Темы статей
Выбрать темы

Превышены лимиты электроэнергии: что за это будет?

Станкус Татьяна, заместитель главного редактора газеты «Бюджетная бухгалтерия»
По условиям договора с электропоставщиком мы должны платить двойную оплату за электроэнергию в случаях, когда превышаем лимит ее потребления. Действительно ли мы должны за это платить? Как нам правильно произвести такую оплату?

Прежде всего следует отметить, что в настоящее время действует Закон Украины «О рынке электрической энергии» от 13.04.2017 г. № 2019-VIII (далее — Закон № 2019).

В соответствии с положениями п. 23 разд. XVII «Заключительные и переходные положения» этого Закона частично утратил силу Закон Украины «Об электроэнергетике» от 16.10.97 г. № 575/97-ВР, в частности его ст. 26.

Именно в статье 26 было указано, что потребители (кроме населения и учебных заведений) в случае потребления электрической энергии сверх договорной величины за расчетный период платят энергопоставщикам двукратную стоимость разницы фактически потребленной и договорной величины.

Закон № 2019, которым отменена эта норма, вступил в силу 11.06.2017 г.

Но при этом никто не отменял Правила пользования электрической энергией, утвержденные постановлением Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Украины от 31.07.96 г. № 28 (далее — Правила № 28), и Типовой договор о техническом обеспечении электроснабжения потребителя (далее — Типовой договор), который является приложением 1 к этим Правилам.

Как раз в п.п. 4.2.2 Типового договора определено, что за превышение договорных величин потребления электрической энергии и мощности потребитель платит поставщику двукратную стоимость разницы фактически потребленной и договорной величины.

Новый примерный договор поставки электрической энергии потребителю должна утвердить Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг в соответствии с требованиями ч. 11 ст. 56 Закона № 2019. Пока что такой договор не утвержден.

Поэтому если в вашем договоре поставки электрической энергии указано требование о двойной уплате в случае превышения лимитов потребления, то вы не имеете права нарушать договорные отношения.

В дальнейшем вы можете заключить дополнительное соглашение к договору и исключить такое условие. Но все же, пока такое условие является в договоре действующим, его следует выполнять, не принимая во внимание то, что новый Закон № 2019 его не содержит.

Что касается уплаты за превышение лимита потребления электрической энергии, то мы неоднократно обращали внимание на страницах нашего издания на то, что такая уплата за бюджетные средства является незаконной. Кстати, этой мысли придерживается и Госаудитслужба при проверке вопроса правильности проведения расчетов за электрическую энергию.

И хотя Госказначейство в своих письмах от 18.09.2013 г. № 17-09/74-22000 и от 06.10.2017 г. № 16-13/931-16652 выразило мнение, что такие расходы могут проводиться по КЭКР 2273 «Оплата электроэнергии», мы придерживаемся другого мнения и считаем, что в этом случае Казначейство просто не «докопалось» до истины. Объясним, почему именно.

В соответствии с п. 5.5 Правил № 28 договор о поставке электрической энергии должен содержать, в частности, условия, которые являются существенными и обязательными для этого вида договоренностей, а именно:

— договорные величины потребления электрической энергии, договорные величины потребления электрической мощности (помесячно);

— порядок согласования, установления, пересмотра и корректировки договорных величин;

— обязательства сторон в случае нарушения договорных величин.

При этом важным является то, что предложения потребителя относительно необходимого ему объема электрической энергии являются приоритетными при оформлении договорных величин потребления.

То есть не электропоставщик решает, какими именно будут лимиты, а потребитель.

В соответствии с п. 4 ст. 77 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI лимиты потребления энергоносителей в натуральных показателях для каждого бюджетного учреждения устанавливаются исходя из объемов соответствующих бюджетных ассигнований.

При утверждении смет должны прилагаться детальные расчеты по КЭКР 2273 «Оплата электроэнергии» на основании утвержденных в установленном порядке лимитов в соответствии с п. 43 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228 (ср. ).

Согласованные сторонами объемы ожидаемого потребления электрической энергии и заявленные величины потребления электрической мощности оформляются приложением к договору как договорные величины.

Так, договорная величина потребления электрической энергии — это согласованная в договоре между поставщиком электрической энергии и потребителем величина объема электрической энергии на соответствующий расчетный период.

Согласно п. 6.14 Правил № 28 превышение договорной величины потребления электрической энергии определяется во время подведения итогов расчетного периода на основе подтвержденных сторонами данных расчетного учета электрической энергии или акта приема-передачи электрической энергии.

Объем превышения договорных величин потребления электрической энергии и/или величины мощности в течение расчетного периода оплачиваются потребителями поставщику электрической энергии по регулируемому тарифу в соответствии с законодательством Украины и договором.

Определенная в соответствии с законодательством Украины стоимость разницы между объемом фактически потребленной величины и объемом договорной величины электрической энергии в соответствии с п. 6.16 Правил № 28 зачисляется на текущий счет со специальным режимом использования поставщика электрической энергии.

Как определяет п. 8.1 Правил № 28, поставщик электроэнергии имеет право на получение от потребителя повышенной оплаты за электрическую энергию за объем превышения потребителем договорных величин потребления электрической энергии за расчетный период в соответствии с актами законодательства и условиями договора.

Исходя из этого, такая оплата не относится к штрафам и другим финансовым санкциям, а является повышенной по сравнению с обычным тарифом.

Однако уплата бюджетными организациями двукратной стоимости разницы фактически потребленной и договорной величины является неправомерной. Это утверждение базируется на следующем.

Согласно п. 4.4 Правил № 28 потребитель имеет право в течение расчетного периода обратиться к поставщику электрической энергии с заявлением о корректировке договорной величины потребления электрической энергии.

Поставщик электрической энергии в течение 5 рабочих дней со дня получения обращения рассматривает заявление, принимает решение и не позже шестого рабочего дня со дня получения обращения в письменном виде сообщает потребителю о результатах рассмотрения заявления.

Предложения потребителя относительно корректировки договорных величин являются приоритетными при условии предварительной оплаты дополнительно заявленных объемов и получения поставщиком по регулируемому тарифу заявления потребителя не позже чем за 5 рабочих дней до окончания расчетного периода.

Поставщик электрической энергии по регулируемому тарифу имеет право отказать потребителю в корректировке (увеличении) договорных величин в случае невыполнения потребителем своих обязательств относительно оплаты электрической энергии по договору о поставке электрической энергии.

По результатам рассмотрения заявления потребителю направляется уведомление об уровнях откорректированных договорных величин или обоснованный отказ в осуществлении корректировки. Уведомление об уровнях откорректированных договорных величин объема потребления и электрической мощности является неотъемлемой частью договора.

Итак, как видим, потребления электрической энергии сверх договорной величины можно избежать при своевременной корректировке договорных величин. Этим должен заниматься работник бюджетного учреждения, на которого согласно должностным обязанностям возложены функции относительно контроля за использованием электрической энергии, предоставления отчетов организации — поставщику электрической энергии и т. п.

Учитывая вышеупомянутое, можно сделать окончательный вывод: уплата двойного размера за использование электрической энергии сверх установленных договорных величин является не чем иным, как уплатой бюджетных средств за фактически не полученные услуги по электроснабжению. Такие расходы бюджетных средств являются необоснованными и подлежат взысканию в соответствующий бюджет.

Как мы уже отмечали выше, специалисты Госаудитслужбы именно так и трактуют случаи двойной оплаты за электроэнергию бюджетными организациями.

Подробнее о вопросе оплаты за электроэнергию сверх установленных лимитов вы можете узнать из консультации специалистов Госаудитслужбы (ранее — Госфининспекции) «Бюджетные учреждения должны уплачивать только за фактически потребленную электроэнергию» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2008, № 24, с. 16; 2011, № 28, с. 15).

Кроме того, отметим, что средства на уплату электроэнергии, как и другие бюджетные средства, которые есть в распоряжении бюджетных организаций, четко ограничены сметой.

При расчете потребности в электроэнергии средства на уплату превышения договорных величин, конечно же, не предусматриваются. Поэтому такая уплата может в дальнейшем привести к ситуации, когда бюджетных средств на уплату услуг по электроснабжению будет недостаточно даже при полном финансировании потребности.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше