Темы статей
Выбрать темы

Бюджет участия

Балуева Елена, эксперт по финансовым вопросам
В современном гражданском обществе возросла социальная активность людей и появились активисты, которые имеют желание приобщиться к решению проблем общества. У жителей возникают идеи на счет того, как улучшить благоустройство территорий города, провести социальные, культурно-художественные, спортивные мероприятия и тому подобное. Социальная активность общества требует создания действенных инструментов сотрудничества и привлечения общественности к решению вопросов жизнедеятельности города. Удачным мировым опытом в технологии привлечения граждан к процессу подготовки и принятия решений является партиципаторное бюджетирование. В этой статье рассмотрим определение бюджета участия, историю его возникновения, основные этапы внедрения в громаде, выгоды от реализации и другие вопросы.

Принципы партиципаторного бюджетирования

Бюджет участия не имеет единых правил и требований. Существует много моделей, и каждое общество внедряет его по-своему. Вместе с тем почти все набивают одни и те же шишки, наступая на те же грабли. Предлагаем вместе обратить внимание на основные моменты, которые надо учесть при внедрении бюджета участия, в общих чертах описать разные модели и определить риски, которые возникают в этом процессе.

Начнем с определения понятий партиципаторное бюджетирование и партиципаторный бюджет.

Партиципаторное бюджетирование — это инновационный демократический инструмент участия граждан. Это процесс принятия решений, цель которого заключается в привлечении общественности к общему управлению обществом и к распределению средств выделенной части городского бюджета.

Он может быть реализован на разных административных уровнях: региона, муниципалитета, города, района, микрорайона. Должен привести не только к определению, как тратить бюджетные средства, но в первую очередь, к активации территориальной громады, формированию гражданского общества, взаимному пониманию потребностей и планов жителей и власти, созданию социального капитала, выбору общественных лидеров, а также просвещению жителей относительно процедур управления.

Партиципаторный бюджет (общественный бюджет или бюджет участия) — демократический процесс дискуссии и принятия решений, в котором каждый житель населенного пункта решает, каким способом тратить часть муниципального бюджета.

Партиципаторный бюджет, общественный бюджет или бюджет участия. Эти словосочетания появились в терминологии украинского местного самоуправления приблизительно три года назад вместе с проектом польско-украинской фундации ПАУСИ «Партиципаторный бюджет — возможности для повышения общественной активности и установления надлежащего партнерства с органами власти». В результате проекта в трех городах Украины — Черкассах, Чернигове и Полтаве был внедрен бюджет участия.

Позитивный опыт первых городов вызывал немалое любопытство к этому инструменту прямой демократии. В настоящее время уже свыше полусотни громад в Украине внедряют партиципаторное бюджетирование. И их количество постоянно увеличивается. Популярность бюджета участия растет с безумной скоростью. На этом фоне возникает угроза выхолащивания основных идей и принципов участнического бюджетирования, формальный подход к его внедрению ради пиара, в соответствии с «модой». Распространяется даже мнение некоторых руководителей органов местного самоуправления, что бюджет участия не стоит внедрять, что это лишние хлопоты для должностных лиц и пустая трата бюджетных средств, которые лучше потратить на один масштабный проект в громаде. Кроме того, нет общего информационного пространства, где можно было бы делиться опытом и иметь возможность найти ответы на вопросы, которые непременно возникают в процессе внедрения бюджета участия.

История возникновения партиципаторного бюджета

Чтобы лучше понять, что же такое партиципаторный бюджет, обратимся к истории.

Впервые бюджет участия появился в бразильском городе Порту-Алегри в конце 80-х годов прошлого века. На то время в этом городе процветали коррупция, низкий уровень налоговых поступлений в бюджет, социальные проблемы: безработица, жилищные проблемы, отсутствие необходимой коммунальной инфраструктуры. В 1985 году, одновременно с приходом к власти представителей левой Рабочей Партии, впервые в мире была представлена идея партиципаторного бюджета. Полный процесс создания бюджета участия состоялся в 1989 году. Были сформированы городские ассамблеи, которые решали проблемы, связанные с образованием и здравоохранением. Администрация предоставляла жителям города возможность решать, как распределить часть средств городского бюджета. В настоящее время, после тридцати лет успешной практики, жители Порту-Алегри распределяют до 20 % городского бюджета.

Внедрение практики «Бюджет участия» в Порту-Алегри, кроме совершенствования инфраструктуры:

— уменьшило политическую напряженность в обществе;

— улучшило уплату налогов жителями города;

— повысило осведомленность граждан по вопросам использования бюджетных средств;

— привело к появлению практики добровольного участия граждан в реализации проектов за счет собственных взносов;

— уменьшило административные расходы;

— уменьшило коррупцию за счет большей активности общества;

— создало новую гражданскую культуру;

— обеспечило участие женщин в общественной жизни общества. Сегодня женщины составляют до 51 % от количества участников общественных мероприятий, тогда как ранее они были практически исключены из мира политики и гражданской жизни.

Практика оказалась настолько эффективной, что начала распространяться в других городах Бразилии, а в дальнейшем и в других странах.

В Европе подобные проекты появились в 90-х годах прошлого века. В начале ХХІ века эта практика получила распространение в нескольких европейских странах. Наиболее активно проекты внедряли Германия и Испания. Разнообразие форм общего бюджетирования достаточно широкое. Оно применяется как в крупных городах типа Севильи с населением свыше 700 тысяч человек, так и в небольших, где проживает не более 30 тысяч жителей. В настоящее время такие формы участия жителей в управлении городом используются и в США.

В целом, в Латинской Америке, Европе, США и Китае такая практика охватывает свыше 250 городов. Из муниципального бюджета может выделяться от 1 до 30 % на реализацию проектов, предложенных гражданами.

Хотя само название «партиципаторный бюджет» в Украине достаточно новое, разные элементы партиципаторного бюджетирования применяются в практике местного самоуправления уже не первый год. Хороший пример — фонд села, созданный в с. Андреевка Донецкой области. Источниками наполнения фонда стали добровольные взносы всех жителей села и благотворительные средства предпринимателей. Сумма взноса на одного жителя определялась на общем собрании. Средства расходовались также в соответствии с приоритетами, определенными всеми членами громады. Бюджетные слушания, которые прописаны в бюджетном регламенте почти во всех громадах, — это тоже элемент партиципаторного бюджетирования. К сожалению, зачастую они проводятся формально, для «галочки», и жители не выражают желания принимать активное участие в подобных мероприятиях.

Преимущества бюджета участия

Безусловно, внедрение участнического бюджетирования в Украине имеет значительные преимущества, в частности, оно способствует прозрачности бюджетного процесса в целом и, как следствие, уменьшению коррупционной составляющей в расходовании бюджетных средств, повышению активности жителей, росту осведомленности в вопросах местного самоуправления, увеличивает доверие между властью и обществом, которое дает возможность успешной реализации общих программ и проектов развития громады. По моему мнению, внедрение партиципаторного бюджетирования во вновь созданных объединенных громадах может стать действенным инструментом по решению задач, которые возникают в каждой второй громаде, — реальное, а не формальное объединение громады, создание конструктивного диалога между всеми жителями, наработка умения находить компромисс в спорных вопросах и формирование у каждого члена громады ощущения сообщества и ответственности за то, что происходит в громаде.

В целом партиципаторное бюджетирование имеет способность поднять демократическое управление в Украине на качественно новый уровень.

Вместе с тем существуют и определенные риски этого процесса. В первую очередь, это непрозрачное внедрение и низкая мотивация власти. Без наличия политической свободы, особенно в начале, процесс внедрения бюджета участия обречен на провал. Власть на местах зачастую не желает создавать себе лишние хлопоты, считая, что она лучше знает, что нужно делать и как тратить бюджетные средства.

Но преференции, которые предоставляет партиципаторное бюджетирование при правильной реализации, а именно: поддержка действий власти, рост уровня удовлетворения действиями органов местного самоуправления в результате того, что граждане лучше проинформированы и чувствуют себя партнерами, рост уровня доверия жителей к органам власти, избегание социальных конфликтов, возможность быстро получать информацию о появляющихся проблемах и конструктивно решать их, бесспорно, стоят того, чтобы обратить внимание на этот инструмент прямой демократии. При несоблюдении принципа прозрачности идея бюджета участия полностью нивелируется. Укрепляется недоверие к власти, а сам бюджет участия воспринимается как очередная игра в демократию.

Еще один риск — это копирование опыта других громад без учета местных особенностей. Как отмечалось выше, бюджет участия не имеет четких правил. Существуют разные модели. Например, в Порту-Алегри бюджет участия базируется на нескольких ключевых принципах: жители принимают участие в создании бюджета путем выбора проектов на соседских и тематических встречах; решения жителей с юридической точки зрения не являются обязательными, прежде чем созданный жителями проект бюджета участия будет принят.

Он должен быть представлен на рассмотрение председателя и утвержден местным советом. Процесс введения партиципаторного бюджета состоял из следующих этапов: просветительско-информационного, обсуждения жителями неотложных проблем и создания инвестиционных предложений, разработки проекта бюджета.

В Украине преимущественно внедряется польская модель, которая предусматривает, что проекты, поданные гражданами, проверяют работники городского совета, которые ответственны за это направление.

Проекты должны отвечать следующим критериям: входить в компетенцию города, а также отвечать местным стратегиям и программам, иметь общедоступный характер, быть реализованными в течение года, отвечать бюджету в пределах заявленной суммы, быть реализованными на участке, который является собственностью города. Если это частная территория, то должно быть разрешение частного лица. Проект, который не отвечает требованиям, отклоняется. Отклонение проекта можно обжаловать, а еще его можно доработать в соответствии с замечаниями работников горсовета.

Бюджет участия не регламентирован нормативно-правовой базой, по крайней мере, на законодательном уровне. На местном уровне только Положения о бюджете участия утверждаются решениями совета. Каждая громада внедряет его самостоятельно, разрабатывая собственные правила и документальные формы.

Кстати, это имеет как плюсы, так и минусы. С одной стороны, есть возможность создать свой уникальный инструмент, в котором будут максимально учтены все местные особенности и который будет отвечать приоритетам и способствовать решению задач именно вашей громады. С другой стороны, при отсутствии опыта, не имея четких инструкций, можно легко наделать ошибок.

На основании опыта, уже наработанного в Украине, разработаны общие рекомендации, которых желательно придерживаться при внедрении партиципаторного бюджета. Приведем их.

1. Бюджет участия — не одна из программ городского совета, а ключевой циклический процесс органа местного самоуправления громады. Именно циклический и повторяемый характер — одно из главных условий партиципаторного бюджетирования.

2. Обязательно должна быть определена четкая сумма или процент бюджета громады, который будет направлен на финансирование избранных проектов. Обычно это составляет от 0,1 % до 1 % общего фонда бюджета громады (города). В будущем этот процент может быть увеличен.

3. Должна быть простая и понятная редакция правил, по которым осуществляется весь процесс, чтобы люди понимали, что и как происходит. Вместе с тем правила не должны быть неизменными, должна быть предусмотрена возможность вносить изменения и коррективы, если в ходе выполнения какой-то из инструментов оказался несовершенным. Единственное требование — правила могут корректироваться только до начала нового цикла, а в течение всего цикла должны оставаться неизменными.

4. На первом этапе очень важно обеспечить широкую информационную кампанию с привлечением интернет-ресурсов и местных СМИ. Принцип партиципации должен быть реализован на каждом шагу процесса, в том числе при создании рабочей группы. Здесь уместным будет проведение открытого конкурса.

5. Обязательно должен быть человек или подразделение в местном совете, которые будут обеспечивать коммуникацию со всеми, кто интересуется процессом и хочет получить информацию. Нужно сразу назначить ответственных за внедрение бюджета участия, определить, каким документом будет регламентироваться процесс (положением или программой), выбрать модель бюджета участия и четко прописать все правила игры: какие проекты будут допускаться к конкурсу или требовать обязательного софинансирования проекта, если так, то какой части, как будет проходить голосование (в электронном виде или путем заполнения бумажных бюллетеней), кто может принимать в нем участие и как будет идентифицироваться лицо и тому подобное.

Положение о бюджете участия

Одной из проблем при внедрении бюджета участия является то, что жители часто, не представляя стоимости работ, составляют неадекватные бюджеты проектов, что становится причиной их отклонения, и, соответственно, разочарования активистов, которые инициировали проект. Чтобы этого избежать, практики бюджета участия советуют делать информационные листки с расчетами (сколько стоит асфальтирование метра дороги, установление скамьи, посадка дерева и тому подобное).

Еще раз подчеркиваю, что в каждой громаде бюджет участия должен быть уникальным и плохой идеей является простое копирование опыта других без учета местных особенностей. Для примера приведу образец достаточно удачно разработанного Положения о бюджете участия одного из городов Украины.

Положение о бюджете участия (общественном бюджете)

1. Определение понятий

1.1. Бюджет участия (общественный бюджет) (далее — бюджет участия) — часть бюджета города, из которой осуществляются расходы, определенные непосредственно членами территориальной громады города, в соответствии с этим Положением и по процедуре, определенной соответствующей Программой.

1.2. Территориальная громада города — жители, которые постоянно проживают на территории города.

1.3. Проектное предложение — это предложение, поданное автором и имеющее поддержку не менее 10 лиц (кроме самого автора), не противоречащее действующему законодательству, реализация которого относится к компетенции городского совета, не превышает срок одного бюджетного года, объем выделенного финансирования и оформлено согласно требованиям этого Положения.

1.4. Конкурс — это процесс определения самых лучших проектных предложений согласно требованиям этого Положения.

1.5. Координационный совет — постоянно действующий рабочий орган, образованный распоряжением городского головы, который организует и координирует внедрение и реализацию бюджета участия.

1.6. Автор — лицо, которое подготовило и подало на конкурс проектное предложение в порядке, определенном этим Положением.

1.7. Голосование — процесс определения победителей среди поданных проектных предложений членами территориальной громады города путем заполнения бланка для голосования в бумажном или электронном виде на официальном сайте городского совета.

2. Общие положения

2.1. Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» предоставляет территориальным громадам право участвовать в процессе разработки проектов решений относительно вопросов местного значения, в частности, Закон вводит такой механизм, как местные инициативы.

2.2. Финансирование проектных предложений бюджета участия (общественного бюджета) осуществляется за счет средств городского бюджета.

2.3. Общий объем бюджета участия (общественного бюджета) на следующий бюджетный год составляет 1 процент утвержденного объема собственных и закрепленных доходов общего фонда городского бюджета на текущий бюджетный период, но не менее 5,0 млн грн. Абсолютный объем финансирования бюджета участия определяется на дату учредительного заседания Координационного совета относительно старта приема проектных предложений.

2.4. За счет средств бюджета участия (общественного бюджета) в городе могут быть профинансированы проектные предложения, поддержанные путем голосования членами территориальной громады города.

2.5. Срок реализации проектных предложений не должен превышать одного бюджетного года.

2.6. В случае, если реализация проекта предусматривает использование земельного участка, последний должен принадлежать к собственности территориальной громады города.

2.7. Стоимость проектного предложения, которое будет профинансировано за счет средств бюджета участия (общественного бюджета), не должна превышать 1 млн грн.

2.8. В случае несоответствия требованиям этого Положения проектные предложения должны быть откорректированы. Коррективы и необходимые изменения в проектные предложения должны быть внесены автором в течение 7 календарных дней с даты получения соответствующей информации (по электронной почте и по телефону). В противном случае проектное предложение будет отклонено.

3. Порядок образования и функции координационного совета

3.1. Координационный совет — постоянно действующий рабочий орган, образованный распоряжением городского головы, который организует и координирует внедрение и реализацию бюджета участия в городе. В состав Координационного совета входит не более 18 лиц, которые избираются из числа представителей территориальной громады города.

3.2. Персональный состав Координационного совета утверждается распоряжением городского головы на основании предложений от представителей территориальной громады города.

3.3. Координационный совет избирает из своего состава председателя и секретаря во время заседания. Решение (выводы, рекомендации) и протоколы Координационного совета после их подписания председателем и секретарем сразу обнародуются на официальном веб-сайте городского совета.

3.4. Функции Координационного совета:

— принимать решения о соответствии проектного предложения требованиям этого Положения;

— проводить предварительное рассмотрение проектных предложений, при необходимости предоставлять авторам рекомендации по их доработке;

— подавать выводы и рекомендации по проектным предложениям, поданным для финансирования за счет средств бюджета участия (общественного бюджета);

— принимать решения по включению проектных предложений в перечень для голосования;

— определять абсолютный объем финансирования бюджета участия на следующий год в соответствии с пунктом 2.3 этого Положения;

— получать информацию о ходе реализации проектных предложений, которые финансируются за счет средств бюджета участия (общественного бюджета);

— определять уполномоченных представителей для докладов и содокладов по вопросам бюджета участия (общественного бюджета) на заседаниях исполнительного комитета, постоянных депутатских комиссий и пленарных заседаниях городского совета;

— контролировать ход реализации проектных предложений, которые финансируются за счет бюджета участия (общественного бюджета), в том числе заслушивать отчеты руководителей структурных подразделений, должностных лиц коммунальных предприятий, учреждений и организаций по вопросам реализации проектных предложений;

— проводить свои заседания гласно и открыто, публиковать протоколы заседаний, заблаговременно сообщать через официальный веб-сайт городского совета о времени и месте проведения заседания.

3.5. Координационный совет работает в форме заседаний, все решения на заседании принимаются простым большинством голосов из числа собравшихся. Заседание считается легитимным, если на нем присутствует свыше 50 % общего состава Координационного совета. В случае равного распределения голосов, решение председательствующего Координационного совета имеет решающее значение.

3.6. Координационный совет утверждается на срок два года с момента подписания распоряжения городским головой.

3.7. Прекращение членства в Координационном совете осуществляется по собственному желанию или коллегиальным решением с возможной рекомендацией нового члена.

3.8. Координационный совет действует на основании Положения о бюджете участия (общественный бюджет).

4. Порядок подачи проектных предложений

4.1. Требования к проектным предложениям:

4.1.1. Название проектного предложения должно быть изложено лаконично, в пределах одного предложения, и не должно противоречить цели подаваемого проектного предложения.

4.1.2. Проектные предложения должны отвечать следующим критериям:

— одна заявка — один объект;

— объект общего пользования;

— актуальность для членов территориальной громады города;

— согласованность цели и результата;

— возможность реализации в течение бюджетного года.

4.1.3. Реализация проектного предложения находится в пределах компетенции исполнительных органов городского совета.

4.1.4. В случае если реализация проектного предложения предусматривает использование земельного участка, последний должен принадлежать к собственности территориальной громады города и отвечать утвержденной градостроительной документации.

4.2. Проектные предложения, подающиеся на конкурс, которые будут профинансированы за счет средств бюджета участия (общественного бюджета), оформленные согласно требованиям, должны формироваться из следующего пакета документов: бланк-заявка, список с подписями по меньшей мере 10 членов территориальной громады города (кроме автора проектного предложения), которые его поддерживают.

4.3. Проектные предложения подаются в бумажном или электронном виде в адрес совета. Информация о конкурсе размещается на официальном веб-сайте городского совета в разделе «Бюджет участия (общественный бюджет)».

4.4. К проектному предложению автором обязательно прилагается расчет расходов.

4.5. Заполненные бланки-заявки проектных предложений, которые пришли на конкурс, реализация которых будет происходить за счет средств бюджета участия (общественного бюджета) города, за исключением страниц, которые содержат персональные данные авторов и на распространение которых последние не дали своего согласия, будут размещены на официальном веб-сайте городского совета в разделе «Бюджет участия (общественный бюджет)».

4.6. Автор проектного предложения может в любой момент снять свое проектное предложение с рассмотрения, но сделать это должен не позже чем за 7 календарных дней до начала голосования.

4.7. Объединение проектных предложений возможно лишь по взаимному согласию авторов проектных предложений, что удостоверяется заявлениями авторов.

4.8. Внесение изменений по сути проектного предложения возможно лишь при согласии авторов в результате дополнительных консультаций.

4.9. Автор проектного предложения или уполномоченное им лицо может представить проектное предложение в ходе публичного обсуждения. Целью такого обсуждения является детальное рассмотрение представленных проектных предложений. Внесение возможных изменений в проектные предложения возможно не позже чем за 7 календарных дней до начала голосования.

5. Порядок рассмотрения проектных предложений

5.1. Управление по связям с общественностью городского совета (далее — уполномоченный рабочий орган) вместе с представителем Координационного совета ведет реестр полученных проектных предложений, реализация которых будет происходить за счет средств бюджета участия (общественного бюджета) города.

5.2. Уполномоченный рабочий орган проверяет полноту и правильность заполнения бланка-заявки проектного предложения. Передает копии заполненных бланков-заявок проектных предложений в соответствующие структурные подразделения городского совета с целью осуществления более детальной проверки, оценки, предоставления рекомендаций и замечаний к каждому из проектных предложений (с использованием унифицированного бланка рассмотрения проектных предложений).

5.3. В рамках бюджета участия (общественного бюджета) не могут приниматься к рассмотрению проектные предложения, которые:

5.3.1. рассчитаны только на разработку проектно-сметной документации;

5.3.2. не являются целостными, а имеют фрагментарный характер;

5.3.3. противоречат утвержденным программам города или дублируют мероприятия, которые предусмотрены этими программами;

5.3.4. противоречат действующему законодательству Украины;

5.3.5. имеют ограниченный доступ для жителей города;

5.3.6. предусматривают реализацию проектных предложений частного коммерческого характера.

5.4. Уполномоченный рабочий орган городского совета обнародует поданные проектные предложения на официальном веб-сайте городского совета в разделе «Бюджет участия (общественный бюджет)» и передает в электронном или бумажном виде в Координационный совет.

5.5. По результатам рассмотрения проектных предложений Координационный совет формирует перечень тех, которые отвечают требованиям этого Положения и будут представлены для голосования. Уполномоченный рабочий орган городского совета обнародует перечень на официальном веб-сайте городского совета и в местах, которые будут определены для голосования.

5.6. Предложения, которые содержат ненормативную лексику, клевету, оскорбления, призывы к насилию, свержению власти, изменению конституционного строя страны и тому подобное, обнародованию не подлежат.

6. Организация голосования за проектные предложения и подсчет результатов

6.1. Отбор проектных предложений, которые получили позитивную оценку и были выставлены на голосование, осуществляют члены территориальной громады города, которые имеют регистрацию места жительства или пребывания в официальных документах через официальный веб-сайт городского совета, после авторизации через систему BankID, путем заполнения электронной формы для голосования или лично бюллетенями в официальных пунктах для голосования при наличии паспорта и идентификационного кода (или предоставление справки о его отсутствии по религиозным или иным убеждениям).

6.2. Координационный совет определяет перечень официальных пунктов голосования, форму бюллетеня и процедуру подсчета. Уполномоченный рабочий орган городского совета обнародует вышеупомянутую информацию не позже чем за 14 календарных дней до дня начала голосования на официальном веб-сайте городского совета.

6.3. Бланки для голосования можно будет получить в официальных пунктах для голосования в период их работы. Также в этих пунктах можно будет ознакомиться с перечнем проектных предложений, которые участвуют в голосовании.

6.4. Голосование происходит путем:

6.4.1. онлайн-голосования на официальном веб-сайте городского совета, раздел «Бюджет участия (общественный бюджет)», путем заполнения соответствующей электронной формы для голосования; авторизация — через систему BankID;

6.4.2. личного голосования в официальных пунктах для голосования.

6.5. Голосование за проектные предложения длится в течение периода, определенного Координационным советом, после их обнародования на официальном веб-сайте городского совета.

6.6. На бланках для голосования или в электронной форме для голосования граждане могут выбрать из предложенных до 5 проектных предложений.

7. Установление итогов голосования бюджета участия (общественного бюджета)

7.1. Установление итогов голосования предусматривает подсчет голосов, отданных за проектное предложение, финансирование которого будет осуществляться за счет бюджета участия города, и обнародования результатов на официальном сайте городского совета.

7.2. Подсчет голосов:

— голоса, отданные во время онлайн-голосования на официальном веб-сайте городского совета, с помощью системы BankID подсчитываются автоматически;

— голоса, отданные лично путем заполнения бюллетеня в официальном пункте голосования, подсчитывают члены Координационного совета и лица, ответственные за проведение личного голосования во время заседания, о дате и месте которого будет сообщено через официальный веб-сайт городского совета;

— соответствующая информация и сформированный рейтинговый список проектных предложений будут представлены в официальных пунктах голосования и на официальном веб-сайте городского совета.

7.3. Результаты голосования удостоверяются протоколом Координационного совета.

7.4. В случае, если одинаковое количество голосов наберут два или более проектных предложения, то победителем определяют то, которое имеет меньшую стоимость.

7.5. Рекомендованными к реализации будут считаться те проектные предложения, которые набрали наибольшее количество голосов, до исчерпания объема средств бюджета участия города, выделенных на их реализацию на следующий год.

7.6. В случае ограничения финансовых ресурсов бюджета участия на реализацию проектного предложения из рейтингового списка принимается во внимание первое из них при условии, что его стоимость не приведет к превышению сумм, выделенных для реализации.

8. Реализация проектных предложений и обнародование информации

8.1. Проектные предложения, которые победили путем голосования, подлежат включению в проект Программы социально-экономического развития и проект городского бюджета на следующий год.

8.2. Уполномоченный рабочий орган обнародует информацию главных распорядителей бюджетных средств о реализации проектных предложений и использовании средств, связанных с финансированием из бюджета участия, в частности, на официальном веб-сайте городского совета.

И в завершение хочу подчеркнуть: бюджет участия — это не о деньгах, не о том, как потратить часть муниципального бюджета. В первую очередь — это создание платформы для общения жителей с властью и между собой, которая даст возможность говорить больше о развитии своей улицы, микрорайона, города, громады, находить понимание, брать ответственность за качество своей жизни.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше