подробно о такой ситуации мы рассказывали в материале «Новые порядки регистрации РРО и КУРО: что изменилось»? (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 32).

Кроме того, в таком случае субъект хозяйствования осуществляет перерегистрацию КУРО. Об основных моментах перерегистрации КУРО как раз и рассказывают фискалы в этой консультации

14

Вопрос: Какие документы должен хранить субъект хозяйствования, применяющий РРО в хозяйственной единице?

Согласно п. 4 разд. III Порядка регистрации РРО субъекты хозяйствования, использующие РРО для осуществления расчетных операций в наличной и/или безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, обязаны, в частности:

— хранить в хозяйственной единице последнюю использованную и текущую РК, которая используется на период выхода из строя РРО, осуществления его ремонта или в случае временного (но не более 7 рабочих дней) отключения электроэнергии;

— в конце рабочего дня (смены) печатать на РРО (за исключением автоматов по продаже товаров (услуг)) фискальные отчетные чеки в случае осуществления расчетных операций;

— обеспечивать соответствие сумм наличных средств на месте проведения расчетов сумме средств, указанной в дневном отчете РРО, а в случае использования РК — общей сумме продажи по расчетным квитанциям, выданным с начала рабочего дня;

— печатать X-отчеты, Z-отчеты и другие документы, предусмотренные документацией на РРО, согласно законодательству;

— хранить на месте проведения расчетов регистрационное удостоверение и последнюю справку об опломбировании РРО или их копии

Отметим, что на месте осуществления расчетов также должна находиться зарегистрированная КУРО. Такие требования предусмотрены пп. 5 и 6 гл. 4 разд. II Порядка регистрации КУРО

15

Вопрос: Необходимо ли проводить через новый фискальный блок РРО суммы расчетов за время работы с использованием РК, если при ремонте РРО был заменен фискальный блок?

В соответствии со ст. 5 Закона № 265 на период выхода из строя РРО и осуществления его ремонта или в случае временного, не более 7 рабочих дней, отключения электроэнергии проведение расчетных операций осуществляется с использованием КУРО и РК или с применением надлежащим образом зарегистрированного резервного РРО.

ЦСО обязаны при выходе из строя РРО обеспечивать возобновление его работы в течение 7 рабочих дней. В случае необеспечения ЦСО гарантийного ремонта РРО не позднее 7-го рабочего дня со дня принятия в ремонт РРО ввести в эксплуатацию надлежащим образом зарегистрированный на субъекта хозяйствования резервный РРО ( ст. 14 Закона № 265).

Порядком регистрации РРО установлено, что фискальный блок — неотъемлемая составная часть РРО, с помощью которой обеспечиваются регистрация оборота, определение размера налогов и сборов, установленных действующим законодательством, управление механизмом печатания чеков и отчетов, выведения информации на индикаторы этого РРО.

Постановлением КМУ от 12.05.2004 г. № 601, разработанным во исполнение требований ст. 12 Закона № 265, утвержден Порядок № 601, определяющий требования к техническому обслуживанию и ремонту РРО субъектов хозяйствования и особенности ремонта фискального блока.

Пунктом 33 этого Порядка определено, что неисправный фискальный блок РРО подлежит замене на новый, опломбированный производителем. При этом в новом фискальном блоке восстанавливается информация, предоставленная в ежемесячных отчетах РРО за последние три года.

Неисправный фискальный блок РРО не подлежит ремонту ЦСО ( п. 34 Порядка № 601).

То есть поскольку фискальный блок РРО — это отдельная конструктивная единица РРО, который состоит из функциональных узлов, обеспечивающих управление работой РРО, обработку данных всех проведенных расчетных операций, сохранение и накопление фискальной информации, то восстановление информации, хранившейся в фискальном блоке РРО, в случае выхода его из строя может осуществляться только производителем такого РРО.

Согласно п. 10 разд. III Порядка регистрации РРО, если на период выхода из строя РРО или в случае отключения электроэнергии расчетные операции проводятся с использованием КУРО и РК, после установки отремонтированного (резервного) РРО или возобновления снабжения электроэнергией необходимо провести через РРО суммы расчетов за время работы с использованием РК, а также согласно контрольной ленте (в случае обнуления оперативной памяти) — за время работы, предшествовавшее выходу РРО из строя или отключению электроэнергии, отдельно по каждой ставке налога на добавленную стоимость, акцизного налога или другого налога (сбора), после чего следует выполнить Z-отчет. При необходимости выполняется операция «служебное внесение» на сумму наличности, хранящейся на месте проведения расчетов.

Таким образом, в случае выхода из строя фискального блока РРО, который не подлежит ремонту, субъект хозяйствования должен провести через новый фискальный блок РРО суммы расчетов за время работы с использованием КУРО и РК, а также следует выполнить Z-отчет. При необходимости выполняется операция «служебное внесение» на сумму наличности, хранящейся на месте проведения расчетов

С учетом этого, если вышел из строя фискальный блок РРО, который не подлежит ремонту, субъект хозяйствования должен провести через новый фискальный блок РРО суммы расчетов, осуществленных за время работы с использованием КУРО и РК. Также не забудьте выполнить Z-отчет

16

Вопрос: Каким образом субъект хозяйствования может получить данные о фискальных номерах РРО, дате регистрации РРО, номере последней КУРО, зарегистрированной на такой РРО, дате ее регистрации; данные о фискальных номерах РРО, регистрация которых отменена; дате, причинах и основаниях для отмены регистрации РРО?

Согласно п. 19 гл. 2 разд. II Порядка регистрации РРО для информирования субъектов хозяйствования ГФС ежедекадно обнародует на своем веб-сайте:

— данные о фискальных номерах РРО с указанием наименования субъекта хозяйствования (фамилии, имени, отчества), даты регистрации РРО, а также номера последней КУРО, зарегистрированной на такой РРО, и даты ее регистрации;

— данные о фискальных номерах РРО, регистрация которых отменена по заявлению субъекта хозяйствования или по инициативе контролирующего органа, с указанием наименования субъекта хозяйствования (фамилии, имени, отчества), даты, причины и основания для отмены регистрации РРО.

Информация обнародуется с указанием даты обнародования и даты обновления информации.

На официальном веб-портале ГФС есть гиперссылки на закладки «Інформація про РРО» (http://sfs.gov.ua/rro) и «Інформація про книги ОРО» сервиса «Інформація щодо РРО та книг ОРО» (http://sfs.gov.ua/koro)

Фискалы уже долгое время обещали обнародовать такую информацию на своем сайте. Но только сейчас у субъектов хозяйствования появилась возможность ознакомиться с такими данными

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше