Темы статей
Выбрать темы

Об оплате труда работников органов местного самоуправления

Министерство социальной политики Украины
Письмо от 20.10.2017 г. № 2608/0/101-17/281

Департамент заработной платы и условий труда рассмотрел обращение <…> относительно оплаты труда работников органов местного самоуправления и в пределах компетенции сообщает.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 09.03.2006 г. № 268 «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» (далее — постановление № 268) определены условия оплаты труда работников органов местного самоуправления.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 24.05.2017 г. № 353 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 9 марта 2006 года № 268 и признании утратившими силу некоторых постановлений Кабинета Министров Украины» (далее — постановление № 353) повышены размеры должностных окладов работникам органов местного самоуправления.

При этом после введения в действие вышеупомянутого постановления изменение структуры заработной платы состоялось для отдельных руководящих работников аппаратов (секретариатов) областных, Киевской, Севастопольской городских советов (приложение 48 к постановлению № 268) и руководящих работников и специалистов аппаратов сельских и поселковых советов и их исполнительных органов (кроме сельских, поселковых советов и их исполнительных органов, представляющих интересы объединенных территориальных громад) (приложение 54 к постановлению № 268).

У всех остальных работников и специалистов состоялось повышение должностных окладов без изменения структуры заработной платы.

В соответствии с нормами постановления № 268 руководителям в пределах утвержденного фонда оплаты труда дано право осуществлять премирование работников в соответствии с их личным вкладом в общие результаты работы.

Конкретные условия, порядок и размеры премирования работников определяются в положении о премировании соответствующего органа.

Положение о премировании разрабатывается учреждениями самостоятельно с указанием условий, критериев премирования (депремирования), периодичности выплаты премий (ежемесячные, квартальные, по результатам полугодия) и премий, которые выплачиваются за выполнение отдельных поручений (одноразового характера), к праздничным, юбилейным датам (являются одноразовыми премиями).

Следовательно, премирование работников органов местного самоуправления осуществляется руководителем органа в соответствии с положением о премировании, утвержденным в соответствующем органе и в пределах фонда оплаты труда.

Статьей 32 Кодекса законов о труде Украины предусмотрено, что в связи с изменениями в организации производства и труда допускается изменение существенных условий труда при продолжении работы по той же специальности, квалификации или должности. Об изменении существенных условий труда — систем и размеров оплаты труда, льгот, режима работы, установлении или отмене неполного рабочего времени, совмещении профессий, изменении разрядов и наименования должностей и прочем — работник должен быть поставлен в известность не позже чем за два месяца.

Однако, учитывая указанное, считаем, что повышение должностных окладов работников органов местного самоуправления и принятие руководителем органа решения относительно изменения размера премии не является изменением существенных условий труда работника.

Об определении условий оплаты труда, когда сельский, поселковый голова территориальной громады, которая присоединилась к объединенной территориальной громаде, исполняет обязанности старосты.

Частью первой статьи 8 Закона Украины «О добровольном объединении территориальных громад» определено, что сельский, поселковый голова территориальной громады, которая присоединилась к объединенной территориальной громаде, исполняет обязанности старосты в соответствии с законом на период полномочий совета объединенной территориальной громады текущего созыва. За ним сохраняются размер и условия оплаты труда, которые были ему установлены как сельскому, поселковому голове до присоединения.

Должностные оклады старост определяются согласно приложению 50 к постановлению № 268.

Должностные оклады сельских и поселковых голов определяются согласно приложению 54 к постановлению № 268.

Следовательно, в случае, если сельский, поселковый голова территориальной громады, которая присоединилась к объединенной территориальной громаде, исполняет обязанности старосты, условия оплаты труда ему определяются согласно приложению 54 к постановлению № 268.

Одновременно отмечаем, что письма Министерства не являются нормативно-правовыми актами, по своей природе они носят информационный, разъяснительный и рекомендательный характер и не должны устанавливать новых правовых норм.

Заместитель директора Департамента, начальник отдела оплаты труда в бюджетной сфере А. Литвин

Комментарий редакции

Уменьшение размера премии — не ухудшение условий оплаты труда: разъяснение от Минсоцполитики

В комментируемом письме специалисты Минсоцполитики ответили на следующие вопросы:

«1. Постановлением КМУ от 24.05.2017 г. № 353 повышены должностные оклады работников органов местного самоуправления (ОМС). Кроме того, в сельских (поселковых) советах снова может выплачиваться надбавка за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы. С повышением должностных окладов руководство совета может пересматривать размер премий работников в сторону уменьшения.

Будет ли это изменением в условиях оплаты труда в сторону ухудшения? Нужно ли предупреждать работников о таких изменениях?

2. Должностные оклады руководящих работников и специалистов советов объединенных территориальных громад (ОТГ) (в частности, старосты) после вступления в силу постановления КМУ от 24.05.2017 г. № 353 следует искать в обновленных приложениях 50 и 51 к постановлению КМУ «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» от 09.03.2006 г. № 268. При этом абз. 4 п. 1 этого постановления, который предусматривал, что условия оплаты труда должностных лиц ОТГ определяются соответствующим ОМС исходя из условий оплаты труда должностных лиц местного самоуправления и схем должностных окладов согласно приложениям 50 и 51, был исключен.

В связи с этим возникает следующий вопрос: каким образом осуществлять оплату труда сельским, поселковым головам, которые на время до очередных выборов исполняют полномочия старосты? Каким приложением к постановлению № 268 при этом следует пользоваться?»

Изменение размера премии в сторону уменьшения: изменение существенных условий труда или нет?

Такой вопрос достаточно часто возникает перед работодателем. Вот и в рассматриваемой ситуации он является весьма актуальным.

Так, постановлением КМУ от 24.05.2017 г. № 353 (далее — постановление № 353)* были увеличены размеры окладов абсолютно всех должностных лиц местного самоуправления и служащих в ОМС. Они представлены в приложениях 48 — 55 к постановлению КМУ «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» от 09.03.2006 г. № 268 (далее — постановление № 268).

* См. «Бюджетная бухгалтерия», 2017, № 21, с. 3

При этом после вступления в силу постановления № 353, в частности для руководящих работников и специалистов аппаратов сельских и поселковых советов, их исполнительных органов (приложение 54 к постановлению № 268) состоялось изменение структуры заработной платы. Ведь, кроме повышения должностных окладов, им восстановили право на установление надбавки за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы (исключен абз. 3 п.п. «в» п.п. 1 п. 2 постановления № 268)**.

** Разъяснение специалиста Минсоцполитики по этому поводу см. в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2017, № 24, с. 24

Возможно, существенно на фонд оплаты труда вступление в силу постановления № 353 не повлияло, ведь на работников ОМС распространяются общие требования относительно доплаты до МЗП, и местные советы, понимая «отрыв» должностных окладов работников ОМС от реалий, по большей части дифференцировали зарплаты премиями. Как следствие, руководство совета может пересматривать размер премий работников в сторону уменьшения, но будет ли это изменением в условиях оплаты труда в сторону ухудшения?

В соответствии со ст. 29 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95 о новых условиях или изменении действующих условий оплаты труда в сторону ухудшения работодатель должен сообщить работнику не позже чем за два месяца до их введения или изменения. В рассматриваемом случае изменения действующих условий оплаты труда в сторону ухудшения не происходит (напротив, увеличены оклады и введена надбавка).

В свою очередь, согласно ст. 32 Кодекса законов о труде Украины от 10.12.71 г. (далее — КЗоТ) работник должен быть поставлен в известность не позже чем за два месяца об изменении существенных условий труда, в частности, систем и размеров оплаты труда, только если это происходит в связи с изменениями в организации производства и труде. В этом случае таких изменений не происходит.

В соответствии с положениями ст. 97 КЗоТ и п.п. 2 п. 2 постановления № 268 условия, порядок и размеры премирования работников определяются в положении о премировании соответствующего органа. Опираясь на положение этого документа, руководитель совета имеет право самостоятельно устанавливать конкретные размеры премирования каждого работника в зависимости от фонда оплаты труда. Поэтому логично утверждать, что изменение размера премии не является изменением существенных условий оплаты труда.

И такую точку зрения полностью разделяют специалисты Минсоцполитики в комментируемом письме. Используя практически все вышеприведенные аргументы, они отмечают: принятие руководителем ОМС решения относительно изменения размера премии в связи с повышением работникам окладов не является изменением существенных условий их труда. Соответственно предупреждать работников о таких изменениях (уменьшении размера премии) не нужно.

Кстати, к аналогичной мысли пришел и ВСУ в постановлении от 15.05.2017 г. по делу № 6-2790цс16***, отметив, что ч. 4 ст. 97 КЗоТ, которая запрещает руководителю принимать одностороннее решение по вопросам оплаты труда, ухудшающее условия, установленные в соответствующем порядке, не касается случаев, когда руководитель применяет установленные в учреждении в соответствии с законодательством условия оплаты труда. Принятие руководителем на основе положения о премировании и в пределах своей компетенции решения об уменьшении размера премий, лишении работников премий полностью или частично, нельзя квалифицировать как ухудшение условий оплаты труда, о котором работник должен быть заблаговременно предупрежден.

*** См. по ссылке: http://www.scourt.gov.ua/clients/vsu/vsu.nsf/(documents)/FCC56AA8A60A1AE6C225812B00462F7C.

Сельский голова исполняет обязанности старосты: как оплатить такой труд?

Дело в том, что ч. 1 ст. 83 Закона Украины «О добровольном объединении территориальных громад» от 05.02.2015 г. № 157-VIII определено, что полномочия старост до проведения соответствующих выборов выполняют сельские, поселковые головы громад, которые вошли в состав ОТГ. За такими лицами сохраняются размеры и условия оплаты труда, которые были им установлены как сельским, поселковым головам до присоединения.

Должностные оклады руководящих работников и специалистов советов ОТГ (в частности, и старосты) определены в приложениях 50 и 51 к постановлению № 268 — об этом идет речь в названиях этих приложений. При этом должностные оклады для голов сельских, поселковых советов установлены в приложении 54 к постановлению № 268. В связи с этим возникает вопрос: по какому окладу (приложению) осуществлять оплату труда сельским, поселковым головам, которые на время до очередных выборов исполняют полномочия старосты?

По мнению специалистов Минсоцполитики, указанное следует понимать так, что для данного должностного лица до очередных выборов, несмотря на прекращение им полномочий головы, остаются условия оплаты труда, которые были установлены этому лицу как голове. Следовательно, в случае, если сельский, поселковый голова территориальной громады, которая присоединилась к ОТГ, исполняет обязанности старосты, условия оплаты труда ему определяются согласно приложению 54 к постановлению № 268.

Кстати, свои разъяснения по этому поводу Минсоцполитики предоставляет уже не впервые. К аналогичному заключению специалисты «трудоорплатного» ведомства пришли в письме от 04.08.2017 г. № 2084/0/101-17/284.

Владимир БУДЗ, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше