Темы статей
Выбрать темы

Рентная плата за спецводопользование: отчитываемся за I квартал

Матвеева Виктория, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
I квартал 2017 года уже позади, поэтому плательщикам рентной платы за специальное использование воды пришло время составлять отчетность. На что необходимо обратить внимание бюджетным учреждениям, являющимся плательщиками такой платы в I квартале 2017 года, вы и узнаете из этой статьи.

Когда бюджетные учреждения являются плательщиками

По сравнению с прошлым годом, в 2017-м перечень плательщиков рентной платы за специальное использование воды, указанный в п. 255.1 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ), остался без изменений. Вместе с тем при расчете рентной платы за специальное использование воды за I квартал 2017 года есть важные моменты, которые необходимо принять к сведению.

Напомним, что в соответствии с п. 255.1 НКУ плательщиками рентной платы за специальное использование воды являются водопользователи — субъекты хозяйствования независимо от формы собственности: юридические лица, их филиалы, отделения, представительства, другие отдельные подразделения без образования юридического лица (кроме бюджетных учреждений), постоянные представительства нерезидентов, а также физические лица — предприниматели, которые используют воду, полученную путем забора воды из водных объектов (первичные водопользователи) и/или от первичных или других водопользователей (вторичные водопользователи), и используют воду для нужд гидроэнергетики, водного транспорта и рыбоводства.

Вместе с тем в п. 255.2 НКУ определено, что не являются плательщиками рентной платы за специальное использование воды водопользователи, которые используют воду исключительно для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд населения (совокупности людей, которые находятся на данной территории в тот или иной период времени, независимо от характера и длительности проживания, в пределах их жилищного фонда и приусадебных участков), в том числе для удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и плательщиков единого налога.

При этом под санитарно-гигиеническими нуждами следует понимать использование воды в туалетных, душевых, ванных комнатах и умывальниках и для содержания помещений в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии.

Рассматривая вопрос, который касается освобождения бюджетных учреждений от уплаты рентной платы за спецводопользование, напомним о п.п. 255.11.12 НКУ. Так, согласно этому подпункту в случае, если водопользователи, которые полностью содержатся за счет средств государственного и местных бюджетов, используют объемы воды для хозяйственной деятельности, направленной на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах, рентная плата исчисляется на общих основаниях со всего объема использованной воды с учетом объема потерь воды в системах водоснабжения.

Кстати, под хозяйственной деятельностью понимают деятельность лица, связанного с производством (изготовлением) и/или реализацией товаров, выполнением работ, предоставлением услуг, которая направлена на получение дохода и осуществляется таким лицом самостоятельно и/или через свои обособленные подразделения, а также через любое другое лицо, действующее в пользу первого лица, в частности по договорам комиссии, поручения и агентским договорам ( п.п. 14.1.36 НКУ).

Следовательно, если бюджетное учреждение использует воду не только для собственных нужд, но и для деятельности, направленной на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах, т. е. оказывает платные услуги, в процессе предоставления которых использует воду, такое учреждение является плательщиком рентной платы за спецводопользование. Соответственно, только при условии, что учреждение предоставляет такие услуги без осуществления любой оплаты, для него сохраняется освобождение от уплаты рентной платы.

Отдельно стоит рассмотреть ситуации, когда бюджетное учреждение сдает отдельные помещения в аренду другому субъекту хозяйствования, в том числе бюджетному учреждению, и напомнить, кто является плательщиком рентной платы за спецводопользование.

Арендодатель (бюджетное учреждение)

Арендатор (бюджетное учреждение)

Кто является плательщиком рентной платы

Имеет договор на поставку воды и не использует объемы воды для хозяйственной деятельности, направленной на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах

Использует объемы воды для осуществления хозяйственной деятельности, направленной на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах без заключения отдельного договора на поставку воды

Бюджетное учреждение (арендодатель) за объемы фактически использованной арендатором воды с учетом объема потерь воды в системах водоснабжения

Имеет договор на поставку воды и использует объемы воды для хозяйственной деятельности, направленной на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах

Не использует объемы воды для осуществления хозяйственной деятельности, направленной на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах и не имеет отдельно заключенного договора на поставку воды

Арендодатель (бюджетное учреждение) является плательщиком рентной платы за весь объем фактически использованной воды (в том числе и воды, использованной арендатором)

Получает воду в соответствии с заключенным договором на поставку воды и не использует объемы воды для осуществления хозяйственной деятельности, направленной на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах

Использует воду без заключения отдельного договора на поставку воды для удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд

Ни арендодателем (бюджетным учреждением), ни арендатором (который не является бюджетным учреждением) не платится

Получает воду в соответствии с заключенным договором на поставку воды и не использует объемы воды для осуществления хозяйственной деятельности, направленной на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах

Использует воду без заключения отдельного договора на поставку воды, в том числе на иные, нежели исключительно собственные питьевые и санитарно-гигиенические нужды, цели

Арендодатель (бюджетное учреждение) за объемы воды, фактически использованные арендатором, даже если такой арендодатель (бюджетное учреждение) не использовал объемы воды для осуществления хозяйственной деятельности, направленной на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах

Получает воду в соответствии с заключенным договором на поставку воды и не использует объемы воды для осуществления хозяйственной деятельности, направленной на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах

Использует воду на основании самостоятельно заключенного договора на поставку воды:

— в случае использования им воды в том числе на иные, нежели удовлетворение исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд, цели

Арендатор является плательщиком рентной платы за объемы фактически использованной им воды с учетом объема потерь воды в системах водоснабжения

— в случае использования воды таким арендатором для удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд

Арендатор не является плательщиком рентной платы

Как рассчитать рентную плату

Порядок расчета рентной платы за спецводопользование за I квартал 2017 года остался практически таким же, как и в прошлом году.

Отметим, что объектом обложения рентной платой является фактический объем воды, используемый водопользователями, с учетом объема потерь воды в системах водоснабжения ( п. 255.3 НКУ).

Для того чтобы рассчитать рентную плату за спецводопользование, как и ранее, достаточно знать такие величины:

1) фактические объемы использованной воды (подземной, поверхностной, полученной от других водопользователей) водных объектов с учетом объема потерь воды в системах водоснабжения, установленных в разрешении на специальное водопользование. Такие данные заносятся на основании данных первичного учета по показаниям измерительных приборов;

2) лимиты использования воды.

Для первичного водопользователя эти данные приведены в разрешении на спецводопользование, а вторичного — в договоре на поставку воды, который заключен с первичным водопользователем.

В случае отсутствия у первичного водопользователя разрешения на спецводопользование или в случае отсутствия у вторичного водопользователя указанного в договоре на поставку воды годового лимита, рентная плата уплачивается за весь объем использованной воды, подлежащий оплате, как за сверхлимитное использование;

3) ставки рентной платы.

Внимание! При расчете рентной платы за спецводопользование за I квартал 2017 года бюджетные учреждения должны применять новые ставки рентной платы, определенные в п. 255.5 НКУ, которые вступили в силу с 1 января 2017 года.

Такие ставки изложены в новых размерах и по сравнению с действующими в 2016 году увеличены на 10,4 %. Их вы найдете ниже этого номера газеты;

4) коэффициенты. Найти их можно в пп. 255.6, 255.7, 255.11.10 и 255.11.13 НКУ.

Для правильного расчета рентной платы водопользователю необходимо найти произведение фактических объемов использованной воды и ставки.

По какой форме отчитываться

За I квартал 2017 года бюджетные учреждения — плательщики рентной платы за спецводопользование подают новую форму Налоговой декларации по рентной плате, утвержденную приказом Минфина от 07.11.2016 г. № 927 (далее — декларация).

Новая форма декларации во многом схожа со своей предшественницей. Неотъемлемой частью декларации являются приложения. Соответствующий тип приложения обеспечивает расчет налогового обязательства по соответствующему виду объекта налогообложения. Как и ранее, для расчета рентной платы за спецводопользование предусмотрено отдельное приложение — это новое приложение 5.

Важно! Для каждого типа водного объекта необходимо заполнять отдельное приложение.

В приложении 5 заполняются все строки всех разделов с учетом примечаний. В случае незаполнения строки из-за отсутствия значения она прочерчивается (в случае подачи в бумажном виде) или не заполняется (в случае подачи средствами электронной связи). Стоимостные показатели расчета указываются в гривнях с копейками.

Рассмотрим детально, как бюджетным учреждениям заполнять приложение 5.

№ строки

Наименование

Какие данные указывать

Порядковий № Податкової декларації

Номер декларации, к которой прилагается этот расчет. Ставим номер декларации непосредственно из формы самой декларации, к которой прилагаем такой расчет

Розрахунок №

Порядковый номер расчета (арабскими цифрами) начиная с 1 (единицы) последовательно в порядке возрастания

Звітний / Звітний новий / Уточнюючий

Ставим отметку «Х» в нужной графе. При подаче расчета за I квартал 2017 года отметку «Х» ставим в графе «Звітний».

При уточнении показателей ранее поданной декларации за предыдущий отчетный (налоговый) период указывается налоговый период, который уточняется

1

Податковий період

В стр. 1.1 — отчетный (налоговый) период, за который подается декларация: квартал — I, ІІ, ІІІ, ІV и год.

В этом квартале в графе 1.1 указываете «I квартал 2017 року»;

в стр. 1.2 — при уточнении показателей ранее поданной декларации за предыдущий отчетный (налоговый) период указывается налоговый период, который уточняется: квартал — I, ІІ, ІІІ, ІV и год

2

Податковий номер платника податків або серія та номер паспорта

Код по ЕГРПОУ плательщика налога или регистрационный (учетный) номер налогоплательщика, который присваивается контролирующими органами, либо регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика — физического лица

3

Код органу місцевого самоврядування за КОАТУУ

Код органа местного самоуправления по КОАТУУ. Такой код указывают в стр. 2 декларации, к которой прилагается расчет (по местонахождению водного объекта)

4

Найменування органу, яким видано дозвільний документ

Информация о полученном документе на специальное водопользование (наименование органа, которым выдан разрешительный документ, номер разрешительного документа, дата выдачи — дд.мм.гггг., срок действия в годах)

5

Код органу місцевого самоврядування за КОАТУУ за місцезнаходженням водного об’єкта

Код органа местного самоуправления по КОАТУУ по местонахождению водного объекта

6

Код водного об’єкта

Код водных объектов определяете согласно приложению 16 к декларации. Последний разряд кода должен отличаться от «0».

Для каждого типа водного объекта заполняется отдельный расчет (для получения информации относительно кодификации водных объектов по типу водного объекта и направлению использования воды следует обращаться в учреждение, где получено специальное разрешение и/или договор на поставку воды)

7

Установлений річний ліміт використання води

Размер установленного годового лимита использования воды в куб. м согласно полученному разрешительному документу или договору на поставку воды

8

Об’єкт оподаткування з початку року

Указываете фактический объем использованной воды, определенный по коду типа водного объекта (стр. 6), который учитывается при определении налогового обязательства по рентной плате с начала года, в куб. м.

Эту строку рассчитывают как сумму стр. 8.1 и 8.2

8.1

В межах установленого річного ліміту

Первичные водопользователи указывают объем воды, использованной в пределах установленного годового лимита, согласно полученному разрешительному документу, который учитывается при определении налогового обязательства с начала года, в куб. м.

Вторичные водопользователи указывают объем использованной воды в пределах годового объема потребления, указанного в договоре на поставку воды, в куб. м. При этом в случае получения вторичными водопользователями согласно договору воды, которая формируется из разных источников, объем использованной воды в пределах установленного годового лимита определяют с учетом процентного соотношения воды из таких источников, установленного органом, который осуществляет централизованное водоснабжение в текущем году, в куб. м

8.2

Понад установлений річний ліміт

Первичные водопользователи указывают объем воды, использованной сверх установленного годового лимита, согласно полученному разрешительному документу, который учитывается при определении налогового обязательства с начала года, в куб. м.

Вторичные водопользователи указывают объем воды, использованной сверх годового объема потребления, указанного в договоре на поставку воды, в куб. м. При этом в случае получения вторичными водопользователями согласно договору воды, которая формируется из разных источников, объем использованной воды сверх годового объема потребления, указанного в договоре на поставку воды, определяется с учетом процентного соотношения воды из таких источников, в куб. м

9

Ставка рентної плати

Ставки рентной платы, указанные в п. 255.5 НКУ (см. ниже), приводят в гривнях с копейками за 100 куб. м

10

Коефіцієнти, що застосовуються до ставок рентної плати

Указывают коэффициенты, которые плательщик налога применяет к ставкам рентной платы согласно ст. 255 НКУ

10.1

відповідно до пункту 255.6 статті 255 розділу IX Кодексу

Эти строки заполняют только те плательщики, которые имеют право применять коэффициенты (0,005 или 0,3). Так, это касается жилищно-коммунальных предприятий ( п. 255.6 НКУ) и теплоэлектростанций с прямоточной системой водоснабжения ( п. 255.7 НКУ).

Таким образом, бюджетные учреждения в этих строках ставят прочерки

відповідно до пункту 255.7 статті 255 розділу IX Кодексу

відповідно до підпункту 255.11.10 пункту 255.11 статті 255 розділу IX Кодексу

В случае отсутствия измерительных приборов, если возможность их установления существует, — 2

відповідно до підпункту 255.11.13 пункту 255.11 статті 255 розділу IX Кодексу

В случае превышения водопользователями установленного годового лимита использования воды — 5

11

Податкове зобов’язання з початку року

Налоговое обязательство с начала года, которое определяется по приведенной в этой строке формуле. При этом к ставкам рентной платы применяется показатель V, который составляет:

— для водных ресурсов, входящих исключительно в состав напитков, — 1;

— для водных ресурсов для нужд рыбоводства — 10000;

— за специальное использование поверхностных и подземных вод, шахтной, карьерной и дренажной воды — 100.

Рассчитывается так: ((стр. 8.1 х стр. 9) + (стр. 8.2 х стр. 9) х стр. 10.4) х (стр. 10.1, или стр. 10.2, или стр. 10.3) : V

12

Податкове зобов’язання з початку року за попередній звітний період

Налоговое обязательство с начала года за предыдущий налоговый (отчетный) период: за I квартал, или за полугодие, или за 9 месяцев.

В I квартале 2017 года эту строку не заполняют

13

Податкове зобов’язання за податковий (звітний) квартал

Налоговое обязательство, которое необходимо оплатить за отчетный квартал, т. е. за I квартал 2017 года. В этом квартале эта сумма будет равняться данным, которые указаны в стр. 11

После того как будет заполнено приложение 5, самое время перейти к заполнению табличной части декларации.

Так, в табличной части декларации, как и ранее, заполняете:

— в разделе 4 стр. 4.4. В нее вы должны перенести показатели стр. 13 приложения 5 (в случае, если приложений было заполнено несколько, то в стр. 4.4 указываете сумму данных стр. 13 из этих приложений);

— в разделе 5 следует указать количество приложений 5, которые были заполнены и поданы вместе с декларацией.

Также стоит помнить: плательщики рентной платы за спецводопользование одновременно с декларациями подают контролирующим органам копии разрешения на специальное водопользование, договора на поставку воды и статистической отчетности об использовании воды. Такое требование предусмотрено п.п. 255.11.19 НКУ.

По этому поводу фискалы отметили (категория 121.05 ЗIР ГФСУ) следующее: при подаче плательщиком рентной платы первой налоговой декларации вместе с ней подается копия разрешения на специальное водопользование, договора на поставку воды, а в дальнейшем такая копия подается в случае внесения изменений в разрешение на специальное водопользование или договор на поставку воды.

При этом копия отчета об использовании воды по форме № 2ТП-водгосп (годовая) с отметкой о получении (со штампом организации, относящейся к сфере управления Госводагентства, которая приняла такой отчет, и датой принятия) подается плательщиком рентной платы за специальное использование воды вместе с декларацией за год.

Важно! Предельный срок подачи декларации — 10.05.2017 г., а уплатить рентную плату за спецводопользование необходимо не позднее 19.05.2017 г.

Подавать ли декларацию, если отсутствует объект налогообложения

Интересно то, что в этом году фискалы в письме от 30.01.2017 г. № 2069/7/99-99-12-03-04-17 сообщили субъектам хозяйствования, зарегистрированным плательщиками рентной платы за спецводопользование, о следующем:

«Субъект хозяйствования, зарегистрированный плательщиком рентной платы, который в отчетном (налоговом) году планирует осуществлять использование воды исключительно для собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд, на основании заявления, составленного в произвольной форме, сообщает не позднее предельного срока подачи налоговой отчетности по рентной плате за I квартал отчетного (налогового) года в соответствующий контролирующий орган об отсутствии у него в отчетном (налоговом) году объекта обложения рентной платой и налоговую отчетность по рентной плате в течение налогового (отчетного) года не подает.

Если у субъекта хозяйствования, зарегистрированного плательщиком рентной платы, в некоторых отчетных (налоговых) периодах отчетного (налогового) года отсутствует объект налогообложения в связи с использованием объемов воды в таких периодах исключительно для собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд, то поскольку налоговая отчетность по рентной плате подается нарастающим итогом, такой субъект хозяйствования должен подавать в контролирующий орган налоговую отчетность по рентной плате до конца отчетного (налогового) года».

На самом ли деле можно воспользоваться разъяснениями, приведенными в этом письме? Есть определенные сомнения относительно правомерности таких требований со стороны налоговиков.

Дело в том, что порядок информирования об отсутствии объекта обложения рентной платой в НКУ не предусмотрен. Действительно, есть подобное требование относительно прошлогодних плательщиков эконалога, о чем указано в п. 250.9 НКУ. Детальнее об этом см. статью «Эконалог-2017: отчитываемся за I квартал».

Поэтому такие требования налоговиков не отвечают положениям НКУ. Тем более что в п. 49.2 этого Кодекса четко определено, что в случае отсутствия показателей, которые подлежат декларированию, субъект хозяйствования без любых заявлений может не подавать декларацию.

Как отражают расходы на уплату рентной платы

В соответствии с Инструкцией по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333, расходы на уплату налоговых, неналоговых и прочих платежей на безвозвратной основе, взимание которых предусмотрено законодательством (включая плату за административные услуги), в том числе расходы на уплату рентной платы за специальное использование воды, осуществляют по КЭКР 2800 «Прочие текущие расходы».

В бухгалтерском учете расходы на уплату рентной платы за специальное использование воды бюджетные учреждения отражают такими записями:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

дебет

кредит

1

Начислена рентная плата за спецводопользование

8115 «Прочие расходы»

6311 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам»

2

Начислена задолженность арендаторов по рентной плате за спецводопользование, которая относится на возмещение кассовых расходов

2117 «Прочая текущая дебиторская задолженность»

8115 «Прочие расходы»

3

Поступили средства от арендаторов в счет возмещения кассовых расходов по уплате рентной платы за спецводопользование

2313 «Регистрационные счета»

2117 «Прочая текущая дебиторская задолженность»

4

Перечислена рентная плата за спецводопользование в бюджет

6311 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам»

2313 «Регистрационные счета»

Ставки рентной платы за специальное использование поверхностных вод ( п.п. 255.5.1 НКУ)

Таблица 1

Бассейны рек, включая притоки всех порядков

Ставка рентной платы, гривень за 100 куб. метров

Бассейны рек, включая притоки всех порядков

Ставка рентной платы, гривень за 100 куб. метров

Днепра к северу от г. Киева (Припяти и Десны), включая г. Киев

49,8

Вислы и Западного Буга

29,84

Днепра к югу от г. Киева (без Ингульца)

47,37

Прута и Сирета

22,41

Ингулец

72,25

Тиссы

22,41

Сиверского Донца

97,13

Дуная

19,97

Южного Буга (без Ингула)

54,77

Рек Крыма

99,59

Ингула

67,2

Рек Приазовья

119,57

Днестра

29,84

Прочих водных объектов

54,77

Ставки рентной платы за специальное использование подземных вод ( п.п. 255.5.2 НКУ)

Таблица 2

Наименование региона

Ставка рентной платы, гривень за 100 куб. метров

Наименование региона

Ставка рентной платы, гривень за 100 куб. метров

Автономная Республика Крым (кроме г. Севастополя)

92,11

Полтавская:

г. Севастополь

92,11

Великобагачанский, Гадячский, Зинькивский, Лохвицкий, Лубенский, Миргородский, Новосанжарский, Решетиловский, Хорольский, Шишацкий районы

53,85

Области:

другие административно-территориальные единицы области

60,02

Винницкая

79,61

Ровенская:

Волынская

82,23

Владимирецкий, Здолбуновский, Костопольский, Ровенский, Сарненский, Острожский районы

64,24

Днепропетровская

69,76

другие административно-территориальные единицы области

74,62

Донецкая

94,66

Сумская:

Житомирская

79,61

Глуховский, Сумской, Роменский, Шосткинский районы

60,02

Закарпатская

52,3

другие административно-территориальные единицы области

68,35

Запорожская:

Тернопольская

97,13

Веселовский, Мелитопольский, Приазовский, Якимовский районы

79,61

Харьковская

74,67

другие административно-территориальные единицы области

72,25

Херсонская

74,67

Ивано-Франковская:

Хмельницкая:

Богородчанский, Верховинский, Долинский, Косовский, Надворнянский, Рожнятовский районы

124,5

Деражнянский, Красиловский, Летичевский, Староконстантиновский, Хмельницкий, Полонский, Шепетивский районы

62,28

другие административно-территориальные единицы области

69,76

другие административно-территориальные единицы области

94,66

Киевская:

Белоцерковский, Бородянский, Броварской, Васильковский, Иванковский, Кагарлицкий, Киево-святошинский, Макаровский, Мироновский, Обуховский, Полесский районы

57,87

другие административно-территориальные единицы области

68,28

Черкасская

53,85

Кировоградская

92,11

Черновицкая

87,16

Львовская

72,25

Черниговская:

Луганская

104,56

Городнянский, Корюкивский, Ичнянский, Сосницкий, Сновский, Талалаевский районы

74,67

Николаевская

104,56

другие административно-территориальные единицы области

58,38

Одесская

87,16

г. Киев

74,4

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше