Темы статей
Выбрать темы

О реализации некоторых положений Бюджетного кодекса Украины по вопросам начисления и выплаты льгот

Министерство финансов Украины
Письмо от 16.06.2017 г. № 09010-20-10/16034

Министерство финансов <…> о реализации некоторых положений Бюджетного кодекса Украины по вопросам начисления и выплаты льгот <…> сообщает.

В соответствии со статьями 89 и 102 Бюджетного кодекса Украины (далее — Кодекс) расходы на выполнение государственных программ социальной защиты, в том числе на предоставление льгот отдельным категориям граждан, производятся за счет субвенций из государственного бюджета местным бюджетам на осуществление государственных программ социальной защиты.

В Государственном бюджете Украины ежегодно местным бюджетам предусматриваются такие субвенции из государственного бюджета:

— на предоставление льгот и жилищных субсидий населению на оплату жилищно-коммунальных услуг;

— на предоставление льгот и жилищных субсидий населению на приобретение твердого и жидкого печного бытового топлива и сжиженного газа.

Источниками осуществления расходов, которые, в частности, определяются функциями государства и могут быть переданы на выполнение местному самоуправлению с целью обеспечения наиболее эффективного их выполнения на основе принципа субсидиарности, статьей 83 Кодекса определены средства местных бюджетов, в том числе трансферты из Государственного бюджета Украины.

В условиях реформы межбюджетных отношений и углубления процесса децентрализации власти с 1 января 2017 года расходы на предоставление льгот на услуги связи, другие предусмотренные законодательством льготы и компенсация за льготный проезд отдельных категорий граждан включены в определенные статьей 91 Кодекса расходы местных бюджетов, которые могут осуществляться из всех местных бюджетов.

Пунктом 26 раздела VI Кодекса установлено, что нормы и положения отдельных законов Украины применяются в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Украины, исходя из имеющихся финансовых ресурсов государственного и местного бюджетов.

Это, в частности, касается социальных норм и нормативов пользования жилищно-коммунальными услугами, по оплате которых государство предоставляет льготы и устанавливает субсидии, размеров пособий, компенсаций и т. п.

Вместе с тем такие программы относятся к государственным программам социальной защиты населения и являются государственной гарантией, следовательно, получателю не может быть отказано в их предоставлении в случае, если он имеет на них право. В этом случае производится возмещение расходов за фактически потребленные услуги (начисленные социальные выплаты) в пределах установленных норм (размеров).

Исходя из этого, согласно части шестой статьи 48 Кодекса бюджетные обязательства по выплате субсидий, пособий, льгот на оплату потребленных жилищно-коммунальных услуг и услуг связи (в части абонентской платы за пользование квартирным телефоном), компенсаций гражданам из бюджета, на что согласно законам Украины имеют право соответствующие категории граждан, учитываются Казначейством Украины независимо от определенных на эту цель бюджетных назначений.

В связи с этим финансирование расходов на предоставление льгот отдельным категориям граждан осуществляется в пределах установленных социальных норм (нормативов) независимо от объемов средств, предусмотренных в государственном или местных бюджетах на соответствующий год.

Министр А. Данилюк

Комментарий редакции

Финансирование льгот населению должно производиться обязательно!

С 2017 года на местные бюджеты перекладываются расходы на предоставление льгот по оплате услуг связи, прочих предусмотренных законодательством льгот, которые предоставляются ветеранам войны, ветеранам труда, жертвам нацистских преследований, ветеранам военной службы, ветеранам органов внутренних дел, ветеранам налоговой милиции и т. п. (см. статью «Бюджетные новости — 2017» // «Бюджетная бухгалтерия», 2017, № 3, с. 41).

Конкретный перечень льготников содержит п.п. 204 п. 1 ст. 91 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ).

Как отметил Минфин в комментируемом письме, такие действия связаны с реформой межбюджетных отношений и углублением процесса децентрализации власти.

Но, к сожалению, не все местные бюджеты смогли найти средства на финансирование таких льгот.

В то же время люди, которые имеют право на льготы, от этого не должны страдать.

В связи с этим в комментируемом письме указано, что такие программы относятся к государственным программам социальной защиты населения и являются государственной гарантией, следовательно, получателю не может быть отказано в их предоставлении в случае, если он имеет законное право на льготы.

Поэтому финансирование расходов на предоставление льгот отдельным категориям граждан осуществляется в пределах установленных социальных норм (нормативов) независимо от объемов средств, предусмотренных в государственном или местных бюджетах на соответствующий год.

Это обусловлено и тем, что в соответствии с п. 6 ст. 48 БКУ бюджетные обязательства по выплате субсидий, пособий, льгот на оплату потребленных жилищно-коммунальных услуг и услуг связи (в части абонентской платы за пользование квартирным телефоном), компенсаций гражданам из бюджета, на что согласно законам Украины имеют право соответствующие категории граждан, учитываются Казначейством Украины независимо от определенных на эту цель бюджетных назначений.

Татьяна СТАНКУС, заместитель главного редактора

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше