Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Изменений к Инструкции по применению экономической классификации расходов бюджета

Министерство финансов Украины
Приказ от 14.02.2017 г. № 135
Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 06.03.2017 г. под № 309/30177

В соответствии со статьей 8 Бюджетного кодекса Украины и Положением о Министерстве финансов Украины, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 20 августа 2014 года № 375, с целью приведения в соответствие с изменениями, внесенными в законодательство, приказываю:

1. Утвердить Изменения к Инструкции по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 12 марта 2012 года № 333, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 27 марта 2012 года под № 456/20769 (в редакции приказа Министерства финансов Украины от 21 июня 2012 года № 754) (прилагаются).

2. Департаменту государственного бюджета Министерства финансов Украины (Лозицкий В. П.) и Департаменту методологии по обслуживанию бюджетов, бухгалтерского учета, отчетности и развития Государственной казначейской службы Украины (Литвиненко Л. И.) обеспечить предоставление этого приказа в установленном порядке на государственную регистрацию в Министерство юстиции Украины.

3. Управлению обеспечения коммуникаций и организационно-аналитической работы Министерства финансов Украины в десятидневный срок со дня государственной регистрации этого приказа в Министерстве юстиции Украины обеспечить его обнародование на официальном веб-сайте Министерства финансов Украины в сети Интернет.

4. Этот приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

5. Контроль за выполнением этого приказа возложить на первого заместителя Министра финансов Украины Маркарову О. С. и Председателя Государственной казначейской службы Украины Слюз Т. Я.

Министр А. Данилюк

Утверждены приказом Министерства финансов Украины от 14.02.2017 г. № 135

Зарегистрированы в Министерстве юстиции Украины 06.03.2017 г. по № 309/30177

Изменения к Инструкции по применению экономической классификации расходов бюджета

1. В главе 1:

1) в пункте 1.2 слова «торгов по закупке товаров, работ и услуг (а именно: расходы на разработку и рассылку документации конкурсных торгов, приглашения к участию в процедурах закупок и подготовке заседаний комитета по конкурсным торгам по закупке товаров, работ и услуг и т. п.)» заменить словами «публичных закупок»;

2) в пункте 1.4:

после слов «в соответствии с законодательством,» дополнить словами «сумм долга с учетом установленного индекса инфляции за все время просрочки»;

дополнить пункт новым абзацем следующего содержания:

«Оплата расходов на транспортировку, включая расходы по страхованию рисков транспортировки товаров, установку, монтаж, наладку, заготовку товаров и оплату тарифов (фрахта) за погрузочно-разгрузочные работы осуществляется по тому коду экономической классификации расходов бюджета, по которому осуществляется приобретение товара, если это предусмотрено условиями договора приобретения.»;

3) в абзаце втором пункта 1.6 слова «строительство (приобретение), ремонт, модернизацию, реконструкцию и реставрацию (в том числе жилья (помещений), других объектов),» заменить словами «капитальные инвестиции, капитальный ремонт;».

2. В главе 2:

1) подпункт 2.1.1 пункта 2.1 после слов «лиц рядового и начальствующего состава» дополнить словом «, полицейских»;

2) в пункте 2.2:

в подпункте 2.2.1:

подпункт 3 после слов «информационных изданий» дополнить словами «, в том числе электронных»;

подпункт 10 после слова «удобрений» дополнить словами «и тому подобное» и после слов «научных целей» дополнить словами «, лабораторных исследований (испытаний)»;

в подпункте 17 слова «шлемов, средств индивидуальной защиты, наручников» заменить словами «наручников, средств индивидуальной защиты (шлемов, бронежилетов независимо от стоимости и другой специальной экипировки)»;

в подпункте 2.2.4:

в абзаце восьмом подпункта 1 слово «зарубежных» исключить и после слов «научно-технической информации» дополнить словами «, информационных ресурсов»;

подпункт 5 после слов «оплата транспортных услуг» дополнить словами «(в том числе компенсация соответствующих расходов работникам заграничных дипломатических учреждений Украины в соответствии с законодательством)»;

подпункт 10 после слов «документации на земельные участки;» дополнить словами «технических условий;»;

в подпункте 21 слова «народных заседателей и» исключить;

подпункт 24 после слова «молодежных,» дополнить словами «национально-патриотических,», после слов «в соответствии с заключенными соглашениями» дополнить словами «и другими подтверждающими документами на проведение мероприятий»;

в подпункте 2.2.5:

в подпункте 6 слова «возмещения расходов» заменить словами «компенсационные выплаты»;

в подпункте 7 слово «молодежные,» исключить;

подпункт 1 подпункта 2.2.6 после слова «боеприпасов» дополнить словами «, продукции оборонного назначения»;

в подпункте 2.2.7.4 подпункта 2.2.7 слова «его транспортировки» заменить словами «распределения природного газа, хранения, поставки и транспортировки»;

в подпункте 2.2.8:

подпункт 5 подпункта 2.2.8.1 после слов «расходы на разработку» дополнить словами «(модернизацию, усовершенствование)»;

подпункт 2.2.8.2 дополнить подпунктом 12 такого содержания:

«12) расходы заведений здравоохранения, которые сдержатся за счет бюджетных средств (кроме заведений здравоохранения, расходы на которые предусмотрены в статье 87 Бюджетного кодекса Украины).»;

3) в подпункте 2.5.3 пункта 2.5:

подпункт 1 дополнить словами «; компенсация за поднаем (наем) жилых помещений военнослужащим, полицейским и лицам рядового и начальствующего состава, не обеспеченным таким жильем»;

в подпункте 25 слова «ипотечными жилищными» исключить;

подпункты 1, 3, 4 подпункта 2.1.1.2 подпункта 2.1.1, подпункт 4 подпункта 2.2.2, подпункт 2 подпункта 2.2.3, подпункт 1 подпункта 2.2.5, подпункт 20 подпункта 2.5.3 после слова «военнослужащие» в соответствующих падежах дополнить словом «, полицейские» в соответствующих падежах;

4) в пункте 2.6:

подпункт 1 изложить в следующей редакции:

«1) уплата налоговых, неналоговых и других платежей на безвозвратной основе, производство которых предусмотрено законодательством (включая плату за административные услуги); уплата денежного взноса (гарантии) для обеспечения выполнения обязательств в связи с участием в закупках (конкурсе);»;

в подпункте 3 слова «, убытков от инфляции» исключить;

подпункт 9 дополнить словами «и судебных расходов».

3. В главе 3:

1) в пункте 3.1:

абзац второй изложить в следующей редакции:

«По этой категории предусматриваются расходы на приобретение или создание основных средств, отдельных прочих необоротных материальных активов, увеличение стоимости активов в результате улучшения объекта (модернизация, достройка, дооборудование, реконструкция и т. п.), капитальный ремонт, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов.»;

подпункт 3.1.2.2 подпункта 3.1.2 дополнить подпунктом 8 следующего содержания:

«8) расходы на сооружение монументов и памятников.»;

2) подпункт 3.2.1 пункта 3.2 дополнить подпунктом 4 такого содержания:

«4) капитальные расходы заведений здравоохранения, которые содержатся за счет бюджетных средств (кроме заведений здравоохранения, расходы на которые предусмотрены в статье 87 Бюджетного кодекса Украины).».

Директор Департамента государственного бюджета В. Лозицкий

Комментарий редакции

Минфин подкорректировал Инструкцию по применению КЭКР

Все без исключения распорядители и получатели бюджетных средств согласно ч. 1 ст. 8 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ) применяют экономическую классификацию расходов бюджета. То есть расходы проводятся по экономической характеристике операций, которые осуществляются в соответствии с функциями государства и местного самоуправления. Такой подход дает возможность обобщить информацию о выполнении бюджета по всем участникам бюджетного процесса.

Как правильно использовать экономическую классификацию расходов на практике, четко прописано в Инструкции по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333 (далее — Инструкция № 333). Эта Инструкция для бухгалтеров бюджетных учреждений вовсе не новая. Она уже давно стала незаменимой помощницей в решении вопросов относительно проведения определенных расходов по тем или иным КЭКР.

Инструкция № 333 неоднократно подвергалась изменениям, прежде всего с целью обеспечения соответствия ее норм требованиям действующего законодательства. Так, законодатели перекраивают текст этой Инструкции чуть ли не ежегодно. Но жизнь не стоит на месте, все находится в постоянном движении. Вот и в этом году Минфин решил немного подкорректировать Инструкцию № 333. Сразу же заметим, что речь идет не о глобальных изменениях, но внесенные коррективы и уточнения — существенны.

В первую очередь бросается в глаза дополнение п. 1.4 Инструкции № 333 новым вторым абзацем. Тем самым Минфин отметил необходимость планирования и осуществления расходов на приобретение товаров и расходов на их транспортировку (в том числе расходы по страхованию рисков транспортировки товаров), установку, монтаж, наладку и оплату погрузочно-разгрузочных работ по одним и тем же КЭКР.

Безусловно, это касается только тех случаев, когда осуществление таких работ предусмотрено условиями договора о приобретении соответствующих товаров. То есть если поставщик, кроме непосредственно материальных ценностей, предлагает сопутствующие услуги по доставке таких ценностей или их монтажу, тогда такие расходы следует планировать по одному КЭКР. Например, такой подход нужно применять в случае приобретения кондиционера с установкой. Такие расходы необходимо планировать по КЭКР 3110 «Приобретение оборудования и предметов долгосрочного пользования», если стоимость непосредственно кондиционера превышает 6000 грн. без НДС. Если же стоимость оборудования составляет ровно 6000 грн. или меньше, тогда расходы на его приобретение и монтаж (доставку, наладку) будем осуществлять по КЭКР 2210 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь».

Другое дело, если услуги по транспортировке и установке нам предоставляет не поставщик товаров, а другая организация (предприятие, учреждение, физическое лицо), с которой бюджетное учреждение заключило отдельный договор о транспортировке и установке. В таком случае расходы на доставку, монтаж и другие сопутствующие услуги следует проводить по отдельному КЭКР — 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)». Также возможен вариант, когда мы осуществляем доставку приобретенных товаров, их наладку, монтаж собственными силами.

Напомним: в первоначальную стоимость как необоротных активов, так и запасов следует включать все расходы, непосредственно связанные с доведением их до пригодного для применения в запланированных целях состояния. На это указывает п. 5 разд. ІІ Национального положения (стандарта) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 «Основные средства», утвержденного приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202, и п. 8 разд. II Национального положения (стандарта) бухгалтерского учета в государственном секторе 123 «Запасы», утвержденного приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202.

Следующая новость — это то, что уплату доначисленных платежей (кроме штрафов и пени), определенных контролирующими органами, а также сумм долга с учетом индекса инфляции за все время просрочки и процентов годовых от просроченной суммы договора следует проводить по тому КЭКР, по которому должен быть проведен основной платеж. А вот штрафы, пени (в том числе за несвоевременную уплату налогов) и неустойки надлежит платить по КЭКР 2800 «Прочие текущие расходы».

Весомое значение также имеют коррективы, внесенные в трактовку капитальных расходов ( п. 1.6 Инструкции № 333). В частности, отныне четко понятно, что к капитальным расходам относятся расходы на выполнение не какого-нибудь ремонта, а именно капитального ремонта необоротных активов, а также прочие капитальные инвестиции. Собственно, это не вызывало сомнений и раньше, однако во избежание ошибочного толкования, Минфин сделал уточнение.

Далее расскажем об изменениях, которые коснулись порядка применения отдельных КЭКР. Для наглядности приведем информацию об изменениях в таблице ниже.

Изменения в порядке применения отдельных КЭКР

КЭКР

Суть изменений

Примечание

2110

«Оплата труда»,

2112

«Денежное обеспечение военнослужащих»

Уточнено, что по КЭКР 2110 предусматриваются расходы на оплату труда полицейских* согласно установленным должностным окладам, ставкам или расценкам, материальную помощь, в том числе расходы на премии и другие виды поощрений или вознаграждений в соответствии с законодательством.

Если же полицейские получают денежное обеспечение, то его выплачивают по КЭКР 2112. В то же время по этому КЭКР следует проводить возмещение налога на доходы физических лиц, который удерживается из денежного обеспечения полицейских, а также выплату единоразового пособия при их увольнении со службы

п.п. 2.1.1, пп. 1, 3, 4 п.п. 2.1.1.2 Инструкции № 333

2210

«Предметы, материалы, оборудование и инвентарь»

Минфин конкретизировал, что по этому КЭКР можно планировать и осуществлять расходы на приобретение или подписку периодических, справочных, информационных изданий, в том числе электронных. Такое уточнение имеет существенное значение, поскольку отныне уже не будет колебаний между КЭКР 2210 и 2240 во время приобретения электронных изданий. Подробнее об этом мы рассказывали в консультации «Подписка на электронные издания — по КЭКР 2210» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2017, № 12).

Имейте в виду: расходы на пополнение библиотечных фондов следует проводить по другому КЭКР. В частности, для этого предназначен КЭКР 3110 «Приобретение оборудования и предметов долгосрочного пользования»

п.п. 3 п.п. 2.2.1 Инструкции № 333

Отныне по этому КЭКР можно приобретать реактивы, химикаты, биопрепараты, семена, удобрения и тому подобное не только для научно-исследовательских работ, научных целей и учебного процесса, но и для лабораторных исследований (испытаний)

п.п. 10 п.п. 2.2.1 Инструкции № 333

По этому КЭКР, как и ранее, проводятся расходы на приобретение посуды, термосов, фляг, наручников, средств индивидуальной защиты и т. п. Только теперь Минфин расшифровал, что именно следует понимать под средствами индивидуальной защиты. Это шлемы, бронежилеты независимо от стоимости и другая специальная экипировка

п.п. 17 п.п. 2.2.1 Инструкции № 333

2240

«Оплата услуг (кроме коммунальных)»

Оплату услуг по доступу в режиме on-line к электронным базам научной и научно-технической информации и информационных ресурсов отныне можно планировать по этому КЭКР независимо от того, являются такие базы зарубежными или отечественными

п.п. 1 п.п. 2.2.4 Инструкции № 333

Уточнено, что к транспортным услугам, которые можно оплачивать по КЭКР 2240, относится и компенсация расходов на оплату транспортных услуг работникам зарубежных дипломатических учреждений Украины в соответствии с законодательством

п.п. 5 п.п. 2.2.4 Инструкции № 333

Вместе с оплатой услуг по разработке нормативов, паспортов и предоставлению разрешений на водопользование, на отведение земельных участков и т. п. по этому КЭКР отныне может проводиться и оплата услуг по техническим условиям. Хотя, что именно следует понимать под такими услугами, Минфин не конкретизировал

п.п. 10 п.п. 2.2.4 Инструкции № 333

По КЭКР 2240 следует проводить оплату (возмещение) расходов на проезд, наем жилья и суточных присяжным за время выполнения ими обязанностей в суде. О народных заседателях отныне речь в этом пункте не идет.

В соответствии с конституционными изменениями в судопроизводстве ликвидирован институт народных заседателей, однако предусмотрена возможность привлечения присяжных. Такие изменения были внесены Законом Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)» от 02.06.2016 г. № 1401-VIII

п.п. 21 п.п. 2.2.4 Инструкции № 333

К перечню мероприятий, участникам которых возмещение расходов проводится по КЭКР 2240, теперь добавлены национально-патриотические. Также подчеркнуто, что оплата (возмещение) проезда, суточных, проживания и прочих расходов осуществляется не только в соответствии с заключенными соглашениями, но и при наличии других подтверждающих документов на проведение таких мероприятий. Это могут быть программы мероприятий, письма, протоколы заседаний и т. п.

п.п. 24 п.п. 2.2.4 Инструкции № 333

2250

«Расходы на командировку»

По этому КЭКР отныне также следует проводить расходы на оплату подъемных, проезда, суточных при перемещении полицейских*

п.п. 1 п.п. 2.2.5 Инструкции № 333

Расходы на компенсационные выплаты в иностранной валюте работникам, направленным в долгосрочную командировку, как и ранее, следует планировать по КЭКР 2250. Ничего по существу не изменилось, законодатель лишь изменил формулировку этой нормы

п.п. 6 п.п. 2.2.5 Инструкции № 333

Уточнено: расходы на командировку учащихся, студентов, тренеров, других участников на учебно-тренировочные сборы, соревнования, олимпиады, спортивные мероприятия, научные конференции и т. п. следует планировать по КЭКР 2250. Однако отныне не имеет значения, есть у таких мероприятий статус молодежных или нет

п.п. 7 п.п. 2.2.5 Инструкции № 333

2260

«Расходы и мероприятия специального назначения»

По этому КЭКР можно приобретать не только вооружение, боеприпасы, военно-химическое имущество, оптические и учебные стрелковые приборы, но и продукцию оборонного назначения.

При этом согласно п. 9 ст. 1 Закона Украины «О государственном оборонном заказе» от 03.03.99 г. № 464-XIV продукция оборонного назначения — это вооружение, военная и специальная техника, военное оружие и боеприпасы, специальные комплектующие изделия для их изготовления и эксплуатации, материалы и оборудование, специально предназначенные для их разработки, изготовления или использования, специальные технические средства. Зачем Минфин внес такое дополнение, не совсем понятно. Ведь понятие продукции оборонного назначения фактически охватывает все остальные изделия, перечисленные в п.п. 1 п.п. 2.2.6 Инструкции № 333

п.п. 1 п.п. 2.2.6 Инструкции № 333

2270

«Оплата коммунальных услуг и энергоносителей»

Уточнено, что по КЭКР 2270 проводится оплата за природный газ, включая оплату услуг по распределению природного газа, хранению, снабжению и транспортировке

п.п. 2.2.7.4 Инструкции № 333

2281 «Исследования и разработки, отдельные мероприятия развития по реализации государственных (региональных) программ»

Дополнен перечень расходов, направленных на развитие определенной отрасли экономики. В частности, по этому КЭКР также могут проводиться расходы на модернизацию и усовершенствование опытных образцов оборудования для дальнейшего его внедрения в серийное производство

п.п. 5 п.п. 2.2.8.1 Инструкции № 333

2282 «Отдельные мероприятия по реализации государственных (региональных) программ, не отнесенные к мероприятиям развития»

Внимание! Текущие расходы заведений здравоохранения, которые содержатся за счет бюджетных средств (кроме заведений здравоохранения, расходы на которые предусмотрены в ст. 87 БКУ), необходимо планировать и осуществлять по КЭКР 2282.

Подробнее об этом читайте в нашем комментарии к письму Минфина от 06.03.2017 г. № 09020-12-10/5830 на с. 12 этого номера

п.п. 12 п.п. 2.2.8.2 Инструкции № 333

2730

«Прочие выплаты населению»

Компенсацию за поднаем (наем) жилых помещений военнослужащим, полицейским и лицам рядового и начальствующего состава, не обеспеченным таким жильем, отныне следует проводить по КЭКР 2730

п.п. 1 п.п. 2.5.3 Инструкции № 333

Расходы на выплату единоразового пособия в случае гибели, ранения или инвалидности полицейских* также теперь необходимо планировать по этому КЭКР

п.п. 20 п.п. 2.5.3 Инструкции № 333

Компенсация согласно законодательству процентной ставки по кредитам, предоставленным физическим лицам, проводится по КЭКР 2730. Причем Минфин изъял требование относительно назначения таких кредитов (раньше эта норма касалась только ипотечных кредитов)

п.п. 25 п.п. 2.5.3 Инструкции № 333

2800

«Прочие текущие расходы»

Расходы на уплату налогов, сборов, других обязательных платежей, а также взносов для участия в закупках, как и раньше, проводятся по КЭКР 2800. В то же время Минфин подчеркнул: по этому же КЭКР следует планировать и осуществлять уплату неналоговых и прочих платежей на безвозвратной основе, взыскание которых предусмотрено законодательством (в том числе и плату за административные услуги)

п.п. 1 п. 2.6 Инструкции № 333

Уплату штрафов, пени и т. п., в том числе за несвоевременную уплату налогов, как и раньше, следует планировать по КЭКР 2800. А вот возмещение убытков от инфляции следует проводить по тому коду, по которому будет проведен основной платеж по договору. Это следует из п. 1.4 Инструкции № 333 (с учетом внесенных изменений)

п.п. 3 п. 2.6 Инструкции № 333

Вместе с возмещением моральных убытков и имущественного ущерба согласно решению суда по этим КЭКР отныне проводится и покрытие судебных издержек.

Напомним, что судебные издержки — это предусмотренные законом расходы сторон, иных лиц, которые участвуют в деле, понесенные ими в связи с его рассмотрением и решением. Судебные издержки согласно ст. 79 Гражданского процессуального кодекса Украины от 18.03.2004 г. № 1618-IV состоят из судебного сбора и расходов, связанных с рассмотрением дела. В свою очередь, последние включают в себя: расходы на правовую помощь; расходы, связанные с явкой в суд; расходы на привлечение свидетелей, специалистов, переводчиков и проведением судебных экспертиз; расходы на проведение осмотра доказательств по месту их нахождения; расходы, связанные с публикацией в прессе объявления о вызове ответчика. Порядок распределения и возмещения судебных расходов регламентируется исключительно вышеупомянутым Кодексом

п.п. 9 п. 2.6 Инструкции № 333

3100 «Приобретение основного капитала»

Минфин уточнил, что по этой категории предусматриваются расходы не только на приобретение или создание необоротных активов, но и на их улучшение, капитальный ремонт, а также создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов. Собственно возможность осуществления таких расходов по этой категории была предусмотрена и раньше. Однако прямого указания на это в п. 3.1 Инструкции № 333 не было. Зато это следовало из порядка применения отдельных КЭКР в пределах этой категории

п. 3.1 Инструкции № 333

3122 «Капитальное строительство (приобретение) прочих объектов»

Расширен перечень расходов, которые проводятся по этому КЭКР. В частности, отныне расходы на сооружение монументов и памятников также следует осуществлять по КЭКР 3122

п.п. 8 п.п. 3.1.2.2 Инструкции № 333

3210 «Капитальные трансферты предприятиям (учреждениям, организациям)»

Внимание! Капитальные расходы заведений здравоохранения, которые содержатся за счет бюджетных средств (кроме заведений здравоохранения, расходы на которые предусмотрены в ст. 87 БКУ), необходимо планировать и осуществлять по КЭКР 3210.

Подробнее об этом читайте на с. 12 этого номера

п.п. 3.2.1 Инструкции № 333

* В 2015 году в Украине был создан такой орган исполнительной власти, как полиция. Основной ее задачей является обеспечение охраны прав и свобод человека, противодействие преступности, поддержание публичной безопасности и порядка. На момент внесения предыдущих изменений в Инструкцию № 333 (в 2015 году) по определенным причинам это не было учтено. Поэтому Минфин решил на этот раз исправить ситуацию.

Изменения, внесенные комментируемым приказом, вступили в силу 04.04.2017 г.

Юлия КРОТ, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше